Цифры... |
"Древнейшие известные нам Ц. — цифры вавилонян и египтян. Вавилонские Ц. (2-е тыс. до н. э. — начало н. э.) представляют собой клинописные знаки для чисел 1, 10, 100 (или только для 1 и 10), все остальные натуральные числа записываются посредством их соединения. В египетской иероглифической нумерации (возникновение её относится к 2500 — 3000 до н. э.) существовали отдельные знаки для обозначения единиц десятичных разрядов (вплоть до 107). Нумерациями типа египетской иероглифической являются финикийская, сирийская, пальмирская, греческая, аттическая или геродианова".
"Возникновение аттической нумерации относится к 6 в. до н. э.: нумерация употреблялась в Аттике до 1 в. н. э., хотя в других греческих землях она была задолго до этого вытеснена более удобной алфавитной ионийской нумерацией, в которой единицы, десятки и сотни обозначались буквами алфавита. все остальные числа до 999 — их соединением (первые записи чисел в этой нумерации относятся к 5 в. до н. э.). Алфавитное обозначение чисел существовало также и у др. народов; например у арабов, сирийцев, евреев, грузин, армян. Старинная русская нумерация (возникшая около 10 в. и встречавшаяся до 16 в.) также была алфавитной с применением славянской азбуки кириллицы. Наиболее долговечной из древних цифровых систем оказалась римская нумерация, возникшая у этрусков около 500 до н. э.: она употребляется иногда и в настоящее время".
"Прообразы современных Ц. (включая нуль) появились в Индии, вероятно, не позднее 5 в. н. э. [до этого в Индии пользовались Ц. карошти и наряду с ними нумерацией. Ц. которой сходны с буквами алфавита брами, цифры из надписи в пещере Назик (или Насик)]. Удобство записи чисел при помощи этих Ц. в десятичной позиционной системе счисления обусловило их распространение из Индии в др. страны. В Европу индийские Ц. были занесены в 10 — 13 вв. арабами (отсюда и сохранившееся поныне их др. название — «арабские» Ц.) и получили всеобщее распространение со 2-й половины 15 в".
"Начертание индийских Ц. претерпело со временем ряд крупных изменений; ранняя их история плохо изучена".
Если же говорить не о знаках (цифрах), а о счёте вообще, то учитывая, что кроме человека и высших приматов способности к счёту проявляют птицы, рыбы, саламандры, и даже пчёлы, а также тот факт, что люди могут считать, даже не зная числительных, можно сделать вывод о происхождении счёта, и названий чисел, в глубокой древности, и древность эта, как раз и подтверждается отсутствием понимания в современности смысла названий цифр.
С другой стороны, если сопоставлять названия, обращая внимание на принадлежность к языковым семьям происхождение их, на первый взгляд, независимо друг от друга, а если и есть "пересечения", то в очень редких случаях. Например, в тюркских языках "один" (бир, бер, пер, и т.п.) вполне может иметь родство с индоевропейскими словами имеющими значение "первый" (первый, primus, first и т.д.), или другой пример: в индоевропейском языке санскрите "один" - eka, и тоже слово, но в несколько трансформированном виде обозначает "один" в уральских языках (okta, egy, ikte, veyke).
Итак, что же есть число?
Первую подсказку мы находим в самом названии ЧИСел:
Сравните это слово с
ЧАСть, ЧАС, ЧИСлитель (в дробях), СЕЧь,
СЧёт - вполне ясно угадывается связь с ЧАСтями (или, что тоже самое - СЕЧениями) некого целого. Это предположение укрепляется после анализа родственных по происхождению слов в разных языках:
Числа, в мифопоэтических системах, один из наиболее известных классов знаков, ориентированный на качественно-количественную оценку; элементы особого числового кода, с помощью которого описываются мир, человек и сама система метаописания. В архаичных традициях Ч. могли использоваться в ситуациях, которым придавалось сакральное, «космизирующее» значение. Тем самым Ч. становились образом мира (ср. небо — 1, земля — 2, человек — 3 и т. д.) и отсюда — средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций.
Первочеловек, космическое тело, в мифопоэтических и религиозно-философских традициях антропоморфизированная модель мира. В основе этого образа лежит представление о происхождении вселенной из членов тела П., объясняющее характерный для мифопоэтической картины мироздания параллелизм между макрокосмом и микрокосмом, их изоморфизм, однородность. Иногда в космологических текстах говорится о том, что члены тела П. создаются из соответствующих частей вселенной, но чаще человеческое тело выступает как первичное и исходное, а космическое устройство как вторичное и производное. Человеческий организм (тело) и его функции во всём многообразии жизненного (телесного и душевного) опыта образуют основу архаичной классификации (ср. противопоставления правого и левого, верха и низа, чёта и нечета, огня и воды и т. п. Другая сфера, где та же мифологема о П. и о космическом теле стала основой организации материала, — язык. Части тела П. и человека были источником сложной и разветвлённой системы пространственного (а затем и временного) ориентирования, ср. систему предлогов типа «над» («вверх, от»), «под» («вниз, от»), «впереди», «сзади», «сбоку» и т. п., во многих языках образующихся соответственно от названий таких частей тела, как голова, нога, лоб (лицо), затылок (спина, задняя часть), бок и т. п. Хорошо известен и другой ряд языковых семантических отождествлений типа голова — небо, глаза — светило, рот — огонь и т. д.
Смертью первого антропоморфного существа (своего рода «первого человека») объясняется в ряде мифологических систем создание вселенной: в скандинавской мифологии плоть убитого богами первопредка — антропоморфного великана Имира стала землёй, кости — горами, небом — его череп, морем — кровь. Близкий мотив — в иранских и ведийских текстах, в древнерусской «Голубиной книге», в мифологии догонов, по которой каждой части человеческого тела соответствует какая-либо часть внешнего мира, рассматриваемого как огромный человеческий организм: скалы — это кости, почва — внутренность желудка, красные глины — кровь (во многих других традициях такие же соответствия между частями тела и частями ландшафта отражаются и в наименовании одинаковыми словами). Сходство представлений о частях тела человека в догонской и древнеиндийской мифологиях и обрядах простирается и на число членов первого человека: у Пуруши их 21 (соответственно в ведийском гимне упоминается 21 полено, возжигаемое в честь Пуруши), в мифологии догонов — 22.
ОДИН и ДВА
русс. один, един, др.-русск. одинъ, ст.-слав. ѥдинъ, болг. един, укр. один, един, блр. адзíн, един, макед. еден, серб. jедан, хорв. jedan, чеш. jeden, словен. edǝn, слвц. jeden, лтш. viêns, польск. jeden, н.-луж. jaden, в.-луж. jedyn, иврит אדם [адм], лит. víenas, алб. një, норвеж. en, др.-норвеж. einn, швед. en, нем. ein, др.-в.-н. ein, идиш eyns, гот. ains, англ. one, др.-англ. mon, ирл. óin, фр. un, лат. unus, греч. ένα [ена], ένας [енас], исп. uno, unico, ит. uno, unico, ирон. иунæг.
Сравните имя первочеловека Пуруши с укр. перший "первый" и англ. first "первый", а также имя АДАМ "первый человек" (Ветхий завет, Голубиная книга) и русс. ОДИН, блр. АДЗIН "один", кроме того значение "первый" явно связано с такими мифологическими персонажами, как др.-егип. АТУМ, сканд. ОДИН ("главный" = "верховный" = "первый"), а имена этих богов фонетически подобны числительному ОДИН. Суда же можно отнести АДМирала, АТАМана, АТОМ, который через ОДИН = ЕДИНый "целый", вполне оправданно - "неделимый". Эту же семантику развивают слова ЕДИНоличник, ЖАДИНа "скупой" (ср. jедин "один").
"Специфична семантика числа 1. В наиболее древних текстах 1 встречается крайне редко или вовсе не встречается. Оправдано предположение, что 1 означает, как правило, не столько первый элемент ряда в современном смысле, сколько целостность, единство. Совершенная целостность, понимаемая как единица, объясняет приписывание числа 1 таким образам этой совершенной целостности, как бог или космос. Число 2 лежит в основе бинарных противопоставлений, с помощью которых мифопоэтические и ранненаучные традиции описывают мир. Оно отсылает к идее взаимодополняющих частей монады (мужской и женской как два значения категории пола; небо и земля, день и ночь как значения, принимаемые пространственно-временно́й структурой космоса), к теме парности, в частности в таких её аспектах, как чётность, дуальность, двойничество, близнечество. Характерно соотношение 1 и 2, реконструируемое по данным ведийской традиции. Число 2 в ней выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с одной стороны, и как символ соответствия или гомологичности противопоставляемых членов — с другой. В силу этих качеств 2 есть первичная монада, защищающая человека от небытия и соответствующая творению — небу и Земле, рождённым в одном гнезде. Как таковое два противостоит трансцендентному одному, единому (вед. eka- "единство", eka "один"). Сказанное о семантике 1 и 2 объясняет, почему в ряде культурных традиций 1 и 2 (или иногда только 1) не рассматриваются как числа (соответствующие слова нередко оформляются иначе, нежели другие числительные). Первым числом в целом ряде традиций (в том числе и в древнекитайской) считается 3".Из значений слова ОДИН "первый", "главный, верховный", "цельный, соединённый", "единственный, одинокий" (ср. англ. mono- "одиночный" англ. one "один, человек", др.-англ. mon "один", исп. mono "пучок", uno "один, человек"), вполне логично вытекают следующие смысловые значения:
Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа.
Огонь-Пламя Правая прямая сильная рука Муж Я (ср. англ. I "я"), одинокий Главный Знак "!" |
Вода-Волна Левая кривая слабая рука Дева Мы (ср. ), пара Дополнительный Знак "?" |
ТРИ и ЧЕТЫРЕ
"Первым числом в целом ряде традиций (в том числе и в древнекитайской) считается 3; оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное число. 3 — не только образ абсолютного совершенства, превосходства (ср. роль числа 3 как суперлатива: трисвятый, треклятый и т. п.), но и основная константа мифопоэтического макрокосма и социальной организации (включая и нормы стандартного поведения). Ср. 3 сферы вселенной, 3 высшие ценности, божественные троицы (или трёхипостасные, трёхглавые божества типа славянского Триглава, древнеиндийского Тримурти; ср. также имена мифологических персонажей с внутренней формой «три»: Трита, Трайтаона, Тритон, Триптолем, Тритогенея и т. п.), три героя сказки, три члена социальной структуры и три социальные функции, троичный принцип композиции в произведениях искусства (ср. форму трилогии, триптиха или терцин, игру триадами, как, например, в «Грифе о числе три» Авсония или в «Триадах острова Британия», древневаллийском тексте, связанном с темой «Тристана и Изольды», вплоть до трилистников «Кипарисового ларца» у Инн. Анненского; ср. «триадоманию» Данте) и т. п".
русс. три, блр. тры, укр. три, др.-русск., ст.-слав. трие, три, болг. три, сербохорв. три, словен. tri, чеш. tri, слвц. tri, польск. trzy, в.-луж. trо, tri, полаб. tare, др.-инд. trayas, tri, trini, авест. ϑrāуō, лит. trys, лтш. tris, ирл. tri, алб. tre, tri, тохар. tre, хетт. tri, нем. drei, др.-в.-н. dri, идиш dray, англ. three, др.-англ. þrie, исп. tres, фр. trois, ит. tre, греч. τρία [триа], критск. τρέες, лесб. τρῆς, лат. tria, trēs, ирон. æртæ, норвеж. tre, санскрит. tri."В отличие от динамической целостности, символизируемой числом 3, число 4 является образом статической целостности, идеально устойчивой структуры (правда, существует точка зрения, согласно которой троичность трактуется как незавершённость кватернарной структуры). Отсюда — использование числа 4 в мифах о сотворении вселенной и ориентации в ней: 4 стороны света, 4 главных направления, четвёрки богов или четырёх-ипостасные боги (ср., например, четырёх Перкунасов в литовском фольклоре или богов — стражей 4 сторон света), 4 времени года, века (ср. ведийские обозначения 4 эпох и одновременно термины игры в кости), 4 элемента (иногда они соотносятся с 4 мифологическими персонажами) и т. п. 4 компонента актуализируются в тех геометрических фигурах, которые имеют наибольшее мифопоэтическое значение — квадрат, мандала, крест. Из суммы этих двух основных числовых параметров возникает число 7. Из произведения 3 и 4 возникает число 12, которое также принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам (12 частей года, соответственно — знаков зодиака, 12-членные пантеоны и т. п.)".
Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |