«Я не принадлежу к музыкантам-кубистам, еще менее — к футуристам, и уж конечно не к импрессионистам. Я музыкант без ярлыков», — говорил о себе Франсис Пуленк.
7 января исполнилось 120 лет со дня рождения композитора, пианиста, критика, одного из самых ярких представителей музыкальной Франции прошлого столетия.
Франсис Пуленк (1899-1963) родился в семье крупного промышленника. Любовь к музыке маленькому Франсису передала мать — прекрасная пианистка. В доме всегда звучала музыка Моцарта, Бетховена, Шопена, Шуберта и Грига. Когда малышу Франсису исполнилось два года, мальчик получил в подарок свой первый музыкальный инструмент— маленькое игрушечное пианино. Он называл его «моё до, ре, ми».
Впоследствии юный гений проводит за фортепиано каждую свободную минуту, и даже пробует сочинять музыку.
Уже в юности Пуленк принимает решение посвятить свою жизнь музыке. Однако у его отца на этот счёт свои планы. Он определяет сына в один из лучших парижских лицеев для получения степени бакалавра. С трудом осваивая основные предметы, Франсис берёт уроки у пианиста-виртуоза Рикардо Виньеса. Мастер, сразу увидевший в будущем композиторе огромный талант, с большим энтузиазмом занимается с юношей, а также знакомит ученика с Эриком Сати и Жоржем Ориком. В дальнейшем — это близкие друзья Франсиса.
Поступлению в консерваторию помешала война — Франсиса Пуленка призвали в армию. Но даже будучи солдатом, он продолжает писать музыку.
В 1917 г. восемнадцатилетний Франсис дебютировал на одном из концертов новой музыки "Негритянской рапсодией" для фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и баритона. На следующий день после премьеры весь музыкальный Париж говорил о молодом талантливом композиторе.
Это сюита псевдоэкзотического характера, основанная на литературной мистификации. В сборнике стихов «Поэмы Макоко-Кенгуру», созданном мнимым негром (Макоко Кангуру) из Либерии, содержалось несколько стихотворений, написанных якобы на одном из африканских наречий, на самом же деле представляющих собой набор бессмысленных слогов. Фрагменты из этого сборника и составили текст рапсодии. В ней пять частей, контрастных по характеру, но связанных вариантно трансформирующимися темами, которые сменяют одна другую без перерыва. Эти части — Прелюдия, Рондо, «Гонолулу», Пастораль, Финал.
"Негритянская рапсодия*"
I. Prelude (Modéré)
II. Ronde (Très vite) [01:59]
III. Honoloulou (Intermède vocal) [03:11]
IV. Pastorale [05:41]
V. Final (Presto) [08:20]
Ансамбль `New Music Studium`
Николя Ривенк (баритон)
Антонио Плотино (дирижёр)
Очень поэтична мечтательная Пастораль...
Известно о многолетней дружбе Франсиса Пуленка со Стравинским. «Звучание музыки Стравинского было чем-то столь новым для меня, что впоследствии я часто задумывался и спрашивал себя: «Ну, хорошо, а если бы Стравинского не было, стал бы я писать музыку?» — признавался Пуленк. Несмотря на редкие встречи, их дружба продлилась около 40 лет.
Музыка Пуленка популярна и во Франции, и далеко за её пределами. Наверно потому, что в этих мелодиях сочетаются обезоруживающая простота, тонкость и психологическая глубина.
«Моя музыка — это мой портрет», — часто любил повторять французский гений.