-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Рембрандт.Даная. История шедевра.

Четверг, 02 Января 2014 г. 11:57 + в цитатник

Загадочна и трагична судьба этой картины. Не одно поколение историков и поклонников искусства пыталось узнать: кто позировал художнику и почему мастер столь вольно интерпретировал древнегреческий миф о Данае? А может, это и вообще не Даная изображена на полотне?
Итак, сюжет. Даная, дочь арагосского царя, оказалась в очень непростом положении.
Отец, узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, заключил ее в подземные покои из бронзы и камня. Чтобы никто не видел ее, не пленился красотой и не похитил. Заключить-то заключил, но от судьбы, как известно, ни спрятаться, ни скрыться. Каким-то таинственным образом красавицу узрел громовержец Зевс и воспылал к ней страстной любовью. Он проникает к ней в покои под видом золотого дождя, и там, глубоко под
землей, Даная становится его возлюбленной. От этого брака у нее родился сын, которого она назвала Персеем… Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море. Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов. Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия.
Но Персей и его подвиги — это другая история. Сейчас — о Данае, которая, надо сказать,
пользовалась популярностью у живописцев в разные, в том числе античные, времена. Есть “Даная” у Корреджо, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Пуссена. У одних, как у Корреджо, бедра красавицы прикрыты легкой тканью, у других — Тициана — на картине роскошная молодая женщина, в сладкой истоме разбросавшаяся на ложе без каких-либо прикрытий, если не считать браслета на руке.

Тинторетто. Даная и золотой дождь.

Тицман. Даная. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург

Корреджо. Даная. 1531 Галерея Боргезе, Рим

Но,пожалуй, самая известная “Даная” — Рембрандта. На богатом ложе возлежит молодая женщина. Она основательно открыта зрителям, ткань закрывает лишь ступни и икры ног, а все остальное во всем великолепии выписано весьма реалистично — свисающий рыхловатый живот, небольшие груди, пухлые коленки, покатые плечи. “Боже, какая красота, настоящая Даная”, — вздыхают некоторые зрители, глядя на картину. Но тут начинается самое загадочное. А Даная ли это?
Прежде чем оказаться в Эрмитаже, “Даная” достаточно напутешествовалась по свету. В 1656 году картина в числе других полотен была продана за долги Рембрандта. Она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в парижской коллекции герцога Пьера Кроза. Собрание Кроза купила Екатерина II, и картина оказалась в Эрмитаже. Почти сразу же вокруг “Данаи” разгорелся ученый спор. Исследователей интересовало многое. Если это Даная, то где же золотой дождь, в образе которого перед Данаей предстает Зевс? Если нет дождя, то, естественно, нет и Зевса, а следовательно, и всего
остального. Даная должна смотреть вверх, на нисходящий дождь, но ее взгляд на картине обращен прямо перед собой. Почему на безымянном пальцелевой руки Данаи обручальное кольцо? Кто это? Девушка, заточенная в подземные покои по приказу царя, или замужняя дама?

Кольцо на безымянном пальце левой руки.

В 1836 году английские искусствоведы даже предлагали изменить название картины: вместо “Даная” — “В ожидании любовника”. Эксперты подметили и другое: по краям полотна детали тщательно проработаны, в колорите преобладают холодные тона, зато в центральной части — письмо широкое, а цвет выдержан в теплых, золотистых и коричневых, тонах, излюбленных художником в зрелый период творчества. Возможно, картина писалась в два этапа. Но кто позировал живописцу для этой картины?
С 1633 года, когда состоялась помолвка Рембрандта с Саскией ван Эйленбург, и вплоть
до ее смерти в 1642 году любимой моделью художника будет жена. Стандарта на модели тогда не было — никаких строгостей по части роста, объема талии, веса... Каждый художник выбирал ту единственную, которая отвечала его представлениям о прекрасной даме. “Это портрет моей невесты в возрасте двадцати одного года, три дня спустя после нашей помолвки”, — напишет Рембрандт под первым портретом Саскии. На нем улыбающаяся Саския в круглой шляпе, украшенной цветами. Рембрандта переполняет счастье. Он, сын мельника, женился на дочери бургомистра, принесшей ему солидное
приданое, положение в обществе, а самое главное — любовь. А Саския, став супругой Рембрандта, начнет карьеру одной из самых известных моделей в мире.

Смеющаяся Саския 1633, Дрезден Галерея старых мастеров

Rembrandt,_Harmenszoon_van_Rijn_-_Saskia_van_Uylenburgh_-_1643

С длинными распущенными волосами, в роскошном платье, украшенная драгоценностями, предстает Саския на одном полотне. На другой картине Саския запечатлена в образе римской богини Флоры. Некоторые насмехались над художником, изобразившим супругу в образе богини, которой поклонялись римские проститутки. Но Рембрандта это мало беспокоит. На полотне Саския удивительно хороша, а в украшающий ее голову убор из цветов художник вплетет тюльпан, чтобы подчеркнуть голландское происхождение богини. Еще одна картина — и вновь любимая жена, на этот раз вместе с самим художником — “Автопортрет с Саскией на коленях”
.
Саския в образе Флоры 1634, С.-Петербург

Флора. Саския 1635 Лондонская национальная галлерея

Не ищет Рембрандт другую модель и в год смерти Саскии, он рисует измученную болезнью супругу — с впалыми щеками, с пустым, почти безжизненным взглядом. “Юность, захваченная смертью” — назовет он свою гравюру-аллегорию. Саския умрет совсем молодой, в возрасте тридцати лет,от туберкулеза. Незадолго до этого у них родится сын Титус. А через несколько месяцев после смерти Саскии он рисует ее портрет вместе со
своим, стремясь забыть о потере любимой, оставаясь вместе с ней и после смерти.

Rembrandt_-_Saskia_with_a_Child

Титус в красном берете 1658

Спустя какое-то время в жизни Рембрандта появляется другая женщина — Гертье Диркс. Нанятая для Титуса кормилица Гертье станет любовницей Рембрандта.Ей он, кстати, подарит драгоценности Саскии. А затем у художника появится еще одна подруга жизни и модель — юная Хендрикье Стоффельс. И будет он жить одновременно с двумя женщинами — кормилицей сына и Хендрикье, чем приведет в ужас благопристойный Амстердам. Интересно отметить, что завещание Саскии будет составлено весьма своеобразно. По
нему она оставляла сорок тысяч флоринов мужу и сыну. Но, имея право распоряжаться собственностью до совершеннолетия или свадьбы Титуса, Рембрандт это право утрачивает, если вторично женится. После того,как в 1650г. Гертье Диркс оказывается в тюрьме,единственной спутницей жизни Рембранта становится Хендрикье Стоффельс . Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник. А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь – Хендрикье…

Гертье Диркс Женщина в постели ок. 1645 Эдинбург, ац. галерея Шотландии, Англия

Хендрикье Стоффелс в бархатном берете. 1655 Лувр, Париж

Итак, кто же изображен на полотне? Любимая жена или любовница? Ответить на этот вопрос удалось лишь в двадцатом веке. После того как был проведен рентгенографический анализ картины, оказалось, что в 1646—1647 годах Рембрандт полностью переписал центральную часть картины. На полотне оказались запечатленными две реальные женщины, две Данаи. В первом варианте “Даная” действительно была Данаей. В ее образе мастер изобразил Саскию. Мифологический сюжет подан в эффектном оформлении, но сама героиня поражала своей обыкновенностью. Здесь все было так, как того требовал миф: откуда-то с небес струится золотой дождь, и смотрит Даная не прямо перед собой, а вверх. Бедра Данаи стыдливо прикрывала ткань (художник оберегал целомудрие жены). Но спустя пять лет после смерти Саскии ее образ заменит образ Гертье Диркс. Две модели соединятся на одной картине. Какая из них проступает более явственно? Исследователи
утверждают, что Саския. Может быть, и так. Но до сих пор непонятно, зачем Рембрандту нужно было переписывать полотно, закрывая облик Саскии другим…

Рентгеновский снимок руки Данаи На рентгенограмме две поднятые руки:

Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света
и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.

Даная. Деталь

Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво
протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв.



Правая рука обращена навстречу свету

Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется,становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и
Тициана.
Даная 1636-1647 холст,масло 185х203 см Эрмитаж, С.-Петербург
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/88...z._van_Rijn_026.jpg?uselang=ru большая

Эта картина — радостный гимн побеждающей любви. Счастье входит в обитель Данаи, и единственным напоминанием о днях ее тягостного одиночества остается лишь плачущий скованный амур — деревянная фигурка в изголовье ее кровати.

Над изголовьем кровати - младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание

Рембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка. 20 лет Даная провисела в
мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника.

Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. 15 июня 1985 года «Даная» казалась навечно утраченной. Субботним утром, в ленинградском (ныне - санкт-петербургском) Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю»
кисти Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком "Свободу Литве!" дважды пырнул картину ножом. Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия "политическими соображениями".

Майгис Бронюс

Дело Майгиса Бронюса.

Человеком,который обезоружил «безумного» Майгиса, оказался Василий Клешевский,
белорусский милиционер, а не сотрудник ленинградской милиции, как считалось много лет (!). Тогда еще 30-летний старшина белорусской  милиции оказался в Эрмитаже один на один с вандалом в последний день своего отпуска. Благодаря его рассказу выясняется, что в тот день Майгис планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв.

После "покушения"

Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины – женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда…


По приказу Министерства культуры была создана Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и администрация музея. Проведение реставрационных работ поручили эрмитажным художникам-реставраторам Е.Н.Герасимову, А.Г.Рахману, Г.А.Широкову. Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь Государственной комиссии Т.П.Алешина. Консервация картины, включавшая укрепление красочного слоя и грунта,
удаление двух дублировочных холстов и подведение нового, глубинная регенерация покровных лаков, была завершена уже к концу 1985 года. В течение последующих лет проводились работы по удалению натеков, в места утрат красочного слоя подводился новый реставрационный грунт из мела и пигмента, имитирующего цвет авторской имприматуры (светло-серый), на клеевом связующем.



Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта

Наконец,после того, как в июле 1987 года Государственная комиссия приняла проделанную работу, начался следующий этап реставрации, направленный на восполнение утрат и приведение картины в экспозиционное состояние. Этот процесс проводился в традиционной для Эрмитажа и идентичной подлиннику технике масляной живописи на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки. Тем самым был соблюден важнейший принцип реставрации - обратимость, возможность в любой момент вернуться к исходной точке. Рембрандт пользовался пигментами неорганического
происхождения, а богатство оттенков цвета достигал смешиванием красок. Кроме того, было найдено в смесях красок некоторое количество измельченного стекла. Стекло делает краски более прозрачными из-за марганца, содержащегося в нем.Над восстановлением картины  реставраторы бились долгих 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в
Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом…

После реставрации

Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного (вялотекущая шизофрения). Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством.


Ист.:
http://officers-clan.ru/forum/33-262-1
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/b2003/hm4_3_2a.html
http://www.artniderland.ru/shedevr/redan.php
http://www.liveinternet.ru/community/3299606/post195254752/

Серия сообщений "История одной картины":
Часть 1 - В.Маковский "На бульваре" История одной картины.
Часть 2 - Рафаэль Санти. Портрет Бальдассаре Кастильоне
...
Часть 20 - Федор Степанович Рокотов (1732-35? - 1808)
Часть 21 - Иван Фирсов (1733 - после 1785)
Часть 22 - Рембрандт.Даная. История шедевра.
Часть 23 - Нетипичная картина Серова
Часть 24 - Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки



Процитировано 8 раз

gekata-panti   обратиться по имени Суббота, 18 Января 2014 г. 18:51 (ссылка)
Интересный пост об интересном произведении искусства. Забрала себе :) Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_ШИФРИН   обратиться по имени Суббота, 25 Марта 2017 г. 11:44 (ссылка)
СПАСИБО! ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку