-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alishavar

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.06.2011
Записей: 1508
Комментариев: 4461
Написано: 9694


Будда - Достигший нирваны

Вторник, 02 Августа 2011 г. 02:09 + в цитатник
Путь к свету

Легенды говорят, что Будда перерождался на протяжении многих тысячелетий, принимая облик различных существ. Боги увидели, что человеческий мир погрузился во мрак невежества, и попросили Будду родиться в последний раз, чтобы научить людей дхарме — правильному пути. Он согласился и избрал местом своего рождения святую землю Индии, а своими родителями — благородных кшатриев царского рода.



Рождение Золотого ребенка

Роща Лумбини
Примерно 2,5 тысяч лет назад у подножия Гималаев — там, где сейчас проходит граница Индии и Непала, — жил народ ша-кьев. Правил ими царь Шуддходана Гаутама.

Когда его жена, царица Майядева, ждала ребенка, ей приснился сон, будто в нее вошел белый слон. Это истолковали как знак того, что она станет матерью великого человека. Майядева решила родить ребенка в доме своих родителей в Давадахе и покинула Капилавасту, столицу страны шакьев. На полпути Майядева остановилась отдохнуть в роще, где в то время цвело дерево ашока, по поверью, исцелявшее все печали. И в его тени царица родила сына. Он получил имя Сиддхартха, что означает «Тот, кто достигает целей». Ребенок, появившись на свет, сразу же встал на ноги. Он был полным, с золотистой кожей. Младенец указал на небо и произнес: «Небеса — вверху, небеса — внизу», что означало: «Я совершенен и на небе, и на земле».

Так рассказывает о рождении Будды легенда. О реальном человеке Сиддхартхе Гаутаме достоверных исторических свидетельств не сохранилось. Годы его жизни устанавливаются учеными предположительно, и разброс датировок очень велик. Поэтому все они, в том числе обозначенные в нашем очерке, очень условны.

Предсказание
Родив сына, Майядева вернулась в Капи-лавасту. В честь рождения наследника царь устроил большой праздники пригласил множество гостей. По одной из легенд, великий мудрец Асита, увидев мальчика, заплакал: «Этот ребенок станет Буддой, но я слишком стар и не доживу до того времени, когда можно будет услышать его поучения».

Царь позвал восьмерых брахманов, чтобы те определили судьбу принца, имевшего все махопурушолакшаны, то есть признаки великого человека. Семеро брахманов предсказали, что ребенок станет чакраватином (идеальным царем) и владыкой всего мира. Но восьмой из них, по имени Каундинья, сказал: «Царевич познает земные страдания, покинет родной дом и будет великим Буддой».

Каундинья и четверо его товарищей — Бхадрия, Ваппа, Маханама и Ашваджит — решили дожидаться дня, когда Сиддхартха станет Просветленным. Царь не желал сыну судьбы великого святого: через семь дней после рождения мальчика умерла Майядева. Неужели его единственный наследник должен будет оставить дом? Шуддходана решил воспитать сына чакраватином.



Юность царевича

Жизнь во дворце
Воспитывала юного царевича мачеха, сестра Майядевы Махападжапати. Мальчика обучали различным наукам и воинским искусствам, в том числе верховой езде и стрельбе из лука. Во всем царевич превосходил своих сверстников, юношей из знатных семей.

Глядя на сына, отец гордился им и мечтал, что со временем Сиддхартха станет великим царем. Он помнил о пророчестве и задумал обмануть судьбу. Шуддходана выстроил для сына три дворца — один для холодного времени года, другой — для жаркого, третий — для дождливого. Царевич и не подозревал, что жизнь может быть иной — не наполненной каждодневными удовольствиями и роскошью. Царь хотел скрыть от сына все негативные стороны бытия. Даже рабы и слуги Сиддхартхи получали пищу, не уступавшую царской. Чтобы ничто не спутало его планов, Шуддходана запретил отшельникам приближаться к дворцу.

Когда царевичу исполнилось шестнадцать лет, во дворце собрали всех девушек страны, чтобы он выбрал себе невесту. Сиддхартха взял в жены свою кузину Яшодхару.

Шло время... Царь счел уже свои былые опасения безосновательными. Казалось, что сын находится на верном пути, что он и вправду станет великим воином и мудрым правителем. Но Сиддхартху ждала другая судьба...
Четыре знамения

Сиддхартхе исполнилось уже 29 лет. Его жена Яшодхара ждала ребенка. Царевич становился все более угрюмым и подавленным: «правильная» дворцовая жизнь казалась ему пустой. Однажды, взяв с собой слугу, он тайком от отца отправился в город: тот запрещал ему покидать дворец. Он двинулся на восток и вскоре увидел стоявшего на повороте дороги истощенного старика.

— Что это? — спросил Сиддхартха. — Отчего этот человек такой жалкий?
— Это старик. Мы все становимся такими, когда стареем, — ответил слуга.
Пораженный принц возвратился во дворец. На следующий день он вышел через южные ворота и встретил больного, а еще через день, отправившись из дома на запад, увидел мертвеца.

Так Сиддхартхе явились первые три знамения, открывшие ему неустойчивость санса-ры, то есть круга мирского бытия. На четвертый день Сиддхартха вышел через северные ворота и встретил странствующего отшельника. Пророчество сбылось: это был четвертый знак, показывавший путь к освобождению. Сиддхартха расспросил путника о его жизни и решил сам уйти на поиски мудрости, способной избавить мир от страданий. Едва он покинул город, как до него дошла весть, что его жена родила ему сына, и Сиддхартха с неохотой вернулся во дворец. Но он отказался взглянуть на сына, боясь, что не решится покинуть дом. А Шуддходана, собрав музыкантов и танцоров, устроил праздник в честь рождения внука. Сиддхартха не веселился, как остальные гости. Он лишь острее ощутил суетность и мимолетность жизни, и принятое решение укрепилось в его душе.



Суровая аскеза

Прощание
Сиддхартха решил покинуть Капилавасту ночью. Перед уходом он заглянул в комнату Яшодхары. Она спала, прикрывая во сне руками лицо ребенка. Сиддхартхе хотелось отвести руки жены, чтобы взглянуть на лицо сына. Но он боялся разбудить ее. Сиддхартха сказал себе, что если он найдет то, что ищет, он вернется, чтобы увидеть лицо своего сына. Царевич скакал всю ночь и весь день и к вечеру достиг границы своего государства. Здесь Сиддхартха снял свои шелковые одежды и украшения, отдал лошадь следовавшему с ним слуге Чанне и велел ему возвращаться домой.

Чанна хотел сопровождать принца и служить ему. Но Сиддхартха оставался непреклонен, и слуге пришлось, обливаясь слезами, отправиться назад.

В Урувельском лесу
Сиддхартха сбрил волосы и начал жизнь аскета. Странствия, суровые самоограничения, необходимость просить подаяние, чтобы прокормиться, — все это нисколько не отягощало бывшего царевича, казалось бы, привыкшего к изнеженной жизни.

Услышав, что сын царя шакьев отказал ся от радостей мира ради просветления, Каундинья — брахман, предсказавший, что Сиддхартха станет Буддой, — вместе с товарищами пришел повидаться с ним. Они решили странствовать совместно с Сиддхартхой. Он был самым молодым среди своих новых друзей, но именно его брахманы признали своим гуру. Гаутама успел к тому времени пройти учение у аскетов Ала-ры и Удраки и превзойти этих прославленных наставников. Его самого уже начали считать новым великим Учителем.

Отшельники пришли в город Урувелу. Неподалеку от него находился лес и протекал ручей. Поселившись в лесной глуши, они отказались от сбора подаяния в городе и решили жить, как деревья и трава, питаясь только тем, что посылает им природа. Смиряя свои плотские желания, они со временем стали съедать всего по одному финику в день. Некогда цветущее тело Сиддхартхы высохло и пожелтело.

Вместе со своими спутниками он созерцал окружавший его мир, в житейском плане дойдя до крайности: он одевался в одежды, снятые с мертвецов, а в ночи полнолуния и новолуния, считавшиеся самыми страшными и «мистически» насыщенными, проводил на кладбище.

Через шесть лет Сиддхартха заключил, что приобретенное таким тяжким самоистязанием знание не ведет к просветлению. Он ишь ушел от одной крайности — бездумного мирского благополучия — в другую. Позже, проповедуя, он говорил: «Если бы можно было достичь совершенства и освобождения от уз, привязывающих человека к земле, только отказавшись от пищи и человеческих условий, то лошадь и корова давно достигли бы его». Пятеро его товарищей были разочарованы: им показалось, что их учитель отказался от своей цели. Они покинули его, и Сиддхартха остался в Урувельском лесу совершенно один, устроившись медитировать под старым баньяном.



Появление Будды

Яркий золотой человек
В соседней деревне жила молодая женщина по имени Суджата. Она мечтала о сыне и просила духа баньяна помочь ей: это старое, с раскидистой кроной и могучим стволом, дерево считалось священным. Вскоре Суджата родила здорового мальчика. Согласно обету, она принялась готовить угощение духу дерева и вдруг узнала, что дерево окружено странным золотым сиянием. Быстро закончив приготовления, Суджата побежала к баньяну. Под деревом она увидела светящегося человека. Женщина опустилась на колени, уверенная, что перед ней — воплотившийся дух дерева.

Она сказала: «Великий! Человек ты или Бог, прими от меня эти приношения и да достигнешь ты своей цели, к которой стремишься!» И она протянула золотому существу рисовую кашу, сваренную на молоке.

Под деревом бодхи
Взяв от Суджаты ее подношение, Сиддхартха отправился к реке и увидел, что его тело начало светиться. Он понял, что скоро обретет желаемое. Отшельник совершил омовение и приступил к трапезе.

Достичь просветления значило выиграть сражение с кармой, ведь именно она привязывает человека к сансаре, заставляя его снова и снова рождаться в мире страдания. Чтобы победить ее, нужно, во-первых, искренне желать избавления, во-вторых, обладать огромной духовной силой.

Доев кашу, Сиддхартха бросил чашу в воду и воскликнул: «Если я могу найти истину, то чаша поплывет против течения». И произошло чудо: та и в самом деле начала подниматься вверх по течению. Когда солнце уже клонилось к закату, Сиддхартха вернулся под баньян. Он обратил лицо на восток и решил оставаться здесь до тех пор, пока не достигнет просветления.

Легенда рассказывает, что перед самым просветлением Сиддхартхе стремился помешать злой демон Мара. Он пытался то напугать Сиддхартху, то завлечь его земными наслаждениями, навевая ему воспоминания об оставленной семье. Соблазняя праведника, Мара принимал разные обличья, в том числе прикидывался прекрасной женщиной. По другой версии легенды, он подослал к святому своих дочерей, воплощение плотских соблазнов. Потерпев неудачу, Мара старался убедить Сиддхартху в невозможности вырваться из колеса перерождений.

Но отшельник не оставлял медитации, отринув все земные желания и отказавшись от мира. И ему удалось вырваться из круга рождения и смерти, выйдя в состояние нирваны.

Сиддхартха Гаутама стал Буддой. В этот миг он понял, что преодолел сансару (цикл перерождений) и что этот мир не имел больше власти над ним. Очнувшись, Будда не сразу ушел из-под баньяна. Он провел под ним еще неделю, наслаждаясь вновь обретенным блаженством ясности сознания. Мимо проезжали два купца, и он рассказал им о том, что с ним приключилось. Услышав рассказ Будды, оба купца немедленно отказались от своих прежних верований, став первыми буддистами. Было ему тогда 35 лет.

Возвращение домой

Учение лотоса
Как ни пытался вредить Будде Мара, тот все же разорвал путы сансары. Перед ним встали два пути — уйти в нирвану или остаться на земле в качестве бодхисатвы, чтобы учить людей мудрости. Будда избрал второе. Однажды, сидя возле пруда с лотосами, он заметил, что, хотя эти цветы кажутся находящимися на поверхности пруда, на самом деле они почти целиком погружены в воду. Лотос растет в воде, тянется вверх и расцветает, оказавшись над водой. Таковы и ищущие просветления: если помочь человеку, его бутон достигнет поверхности и превратится в прекрасный цветок. Но если бутон собьется с пути, он сгниет под водой прежде, чем увидит солнце.

Будда направился в город Бенарес (современный Варанаси). Там, в Оленьем парке, он отыскал своих бывших спутников. Те встретили его с презрительным удивлением: «Неужели пришел лжеучитель Гаутама?»

Сначала они не поняли, что видят перед собой не Сиддхартху, с которым рас- стались в Урувеле, а просветленного Будду. Но вот он подошел ближе, и они заметили в нем перемену. Тогда отшельники почтительно склонились перед ним, и вечером того же дня, в полнолуние месяца эса-ла (в июле), Будда произнес свою первую проповедь о Четырех благородных истинах и Восьмеричном срединном пути. Его слушатели стали его учениками. Направляемые Буддой, они уподобились цветам лотоса, достигшим поверхности воды и расцветшим.

В Капилавасту
Став учениками Просветленного, Каунди-нья и его товарищи образовали первую сан-гху — общину последователей Будды. Цель членов сангхи — постигать учение своего гуру, распространять его среди народа и, наконец, самим достичь просветления. Сангха вместе с Буддой и дхормой (учением) составляют три основные буддистские ценности.

Первая сангха быстро разрасталась. Отовсюду люди стекались послушать проповеди нового учителя и оставались с ним. До Шуд-дходаны дошло известие о том, что его сын действительно стал Буддой, как и было предсказано при его рождении. Царь послал к сыну слугу с просьбой вернуться в Капилавасту и учить людей здесь. Тот не откликнулся. То же самое случилось с еще несколькими посланцами. Послушав Просветленного, они забывали о поручении и оставались рядом с ним!

На десятый раз Шуддходана отправил к Будде его друга детства Калудайю. Благодаря ему сын наконец-то услышал просьбу отца и решил выполнить ее. Пришло время ему увидеть жену и сына. Возвращение на родину не обрадовало его. На встречу с великим Учителем сбежалась огромная толпа, но вовсе не ради его поучений, а чтобы просто поглазеть на знаменитого земляка. Будда показал собравшимся свое могущество, совершив чудо: он поднялся в воздух, и все вокруг него озарилось ярким светом и удивительными образами. Это заставило пораженную толпу прислушаться к его речам. Лишь Шуддходана долгое время оставался недоволен: ему было не по нраву, что его родной сын, отпрыск царского рода, каждое утро собирал подаяние, словно нищий.

В доме отца Будда наконец-то впервые увидел своего сына. В то время Рахуле исполнилось семь лет. По одной из легенд, Яшодхара велела мальчику попросить у отца причитавшееся наследство, и в ответ на это Будда посвятил его в монахи. Впрочем, разные истории называют разное время вступления Рахулы в сангху. Тогда же Будда окончательно примирился с Шуддходаной.

Основатель новой веры

Пренебрегая статусом
Последователи Будды привыкли придерживаться строгой иерархии, установленной индуистской верой. В Индии люди традиционно делились на четыре варны (касты): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, торговцы) и шудры (слуги), Сиддхартха Гаутама, сын царя, принадлежал к касте воинов. Считалось, что обрести мудрость, открывающую путь в нирвану, дано лишь брахманам и кшатриям. Низшие же касты должны покорно и усердно трудиться, чтобы после смерти заслужить рождение в более высокой касте.

Будда, преисполненный сострадания ко всем существам, верил, что все люди имеют право на истину. Он любил повторять: «Огонь, зажженный брахманом, и огонь, зажженный шудрой, горят одинаково ярко». Нередко во время проповедей Шакьямуни возмущенные брахманы вставали и уходили. Некоторые последователи просили учителя установить в общине иерархию наподобие индуистской. Но Будда не желал создавать различий среди своих учеников, понимая, что введение рангов и статусов отвлечет их от цели и тем самым лишь отдалит их освобождение.

Ритм жизни Будды и его сангхи определялся климатом Азии. В течение девяти месяцев в году они странствовали и проповедовали. В сезон дождей, приходившийся в Индии на летние месяцы, отшельники удалялись в уединенные места и медитировали. Отсюда пошла существующая и по сей день традиция, запрещающая монаху странствовать в сезон дождей и обязывающая его останавливаться в это время в каком-то одном монастыре. Проповеди Просветленного проходили в лесах и парках. Интересно отметить, что если ныне представление о буддизме неотделимо от образа его величественных храмов, то при жизни Будды такого и помыслить никто не мог. Учитель и его ученики жили в маленьких хижинах в лесу.

Четыре благородные истины
Столетиями ученые брахманы вели философские споры о причинах человеческого страдания и о том, как облегчить боль существования. Будда же говорил: «Представьте человека, раненного отравленной стрелой. Если он начнет искать выстрелившего в него вместо того, чтобы сначала вытащить стрелу, то яд распространится по телу, и человек умрет».

В основе учения Будды лежат Четыре благородные истины. (1) Этот мир — мир страдания. (2) Причина страдания — сама жизнь, от рождения до смерти возбуждающая человеческие желания. (3) Чтобы перестать страдать, надо избавиться от желаний, то есть в конечном счете остановить цепь перерождений. (4) Избавление от страдания возможно через Благородный срединный путь, или Восьмеричный путь.

Его составляют правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильный поступок, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание (направление мысли), правильное сосредоточение. Кажется, что все просто — почему же люди до сих пор несвободны? Будда объяснял это так; «Они привязаны к собственным взглядам и запачканы грязью мира. Погрязшие в пучине страстей, околдованные собственными желаниями, что они могут сделать для того, чтобы стать выше собственных привязанностей?»

Уход в нирвану

Будда-проповедник
Будда, достигший нирваны в 35 лет, остался среди людей и продолжал проповедническую деятельность. Длилась она 45 лет. По легенде, в первый же год его проповедей две тысячи человек оставили свои дома и последовали за ним. С каждым годом сан-гха росла, достигнув нескольких тысяч. Где бы она ни странствовала, ей везде предлагали кров и пищу. Если подарки принимались, дарящие были счастливы.

Сохранилось немало притч, рассказывающих, как именно Будда убеждал в своей правоте сомневающихся. Главным для него было — всегда оставаться самим собой. Вот, например, его диалог с одним из учеников:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
— Если тебя ударит упавшая с дерева сухая ветка, что ты будешь делать?
— Что я буду делать? Но это же случайность, простое совпадение...
— Так делай то же самое! Кто-то в безумном гневе ударил тебя. Это все равно, что ветка с дерева упала.... Пусть это тебя не тревожит! Просто иди своим путем, будто ничего и не случилось.

И такие в общем-то простые примеры оказывались весьма доходчивыми...

Происки Девадатты
Последователями Будды стали не только сын Рахула и жена Яходшара, но и двоюродный брат Девадатта. За восемь лет до смерти Будды произошел раскол в сангхе. Зачинщиком смуты явился Девадатта. Увидев, что силы покидают Будду, он потребовал, чтобы старший брат передал ему руководство общиной.

Эти замыслы, согласно преданию, Девадатта вынашивал давно. Однажды во время проповеди он скатил на Будду огромный камень, но тот, ударившись о скалу, раскололся надвое и упал по обе стороны от Будды, не причинив ему вреда.

Затем Девадатта подпоил слона Налагири и натравил его на Будду. Рассвирепевшее животное бросилось вперед. Один из учеников хотел было загородить ему дорогу, но это не понадобилось. Будда пристально взглянул на слона, и зверь, подойдя к Шакьямуни, опустился к его ногам. Будда, погладив его по лбу, отправился дальше своим путем.

Поддержавшие Девадатту 500 членов сан-гхи в конце концов раскаялись и вернулись к Будде. Раскаялся затем будто бы и сам Девадатта, но прощать его — в отличие от всепрощавшего Будды — буддистская традиция не пожелала: согласно преданию, земля под ним разверзлась и поглотила грешника. В аду ему суждено провести 100 тысяч кальп, то есть немыслимо громадный срок.

Смерть Будды
Умер Будда в местечке Кушинагар, на территории современного Непала. Бедняк по имени Чунда, пригласивший его в свой дом, приготовил скромное угощение из грибов кукармутта (по другой версии, из свинины), которые иногда бывают ядовитыми. Будда понял, что есть их нельзя, но не стал огорчать хозяина и съел предложенное ему кушанье. Вернувшись к ученикам, он сказал: «Это исключительный человек. Первую пищу дала мне мать, когда я вступил в этот мир, вторую — Суджата, когда я победил карму, и третью он, помогая мне вступить в иной мир. Вы должны почитать его». Ученики были поражены этими словами: им-то хотелось убить Чунду! Но Будда продолжал: «Делайте, как я говорю. Даже если Будде дали яд, из него должна выйти любовь». Последними его словами было: «Ничто не вечно! Ревностно стремитесь достичь совершенства!» Тело Будды было предано огню. Впоследствии пепел разделили на несколько частей и захоронили в тех странах, где распространился буддизм. В местах захоронений сооружались особые памятники — ступы.

Послесловие
Все сведения о жизни Будды носят легендарный характер и даются со слов его последователей. В этих рассказах передается буддистский взгляд на обстоятельства жизни этого человека. В них, как и во всех апологетических сочинениях, рисуется благостная картина пути создателя новой веры. Но если на изложенные в этих сочинениях факты взглянуть непредвзято, то можно заметить, что они имеют значи-тельное сходство с житиями людей, признанных в других религиозных системах «святыми» и даже «богами». Человек уединяется от мира сего, старательно умерщвляет свою плоть и, наконец, открывает истину (вариант: получает божественное откровение), после чего пускается проповедовать новое знание или новую веру, творит чудеса, собирает вокруг себя общину (монастырь). При жизни ему приходится пережить трения с родными, предательство учеников, а затем его «настигает» посмертное, более или менее широкое, признание. В эту общую схему вписываются жизнеописания как современника Будды мудреца Вардхаманы, основоположника джайнизма, так и многих христианских святых. Это сближение совсем не случайно, поскольку Будда, как ни странно, попал в их число: в частности, в православной традиции память «Иоасафа, царевича индийского» отмечается 19 ноября.

Как бы то ни было, учение Будды изначально не было религией. Таковой его сделали многочисленные последователи этого проповедника. Но если бы случилось иное, мы бы ничего не знали о Будде.

Серия сообщений "Индия":
Всем спасибо за внимание alishavar
Еще посты о Индии здесь
Follow me in Twitter
Часть 1 - Процесс сбора чая. Индия. Керал
Часть 2 - Тадж-Махал. Индия
...
Часть 4 - 10 самых красивых пляжей Гоа, Индия
Часть 5 - Кругосветное путешествие за минуту
Часть 6 - Будда - Достигший нирваны
Часть 7 - Махатма Ганди - Великая Душа
Часть 8 - Дхарма-панки
...
Часть 16 - Продолжаю согревательные процедуры)))))
Часть 17 - Храмы в скалах
Часть 18 - Традиционные наряды Индии. Магия женского очарования

Рубрики:  История
Всем спасибо за внимание alishavar
Еще посты о Истории здесь
Follow me in Twitter
Люди
Всем спасибо за внимание alishavar
Еще посты о Выдающихся людях здесь
Follow me in Twitter
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку