-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kuvaldin

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 3859


ВСЁ ПРОХОДИТ. ВСЁ ПРОЙДЕТ. КРОМЕ СЛОВА

Понедельник, 19 Декабря 2011 г. 11:21 + в цитатник

“Новый век” в галерее “Кентавр” (май 2003) + скульптор Д.Тугаринов

 

В ИСКУССТВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ТАЙНА

Совместная выставка "Новый век"

скульптора Дмитрия Тугаринова и художника Александра Трифонова

в галерее "Кентавр"

 

 

Название выставки "Новый век" взято из стихотворения Максимилиана Волошина "Дом Поэта" (1926):

 

Пойми простой урок моей земли:

Как Греция и Генуя прошли,

Так минет все - Европа и Россия.

Гражданских смут горючая стихия

Развеется... Расставит новый век

В житейских заводях иные мрежи...

Ветшают дни, проходит человек.

Но небо и земля — извечно те же…

 

Дмитрию Тугаринову было поручено выполнение двух фигур для Храма Христа Спасителя - равноапостольного императора Константина Великого и его матери Елены. А к 200-летию перехода через Альпы Суворовым скульптор поставил памятник на перевале Сен-Готард. Инициативу проявил меценат русской культуры из княжества Лихтенштейн барон Эдуард Фальц-Фейн, с которым Тугаринов подружился. Замечательный отзыв о работе Тугаринова дали скульпторы-академики Юрий Орехов и Зураб Церетели. В Швейцарию Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Он поехал туда за свой счет, взялся создать памятник сам, без всякой оплаты, работая прямо в горах, на месте легендарного перехода. Тугаринову сказали, что ничего милитаристского делать нельзя: пропаганда войны у них запрещена. А Тугаринов сначала предложил им батальную сцену: солдаты друг в друга стреляют. Ну, а потом пришлось ограничиться одним Суворовым с проводником Антонием Гамбой. Прежде чем приступить к работе, Тугаринов практически все о Суворове прочитал. Существует множество прижизненных портретов Суворова, но 200 лет назад подхалимов было не меньше, чем сейчас. Смотришь каррарский мрамор, портрет с натуры. Он там такой мордатенький и довольный. А Суворов родился семимесячным, больным. И ему было 70 лет, когда он отправился в Швейцарию. У него была лихорадка, он заболел. Это была его лебединая песня. Суворов - русский несокрушимый дух. Тугаринов делал его лицо с посмертной маски. И клячонку специально взял. Чтобы все видели - русское не только в непомерной физической силе, но и в смекалке, в интеллекте, в гениальности. При этом, орудийные конкретизации Тугаринова, с одной стороны, оригинальнее, неожиданнее, чем «обычные» приемы фотографии-реализма, - поскольку установление иконического подобия между предметными темами и соответствующими единицами кода означает трудную и потому эффектную находку. С другой стороны, они проглатываются ценителем изобразительного искусства более незаметно, подсознательно, как нечто само собой разумеющееся, поскольку - по инерции практического языка - их связь с темой не воспринимается сколько-ни­будь эксплицитно ввиду их заведомой формальности, «бессодержательности». Тугаринов без шутки, без юмора не обходится. Вообще, он веселый человек. Есть у него пушка бронзовая. Настоящая. Фитиль вставляете и стреляете. Раздается оглушительный залп. Тугаринов грузит пушку в машину и везет, допустим, на открытие выставки под открытым небом в Парке искусств. Как выстрелит, так публика вся замирает сначала от испуга, а потом вопит от восторга. Но сначала - чтобы дух захватывало! Тугаринов любит и одеваться с чудинкой по таким случаям, как вернисаж или еще каким важным событиям. Так это наденет фрак с бабочкой и... сапоги…

У художника Александра Трифонова более трехсот картин. Отречение от забав юности во имя живописи уже принесло Трифонову свои плоды. Ровесники удивляются, что Александр проводит свои персональные выставки. Тем более что хвалили его такие люди, как Юрий Нагибин, Фазиль Искандер, Станислав Рассадин, Лев Аннинский, Виктор Боков, Татьяна Бек, Булат Окуджава... Александр Трифонов родился в 1975 году в Москве. Живописью занимается с 1988 года, после победы в конкурсе “Рисунки на асфальте”. Художник МХАТ им. А. П. Чехова и журналов “Наша улица” и “Архидом”. Он оформил несколько десятков книг. У него было много выставок: в 1996 году - “Фигуративный экспрессионизм” в Ахматовском культурном центре (Москва); “Молодая Россия” в Москве и Нью-Йорке (1997); “Антисоветская выставка, посвященная 80-летию Великого Октября” в Московском Доме скульптора (1997); аукцион DROUOT-RICHELIEU в Париже (1997), “Современная Россия” Джерси-Сити, США (1998); “Современный русский авангард 1958-1998” в Нижегородском государственном выставочном комплексе (1998); “Конец идеологий” в галерее “На Каширке” (1999); “Любовь к бутылке” в галерее А-3 (2000); “Наша улица” в галерее “На Каширке” (2001); “Ботлфлай” в галерее А-3 (2002).

И вот теперь проходит выставка совместно с выдающимся скульптором Дмитрием Тугариновым в галерее "Кентавр", которой руководит Ирина Грушевая. В наши дни интенсивно осуществляется культурный обмен между разными странами. Ирина Викторовна Грушевая после показа работ Тугаринова и Трифонова в России представит затем их на суд публики в США. Ирина Грушевая президент компании «RussianArtsSociety, Inc.» (Вашингтон, США). "RussianArtsSociety, Inc» представляет в США три профессиональные творческие ассоциации/организации из России: Московский Союз Музыкантов (МСМ); Союз Театральных Деятелей России (СТДР), отдел музыкальных театров; Творческий Союз Художников России, Международную Федерацию художников. Под руководством Грушевой были реализованы следующие проекты: Гастроли Детского Камерного Оркестра «Гнесинские Виртуозы» Академии Музыки Имени Гнесиных под руководством Михаила Хохлова в США с финальным концертом в Посольстве Российской Федерации в Вашингтоне, в ноябре 1997 года. Выставка монументальных скульптурных проектов «Мужество Истины» известного художника России Михаила Шемякина, под патронажем Ю. В. Ушакова, посла Российской Федерации в США, в феврале 2000 года. Участие в закладке первого камня в пьедестал монумента «Петр Великий» в Лондоне, Англия, под высоким патронажем принца Майкла Кентского, май 2000 года. Эпилог Нью-Йоркского кинофестиваля Российского кино в Вашингтоне и Вирджинии, ноябрь 2000 года. Демонстрация кинофильма «Дневник его жены» режиссера А. Учителя в Библиотеке Конгресса США, Вашингтон, февраль 2001 года…

На белом облаке возносится миф. Это такого “Христа” сделал Тугаринов несколько лет назад из белого камня и бронзы. Он установлен на Крымском валу в Парке искусств. Почему миф так долго живет и постоянно находит своих поклонников? Да потому что он тёмен. В нем - тайна. Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России московский скульптор Дмитрий Тугаринов родился в 1955 году в Москве. Обладатель премии Московского комсомола. Принимает участие в выставках с 1975 года. Получил первую премию на международном конкурсе портрета в Праге в 1985 году. В 1996 вручена Золотая медаль Академии художеств. Работы Дмитрия Никитовича Тугаринова находятся в Третьяковской галерее, галерее “Арт Модерн” в Москве, в музее А. С. Пушкина, в Русском музее, в частных коллекциях в России, Италии и Германии. Автор памятника А. В. Суворову на перевале Сен-Готард в Швейцарии…

Александр Трифонов проходил армейскую службу в качестве художника Театра Российской Армии. Картины Александра Трифонова воспроизведены на книгах Кирилла Ковальджи, Эдуарда Клыгуля, Нины Красновой, Валерия Поздеева, Анатолия Капустина, только что выпущенных издательством "Книжный сад". Трифонов любит рисовать бутылки. Великое множество бутылок - полных и пустых, зеленоватых, прозрачных, блекло-серых. Его работы принимали участие и в зарубежных экспозициях и в аукционах современной русской живописи  в Нью-Йорке и Париже. А в Москве запомнились его выставки “Любовь к бутылке” и “Конец идеологий”. В живописи художника Александра Трифонова слышится новое дыхание жизни. Получается парадокс: дополнительная условность изобразительной конкретизации Трифонова состоит в замене условной связи между означающим и означаемым на безусловную. А большая безусловность предметного выражения, наоборот, объясняется условностью языка. Впрочем, этот парадокс, по-видимому, является одним из конституирующих свойств авангардного кода. Именно в России, на “нашей улице”, появился в начале XX века знаменитый авангард, повлиявший на развитие всего мирового искусства. Конечно, Александр Трифонов авангардист, и художественная акция “Новый век” в его понимании - это обновление русской живописи и - шире - русского искусства. Как в свое время Кузьма Петров-Водкин заговорил языком улицы, обновив язык Павла Федотова и Ильи Репина, как Василий Кандинский смешал художественные языки до абстрактного уличного крика, как Казимир Малевич на всем поставил “Черный квадрат”, так и Александр Трифонов заговорил простым, внятным языком нашей улицы, на котором люди привыкли общаться на кухне и в пивной, на стадионе и в гастрономе. Александр Трифонов стремится к выражению высшей, абсолютной реальности в простых формах, которые существуют в реальном мире. Живопись Александра Трифонова наряду со скульптурой Дмитрия Тугаринова являются ярким вкладом в русский авангард. Здесь в заостренной форме проявляется один из основных принципов искусства - отказ от прямого показа реальности, ведущий к их воплощению в более осязаемом, но и более далеком, сопротивляющемся материале. Привычная фабульная условность состоит в проекции идей на ситуации предметной сферы. Интересующая нас художественная условность (и безусловность!) - это выражение идей через еще менее поддающийся материал вымысла Дмитрия Тугаринова и Александра Трифонова.

 

Юрий Кувалдин