Вернувшись в Берн, Клее поселился в родительском доме и начал совершенствоваться как художник, время от времени посещая частные уроки живописи. Он совмещал творчество с игрой на скрипке в оркестре и составлением театральных обзоров. К 1905 году разработал некоторые экспериментальные техники письма, в числе которых было рисование иголкой на затемненном стекле, что производило эффект фотонегатива.
![Картина Пауля Клее «Портрет моего отца» Картина Пауля Клее «Портрет моего отца»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/12/21/103.jpg)
Работая над методикой, Пауль создал 57 произведений, включая картину «Портрет моего отца», датированную 1906 годом. Параллельно Клее сотворил цикл из 11 цинковых гравюр с изображением гротескных персонажей под названием «Изобретения». Эти работы выставили в местной галерее, они понравились посетителям. Автор чувствовал удовлетворение, но понимал, что способен на большее.
После женитьбы карьера Пауля замерла. Художника отвлекали домашние заботы и поиски нового стиля и творческого подхода. Сдвиг произошел после первой персональной выставки Клее, состоявшейся в Берне в 1911 году, после которой писатель и график Альфред Кубин предложил автору нарисовать иллюстрации к произведению Вольтера «Кандид», опубликованные в 1920-м.
![Иллюстрация Пауля Клее к повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» Иллюстрация Пауля Клее к повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/12/21/104.jpg)
В это время количество гротескных рисунков художника увеличилось, и в них проявилась склонность к абсурду и сарказму. Эти картины понравились Кубину, и он рекомендовал Клее ведущим искусствоведам страны. Осенью 1911 года Пауль, вошедший в круг творческой элиты, познакомился с экспрессионистом Августом Маке и абстракционистом Василием Кандинским. Оценив красивый и ясный ум и проникшись доверием к новым друзьям, Клее присоединился к ним в редакции альманаха, который назывался «Синий всадник».
Через несколько месяцев Клее стал одним из ведущих членов творческого коллектива и на второй выставке, организованной изданием, представил 17 графических работ. Альманах познакомил художника с современными теориям цвета, изучение которых он продолжил в Париже в 1912 году. Во время путешествия Пауль увлекся кубизмом и «чистой живописью» и начал эксперименты с акварелью, результатом которых стали примитивные пейзажи.
![Картина Пауля Клее «Красный шар» Картина Пауля Клее «Красный шар»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/12/21/105.jpg)
Настоящий прорыв в творчестве Клее произошел в 1914 году, после посещения Североафриканского государства Тунис. Художник слился с яркими цветами средиземноморских пейзажей и овладел техникой использования палитры.
В картинах этого периода Пауль совместил графику и живопись и начал увлеченно писать абстракции. Цветной прямоугольник стал основным предметом полотен художника. Объединенный с другими фигурами, он создавал либо ощущение гармонии, либо чувство глубокого диссонанса, характерные для музыкальных произведений.
![Картины Пауля Клее «Новый ангел» и «Диана в осеннем ветре» Картины Пауля Клее «Новый ангел» и «Диана в осеннем ветре»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/12/21/106.jpg)
В годы Первой мировой войны Клее не бросил рисование. Работая в тылу в мастерской по восстановлению маскировки воздушных шаров, художник создавал литографии на героические темы и время от времени устраивал выставки.
К 1917 году Пауль стал довольно известным живописцем и графиком, чьи картины, признанные искусствоведами, хорошо продавались. Самым знаменитым произведением этого времени стало полотно «Ab ovo», написанное акварелью на марле, натянутой поверх холста. В 1919 году Клее заключил контракт с владельцем модной галереи Гансом Гольцем, который принес художнику коммерческий успех. Именно там живописец впервые выставил картину «Восход луны и закат солнца», отражавшую его представления о магии природных явлений.
![Картина Пауля Клее «Ab ovo» Картина Пауля Клее «Ab ovo»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/12/21/107.jpg)
С 1921 года Пауль совмещал творчество с преподавательской работой. Он устроился в художественную школу-студию «Баухаус», возобновил дружбу с Кандинским и познакомился с другими членами талантливого учебного коллектива. К этому моменту в архиве Клее были такие работы, как «Новый ангел», «Южные сады» и «Диана в осеннем ветре», впоследствии приобретенные лучшими музеями мира.
В 1920-х художник читал лекции по искусству, проводил выставки в США и Франции, много путешествовал. Он написал картины «Сенекио» и «Золотая рыба», где совместил акварельные и масляные краски.
![Картина Пауля Клее «Золотая рыба» Картина Пауля Клее «Золотая рыба»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/12/21/108.jpg)
Клее был необыкновенно продуктивным мастером: в 1933 году он создал около 500 работ. Однако на следующий год количество картин резко уменьшилось из-за неожиданно возникших проблем со здоровьем. Ощущение приближающегося конца отразилось в произведениях Пауля: он начал использовать жирные линии и странное сочетание геометрических форм. Чередование крупных и мелких предметов, темных и ярких оттенков символизировало перепады настроения угасающего таланта.