-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Музыкальные инструменты в мифологии и живописи

Пятница, 15 Марта 2013 г. 14:02 + в цитатник
Barucaba все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Все музыканты - "дети Венеры"- учит Средневековая астрология. Во множестве любовных сцен у художников Возрождения музыкальные инструменты играют важную роль. Ярчайший пример - цикл картин Тициана (подлинников и современных художнику копий), в целом именуемый "Венера с музыкантом". Датируются эти картины 1550-1585 годами. Среди них и "Венера с лютнистом"

122280 (700x553, 137Kb)


и "Венера с органистом".

 (700x474, 111Kb)

Музыкальные инструменты непременно сопровождают богиню в сценах, изображающих ее с Марсом. Здесь они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее партнера. Любовные "обертоны" отчетливо "прослушиваются" на картине Караваджо "Амур-победитель"

 (512x699, 133Kb)

где родословная Амура - сына Марса (бога войны) и Венеры (богини любви) символизируется воинскими доспехами, с одной стороны, и скрипкой, лютней и раскрытой нотной тетрадью - с другой. 

  Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие - и даже, можно сказать, антагонизм - проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф, довольно юмористический, получил распространение в живописи как "Суд Мидаса", второй - глубоко трагический, известен как "Состязание Аполлона с Марсием". Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия.

  Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом - флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель - царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши.

 (699x477, 82Kb)

Хендрик де Клерк. Наказание Мидаса.

Овидий в "Метаморфозах" так повествует об этом: 

Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой. 
Суд священной горы и решенье одобрены были 
Всеми. И только один порицал, называя сужденье 
Несправедливым, - Мидас, и Делиец терпеть не изволил, 
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши: 
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью, 
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья. 
Прочее - как у людей. Лишь одной опорочен он частью. 
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.  

(Перевод С. Шервинского)

  Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: это животное считалось особенно невосприимчивым к музыке. Вот почему так забавно выглядит Осел, поющий по нотам - один из символов глупости, - его изобразил на своей гравюре "Осел в школе" Питер Брейгель Старший. 

 (700x537, 84Kb)

  Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, этот уже почти человек, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание - с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона.

 (600x480, 38Kb)

Карле ван Лоо. Аполлон и Марсий. 1735

Овидий излагает эту историю более кратко:

...другой о Сатире припомнил, который, 
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте, 
Был им наказан. "За что с меня ты меня же сдираешь?" - 
Молвит. "Эх, правда, - кричит, - не стоило с флейтою знаться!" 
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа...

Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент - виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини "Празднество богов",

 (700x636, 168Kb)

мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название - лира да браччо - делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры. 

Флейта Пана и авлос, на котором играл мифический Марсий, - это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в "Метаморфозах", как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник.

 (513x699, 135Kb)

Николя Пуссен. Пан и Сиринга

Опечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется - "Сиринкс"). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком. 

  Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира - начало аполлоническое. 

  Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник - рассказ из первой книги "Метаморфоз" Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.

 (699x494, 84Kb)

  Другой пастух - гигант Полифем - тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в "Метаморфозах" Овидия:

Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок, 
И услыхали его деревенские посвисты горы, 
И услыхали ручьи

(Перевод С. Шервинского)

  Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) - это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) - флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) - небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) - горн; для Терпсихоры (танец и песня) - виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) - тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) - труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) - орган-портатив, реже - лютня или другой инструмент. 

  Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент. 

В эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется "Выбор Геркулеса", или "Геркулес на распутье". Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других - мифологических - сказаний Геркулесова цикла) - это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона. 

  Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока.

 (485x660, 74Kb)

Помпео Батони. Геркулес на распутье. 1745.

Чаще вакхические - духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его "Иконологии" (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы.  

По статье А. Майкапара

Рубрики:  Музыкальные инструменты
Музыка и литература
Музыка и живопись
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 5 пользователям

ампель   обратиться по имени Пятница, 15 Марта 2013 г. 14:25 (ссылка)
Barucaba, замечательный и познавательный пост. С удовольствием почитала и поразмышляла.Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Пятница, 15 Марта 2013 г. 23:37 (ссылка)
Спасибо за интересный и живописный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
vepff   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2013 г. 06:37 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Антонов_Николай   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2013 г. 17:51 (ссылка)
Barucaba, Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
золяйка   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 03:22 (ссылка)
Интересно и познавательно!Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 05:52 (ссылка)

Ответ на комментарий золяйка

золяйка, спасибо за отзыв! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 05:55 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 08:15 (ссылка)

Ответ на комментарий vepff

vepff, пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 08:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 08:18 (ссылка)

Ответ на комментарий ампель

ампель, спасибо за внимание и отзыв! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Dariadna   обратиться по имени Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 07:35 (ссылка)
2 (400x260, 212Kb)Интересно!Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 06 Июня 2013 г. 14:18 (ссылка)

Ответ на комментарий Dariadna

Dariadna, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку