-Метки

Вивальди Шуберт артисты артисты балета балет бах бетховен великие люди россии вероникины выступления гендель горный алтай дворцы духовная музыка женщины в мировой истории женщины в русской истории живопись животные здоровье знаменитые люди знаменитые музыканты золотое кольцо россии интересные мысли исторические места россии итальянские композиторы классическая музыка композиторы 19 века компьютер концерты кулинария лист мендельсон мир птиц мои фотографии московский кремль моцарт музеи музыкальные инструменты музыкальный словарь наша история опера парки певцы песни и романсы писатели поздравления поэзия прикладное искусство природа природа и музыка пушкин рахманинов рукоделие русские композиторы соборы и храмы советские композиторы танцы театры фильмы документальные фото городов хоры художественные фильмы чайковский швейцария шопен эпоха барокко эстрадные певцы юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина-Ник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 26741


Актриса Мария Ермолова, одна из 100 выдающихся женщин в мировой истории

Четверг, 25 Января 2024 г. 10:28 + в цитатник

Марии Ермоловой прочили карьеру артистки кордебалета, но уже в 17 лет она сыграла свою первую главную роль. Константин Станиславский называл ее «эпохой русского театра», а актриса Надежда Медведева говорила о ее «громадном сценическом темпераменте». Мария Ермолова посвятила сцене Малого театра 50 лет. «Заветная мечта исполнилась…

slide-1 (700x524, 74Kb)

Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актером, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлером. Детство Марии Ермоловой прошло за кулисами Малого театра​: из суфлерской будки отца она наблюдала за игрой артистов.

Не подтверждено 207191 (525x700, 121Kb)

Сегодня в Театральном музее имени Бахрушина​ хранится рисунок Леонида Пастернака​: маленькая Ермолова с отцом в суфлерской будке. Потом она говорила: «Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой». В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. Сначала определили ее в балетный класс. Девочка склонности к хореографии не обнаружила, зато с удовольствием участвовала в драматических постановках, которые устраивали воспитанницы училища в свободное время.

3-jpg (559x700, 63Kb)

Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой. Тот сказал, что способностей у его дочери не заметил и ее дело — «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой. Участвуя в массовых балетных сценах, Мария Ермолова продолжала наблюдать за мастерами сцены. В 1866 году отец Ермоловой поспособствовал тому, чтобы ее взяли на роль Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват».

h-39184 (700x489, 28Kb)

Но этот спектакль не принес ей успеха. Позже писатель Сергей Дурылин вспоминал, что заметили молодую артистку на сцене Театрального училища: «Ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу». Счастливый случай позволил Ермоловой сыграть свою главную роль в трагедии. Перед бенефисом Надежды Медведевой — примы Малого театра — заболела актриса Гликерия Федотова, игравшая в спектакле «Эмилия Галотти». Медведева пригласила на замену Марию Ермолову. «Мурашки забегали у меня по спине. Я вся вздрогнула. Тут было что-то особенное, сразу сказался громадный сценический темперамент. Многое было очень плохо. <…> Но здесь было главное — талант, сила. И я сразу поняла, что судьба направила меня в верную сторону и столкнула с настоящей актрисой». Говорила Надежда Медведева

59005aaea1374a9b763d9a20-middle (594x700, 28Kb)

Премьера «Эмилии Галотти» прошла в январе 1870 года. Дебютантка произвела ошеломляющее впечатление и на зрителей, и на коллег. Позже она вспоминала: «Боже! — думала я, — не перенесу, если меня не вызовут ни разу! если я провалюсь!.. Первая сцена прошла, я ухожу и слышу громкие аплодисменты и вызовы… дрожа, но уже не от робости, а от счастья, я вышла раскланяться с публикой… мне единодушно хлопали; убежавши за кулисы, я зарыдала… Молитва моя была услышана, заветная мечта исполнилась… Я актриса!» Семнадцатилетнюю актрису вызывали на бис 12 раз. В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище, и ее приняли в труппу Малого театра. Первое время она играла в основном в водевилях. В образы комедийных героинь Ермолова привносила присущий ее игре драматизм.

03_768229 (700x522, 229Kb)

Ее «легкомысленные барышни» вызывали у зрителя симпатию в любых сюжетных перипетиях. Театральный критик Сергей Флеров писал: «Область госпожи Ермоловой составляют «светлые» образы». Позже это качество актрисы назовут сценическим оптимизмом. Однако Ермолову очень беспокоил ее репертуар: «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я все еще ничего не делаю». Спустя два года работы в Малом театре ей вновь досталась роль заболевшей Гликерии Федотовой — на этот раз Катерины в «Грозе»​ Островского​.

5739d483a356b (437x700, 98Kb)

Современники актрисы вспоминали, что после очередного спектакля ее вызывали на поклон 17 раз. В 1876 году Мария Ермолова сыграла Лауренсию в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Эта роль стала триумфом для молодой актрисы, а в репертуаре Малого театра родилось целое направление, положившее начало «эпохе романтики». «Здесь каждое слово было подобно электрической искре. Словно раскаленное железо обжигали душу зрителя язвительно-негодующие упреки Лауренсии, обличающей односельчан в овечьей робости и нерешительности и, как мощные звуки набата, разносились по зале призывы к борьбе против насилия, призывы, все проникнутые трепетом огненной страсти».

166913_1000 (700x450, 60Kb)

Несколько лет Мария Ермолова добивалась отмены цензурного запрета на драму «Орлеанская дева» Фридриха Шиллера. Впервые сыграв Жанну д’Арк в 1884 году, Ермолова исполняла эту роль 18 лет. «Сама не знаю почему, но исполнение этой роли считаю заслугой перед русским искусством, повторяю, единственной», — писала она. Этот спектакль был невероятно популярен. Всего за свою долгую карьеру Ермолова сыграла более 200 ролей, в том числе Марию Стюарт в двух постановках. Актриса сыграла многих героинь Александра Островского — Ларису в «Бесприданнице»​, Негину в «Талантах и поклонниках», Кручинину в «Без вины виноватые». В начале ХХ века Мария Ермолова сделала в актерской карьере небольшой перерыв: «37 лет я отдала сцене — и утомилась.

aJqOckwN7XU (451x550, 94Kb)

Теперь мне нужен год отдыха, чтобы отойти от театра, успокоиться и примириться с мыслью, что я уже более не «героиня». Сразу, на глазах у публики, мне тяжел этот переход: нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой». «Она играла во многих моих пьесах. Когда после генеральной я, бывало, приходил и благодарил ее за те чувства, которые возбуждала ее необыкновенная игра, я вспоминаю ее застенчивые движения и опущенные глаза… Ее строгое отношение к себе восходит к тем традициям, которыми всегда жили в Малом театре, — высокой требовательности к себе и к своей работе».

Владимир Немирович-Данченко​

dc8e9c1f130a4c28876ef6b2c7174cea (700x525, 390Kb)

В 1910-е годы актриса стала играть возрастные роли. В ее репертуаре появилась Кручинина и царица Марфа из пьес Островского, фру Альвинг из ибсеновского «Привидения», княжна Плавутина-Плавунцева из «Декабриста» Петра Гнедича. «Мария Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности».

Константин Станиславский

Кроме работы в театре, Мария Ермолова выступала на эстраде с чтением стихов​. Она продолжала играть в Малом театре, хоть ей это давалось нелегко: «Если бы вы знали, как неприятно теперь выступать на сцене. Ведь хорошо знаешь, что теперешней публике этого не нужно.

Ermolova2 (454x600, 113Kb)

 В 1920 году в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Марии Ермоловой: 50 лет на сцене. На нем присутствовал Владимир Ленин. В конце 1921 года Ермолова сыграла в пьесе «Холопы» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Здоровье актрисы постепенно ухудшалось, и в 1928 году ее не стало. Умерла Ермолова 12 марта 1928 года. Прощание с М.Н. Ермоловой происходило в Щепкинском фойе Малого театра Москвы. Отпевание прошло при большом стечении народа в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Была похоронена, согласно завещанию, в подмосковном селе Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы рядом с родителями и сёстрами. Позже данное кладбище снесли. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ. На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак. Вместе с Ермоловой захоронена её дочь, Маргарита Николаевна, бывшая замужем за московским врачом Василием Яковлевичем Зелениным, и Татьяна Львовна Щепкина-Куперник.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8296/mariya-ermolova?ysclid=lrovobij29754290575

 

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 14 пользователям

Agnieszka75   обратиться по имени Четверг, 25 Января 2024 г. 17:55 (ссылка)
Какое дивное лицо! Лик. Сдержанная красота, что и есть величавость.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 25 Января 2024 г. 18:21 (ссылка)
Agnieszka75, Прирожденная великая артистка! Спасибо Вам большое за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку