Однако, по мнению значительной части музыкального сообщества, Граупнер – ярчайший композитор в истории музыки, со своим очень своеобразным стилем, не укладывающимся в привычные представления об эпохе барокко.
Всё это в полной мере относится к его концерту для фагота си бемоль мажор GWV 340.
Оцените самобытность этого сочинения.Почувствуйте потенциал самой музыки.
Два совершенно разных варианта исполнения.
1. Moderato
2. Affettuoso 9-40
3. Allegro 11-25
1. Moderato
2. Affetuoso
3. Allegro
****
Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Фагот считается подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем поспешили воспользоваться многие композиторы.
Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти.
Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный. Самый низкий, а также средний регистр используется чаще всего, а вот верхние ноты получаются весьма сдавленными и даже гнусавыми. Диапазон фагота сравнительно небольшой – почти три октавы, от си бемоль контроктавы до ре второй. Интересно, что можно извлекать и более высокие ноты, вот только они не всегда хорошо звучат и композиторы практически никогда не используют их, зная эту особенность. Записывается партия фагота обычно в басовом либо теноровом ключах.