-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Александр Борисович Гольденвейзер (1875 — 1961)

Понедельник, 10 Марта 2014 г. 18:48 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

 

Александр Борисович Гольденвейзер - крупнейший педагог, талантливый исполнитель, композитор, музыкальный редактор, критик, литератор, общественный деятель — во всех этих качествах на протяжении многих десятилетий он выступал с успехом. Ему всегда было свойственно неустанное стремление к знанию. Это касается и самой музыки, в которой его эрудиция не знала границ, это касается и других областей художественного творчества, это касается и самой жизни в разных ее проявлениях. Жажда знаний, широта интересов привели его в Ясную Поляну к Льву Толстому, заставляли его с одинаковым энтузиазмом следить за литературными и театральными новинками, за перипетиями матчей за мировую шахматную корону. «Александр Борисович, — писал Фейнберг, — «всегда живо интересуется всем новым в жизни, литературе и музыке. Однако, будучи чужд снобизма, какой бы области это ни касалось, он умеет найти, - несмотря на быструю смену модных течений и увлечений, непреходящие ценности — все важное и существенное». И это сказано в те дни, когда Гольденвейзеру исполнилось 85 лет!  

   Гольденвейзер - один из основателей советской школы пианизма - олицетворял собой плодотворную связь времен, передавая новым поколениям заветы своих современников и учителей. Ведь путь его в искусстве начался еще ев конце прошлого века. На протяжении долгих лет ему пришлось встречаться со многими музыкантами, композиторами, писателями, которые оказали значительное влияние на его творческое формирование. Однако исходя из слов самого Гольденвейзера, тут можно выделить узловые, решающие моменты.

 

  «Свои первые музыкальные впечатления, — вспоминал Гольденвейзер, — я получил от матери. Мать моя не обладала выдающимся музыкальным дарованием, в детстве она некоторое время брала в Москве уроки фортепианной игры у небезызвестного Гарраса. Она также немного пела. У нее был отличный музыкальный вкус. Она играла и пела Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона. Отца по вечерам часто не бывало дома, и, оставаясь одна, мать целыми вечерами музицировала. Мы, дети, часто слушали ее, а ложась спать, привыкли засыпать под звуки ее музыки».

  А позднее — учеба в Московской консерватории, которую он окончил в 1895 как пианист и в 1897 — как композитор. Зилоти и Пабст — его учителя по фортепианному классу. Еще в студенческую пору (1896) он дал свой первый сольный концерт в Москве. Композиторским мастерством молодой музыкант овладевал под руководством Ипполитова-Иванова, Аренского, Танеева. Каждый из этих прославленных педагогов так или иначе обогатил художественное сознание Гольденвейзера, но занятия у Танеева и впоследствии близкое личное общение с ним оказали за молодого музыканта наибольшее влияние.


 Гольденвейзер (в полосатой Толстовке) беседует с Толстым

  Еще одна знаменательная встреча: «В январе 1896 счастливый случаи ввел меня в дом Л. Н. Толстого. Постепенно я стал близким к нему человеком до самой его смерти. Влияние этой близости на всю мою жизнь было громадно. Как музыканту, Л. Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа». (О своем общении с великим, писателем он много позднее напишет двухтомную книгу «Вблизи Толстого».) И действительно, в своей практической деятельности концертанта Гольденвейзер еще в предреволюционные годы стремился быть музыкантом-просветителем, привлекая к музыке демократические круги слушателей. Он устраивает концерты для рабочей аудитории, выступая в домах Российского общества трезвости, в Ясной Поляне проводит своеобразные концерты-беседы для крестьян, преподает в Московской народной консерватории.

 

  Эта сторона деятельности Гольденвейзера получила существенное развитие в первые годы после Октября, когда он на протяжении нескольких лет возглавлял Музыкальный совет, организованный по инициативе Луначарского: «В конце 1917 я узнал, что при «Рабочем кооперативе»... организовался «неторговый» отдел. Этот отдел начал заниматься устройством лекций, концертов, спектаклей для обслуживания широких масс населения. Я отправился туда и предложил свои услуги. Постепенно дело разрослось. Впоследствии эта организация перешла в ведение Моссовета и была передана Московскому отделу народного образования (МОНО) и существовала до 1921. У нас образовались отделы: музыкальный (концертный и образовательный), театральный, лекционный. Я возглавлял концертный отдел, в работе которого участвовал ряд видных музыкантов. Мы организовали концертные бригады. В моей бригаде участвовали Обухова, Барсова, Райский, Сибор, Блюменталь-Тамарина... Наши бригады обслуживали заводы, фабрики, красноармейские части, учебные заведения, клубы. Мы ездили в самые отдаленные районы Москвы зимой на розвальнях, а в теплое время — на ломовых полках; выступали порой в холодных, нетопленных помещениях. Тем не менее работа эта давала, всем участникам большое художественное и моральное удовлетворение. Аудитория (особенно там, где работа проводилась систематически) живо реагировала на исполнявшиеся произведения; по окончании концерта задавали вопросы, подавали многочисленные записки...»

 

  Более полувека продолжалась педагогическая деятельность пианиста. Еще а студенческие годы Александр Борисович начал преподавать в Московском сиротском институте, затем он - профессор консерватории Московского филармонического общества. В 1906 Гольденвейзер навсегда связал свою судьбу с Московской консерваторией. Он воспитал более 200 музыкантов. Имена многих его учеников широко известны — Фейнберг, Гинзбург, Тамаркина, Николаева, Башкиров, Берман, Благой, Сосина... Как писал Фейнберг, «Гольденвейзер сердечно и внимательно относился к своим ученикам. Он прозорливо провидел судьбу молодого, еще не окрепшего таланта.. Сколько раз мы убеждались в его правоте, когда в юном, казалось бы, незаметном проявлении творческой инициативы он угадывал еще не раскрытое большое дарование». Характерно, что воспитанники проходили у Гольденвейзера весь путь профессиональной подготовки — от детских лет до аспирантуры. Так в частности, сложилась судьба Гинзбурга.

  Если затронуть некоторые методологические моменты в практике выдающегося педагога, то стоит привести слова Благого: «Сам Гольденвейзер не считал себя теоретиком фортепианной игры, скромно называя себя лишь педагогом-практиком. Меткость и лаконизм его замечаний объяснились, между прочим, тем, что он умел обратить внимание учащихся на главный, решающий момент в работе и вместе с тем исключительно точно подметить все мельчайшие (подробности сочинения, оценить значение каждой детали для понимания и воплощения целого. Отличаясь предельной конкретностью, все замечания Александра Борисовича Гольденвейзера вели к серьезным и глубоким принципиальным обобщениям». Отличную школу в классе Гольденвейзера прошли и многие другие музыканты, среди которых композиторы Евсеев, Кабалевский, Нечаев, Фере, органист Ройзман.


Встреча с пианистом Эгоном Петри. Сидят: Татьяна Гольдфарб, Генрих Нейгауз, Нина Емельянова, Эгон Петри. Стоят: Яков Зак, Роза Тамаркина, Александр Гольденвейзер. 1937. Центральный Дом работников искусств

  И все это время, вплоть до середины 50-х годов, он продолжал концертировать. Тут и сольные вечера, и выступления с симфоническим оркестром, и ансамблевое музицирование с Изаи, Касальсом, Ойстрахом, Кнушевицким, Цыгановым, Коганом. Как всякий большой пианист, Гольденвейзер обладал оригинальным почерком. «Мы не ищем в этой игре физической мощи, чувственного обаяния, — отмечал Альшванг, — зато мы находим в ней тонкие оттенки, честное отношение к исполняемому автору, доброкачественный труд, большую подлинную культуру — и этого достаточно, чтобы некоторые исполнения мастера надолго запомнились слушателям. Мы не забываем некоторые интерпретации Моцарта, Бетховена, Шумана под пальцами Гольденвейзера». К этим именам смело можно прибавить Баха и Скарлатти, Шопена и Чайковского, Скрябина и Рахманинова. «Большой знаток всей классической русской и западной музыкальной литературы, — писал Фейнберг, — он обладал чрезвычайно широким репертуаром... Об огромной амплитуде мастерства и артистизма Александра Борисовича молено судить по владению им самыми разнообразными стилями фортепианной литературы. В равной степени удавался ему филигранный моцартовский стиль и порывисто утонченный характер скрябинского творчества».

 

  Как видим, когда речь заходит о Гольденвейзере-исполнителе, одним из первых называется имя Моцарта. Его музыка, действительно, сопровождала пианиста почти всю творческую жизнь. В одной из рецензий 30-х годов читаем: «Моцарт у Гольденвейзера говорит сам за себя, как бы от первого лица, говорит глубоко, убедительно и увлекательно, без ложного пафоса и эстрадной позы... Все просто, естественно и правдиво... Под пальцами Гольденвейзера оживает вся многогранность Моцарта — человека и музыканта, — его солнечность и скорбность, взволнованность и раздумье, дерзость и изящество, мужество и нежность». Мало того, моцартовское начало специалисты находят и в гольденвейзеровских интерпретациях музыки других композиторов.

  В программах пианиста весомое место всегда занимали произведения Шопена. «С большим вкусом и прекрасным чувством стиля, — подчеркивает А. Николаев, — Гольденвейзер умеет выявить ритмическое изящество шопеновских мелодий, полифоническую природу его музыкальной ткани. Одной из черт пианизма Гольденвейзера является весьма умеренная педализация, некоторая графич-ность четких контуров музыкального рисунка, подчеркивающая выразительность мелодической линии. Все это придает его исполнению своеобразный колорит, напоминая о связях стиля Шопена с пианизмом Моцарта».

  

  Следует упомянуть и о сочинениях Гольденвейзера-композитора. Его перу принадлежат три оперы («Пир во время чумы», «Певцы» и «Вешние воды»), оркестровые, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы, романсы.

...Так он прожил жизнь, долгую, насыщенную трудом. И никогда не знал покоя. «Тот, кто посвятил себя искусству, — любил повторять пианист, — должен все время стремиться вперед. Не идти вперед — значит идти назад». Александр Борисович Гольденвейзер всегда следовал позитивной части этого своего, тезиса.

belcanto.rugoldenveiser.html


 

Рубрики:  Музыканты/Пианисты
Композиторы
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 14 пользователям

Чингиз   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 19:28 (ссылка)
Хороший пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 19:58 (ссылка)
Спасибо, Тамара, очень все интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 20:10 (ссылка)
Слушаю, читаю, цитирую. Спасибо тебе, Томочка.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 22:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Чингиз

Очень интересная связующая нить. Гольденвейзер - современник Толстого и мой. Когда я родила сыночка, он ещё был жив.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 22:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Рада, Нина, что понравилось! Радости, творчества тебе!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 22:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна_Бойко-Назарова

Жалко, что Моцарта в его исполнении не нашла. Спасибо, Танечка!
Ответить С цитатой В цитатник
Wolodin-de-Mort   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 22:51 (ссылка)
спасибо за пост!


савсем не как реклама) - книгу об Александре Борисовиче вы всегда можете приобрести у нас в магазине - http://tdmaestro.ru/product/agoldenvejzer-vospominanija/
Ответить С цитатой В цитатник
Barmani   обратиться по имени Понедельник, 10 Марта 2014 г. 23:29 (ссылка)
Вы не поверите: я училась в музыкальной школе у его ученицы Малевой Раисы Моисеевны.
Гольденвейзера знают практически все, кто учился в музыкальной школе игре на фортепьяно: лучшая нотная литература - именно под его редакцией.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2014 г. 11:53 (ссылка)
Тамара, спасибо большое за такой замечательный пост о выдающемся музыкальном педагоге. «Тот, кто посвятил себя искусству, — должен все время стремиться вперед» - прекрасные слова!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2014 г. 21:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Wolodin-de-Mort

Спасибо. Книги, к сожалению, не могу читать. Могу читать только с монитора и то недолго
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2014 г. 21:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Barmani

Как хорошо, Марина, что Вы учились музыке, да ещё у талантливых педагогов! Мне не пришлось, а очень хотелось! Творческих успехов Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2014 г. 21:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Здравствуйте, Наташа! Спасибо за отзыв! Александр Крылов сообщил мне, что у него авторитетность = 1 и его сообщения не берут, а где эти оценки?
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2014 г. 22:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, добрый вечер, Тамара! У меня авторитетность вообще = 0. Это такой цветной прямоугольничек с процентами рядом с аватаркой. А куда его не берут?
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2014 г. 22:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Я у него взяла сообщение: Кемпф потрясающе, на мой и его взгляд, исполняет Бетховена. Он говорит, что ему не разрешают публиковать в Ис. Зв., так как у него авторит. 1, а надо 30
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2014 г. 22:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, я впервые о таком слышу. Может это какой-то другой авторитет... В сообществе всем разрешено присылать сообщения. Вроде бы у всех всё нормально, никто не жаловался... Может быть ему в поддержку обратиться с таким вопросом? Я гляну на всякий случай в настройках, может что-то новое появилось. Но другие ведь без проблем присылают...
Ответить С цитатой В цитатник
rinagit   обратиться по имени Среда, 12 Марта 2014 г. 02:04 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо!Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 12 Марта 2014 г. 13:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, Тамара, а у него так только в Иск. Зв. или в других сообществах тоже?
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 12 Марта 2014 г. 15:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Речь, Наташа, шла только об Иск. Зв. Вот что Александр мне ответил: "А про авторитетность написано в ИЗ при попытке добавить сообщение появился текст.
Это придумка автора сообщества." Вы сами можете почитать все комментарии к сообщению Крылова "Чудо музыки"
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 12 Марта 2014 г. 15:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, это клевета, Тамара! Я не могу устанавливать такие требования для участников сообщества. Отвечает ему в любом случае робот. Очень жаль, что вокруг меня и сообщества разворачиваются подобные сплетни!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 12 Марта 2014 г. 15:18 (ссылка)

Ответ на комментарий rinagit

Спасибо, Ирина, за интерес!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 12 Марта 2014 г. 15:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, если он имеет в виду вот это:
Разрешить писать только зарегистрировавшимся более недели назад и имеющим авторитет на сайте(защита от спама)
то в сообществе этого нет и разрешено писать ВСЕМ, даже новичкам и не имеющим никакого авторитета. Я специально проверила настройки.
Ответить С цитатой В цитатник
виктория_ковисова   обратиться по имени Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 02:32 (ссылка)
Спасибо! Мне кажется- это несправедливо, что этого ПЕДАГОГА в принципе не вспоминают, хотя предпочтение отдают именно его редакциям. Может я не права? Еще раз спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 20:50 (ссылка)

Ответ на комментарий виктория_ковисова

Безусловно Вы правы, Виктория! И разве только Гольденвейзера забыли?! Я думаю, что ему труженнику и то там приятно, что пользуются его трудами!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку