Большой театр к юбилею Джузеппе Верди: "Реквием" |
К двухсотлетию со дня рождения Джузеппе Верди
Дирижёр - Василий Синайский
19 ноября 2013. Историческая сцена
13 ноября 1868 умер Россини. «Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста, — писал Верди. — В мире угасло великое имя! Это имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая, — и это была слава Италии!»
Не прошло и четырех дней, как Джузеппе Верди представил тщательно разработанный проект увековечения памяти Россини: «Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам... объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини... Этот реквием нужно было бы исполнить в церкви Сан Петронио в городе Болонья, подлинной музыкальной родине Россини. Этот реквием не должен был бы стать предметом любопытства или спекуляции: тотчас по исполнении на него были бы наложены печати, и он был бы сдан в архив Болонского музыкального лицея с тем, чтобы никто и никогда не мог получить его оттуда...»
12 частей были распределены по жребию между 12 композиторами (увы, ни одно из имен не пережило своего времени). Верди досталась последняя, Libera me, которая кладется на музыку лишь в особо торжественных случаях (обычно реквиемы завершаются частью Agnus Dei). Верди настаивал на особой торжественности премьеры: исполнение должно состояться в Болонье именно в первую годовщину смерти Россини. Однако этого не произошло по вине дирижера, и композитор порвал с ним дружеские отношения, длившиеся 20 лет. Год спустя он сообщал, что решил сам сочинить весь реквием, к тому времени Верди создал 2 первые части.
В 1868 состоялась долгожданная встреча Верди с писателем Алессандро Мандзони, роман которого «Обрученные» он прочел еще в 16 лет. Композитор боготворил Мандзони, называл его Великим поэтом, Великим гражданином, Святым человеком, славой Италии, а посланный ему Мандзони портрет считал драгоценной реликвией. «... В присутствии Мандзони я чувствую себя до того маленьким (а ведь вообще я горд как Люцифер), — писал Верди, — что я никогда или почти никогда не могу сказать ни слова». Узнав о смерти Мандзони, композитор на следующий же день принял решение создать реквием — грандиозный памятник «нашему Святому».
Верди отступил от традиции, разделив текст мессы не на 12 частей, а на семь. Работа шла быстро, в августе Джузеппе Верди уже послал приглашение певице для участия в премьере. Она состоялась в первую годовщину смерти Мандзони, 22 мая 1874 года в Милане, в соборе Сан Марко под управлением Верди, а 3 дня спустя — в театре Ла Скала и прошла с огромным успехом.
Музыка реквиема близка по стилю поздним операм Верди. Большой по составу оркестр не только аккомпанирует певцам, но и рисует красочные картины.
Самая продолжительная вторая часть, Dies Irae (День предстанет в гневной силе) построена на смене остро конфликтных эпизодов Страшного Суда, полных смятения, ужаса, мольбы. Ее открывают изобразительные вихри смерти (хор и оркестр), которые сменяются грозными перекличками 4 труб за сценой и в оркестре Tuba mirum (Вострубит труба нам звоном). Один за другим следуют три лирических эпизода: светлый, спокойный женский дуэт Recordare (О припомни, Иисусе), совершенно по-оперному звучащее ариозо тенора Ingemisco (Я вздыхаю, с грешным схоже) и величавое скорбное соло баса Confutatis (Суд изрекши посрамленным). Завершающий вторую часть квартет с хором Lacrimosa (Слезный этот день настанет) отличается проникновенной мелодией удивительной красоты, редкой даже у такого мелодиста, как Верди. Иной характер присущ четвёртой части, Sanctus (Свят). Эту блестящую фугу для двойного хора, воплощение созидательной ликующей силы жизни открывает соло четырёх труб.
Оригинальна пятая часть, Agnus Dei (Агнец Божий) — сдержанный, отрешенный дуэт сопрано и меццо-сопрано, вариации в старинном стиле на тему, излагаемую в октаву без сопровождения, в духе средневекового церковного песнопения.
Рубрики: | Музыка/Духовная Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий nadia_obo
Будь здорова, Наденька!Ответ на комментарий natali_100
Спасибо, Наташа, за приятный отзыв! Хороших выходных!Ответ на комментарий Алллок
Рада Вашему отзыву!Ответ на комментарий Этерика
Спасибо за отзыв! Верди - навсегда!Ответ на комментарий Annakraj
Спасибо, Анна! Всего радостного Вам!Ответ на комментарий танялев
И я Вам желаю радости и успехов!Ответ на комментарий Barucaba
Не знаю, Наташа, как исполнят Реквием в Большом, а от Караяна и исполнителей в этом видео я в восторге!Ответ на комментарий koteroza
Пожалуйста!Ответ на комментарий Лариотик
По хорошему завидую Вам! У Вас ещё много интересных встреч!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |