-Цитатник

ЛЕМЕХОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ. ИЛЛЮСТРАЦИИ. «СКАЗКИ ПУШКИНА». - (0)

Лемехов Сергей Иванович. Иллюстрации. «Сказки Пушкина». ...

РАСКРАСКА РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ - (0)

Раскраска РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ 1. 2. 3. 4. 5. ...

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III - (0)

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III 1916-й год пр...

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III - (0)

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III 1916-й год пр...

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ I - (0)

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ I Ольга Розанова. Ф...

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в agness214

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) АРТ_АРТель Цитаты-из-книг Live__ART WiseAdvice О_Самом_Интересном


Художник-сказочник Рачёв Евгений Михайлович

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 23:44 + в цитатник

Рачёв Евгений Михайлович

Рачёв Е.М., фотография

Рачёв Е.М., фотография с сайта http://allday.ru/index.php?newsid=406223 

Рачёв Евгений Михайлович (1906–1997) — советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Имя художника неразрывно связано со сказками, особенно, сказками с героями-животными. За тридцать лет творческой деятельности Рачёв создал сотни иллюстраций. В 1958 — 1959 годах для выставки " Советская Россия " исполнил большую серию рисунков к басням И.А. Крылова. В 1973 году Е.М. Рачев стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за иллюстрации книг: "Терем-теремок", И.А. Крылов "Басни", С. Михалков "Басни". В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок "Колосок" Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО — IBBY. IBBY один раз в два года присуждает Международную премию имени Ханса Кристиана Андерсена «детским» авторам – писателям и художникам, а также Почетные дипломы лучшим детским и юношеским книгам из числа недавно изданных. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий – "Золотой ключик". Начиная с 1960 года Рачёв Е.М. был главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Многие книги с его иллюстрациями были переведены на разные языки мира.

Слово художнику Рачёву Е.М.:

«На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует.

Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных.

Вот и получается — прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Тогда я могу хорошо представить себе своих сказочных героев. Словно они — мои давние друзья или знакомые.

Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно:

— Здравствуйте, дедушка Медведь!

И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке — значит, получилось у меня, как в сказке.

Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую». (Рачёв Е.М.)

Рачёв Е.М., его подпись

Рачёв Е.М. родился в 1906 году в Сибири, в Томске. Отца потерял очень рано. Мать была зубным врачом. До четырнадцати лет он жил в деревне у бабушки. С детства Женя очень любил лес и не раз бывал в тайге, интересовался жизнью зверей и птиц, наблюдал за ними, подмечал их повадки и рисовал увиденное. Сибирь вспоминалась им потом как какая-то сказочная страна. Тетерева вечерами важно усаживались на ветках елей. Озера, полные рыбы и уток. А грибов... А ягод... Когда мальчику исполнилось 14 лет, умерла его бабушка, шла Гражданская война. И он, спасаясь от голода, отправился к матери, которая жила в это время в Новороссийске. Три месяца пробирался он в одиночку через всю растревоженную революцией Россию из Сибири в Краснодарский край. Ему помогли солдаты, возвращавшиеся с фронта. Они взяли уставшего и исхудавшего паренька в свой вагон-теплушку, обогрели, накормили и довезли до Новороссийска. Там, мечтая о кораблях и морских просторах, он поступил в мореходную школу. Однако из-за проблем со здоровьем от мореходки ему пришлось отказаться. Зато юноша снова начал рисовать. И поэтому пошёл учиться в Кубанский художественно-педагогический техникум. Преподавание в этом техникуме в те годы было поставлено очень хорошо. Многие преподаватели приехали из Петербурга и Москвы (спасаясь от голода). Окончив техникум в 1928 году с отличием, он получил необходимые навыки художника. Потом Рачёв переехал в Киев и поступил на полиграфический факультет Киевского художественного института. Практически сразу он начал активно сотрудничать с различными издательствами в качестве художника-иллюстратора.

В 1936 году рисунки молодого художника увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Евгений переехал в столицу и стал активно работать.

Но вскоре началась Великая Отечественная война, и он ушёл на фронт. Прошел всю войну с 1941 по 1945 год. Сначала был рядовым в пулеметном батальоне в московском ополчении в самые тяжелые для Москвы дни, когда вражеские войска подошли почти к самому городу. Москву отстояли. Весь этот долгий путь от Москвы до Берлина Рачёв находился в действующей армии. В годы войны художник уже в звании лейтенанта служил и во фронтовой армейской газете "Боевая тревога". Узнав, что рядовой Рачёв умеет рисовать, командование поручило ему оформлять фронтовую газету.

Рачёв Е.М. Рисунок для фронтовой газеты

Рачёв Е.М. Рисунок для фронтовой газеты. 1942 год. Здесь другие его фронтовые рисунки

Эту газету вместе с ним делали Арсений Тарковский и Май Митурич. Некоторые зарисовки Рачева, сделанные на войне, были показаны на групповой выставке в 1946 году в Московском союзе художников. Но в дальнейшем Рачёв в своей работе к военной теме никогда не обращался. Однажды с горечью сказал: "Нет страшнее зверя, чем человек".

После войны Евгений Михайлович вернулся в Москву и продолжил работу в «Детгизе». Сотрудничал и со многими другими издательствами. Когда он в конце 1940-х годов впервые принес свои рисунки с героями-животными так похожими на людей в издательство, то там сильно озадачились. Это было совершенно по-новому. Никто так не рисовал. Почти год не решались печатать.

Рачёв Е.М. Кот гусляр

Рачёв Е.М. Кот гусляр

Но напечатали – и книги пошли нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачёвой (1923 - 2011), которая часто собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие теста и будущих иллюстраций.

Рачёв Е.М. Колобок

Рачёв Е.М. Колобок

«Картинки» Евгения Михайловича прямо-таки излучают умиротворение, теплоту и гармонию. Он любил рисовать пастелью (иногда акварелью, гуашью, углём) по тонированному фону, выбирая чистые, спокойные цвета, что во многом способствовало особой мягкости, «ласковости» его работ. Лисы и медведи, зайцы и коты, сороки и петухи художника Рачёва, одетые им в народные костюмы, лишь на первый, невнимательный взгляд кажутся сугубо декоративными. Они всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт и чёрточек, присущих нам, людям, — человеческими характерами.

Рачёв Е.М. Теремок

Рачёв Е.М. Теремок

Свойство очеловечивать персонажей-животных особенно пригодилось художнику, когда он оформлял басни И.А. Крылова и С.В. Михалкова, сказку В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» и русские народные сказки. В иллюстрациях к произведениям М.М. Пришвина, Б.С. Житкова, В.В. Бианки Рачёв, как правило, избегает иронии; здесь он более лиричен и задумчив, хотя во всём, что касается «зоологии», неизменно точен и скрупулёзен.

Большую помощь в работе художнику оказывала его жена Лидия Ивановна Рачёва. Когда возникла идея сделать иллюстрации к басням Крылова, она в архивах собрала материал, который позволил привязать сюжеты басен к реальным событиям, что позволило создать уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, к которым они были обращены.

Рачёв Е.М. Басня Крылова И. Стрекоза и муравей

Рачёв Е.М. басня Крылова И. «Стрекоза и муравей»

Эта книга басен очень отличалась от всех других книг с баснями Крылова, басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые доносили до читателей смысл, заложенный в них Иваном Крыловым. Были и другие книги, в которых вы можете увидеть, что в числе создателей была Л. Грибова – то есть Лидия Ивановна Рачева.  ЗДЕСЬ очаровательная иносказательность басен в иллюстрациях Е.М. Рачёва. Крылов И. А., "Басни". - Худ. Е. Рачев. - Детская литература, 1983.

Можно сказать, что творческая судьба художника складывалась благополучно. Книги с его рисунками много издавали и в нашей стране, и в других странах, выставлялись на самых разных выставках. Некоторые его рисунки находятся в музеях.

Рачёв Е.М. Терем-теремок

Рачёв Е.М. Терем-теремок. За иллюстрации для книги русских народных сказок «Терем-теремок» художнику была присуждена Государственная пре­мия РСФСР.

В книге «Терем-теремок» собраны русские народ­ные сказки о животных. В сказках всё необыкновенно: и со­бытия и герои. Звери и птицы ведут себя по-особому: говорят по-человечески, думают и поступают как люди — добрые или злые, смелые или трусливые, глупые или умные. И в ярких, красочных рисунках, сде­ланных художником для этой книги, обыкновенная рыжая лисица становится прожорливой и хитрой кумушкой, заяц — весёлым де­ревенским балагуром, кот — озорником и лодырем. Как мастерски владеет чудесным даром превращать обыкновенных зверей в сказочных героев замечательный художник Евгений Михайлович Рачёв.

Рачёв Е.М. Петушок – золотой гребешок

Рачёв Е.М. Петушок – золотой гребешок

Почти каждую книгу с его рисунками отмечали на конкурсах дипломами и медалями. Был удостоен высоких званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России.

Придавая большое значение развитию детской книги, Евгений Михайлович около 20 лет проработал главным художникам издательства "Малыш", создав там хорошие творческие условия для художников.

Рачёв Е.М. Волк и козлята

Рачёв Е.М. Волк и козлята

В каждой его работе, будь то красочная акварель к детской сказке, натурный рисунок животного или аллегорический образ басенного персонажа, виден умный, добрый и веселый человек, глубоко чувствующий поэзию родной природы, любящий людей и ненавидящий тех, кто мешает им жить дружно и счастливо. Это цельное жизнеутверждающее мировоззрение является основой искусства Рачёва и определяет ведущую тему его творчества: он иллюстрирует преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы.

Рачёв Е.М. Заюшкина избушка

Рачёв Е.М. Заюшкина избушка

Из всего многообразия сказочных сюжетов Рачёв, естественно, выбирает те, которые ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.

Стремясь к психологической выразительности и социальной заостренности образов, художник использует тонко наблюденные им природные качества, повадки и привычки животных, вводит в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.

Рачёв Е.М. Кот - серый лобок, козел да баран

Рачёв Е.М. Кот- серый лобок, козел да баран

Великолепное понимание природы и животных со временем проявилось в новых необычных работах Евгения Михайловича Рачёва – это скульптуры из дерева. В изгибах ветвей или корневищ упавших деревьев художник увидел пластику живых существ, которые похожи на привычных нам животных или являются порождением его фантазии. Скульптуры, вдохновенно выполненные художником, можно посмотреть ЗДЕСЬ

 

Рачёв Е.М. Фото

Рачёв Е.М. Фото с этого сайта (Эта фотография и часть иллюстраций из книги В. Толстой. Евгений Михайлович Рачёв. М.: Советский художник. 1960)

В сущности, художник и его жена всю свою творческую жизнь посвятил детской книге. И не жалели об этом.

– Это очень интересная работа, - говорил Евгений Михайлович. – Мне хотелось рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера. Меня это больше всего влекло.

Рачёв Е.М. Заяц - хваста

Рачёв Е.М. Заяц - хваста

И он создал целый мир неподражаемых сказочных "рачевских зверей". Сохраняя природный облик животных, он наделял их человеческой мимикой, жестами, одеждой. Раскрывая сказку полностью - не только сюжет, но и тот смысл, который кроется в прекрасной сказочной выдумке.

Рачёв Е.М. Медведь

Рачёв Е.М. Медведь. Из сказки «Кот и лиса»

Евгений Рачёв прожил в искусстве долгую и плодотворную жизнь. Ласковые, одухотворённые рисунки художника не стареют и по-прежнему радуют глаз и сердце.

Его работы интересны так же тем, что всех животных он изображал с анатомической точностью. Т.е., скажем, если птичья лапка сгибается только в одну сторону (к примеру), то так оно и будет на его рисунке. В его работах у животных нет человеческих пальцев на лапах и выпученных мультяшных глаз, чем грешат многие художники-иллюстраторы современных детских книжек.

Рачёв Е.М. Лисичка-сестричка и волк

Рачёв Е.М. Лисичка-сестричка и волк

Таким образом, его рисунки имеют и познавательное значение. Конечно, полной реалистичности добиться невозможно - все-таки лиса не ходит на задних лапах (и невозможно предположить, какая у нее будет посадка корпуса при ходьбе), а ворона не может смеяться. Однако сочетание, с одной стороны, по-человечески одетых, а с другой стороны, физиологически правдоподобных животных довольно любопытно. Особенно интересны собаки в шубах и меховых сапогах (онучах?), у которых ноги (задние лапы) были согнуты в коленях не как у людей, а в обратную сторону (т.е. как у настоящих собак).

Рачёв Е.М. Лиса и дрозд

Рачёв Е.М. Лиса и дрозд

Книги с иллюстрациями Рачёва надо издавать как можно чаще, чтобы они стали доступны всем детям.

Здесь приведен список книг, составленный по годам изданий, причем этот список далеко не полный – в него не вошли многие переиздания, издания на других языках, напечатанные в нашей стране и за рубежом, а также сборники, в которых есть рисунки и других художников. Некоторые из книг Рачева Вы можете перелистать на странице "Сказки", а самые популярные из них переведены на английский, французский и немецкий языки, и они также доступны на указанных страницах.

Рачёв Е.М. Мужик и медведь

Рачёв Е.М. Мужик и медведь

Благодаря Интернету, можно перелистать эти книги, иллюстрированные Е.М. Рачёвым:

"Рукавичка". Украинская сказка, Москва: Детгиз, (1951), (рисунки цветные, брошюра)

"Три сказки про лису". Москва: Детгиз, (1962), (рисунки цветные, брошюра). Содержание: Лиса и волк, Кот и лиса, Лиса и заяц

"Два жадных медвежонка". Венгерская сказка Москва: Детгиз, (1953), (рисунки цветные, брошюра)

Октав Панку-Яшь, "Все в лесу хорошо, только портные плохие". Румынская сказка, Москва: Детгиз, (1959), (рисунки цветные, брошюра)

"Птичка - пуночка" Чукотские и эскимосские сказки, составитель Л.Грибова, М.: Малыш, (1980) (80с., рисунки цветные). Здесь с иллюстрациями из этой книжки к сказке "Пропавшая песенка" Вы можете прочитать другой вариант этой сказки под названием "Пуночки и ворон" . В исходной же записи эта эскимосская сказка называлась "Три пуночки".

Рачёв Е.М. Маша и медведь

Рачёв Е.М. Маша и медведь

Источники:

Рачёв Е.М. Гуси-лебеди

Рачёв Е.М. Гуси-лебеди

Рубрики:  искусство/графика
художники
литература
декоративно-прикладное искусство
МХК
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

МилаЯ__Людмила   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 18:41 (ссылка)
Очень известный художник. И картинки запомнились с детства.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 21:23ссылка
по началу, ради его картинок книжки любила...
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 22:10ссылка
Неудивительно. Ведь тогда художники детей любили, а теперь, похоже, нет. Поэтому и картинки порой такие страшные.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку