-Метки

ЖЗЛ америка английский язык андрей попов анекдоты архитектура асадов в мире животных видео возраст война вторые блюда гомосексуализм города и страны гувх дети дизайн дима быков доброта и сострадание домоводство евреи израиль ближний восток еврейская тематика в русской литературе евтушенко женщина живопись животные забавно закат зима золотые россыпи цитат из жизни людей интервью интересно искусство история кино классика книги комментарии красиво кулинария лев борщер любимые книги любовный треугольник маяковский мир вокруг нас мое кино мои истории мои фотографии мудрые мысли мужчина и женщина музыка наука наум коржавин о боге о браке о верности о евреях о женщинах о жизни о любви оригинально осень остроумие отношения памятники пейзаж пирожки-порошки-перашки политика политкорректность природа психология разлука рецепты россия русский язык саша кладбисче сборник стихов свобода слова семейные отношения сказоч-ник скульптуры советы ссылки статьи стихи счастье сюрреализм талант тексты песен украина философия фотоискусство фразы в картинках цветаева цветы цитаты юлия вихарева юмор юрий рыбчинский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ника_Туманова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 15228


Николай Асеев. Отрывок из поэмы "Маяковский начинается" (за эту поэму автор получил в 1941 году Сталинскую премию)

Суббота, 26 Октября 2013 г. 17:56 + в цитатник

 

 

 

 


КОСОЙ ДОЖДЬ

 

Мы все

любили его за то,

что он не похож на всех.

За неустанный его задор,

за неуемный смех.

Тот смех

такое свойство имел,

что прошлого

рвал пласты;

и жизнь веселела,

когда он гремел,

а скука

ползла в кусты.

Такой у него

был огромный путь,

такой ширины шаги, —

что слышать его,

на него взглянуть

сбегались друзья и враги.

Одни в нем видели

остряка,

ломающего слова;

других —

за сердце брала строка,

до слез горяча и жива.

Вот он встает,

по грудь над толпой,

над поясом всех широт…

И в сумрак уходит

завистник тупой,

а друг

выступает вперед.

Я доли десятой

не передам,

как весел и смел его взгляд;

и — рукоплесканье

летит по рядам

строке,

попадающей в лад...


         ***

Он их обнимал

без жестов оперных,

без густых

лирических халтур;

он их обнимал —

пустых и чопорных,

тоненьких

и длинноногих дур.   

Те, что поумней

да поприглядистей,

сторонились:

не шути с огнем!

Грелись

у своих семейных радостей,

рассуждая:

«Нет уюта в нем!»

Чтоб из них

додуматься какой-нибудь

кинуться на шею

на века!

Может бы,

и не пришлось покойнику

навзничь лечь

на горб броневика.

Нет, не кинулись.

Толстели,

уложив в конце концов

на широкие постели

мелкотравчатых самцов.

Может,

и взгрустнет иная,

воротясь

к себе домой,

давний вечер

вспоминая,

тайно от себя самой.

Только

толку в этом мало —

забираться в эту глушь…

Погрустила

и увяла:

дети,

очереди,

муж.

Нет!

Ни у одной

не стало смелости

подойти

под свод крутых бровей;

с ним одним

навек остаться в целости

в первой,

свежей

нежности своей.

Только ходят

слабенькие версийки,

слухов

пыль дорожную крутя,

будто где-то

в дальней-дальней Мексике

от него затеряно дитя.

А та,

которой он все посвятил,

стихов и страстей

лавину,

свой смех и гнев,

гордость и пыл, —

любила его

вполовину.

Все видела в нем

недотепу-юнца

в рифмованной

оболочке:

любила крепко,

да не до конца,

не до последней

точки.

Мы все любили его

слегка,

интересовались громадой,

толкали локтями его

в бока,

пятнали

губной помадой.

«Грустит?» —

любопытствовали.

«Пустяки!»

«Обычная поза поэта…»

«Наверное,

новые пишет стихи

про то или про это!»

И снова шли

по своим делам,

своим озабочены бытом,

к своим постелям,

к своим столам, —

оставив его

позабытым.

По рифмам дрожь —

мы опять за то ж:

«Чегой-то киснет Володичка!»

И вновь одна,

никому не видна,

плыла любовная лодочка.

Мы все любили его

чуть-чуть,

не зная,

в чем суть

грозовая…

А он любил,

как в рога трубил,

в других аппетит вызывая.

Любовью —

горы им снесены;

любить —

так чтоб кровь из носу,

чтоб меры ей не было,

ни цены,

ни гибели,

ни износу.

Не перемывать чужое белье,

не сплетен сплетать околесицу, —

сырое,

суровое,

злое былье

сейчас под перо мое просится.

Теперь не время судить,

кто прав:

живые шаги его пройдены;

но пуще всего

он темнел,

взревновав

вниманию

матери-родины.

«Я хочу

быть понят моей страной,

а не буду понят, —

что ж,

по родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь».

Еще ли молчать,

безъязыким ставши?!

Не выманите

меня на то.

В стихах его

имя мое —

не ваше —

четырежды упомянуто.

 

 

 

***

Да, дел было пропасть.

Под тенью беды

куда уж там слушать «Про это».

Мутили ряды,

заметали следы

фигуры защитного цвета.

И вот,

покуда — признать, не признать? —

раздумывали, гадая,

вокруг него

поднималась возня

вредителей и негодяев.

«Кого?

Маяковского?!

Что за птица?» —

кривой усмешкою меряя.

Стихом к тупице

не подступиться —

слюной кипит в недоверии:

«Да он недоступен

широким массам!

Да что с ним Асеев

тычется!

Да он подбирался

к советским кассам

с отмычкою футуристической!»

А он любил,

как дрова рубил,

за спину

кубы отваливая;

до краски в лице,

до пули в конце

вниманье стиху вымаливая.

Как медленно

в гору

скрипучий воз

посмертной тянется славы!..

Обоз обгоняя,

взвиваю до звезд

его возносящие главы...

 

 

Рубрики:  стихи
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Ольга_Лукичева   обратиться по имени Воскресенье, 27 Октября 2013 г. 00:53 (ссылка)
Какая противоречивая натура у Асеева. О Маяковском написал замечательно, но ведь вдогонку. Интересно, понял ли он хотя бы так же, вдогонку, что натворил с Цветаевой? Дочь Цветаевой в своем письме Пастернаку написала: "Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова", потому что именно после непосредственного разговора с Асеевым и после его отказа помочь ей с трудоустройством хотя бы посудомойкой в писательской столовой, она и покончила с собой.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Октября 2013 г. 15:45ссылка
Да, я тоже подумала о том, сколько времени взяло у Асеева решить написать о Маяковском... Почти 10 лет...
Насчет Цветаевой и Асеева - не знала, спасибо за информацию, почитаю об этом...
А вообще, это всегда непросто - отделять творчество от самой личности художника...Подчас такое несоответствие... Особенно тогда, когда творчеством восхищаешься, а саму личность уважать бы не смог... Очень сложные и противоречивые чувства возникают в таких случаях...
Ольга_Лукичева   обратиться по имени Воскресенье, 27 Октября 2013 г. 18:11 (ссылка)
Вы правы
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 28 Октября 2013 г. 15:02 (ссылка)
http://www.rulit.net/author/gasparov-mihail-leonovich/zapisi-i-vypiski-get-210116.html

У нас ведь всегда было: "поэт в России - больше,чем поэт..."
А на самом деле: чем больше знаем мы поэта - тем меньше нравятся стихи. Ну,или, "чем меньше - тем больше"...
"Не многого ль хотим...?"!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Октября 2013 г. 15:07ссылка
Аноним
Тут пропала цитата - восстанавливаю ее:
"Экология
Когда осуждают хорошего писателя за то, что он нехороший
человек — это все равно, что осуждать завод за то, что он дымит и лязгает."
Это из:
http://www.rulit.net/author/gasparov-mihail-leonovich/zapisi-i-vypiski-get-210116.html
Перейти к дневнику

Вторник, 29 Октября 2013 г. 02:48ссылка
Я не знаю, хорошо это или плохо, правильно или неправильно - оценивать художника как личность... Но согласна с вами, что при ближайшем рассмотрении многое меняется не в лучшую сторону...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку