Моему лучшему другу Сандро-Поздравление в День его Рождения! &nbs...
в день рождения от Людочки Немоляевой - (0)В зимний день рождения для Саши (Сандро5) стихи Ирины Самариной в подарок С днем рождения тебя, С...
Много красок и слов утекло с тех годов .. - (0)Много красок и слов утекло с тех годов .. П...
Не исчезай .. - (0)Не исчезай .. Отцветший шиповник не зацветет, &nb...
.. где ты, мой хороший... - (0).. где ты, мой хороший... ...
![]() | сандро_пятый написал 03.01.2018 09:00:20: И если я раньше безудержным был -
фанат парусов и дороги...
быть первым любил, а сегодня - остыл,
души очищая чертоги:
неровен стал ход боевого коня
и пулей пробита под сердцем броня!
Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1123676/
|
10 удивительных фактов о жизни самой юной художницы СССР |
Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей
на выставку графики 17-летней московской школьницы,
которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву.
Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» —
лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова.
31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17.
В день рождения Нади Рушевой «Избранное» решило восстановить хронику
жизни и творчества невероятно талантливой советской девочки.
1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе.
Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев,
а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.
Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева
Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве,
в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком,
но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу.
На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка,
похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.
2. Рисовать Надя начала в пять лет Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу
и больше никогда в жизни с ними не расставалась.
Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина,
за то время, пока отец читал эту сказку вслух.
В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:
«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время —
рисовала то, что в данный момент чувствую <...> Потом, когда сама научилась читать,
делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“...»
Маленькая Надя Рушева с родителями
3. Надя никогда не пользовалась ластиком Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка
никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша.
Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки,
как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:
«Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».
На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции —
часто всего несколькими линиями.
Наталья Гончарова, жена Пушкина — пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой
4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу Надя почти никогда не рисовала с натуры,
не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки
и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади —
её удивительное воображение, которому научить невозможно.
Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»
5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет
В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки —
в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ. В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок –
в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.
Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»
6. «Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари
В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия.
Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?..
Объяснение было одно: девочка — гений.
«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», —
писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко,
но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда.
Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей
доктор искусствоведения Алексей Сидоров.
«Аполлон и Дафна»,
1969. Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона,
она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево,
как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.
7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков Среди работ Нади Рушевой —
иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова.
Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади —
это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина
и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.
Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.
Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.
Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)
Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.
Отдыхающая балерина (1967)
8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова
Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании.
Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире.
Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков,
в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.
Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день,
пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова — и самыми удачными, во многом пророческими.
Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты,
Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной — удивительная прозорливость, качество гения.
А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича. Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:
«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает...
Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».
Однажды весной, в час небывало жаркого заката...
Мастер и Маргарита
Первая встреча Мастера и Маргариты
Маргарита выхватывает рукопись из огня
Поэт Бездомный
9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм
В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие
в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным.
Надя вернулась домой буквально за день до смерти.
Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма —
те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.
Надежда Рушева. Автопортрет
10. Она умерла неожиданно 5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание.
Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя.
Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга.
Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо — дожить до 17 лет с таким диагнозом.
Никто не знал, что у Нади аневризма — она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком.
Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.
Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой.
Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки. —
из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков.
Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах,
сотни листов художница подарила друзьям и знакомым,
немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок.
Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве,
в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге,
Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том,
что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.
«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, — пишет Шеваров. —
Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках,
а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала.
„Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами:
мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».
Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков — книги, биографии
и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал.
И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона
интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами?
Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить
одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.
Рисует Надя Рушева
Уникальные кадры – юная художница Надя Рушева незадолго до своей неожиданной смерти в 17 лет.
«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время – рисовала то, что прямо в этот момент чувствовала...»
Она ушла из жизни в 17 лет, оставив около 10 тысяч рисунков – пронзительных, невероятно талантливых работ.
Необъяснимый феномен, сенсация мирового масштаба – практически забытая в наши дни.
Когда открылась первая выставка, Нади Рушевой было всего 12. В следующие пять лет персональные выставки Нади
прошли по всему миру. Зрители испытывали настоящее потрясение, рассматривая её лёгкую и выразительную графику.
Как можно с помощью бумаги и карандашей или фломастеров передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?..
Объяснение было одно: эта девочка — гений. Этот неоконченный фильм уникален и символичен.
Девочка приезжает в Ленинград, посещает Дом-музей Пушкина на Мойке, представляет, какими были последние часы поэта и рисует...
Фильм не смогли закончить из-за неожиданной смерти самой Нади.
Она умерла из-за врожденной аневризмы сосуда головного мозга, которую в 60-е годы прошлого века еще не умели лечить.
Фильм позволяет увидеть, какой была в жизни одна из самых талантливых художниц советской эпохи.
В картине использованы иллюстрации Нади Рушевой к произведениям поэта – «Евгений Онегин», «Арап Петра Великого»,
«Пиковая дама» и рисунки, посвященные различным событиям из его жизни – «Лучший поэт лицея»,
«Пушкин и Анна Керн» и т.д. Кроме рисунков Нади и кадров её работы над ними,
в этой десятиминутной документалке можно увидеть дом-музей А.С. Пушкина на Мойке, 12 таким,
каким он был до реставрации.
http://izbrannoe.com/news/lyudi/10-udivitelnykh-fa...samoy-yunoy-khudozhnitsy-sssr/
Рубрики: | знаменитости Искусство видео картины живопись художники мгновения жизни избранное |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |