-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ilka-23

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.04.2012
Записей: 580
Комментариев: 1070
Написано: 4524


Хамство. (часть 3) Приемы защиты

Четверг, 01 Ноября 2012 г. 18:10 + в цитатник

Это продолжение.

Начало здесь: http://www.liveinternet.ru/users/ilka-23/post244852014/

и http://www.liveinternet.ru/users/ilka-23/post245210109/

 

Определите тип действия агрессора

     Какие типичные действия совершает инициатор конфликта? Основные их виды можно перечислить и выучить наизусть:

Он делает замечания.

• Он дает указания.

• Он проявляет излишнее любопытство.

• Он дает оценки, о которых его никто не просил.

• Он задает вопросы и не слушает ответов.

• Он дает советы, которых никто не просил.

 

     Он специально заводит доверительный, сердечный разговор вкрадчивым тоном, чтобы внезапно сказать что-нибудь неприятное.

• Он присваивает право давать людям определения (клеить ярлыки).

• Он говорит от имени других в их присутствии (или, напротив, в их отсутствие).

Вы определяете, какой тип действия совершил человек, и удивленно задаете ему уточняющий вопрос, смысл которого – привлечь внимание нападающего к сути того, что он в настоящий момент делает, а заодно и перевести центр внимания окружающих с себя на агрессора: «Вы делаете мне замечания?», «Вы даете мне указания?», «Вы проявляете любопытство?», «Вы задаете вопрос и не слушаете ответа?». Этот метод силен тем, что вы не делаете утверждений, которые ваш противник может использовать как повод объявить, что вы его оскорбили. Вы просто уточнили у него, что он делает, не более.

Хамят – удивляйся! 

Предупреждение: в ваших вопросах противнику не должно содержаться оценочных суждений. Нельзя говорить: «Вы разговариваете по-хамски!», «Вы беспардонно вторгаетесь в чужие дела?» и т.п. Идеальный вопрос не содержит ничего, кроме описания действия противника (лучше, если его можно представить себе визуально). Например, идеальными будут следующие вопросы: «Вы проходите в квартиру в обуви?», «Вы задаете вопросы и не слушаете ответов?», «Вы говорите за других людей от их имени и в их присутствии?».

 

Расскажите историю с намеком на агрессора

Как быть, если вас жестко критикует человек, считающий себя непогрешимым? Можно, конечно, прямо указать ему на то, что сам он не идеален, однако этот способ грубо нарушает наш собственный принцип невмешательства в чужие дела. Вместе с тем существует простой метод выразить свое мнение так, чтобы не выйти за рамки приличий. Это метод Эриксона, который заключается в том, что вы рассказываете «историю с намеком». 

Отвлеките внимание от себя!

Очень удобный прием словесной самообороны – продолжить фразу, которую произнес ваш противник. Однако это не самый лучший вариант, когда агрессор кричит, поскольку ваше продолжение его фразы прозвучит заведомо тише, чем ее начало, а ведь бывают ситуации, когда кто-нибудь кричит на вас на всю улицу. На этот случай к нам на помощь приходит прием «Отвлеките внимание от себя», который заключается в том, что вы пресекаете попытку противника говорить о вас и особенно приписывать вам некие визуально представимые действия и свойства.

Почему так важно отвлечь от себя внимание? Потому что свидетели ситуации, в которой вы позволили себя распекать, запомнят, будто вы проиграли спор и действительно оказались виноватым, несмотря на то что на деле было как раз наоборот.

Чтобы этого не произошло, необходимо перевести центр внимания окружающих со своих действий на действия обвинителя («На каком основании вы мне это говорите?», «Кто вам дал право так разговаривать?», «Это вы мне такой вопрос задаете?» и т.п.).

 

 

 

Откажитесь от связной речи

Женщина лет сорока гуляет с породистой собачкой. К ней направляется старушка, известная во дворе любительница приставать к прохожим с целью спровоцировать конфликт. Она пытается подозвать песика, но хозяйка объясняет, что собаку приучают не подходить к незнакомцам, так как ее могут украсть.

«Видите ли, – объясняет старушке женщина, – для вас она хорошая, чтобы погладить, а для кого-то хорошая, чтобы шапку из нее сшить». «Как?! – кричит на весь двор старушка с притворным ужасом. – Неужели вы ее уничтожите? Неужели у вас поднимется рука на такое беззащитное создание?!» (Я намеренно выделяю во всех фразах глаголы, поскольку именно они подскажут, как ответить. – Авт.). Поняв наконец, что бабка просто развлекается, хозяйка собаки начинает защищаться, потому что видит, что на нее уже с любопытством смотрят прохожие:

– Кто кого уничтожит?! У кого поднимется рука?! На чтó?! (Перевод центра внимания окружающих на несуществующее третье лицо.)

– На вас! Ведь вы держите собаку только для того, чтобы сделать из нее шапку!

– А вы что, сами держите собак, чтобы делать из них шапки? – возвышает голос хозяйка щенка. (Женщина прицепилась к глаголу, чтобы «приклеить» действие, которое приписал ей агрессор, ему самому.) – Откуда у вас такой интерес к собакам и шапкам из собак? Что вам вообще надо от моей собаки? (Обращаясь к соседям, гуляющим на площадке.) Граждане, помогите! Стою тут, подругу жду, вдруг подходит вот эта старушка и начинает приставать. (Женщина перевела центр внимания окружающих на реальные действия агрессора.) (К старушке.) Вы каждый день заговариваете с незнакомыми людьми на улице или только по четвергам? (Это разновидность приема «Поставить перед агрессором зеркало», когда, чтобы подчеркнуть ненормальность поведения человека, его действия гипотетически переносятся в другое время или место.)

Вы, возможно, скажете, что это не логичные ответы, а какой-то набор слов, похожий на то, как тетки на базаре ругаются, без всякого смысла. Но ведь и в речи хитрой старушки не было логики, прослеживалось одно лишь перевирание чужих слов. Если агрессор умышленно жонглирует словами, то и вам его баловать логикой не следует. Ваша задача ведь не в том, чтобы объяснить ему, в чем он заблуждался (поскольку он на самом деле не заблуждается, а намеренно извращает смысл вашей речи). Ваше дело – не дать ему опозорить вас перед окружающими и заставить его уйти не солоно хлебавши.

     Люди интеллигентные даже представить себе не могут, что у кого-то может быть низменная, а главное, иррациональная потребность говорить что попало, лишь бы доставить неприятность, поэтому ситуации, когда кто-то ведет себя странно и нелогично, приводят их в замешательство. Напротив, люди, не обремененные культурой, реагируют на грубые и бессодержательные речи быстро и не задумываясь, поскольку регулярно слышат их в своей среде. Приемы «Отвлеките внимание от себя» (особенно разновидность «Выдумывание третьего лица») и «Прицепка к глаголу» – это воистину народные методы самозащиты. Их вы можете наблюдать повсюду, где не ступала нога интеллигента.

 

Переведите внимание с себя на противника или на некое воображаемое третье лицо.

 

Говорите не о себе, а о людях вообще

Если вы хотите быстрее закончить разговор с противником, то нужно исключить из собственной речи любые упоминания о своей личности. Говорите только о тех возмутительных действиях, которые совершил ваш недруг. Тогда ему не за что будет ухватиться, чтобы обсуждать вас дальше.

Сформулируем правило. Если вы хотите сделать замечание, надо упомянуть в нем лишь о действиях агрессора и умолчать об объекте, на который эти действия были направлены, иначе дальше речь пойдет об особенностях объекта, то есть о вас. Приведем еще один пример, иллюстрирующий это правило.

 

Говорите только о действиях противника

Наша система рекомендует не отвечать на любые вопросы, которые нам задают, а прежде подумать, какое право имеет задавать их нам посторонний человек. Многие люди, интуитивно придерживающиеся этого правила, все-таки допускают одну серьезную ошибку. Допустим, на собеседовании при приеме на работу вам задали вопрос о причине вашего развода или допустили еще какую-то нескромность. Как правило, человек говорит в таких случаях: «Разве я обязан отвечать на такие вопросы?» Работодатель начинает наступление: «Если вы претендуете на рабочее место, вы должны предоставить нам исчерпывающую информацию о себе, иначе мы не сможем принять решение, что вы нам подходите!» Однако такого не происходит, если испытуемый говорит: «На каком основании вы задаете людям (не говорите «мне!») такие вопросы?», переводя центр внимания окружающих с себя на личность работодателя. Абстрагируйтесь от конкретной ситуации с вами и представьте ее как ситуацию с любым человеком вообще.

Например, если вам нахамил продавец, не говорите: «Кто вам дал право кричать на меня?» Скажите: «Кто вам дал право кричать на покупателей!» Этот прием можно назвать «Абстрагированием от конкретной ситуации» либо «Искусственным увеличением количества пострадавших». Вы-τo один, а покупателей – много.

 

Реконструируйте действия агрессора

Ваша цель – не сосредотачиваться на смысле оскорбления (это заставит вас мгновенно увязнуть в собственных переживаниях),а представить то действие, которое совершает ваш противник. Если в оскорбительных фразах содержатся какие-нибудь глаголы (особенно обозначающие визуально представимые действия) – это хороший повод придраться к такому глаголу-действию, чтобы приписать его противнику.

В книге В. Сергеечевой «Словесное карате» собраны анекдоты и занимательные истории об остроумии и находчивости известных людей. Несложно заметить, что многие из этих примеров находчивости – не что иное, как... наши приемы «Прицепитесь к глаголу» и «Реконструируйте действие противника» (глаголы-действия в этих историях я для удобства выделила курсивом).

«Один из новых знакомых польского композитора Кароля Шимановского обратился к нему с ехидным вопросом:

– Скажите, пожалуйста, маэстро, не кажется ли вам очень скучным всю жизнь ничего не делать и только сочинять музыку?

– Да, немного скучно, – согласился композитор, – но думаю, что еще хуже всю жизнь ничего не делать и только слушать то, что я сочиняю!»

Остроумный ответ композитора базировался на том, что он реконструировал в воображении то действие, которое выполнял его противник, а именно: тот сам ничего не писал, а лишь слушал музыку.

Тот же прием виден и в диалоге, приписываемом Анатолию Чубайсу и Борису Березовскому:

«Всего вам, Борис Абрамович, Бог дал: ума, богатства, а вот волос не дал. Как же так? Несправедливо!» – «Да он предлагал, но рыжие. Я отказался».

Березовский прицепился к глаголу «давать» и приписал Чубайсу визуально представимое действие по получению от Бога волос. Обратите внимание, что Березовский не пустился в обсуждение собственных волос, а сразу перевел центр внимания на волосы противника, как это и следовало делать согласно нашей системе.

Если агрессор умышленно жонглирует словами, то и вам его баловать логикой не следует.

«Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель на каком-то приеме закурил сигару и передал спичку священнику, тоже собиравшемуся закурить. Из-за неловкости последнего спичка погасла.

– Ну вот, свет науки погас, – не то сострил, не то позлорадствовал священник.

– В руках церкви это случалось не раз, – ответил ученый».

Геккель мысленно дал действию своего противника название: «Священник погасил спичку». Это позволило ученому не «застрять» лишь на представлении фразы «свет погас», а увидеть картину происходящего шире, т.е. представить свет, гаснущий от рук церковника. Возможно, Геккель мысленно использовал прием «Комментирование путем продолжения фразы противника». То есть, когда священник бросил реплику, ученый подумал что-то вроде: «Ну вот, свет науки погас, – позлорадствовал церковник, его погасивший».

 

Спросите: «Это вопрос, утверждение или указание?»

Чтобы перевести центр внимания окружающих со своей личности на личность противника, самое главное – ответить быстро, не задумываясь. Люди, которые утверждают, что научиться отвечать мгновенно на любое оскорбление или провокацию невозможно, объясняют свою точку зрения так: «Никогда не предугадаешь, что тебе скажут!» Им мы ответим: агрессор, конечно, может сказать вам что угодно, но любая фраза, которую мы слышим, это либо вопрос, либо утверждение, либо указание (т.е. фраза в повелительном наклонении).

Если вам сказали что-то явно неприятное, но вам трудно найти слова, чтобы выразить, что именно вас задело и с чем именно вы не согласны, нужно спросить: «Это вопрос?», «Это утверждение?» или «Это указание?», в зависимости от того, на что больше похожа реплика с неприятным содержанием. Эти вопросы также хороши, когда вы общаетесь с человеком, имеющим обыкновение говорить загадками.

Любое оскорбление – это либо вопрос, либо утверждение, либо указание. Спросите: «Это вопрос?» («Это утверждение?», «Это указание?».)

 

 

Определите часть речи, которой выражено оскорбление

Оскорбление, неважно, звучит оно как вопрос или как утверждение, всегда выражено какой-то конкретной частью речи, и защититься от любого словесного нападения можно, придравшись к этой части речи (обычно – существительному или глаголу).

 

Поведение вашего противника сильно зависит от того, кто оказывается свидетелем ситуации.

Человек, который оскорбляет вас, как правило, делает это с помощью существительного или глагола. Последнее встречается гораздо чаще, поскольку на оскорбления с помощью существительных (а попросту на то, чтобы как-то обозвать собеседника) решается далеко не каждый любитель потрепать нервы. В большинстве случаев вам просто приписывают какие-то действия и поступки, которых вы либо не совершали, либо которые являются сугубо вашим личным делом. Иначе говоря, вас оскорбляют с помощью глаголов. Когда вы не можете сообразить, как достойно ответить на ехидную или оскорбительную фразу, «прицепитесь» к оскорбительной части речи и задайте агрессору встречный вопрос, поставленный к глаголу или существительному, имевшемуся во фразе оскорбителя.

 

«Прилепите» к агрессору сказанное им существительное

Например, вас оскорбили с помощью существительного, сообщив вам, что вы, положим, «свинья в ермолке». Вы отвечаете: «Спасибо на добром слове, а вы-то как сами называетесь?» Оскорбление с помощью существительного – это самый простой случай для того, чтобы быстро найти ответ на него.

Согласно моим наблюдениям люди редко оскорбляют других с помощью существительных (т.е. обзываются), поскольку это явное оскорбление, за которое им придется нести ответственность, в том числе и по статье 130 Уголовного кодекса, которая трактует оскорбление как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

Поставить на место «любителя существительных» лучше всего через суд. Для этого достаточно записать его реплики на видео или хотя бы на диктофон (лучше пленочный, но и цифровой пойдет) и зарегистрировать заявление в милиции. Вы можете, конечно, обратиться с жалобой в суд и решить вопрос в рамках гражданского процесса о защите чести и достоинства, но в этом случае собирать доказательства вины будет не следователь, а вы сами.

 

«Прицепитесь» к глаголу из фразы противника.

Оскорбление с помощью глагола – это, как правило, фразы, в которых оскорбления содержатся в замаскированном виде. Вам порой бывает даже сложно объяснить, что именно вас в них задело. Агрессоры часто специально используют неоднозначные фразы, чтобы сделать вид, будто они не сказали вам ничего такого, на что можно обидеться, и вы, возмущаясь, якобы ведете себя неадекватно. Однако против неоднозначных фраз с оскорбительным подтекстом есть противоядие. Таким противоядием становится «прицепка к глаголу», когда вы начинаете задавать вопросы по отношению к глаголу, который был употреблен во фразе агрессора.

Прием «Прицепиться к глаголу-действию» можно использовать в любой ситуации, но более всего он уместен, когда разговор ведется на повышенных тонах и очень быстро – так, что у вас совершенно нет времени сообразить, что ответить. Например, вам кричат: «Вечно ты ничего не знаешь! А знаешь ли ты хотя бы, где находится домоуправление?!» Вы тут же отвечаете: «А вы все знаете?» или «Что вы еще знаете?». Ваш ответ должен быть кратким. Ударение в нем должно стоять в конце фразы – на последнем или предпоследнем слове.

 «Датский писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен, по свидетельству современников, небрежно относился к собственному внешнему виду и одевался, мягко выражаясь, небогато и немодно. Его старый поношенный плащ и помятую шляпу знал весь Копенгаген.

Однажды, когда Андерсен гулял по улицам аккуратного и чопорного Копенгагена, какой-то прохожий бесцеремонно спросил его:

– Скажите, этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?

Андерсен стерпел укол, но задал похожий вопрос:

– А этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?»

Тот же самый прием реконструкции визуально представимого действия противника и сосредоточения внимания на существительном, несущем оскорбительный смысл, использовал сапожник из известного анекдота.

«Поп – сапожнику:

– Я знаю одного дурака, который сначала изрежет целую шкуру на кусочки, а потом мучается, сшивая их.

Сапожник – попу:

– А я знаю одного дурака, который, когда люди вокруг плачут, громко поет».

Чтобы ответить так, сапожнику надо было мысленно вообразить, какие действия выполняет его противник на своем «рабочем месте», и «прилепить» к нему то самое оскорбительное слово, которое тот произнес. Неудивительно, что первым действием, которое пришло ему на ум, было пение. К этому действию и придрался сапожник.

На наречие и прилагательное отвечайте вопросами: «Кому?», «Для кого?».

Иногда самым неприятным словом в услышанной фразе становится наречие или прилагательное, а раз оно нас задело больше всего, значит, в нем и концентрируется оскорбительный смысл фразы. Напомним, что наречие – это слово, отвечающее на вопрос «как?», а прилагательное отвечает на вопрос «какой?» («какая?», «какое?»). Например, наречия – это слова «быстро», «весело», «по-хамски» и т.д., прилагательные – «быстрый», «веселый», «хамский». К несчастью, на оскорбление, выраженное наречием или прилагательным, почти никто не умеет отвечать. Почему? Да потому, что наречия и прилагательные зачастую не заключают в себе визуально представимого смысла. Быстрота, веселье, хамство – все это понятия абстрактные, и вы не сможете ни использовать их для реконструирования визуально представимого действия противника, ни для того, чтобы обвинить его в том, что он вас оскорбляет. Что здесь можно предложить?

    Необходимо привязать эти абстрактные понятия к конкретному объекту – к вашему противнику, поскольку ваша цель – перевести центр внимания окружающих с вашей персоны на его собственную. Например, вам говорят: «Вы бездарный художник!» «Ну, это уж кому как» («Ну, это уж для кого как»), – отвечаете вы, не задумываясь. Это и есть формула привязки наречия к противнику.

Если вам говорят, например: «Фу, как ты некрасиво выглядишь!» (наречие «некрасиво»), вы можете, не задумываясь, ответить: «Некрасиво для кого?» Если противник заявит, что «для всех», вы резонно спросите: «А вы что – «все»? Кто дал вам право говорить от имени всех? У вас мания величия?» В случаях, когда агрессивный вопрос задается с помощью прилагательного, тактика та же самая, что и с наречием. Например, вам говорят: «Фу, какой ты некрасивый!» Вы отвечаете: «Некрасивый для кого? Для вас?»

Спросите: «Почему вы говорите о присутствующих в третьем лице?»

   Не так уж редко встречаются оскорбления, выраженные с помощью местоимений – слов, которые заменяют ваше или чье-то имя. Практически все оскорбления, выраженные местоимениями, заключаются в том, что о вас говорят в третьем лице в вашем присутствии. Положим, два человека говорят между собой: «Я хотел сесть за этот стол, но он его занял», а вы стоите тут же и все это слышите. В таком случае вам следует сказать: «Почему вы говорите обо мне в третьем лице в моем присутствии? Почему вы говорите «он», если у меня есть имя? Вы его не знаете? А почему бы не спросить у меня, ведь я нахожусь здесь же?»

   Обычно речь людей, имеющих намерение вас оскорбить, так и сыплет местоимениями, поскольку их цель – подчеркнуть, что вы недостойны того, чтобы называть вас по имени. Так и скажите агрессору: «Почему в вашей речи столько местоимений?» Держу пари – ваш противник так и застынет с открытым ртом. Почему? Да потому, что никому не хочется, чтобы его речь препарировали. Осознание того, что вас видно насквозь и даже структуры вашей речи подвергаются анализу, очень пугает. Если противник поинтересуется, каждую ли услышанную беседу вы подвергаете столь тщательному анализу, ответьте, что у него речь настолько специфическая, что, вероятно, не только вы обратили внимание на ее особенности (намек на неадекватность поведения противника).

Если о вас пренебрежительно говорит в третьем лице начальник, вы можете просто напомнить: «Меня зовут Николай Николаевич», и это вовсе не будет звучать с вашей стороны как вызов. Скорее всего, шеф просто извинится.

Еще одним распространенным оскорблением с помощью местоимения становится обращение на «ты», когда следует употреблять «вы». Если вас называют на «ты» и вам это не нравится, так и спросите: «Почему вы обращаетесь ко мне на «ты»?»

 

Намекните на неадекватность поведения агрессора

Несомненно, что человек, который упорно, изо дня в день досаждает вам без объективной причины, столь неравнодушен к вашей персоне просто потому, что у него какие-то психологические комплексы. Он сосредоточен на желании доставить кому-либо неприятность из-за того, что у него проблемы с психикой, либо в голове настолько пусто, что он не способен найти себе другого развлечения. Нормальные люди ни к кому не пристают и никого не оскорбляют, поэтому абсолютно все ведущие себя бестактно личности показывают окружающим, что у них существуют проблемы психического, умственного и культурного плана. Это обстоятельство тоже можно использовать при словесной самозащите.

Скажите: «То, что вы мне приписываете, – только в вашем воображении»

Представьте себе такую ситуацию. Вы битый час убеждаете чиновника выдать вам необходимый документ, а тот, чтобы оболгать вас перед другими посетителями и поставить вас в неловкое положение, говорит громко, на все помещение: «Прекратите истерику!» Как правило, люди, которым приписали действие, которого они не выполняли, начинают оправдываться, говоря: «Я не устраивал истерику – не обманывайте». Такая ситуация в народе называется «доказывать, что ты не верблюд».

С наговорами надо бороться другим способом. Следует вспомнить о том, что любое суждение есть плод воображения человека, который его высказал, и ответить: «Истерика происходит только в вашей голове». Более мягкий вариант: «Все, что вы говорите, происходит только в вашей голове». (Как говорят психологи: «Это ваши собственные проекции»). Для справки: «проекции» – это приписывание окружающим своих собственных качеств. Можно так и сказать: «Вы приписываете мне то, что происходит у вас в голове».

Любое суждение – это «проекция» воображения человека, который его высказал.

Осведомитесь: «Вы всегда такой или только по воскресеньям?..»

Вот еще некоторые примеры намеков на ненормальное поведение агрессора в случае, если он преследует вас длительное время и не реагирует на ваши вежливые просьбы оставить вас в покое:

• «Пожалуйста, переключите свое внимание на что-нибудь другое» (это замечание только на случай, если вам попался откровенный хам). Интересно, что в этом случае вы полностью раскрываете свой метод словесной самообороны, впрямую давая указание противнику выполнить прием «Отвлеките внимание от себя» в вашу пользу!

• «Вы всегда так разговариваете или только по воскресеньям?», «Вы только на пляже так кричите или везде?».

• «А с кем вы разговариваете?» («Что вы видите перед собой?») Подобные вопросы уместно задать человеку, который пытается вывести вас из себя, произнося в вашем присутствии ругательства, но не обращается при этом к вам лично.

Следующие варианты ответов – это подвид приема «Поставьте над агрессором начальника»:

• Если вас обзывают, скажите: «Что ж, я разрешаю вам называть меня, как вам будет угодно, – можете называть меня на «ты», можете даже материться, особенно если вашему здоровью от этого будет легче».

• Великолепное воздействие оказывает вопрос: «Что заставляет вас...» (далее следует назвать действие агрессора).

Вопрос этот, во-первых, намекает на то, что агрессор стал жертвой собственных причуд и страстей, причем, возможно, у него не все в порядке с психикой. Вопрос заставляет нападающего задуматься о глубинных мотивах собственного поведения. Даже если он что-нибудь ответит вам на это, все равно ваш вопрос еще долго будет вертеться у него в голове. Ему будет казаться, что вы видите его насквозь и понимаете, что он – жалкая игрушка собственного нездорового рассудка. Главное – не помогать грубияну, выдвигая конкретные предположения о мотивах его поведения, – этим вы только испортите эффект. Из всех перечисленных здесь приемов только вопрос «Что заставляет вас делать то-то и то-то?» направлен на то, чтобы агрессор осознал мотивы своего поведения, поэтому следует обратить на него внимание особо. Если у вас происходят систематические конфликты с людьми, которые для вас небезразличны, и вы хотели бы, чтобы их поведение стало более здравым, без этого приема не обойтись!

 

Спросите: «Что вы хотите сказать с помощью этого междометия?»

Чтобы у вас не возникало сомнений относительно того, что с вами разговаривают именно с помощью междометий, вот краткий список наиболее часто встречающихся из них: «фу! тьфу! эй! ба! увы! о-о-о! оба-на! хи-хи! ай-ай-ай» и т.п. К междометиям относятся и всяческие прицокивания, щелканья языком, присвистывания и т.д.

Отдельную группу представляют собой междометия, выражающие побуждение (к действию, к речи или к их прекращению): «прочь! вон! тсс! цыц! ну! ну-ну! брысь!»

Существуют также междометия, возникшие из самостоятельных частей речи: «ужас! батюшки! извините! брось!» и др.

    Научитесь определять в речи междометия и, если в вашу сторону начали фыркать, хмыкать и т.п., спросите: «Объясните, пожалуйста, что вы хотите сказать с помощью этого междометия?» или «Скажите, что означает …  ?» Если противник не объяснит вразумительно, что он хотел сказать, а будет продолжать издавать звуки, не несущие конкретного смысла, воспользуйтесь каким-нибудь из приемов нашей универсальной системы, например спросите:

• «Что вас заставляет выражать свои мысли одними междометиями? Что мешает вам выразить их с помощью речи?»

• «Кто учил вас выражать свои мысли с помощью междометий?»

Обе фразы – это варианты приема «Поставьте над агрессором начальника».

• «Вам кто-то сказал, что использование междометий делает вас красивой?»

(Приемы «Поставьте над агрессором начальника» плюс «Поставьте перед ним зеркало».)

• «Вы привыкли общаться с помощью первой сигнальной системы?» (Если помните, так назывался в школьном учебнике биологии доречевой способ общения, характерный для приматов и древнего человека.) Этот способ очень прозрачно намекает на то, что агрессор – человек недоразвитый.

 

Задайте вопрос: «Что вас заставляет?..»

Что делать, если агрессор привязался к вам как банный лист и, несмотря на все ваши попытки заставить его оставить вас в покое, продолжает свои колкости? В таком случае следует задать грубияну вопрос с глаголом в страдательном залоге, например:

 

«Что заставляет вас это говорить мне?»

(«Что заставило вас это сказать (сделать)?») Этот – разновидность метода «Поставьте над агрессором начальника». Таким вопросом вы покажете нападающему, что он стал игрушкой собственных страстей, которые им управляют.

На заочном отделении одного из вузов работал преподаватель английского языка, который то и дело задавал студентам вопросы, желая опозорить их, обвинив в невежестве, а как гласит известная поговорка, один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не ответят.

– Иванов, кем вы работаете? – спрашивал он по-английски.

– Милиционером, – отвечал заочник, не подозревая подвоха.

Преподаватель задавал еще несколько уточняющих вопросов, желая выведать о жертве побольше информации, и внезапно огорошивал его вопросом:

– Что гласит статья семидесятая Уголовного кодекса?

– Не знаю.

– Она гласит то-то и то-то... – Преподаватель назидательно оттарабанивал выученный наизусть текст. – Как же вы работаете в милиции, не зная Уголовного кодекса?

– Можно и не знать наизусть Уголовного кодекса, но тем не менее быть хорошим работником милиции, – отвечал заочник, неприятно уязвленный таким внезапным переходом от доброжелательных расспросов к ехидству.

– Что-то не очень хорошо вы разбираетесь в своей профессии, – констатировал преподаватель.

– Ну а вы-то сами знаете, что, например, написано в двадцать пятой статье Уголовного кодекса? – защищался заочник.

– А я и не обязан этого знать. Это вы работаете в милиции, а не я. Я преподаю английский, и свое дело я знаю в совершенстве!

«Судный день» для преподавателя настал тогда, когда на заочное отделение этого вуза поступила моя знакомая, которой была хорошо известна наша система словесной самообороны.

– Разрешите задать вам такой вопрос, – сказала студентка. – Что заставляет вас каждый год, в каждой новой группе экзаменовать подобным образом незнакомых вам людей? Ведь что-то требует от вас совершать подобные поступки, не так ли?

Студентка поступила правильно, повторив мысль о том, что преподавателя заставляет вести себя ненормально нечто, не зависящее от его воли, дважды – чтобы акцентировать на ней внимание.

– Почему бы мне на уроке английского не пообщаться с вами на всяческие темы? – пытался оправдываться преподаватель.

– А вы никогда не задумывались над тем, почему вам хочется пообщаться именно таким образом?

К счастью для преподавателя, прозвенел звонок. Когда после перемены он вернулся, то даже не подумал приставать к кому-либо с дальнейшими вопросами, а занялся объяснением грамматики.

 

 

Продолжение следует

Серия сообщений "***Негативные эмоции":
Часть 1 - Взаимоотношения. Как «погасить» агрессию
Часть 2 - Катастрофические установки
...
Часть 7 - Хамство. (часть1) Кто же такой хам?
Часть 8 - Хамство. (часть 2) Приемы защиты
Часть 9 - Хамство. (часть 3) Приемы защиты



Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Самуил_Гетерле   обратиться по имени Четверг, 01 Ноября 2012 г. 18:44 (ссылка)
Супер (350x213, 54Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Ноября 2012 г. 00:11ссылка
Спасибо, Самуил! Я стараюсь!
91435217_1051747 (240x320, 1409Kb)
Сергей_Тутуков   обратиться по имени Четверг, 01 Ноября 2012 г. 21:43 (ссылка)
Классная работа,актуальная!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Ноября 2012 г. 00:15ссылка
Знаешь, Сережа, пока тему изучаешь, сама многому учишься!
0_79556_af116b25_L (240x320, 295Kb)
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Ноября 2012 г. 06:27ссылка
Так это само собой,глубже проблема изучается.
92539563_00193613 (599x552, 3525Kb)
Wasilinka   обратиться по имени Пятница, 02 Ноября 2012 г. 02:32 (ссылка)
Оо как актуально) Ненавижу хамство и наглость. Вчера меня вечером просто довели))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Ноября 2012 г. 09:26ссылка
Доброе утро! Вот здесь как раз в этих темах раскрываются приемы и методы защиты от хамства!
izogradinka   обратиться по имени Пятница, 02 Ноября 2012 г. 09:49 (ссылка)
С интересом прочитала)))
18И (241x300, 59Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Ноября 2012 г. 11:26ссылка
Благодарю, Из!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку