Великие исполнители ХХ века. Надежда Андреевна Обухова |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
В русской истории певица Обухова Надежда занимает особенное место, причем не только благодаря своим исключительным голосовым данным, но и уникальному долгому творческому пути, который продолжался более шести десятков лет, основную часть которых она посвятила сцене театра оперы и балета. Обухова Надежда Андреевна в течение всей жизни выступала с концертами, записывая в студиях свои песни, поэтому практически все из них сохранились на грампластинках и магнитных лентах. «Петь я начала с юных лет, сперва русские народные песни, услышанные мной в деревне Тамбовской губернии», — писала певица в своих воспоминаниях о раннем детстве.
Родилась певица в Москве, но большая часть ее детства и юность прошли за городом. Причиной этому было то, что вскоре после родов от чахотки умерла ее мама, и отец Надежды, видный военный, передал воспитание своих дочерей, а также их младшего брата Юрия деду по матери, жившему в родовом имении на Тамбовщине. Отметим, что прадедом Обуховой по матери был поэт Е.Баратынский.
Дед певицы, Андриан Семенович Мазараки, был огромным поклонником музыки и хорошим другом Н.Рубинштейна. Он великолепно играл на пианино, а потому вовремя смог обнаружить огромный талант у своей внучки. Благодаря деду Надежда Обухова получила отличное домашнее образование, а также познакомилась с европейской музыкой.
Дед певицы так никогда и не утешился после безвременной смерти своей дочери и, чтобы избавить своих внучек, Надежду и Анну, от столь же трагической судьбы, рано увез их за границу, в Италию. Там Надежда проходила курс лечения и одновременно серьезно занималась музыкой. Она побывала в Риме, Венеции, Милане, овладела итальянским и французским языками.
В Италии же Обухова начала заниматься с профессиональными педагогами. Первой ее наставницей стала известная певица Элеонора Липман, ученица знаменитой Полины Виардо. Она убедила девушку в том, что ей необходимо развивать голос и что певица должна научиться прекрасно владеть им. Из этих уроков Надежда поняла, что может стать настоящей певицей, если будет долго и серьезно учиться пению.
Однако продолжить образование за границей Надежда не смогла, потому что в 1906 году ее дед скоропостижно умер и сестрам пришлось возвратиться в Москву. В столице певица продолжала свои занятия музыкой, а в 1907 году стала студенткой Московской консерватории. Она поступила в класс, руководителем которого был известнейший музыкальный педагог Умберто Мазетти. Он видимо обладал особым даром чувствовать будущих знаменитостей, потому что за десять лет до Обуховой его студенткой была известная певица А.Нежданова. К сожалению, летом 1908 года ей пришлось бросить учебу из-за болезни. Лечиться она уехала в Сорренто в Италии, а вернулась только через год.
С 1910 года Обухова снова начала учиться в консерватории у профессора Мазетти. Упорные занятия не пропали даром: ее голос не только окреп, но и расширился по-диапазону. Вот почему Обухова с таким успехом исполняла репертуар не только меццо-сопрано, но и лирического сопрано.
В 1912 году Обухова закончила консерваторию. На выпускном концерте она исполнила труднейшие арии из опер П.Чайковского «Пиковая дама» и «Орлеанская дева». После такого блестящего выступления молодую певицу взяли в Большой театр, где она сразу же стала исполнительницей первых партий. Однако она и там продолжала работать над своим мастерством и развивать голос. В ее становлении как оперной певицы Надежде Андреевне серьезно помогала А.В.Нежданова, дружбу с которой Обухова пронесла через всю жизнь.
Романс. Нет не тебя так пылко я люблю.
(А.Шишкин - М.Лермонтов)
В Большом театре Обухова проработала почти пятьдесят лет. За годы работы здесь она выступила более чем в двадцати оперных постановках, исполнив практически все партии классического репертуара. Лишь во время первой мировой войны Обухова прервала свои выступления, поскольку вместе с мужем, офицером-артиллеристом, отправилась на фронт. После его гибели второй раз замуж она не вышла.
Помню я еще молодушкой была
(Русская народная песня)
Исполненные Обуховой оперные партии стали классическими. Певица практически ни разу не копировала устоявшиеся в сознании стереотипы, стараясь найти новые краски в традиционных ролях. Так, работая над ролью Кармен, которую до нее пела М.Максакова, она практически заново разработала всю концепцию роли, причем сделала это настолько убедительно, что режиссер-постановщик оперы специально для нее изменил основные мизансцены. Чтобы сыграть эту роль, актриса несколько месяцев занималась танцами в балетном классе, и критика впоследствии назвала ее Кармен «самой танцующей». Ни зрители, ни даже партнеры не хотели верить, что актрисе в это время было уже 44 года.
Романс. Сомнение.
(М.Глинка - Н.Кукольник)
Романс. Ночь светла.
(М.Шишкин - Н.Языков)
Не менее известным стало и исполнение ею партии Марфы из оперы М.Мусоргского «Хованщина». Актриса несколько раз возвращалась к этой роли, углубляя и оттачивая созданный ею образ. Этим великолепным исполнением впервые могли восхищаться и радиослушатели, так как опера транслировалась напрямую из зала Большого театра.
Романс. Калитка.
(В.Буюкли - А.Будищев)
Обухова покинула сцену Большого театра в 1943 году, находясь в расцвете своего таланта. С этого времени она целиком посвятила себя концертной деятельности. До последних дней жизни Обухова выступала с концертами в самых различных аудиториях. Впервые она вышла на концертную эстраду в 1912 году и с тех пор выступала практически непрерывно. При этом Обухова почти никогда не повторяла программу одного и того же концерта.
Романс. Не брани меня родная.
(А.Дюбюк - А..Разоренов)
Надежда Андреевна стала также одной из первых певиц, которая ввела в свой репертуар песни советских композиторов. Причем она предпочитала работать над новым произведением совместно с композитором. В этом плане особенно интересно ее творческое содружество с Д.Шостаковичем. Композитор специально видоизменял свою музыку применительно к особенностям голоса Обуховой.
Ария Любавы из оперы "Садко"
Свой последний концерт Обухова исполнила в честь своей наставницы и подруги А.Неждановой у нее в доме в связи с годовщиной смерти певицы. После этого, как и каждый год, она уехала на отдых в Феодосию и там скоропостижно умерла.
Романс Полины из оперы "Пиковая дама"
"Хабанера" из оперы "Кармен"
Текст: http://potomy.ru/peoples/obuhova-nadezhda-russkaya-pevitsa.html
Рубрики: | Певцы Вокальное искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий любитель_оперы
любитель_оперы, спасибо большое за такой трогательный отзыв. Очень рада Вашему отзыву и вниманию.Ответ на комментарий Нина-Ник
еще раз позвольте поблагодарить вас. У вас так отлично получилсЯ пост...может быть продолжите рассказы о русских певицах---ведь есть еще Нежданова Шумская и волшебная Виктория Иванова...А то везде и повсюду Мария Каласс(хотя конечно гениальности ее никто не отрицает)Ответ на комментарий любитель_оперы
любитель_оперы, Да, у меня есть уже в плане продолжить, а про Викторию Иванову я уже писала пост, не так давно, может быть летом. Посмотрите в метках "Певцы". Там должны быть и Левко и Архипова и др. Рада Вашему интересу. Спасибо Вам большое.Ответ на комментарий Нина-Ник
спасибо. посмотрю про Викторию....Левко--моя любимая певица...жду с нетерпением Ваших постовОтвет на комментарий Нина-Ник
О Виктории Ивановой - сентябре прошлого года.Ответ на комментарий Нина-Ник
Нинель_Ник, меня удивляет,что все хотят посты только об известных певцах.Ответ на комментарий liudmila_leto
Liudmila5591, этих известных певцов уже давно забыли и почему бы не вспомнить о них.Ответ на комментарий liudmila_leto
Liudmila5591, как раз то я писала о тех, чье имя не так уж и было на слуху. А если кто был на слуху, то почему же и о них не вспомнить? Того же Атлантова, Гуляева и др.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |