-Рубрики

 -Цитатник

Понравилась вязка) - (0)

Веселый топ из иностранного журнала   Ис...

Пирожки с яблоками из творожного теста – пошаговый рецепт - (0)

Наверное, нет такого человека, который бы не любил пирожки. Это самая распространенная выпеч...

аудиокнига Элен Макклой «Две трети призрака» - (0)

...

Дом профсоюзов в Одессе. История трагедии 10 лет назад - (1)

Ровно 10 лет назад, 2 мая 2014 года, в Одессе произошли масштабные столкновения между сторонникам...

Гавана - Красотки. - (0)

Кубинские женщины нереально открытые, очень женственные и чувственные. Они как дети местами наивн...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личное
Личное
15:50 30.03.2015
Фотографий: 31
Посмотреть все фотографии серии Нижегородский Ботанический сад 2011г
Нижегородский Ботанический сад 2011г
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Капочка_Капа

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.06.2011
Записей: 18562
Комментариев: 44397
Написано: 94118


Мельница заблуждений =Что мы знаем о зулусах? =

Понедельник, 15 Июля 2013 г. 15:53 + в цитатник
Зулусы
 
Самоназвание: amaZulu
Общая численность: 10,4 млн (2001, оценка)
Расселение: КваЗулу-Наталь: 7,6 млн

Гаутенг: 1,9 млн
Мпумаланга: 0,8 млн
Свободное государство: 0,14 млн (2001, оценка)

Язык: Зулу, многие владеют английским, африкаанс, португальским или местными языками (например, коса)
Религия: Христианство, традиционные верования анимистского толка
Входит в: Банту
Нгуни
Родственные народы: коса, ндебеле, матабеле, нгони, свази

Долгие века у этого народа не было ни могущества, ни земли. Но король Шака создал одну из величайших империй.

И этот народ прославил себя, как отважных и свирепых воинов.





Зулусы(зулу: amaZulu, англ. Zulus) —

африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции КваЗулу-Наталь в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

К зулусам близки такие народы, как коса, свази, матабеле и нгони.В конце XVII века народы группы нгуни, обитавшие первоначально на землях нынешней Конго, переселились в Южную Африку, в нынешний Наталь, вытеснив местное бушменское население. Зулусы жили небольшими группами, номинально признавая власть верховного вождя. К началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственной технологии и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей. Особенного успеха добились два клана: ндвандве к северу от реки Умфолози и мтетва к югу от неё.

Первоначально собственно зулусы были одной из подгрупп (isizwe «народ», или isibongo «клан») мтетва. Своё название (amaZulu, «дети неба») они получили в начале XVIII века, когда около 1709 своё королевство основал Зулу каНтомбела. К 1781 году в клане зулусов было около полутора тысяч членов.

Быстрое расширение владения зулусов началось в 1816 году, когда к власти пришёл король Шака, незаконный сын вождя Сензангаконы. В 1817 году ндвандве убили короля мтетва Дингисвайо (зулусы в этой войне не участвовали), и Шака стал верховным правителем мтетва. Шака провёл военные и социальные реформы, способствовавшие военным успехам зулусов и интеграции завоёванных кланов в его племя.

Зулусы свадебный танец


Уже к 1819 году зулусы полностью подчинили ндвандве, а в 1824 году дошли до границ Капская колония. В 1824 году площадь Зулуленда составляла 20 000 км², а население — 250 000 человек. Зулусская армия выросла с 3 000 до 20 000 воинов.

Шака провёл полную реорганизацию военной системы зулусов: от призыва до тактики и вооружения.По новой системе с 14 лет все мальчики должны были отправляться в специальный крааль (ikhanda, мн. ч. amakhanda), где они проводили от двух до трёх лет. После этого в течение восьми месяцев они служили в полку (ibutho) со своими сверстниками. В случае военной необходимости все полки немедленно мобилизовались.

Ни один зулус, проходивший военную службу, не имел права жениться без позволения Шаки; Шака же обычно разрешал жениться только тем, кто достиг 30 лет. Таким образом воины максимально долгое время находились под контролем своих вождей и в конечном счёте верховного короля.

Кроме того, Шака заменил традиционный способ ведения войны — бросание копий издалека — на ближний бой короткими ассегаями.

Шака также впервые использовал тактику, получившую название «рога буйвола» (izimpondo zankhomo). Вся армия разделялась на три части:

  • «Рога» (izimpondo), охватывавшие противника с фланга. В эти полки обычно ставили молодых, неопытных воинов.
  • «Грудь» (isifuba) была основной ударной силой, осуществлявшей фронтальное нападение.
  • В «туловище» входили резервы и полки, предназначенные для добивания противника. В этих полках служили главным образом ветераны.

После убийства Шаки в 1828 году королём стал его сводный брат Дингаан, который его и убил. Дингаан ослабил весьма жёсткие требования Шаки относительно возраста вступления в брак и устройства армии. В правление Дингаана начались первые конфликты с бурами, достигшими Зулуленда в ходе Великого Трека. В 1838 году зулусский вождь убил в своём краале предводителя партии буров Пита Ретифа и 70 его невооружённых спутников. После этого зулусы напали на караван буров возле Блоукранса (резня при Блоукрансе).

Однако буры выбрали себе нового лидера — Андриса Преториуса — и 16 декабря 1838 нанесли зулусам сокрушительное поражение в битве при Блад-Ривер. Через четыре дня буры разрушили столицу зулусов Мгунгундлову. В 1840 году брат Дингаана Мпанде при поддержке буров сверг вождя и занял его места.

При Дингаане зулусы уступили часть своих земель бурским республикам — Трансваалю и Оранжевой, а власть верховного вождя несколько ослабла. Однако зулусское государство оставалось мощной силой в этом регионе.После победы над Дингааном бурские колонисты во главе с Преториусом основали в 1839 году недолго просуществовавшую Натальскую республику к югу от Тугелы и к западу от британского поселения Порт-Наталь (ныне Дурбан).

В это время Преториус и Мпанде поддерживали мирные отношения. В 1842 году между бурами и британцами разразилась война, в которой последние победили. Республика Наталия была присоединена к британским владениям. В этой войне Мпанде поддерживал британцев.

В 1843 гоуд Мпанде начал борьбу с несогласными среди зулусов. В результате тысячи людей бежали из его владений, в том числе в британский Наталь. Многие из беженцев захватили с собой и скот; Мпанде, стремясь захватить скот обратно, вторгался соседние земли. В 1852 году он устроил рейд в Свазиленд, но британцы вынудили Мпанде от этих планов отказаться.

В это же время разразилась борьба за престолонаследие между сыновьями Мпанде Кечвайо и Мбуязи. В результате Мбуязи был убит в бою, а Кечвайо стал постепенно захватывать власть. Когда Мпанде скончался в 1872 году в возрасте 74 лет, Кечвайо стал королём зулусов.

 

После присоединения к британским владениям Наталя в 1843 году и Трансвааля в 1877-м Зулуленд (почти полностью окружённый британскими землями) стал представлять проблему для колониальной администрации, стремившейся консолидировать свою власть в Южной Африке. В 1879 году британские войска перешли границу и вторглись в Зулуленд. Несмотря на то что вначале зулусам удалось 22 января 1879 года разбить часть британского корпуса в битве при Исандлване, после поражения 4 июля в битве при Улунди они признали своё поражение.

После поражения в войне зулусское королевство было разделено на 13 мелких вождеств, к правителю каждого из которых был приставлен британский «советник». Зулусская система военного набора была отменена. Король Кечвайо в 1882 году посетил Великобританию, где его тепло приняла королева Виктория. По возвращении в Зулуленд Кечвайо вступил в конфликт с Зибебу, одним из мелких королей, и потерпел поражение (опять-таки при Улунди). В 1884 году Кечвайо скончался в Эшове.

После смерти Кечвайо его сын Динузулу призвал на помощь против мятежников войска Трансвааля под командование Луиса Боты. Взамен он пообещал им 10 400 км² земли, что составляло больше трети всего Зулуленда; после победы бурских наёмников Динузулу выполнил своё обещание. В 1887 Зулуленд, формально оставаясь независимым, стал британским протекторатом, а в 1897 году был полностью присоединён к Наталю. В 1906 году зулусы под предводительством вождя клана зонди Бамбаты каМанкинза подняли восстание против британцев.

В июле они потерпели тяжёлое поражение от соединённого корпуса британской армии и туземной полиции Наталя: погиб сам Бамбата и около 600 человек из его полуторатысячной армии; около 5 000 человек, симпатизировавших восставшим, были приговорены к штрафам или высылке. Динузулу также был обвинён в содействии восставшим и приговорён к 10 годам заключения на острове Святой Елены. В 1910 году Луис Бота стал стал премьер-министром Южно-Африканского Союза, и он добился того, чтобы Динузулу отбывал свой срок на ферме в Трансваале. Там Динузулу и умер в 1913 году.

Сын Динузулу, Соломон каДинузулу никогда не был признан властями как король зулусов: официально он был лишь местным вождём, но имел большой авторитет среди других вождей, политиков, таких как Джон Лангалибалеле Дубе, и простого народа. В 1923 году Соломон создал организацию под названием Inkatha YaKwaZulu' («Инката Зулуленда»), чтобы утвердить своё право на трон.

Однако эта организация не играла большой роли в политике, пока в 1970-х годах е не возродил Мангосуту Бутелези, главным министром бантустана КваЗулу. В декабре 1951 года Киприан Бекузулу, сын Соломона, был провозглашён верховным вождём зулусов, однако реальная власть принадлежала южноафриканским чиновникам, управлявшим через местных марионеточных вождей.

В эпоху апартеида для зулусов был создан бантустан КваЗулу. В 1970 году, согласно Закону о гражданстве чёрных областей все зулусы должны были стать гражданами КваЗулу, потеряв гражданство ЮАР. Бантустан состоял из множества отдельных районов в нынешней провинции КваЗулу-Наталь.

Тысячи зулусов, живших на частных землях вне КваЗулу, были лишены своей собственности и переселены на земли, прилежавшие к КваЗулу. К 1993 году около 5,32 млн зулусов жило в КваЗулу и ещё около 2 млн — в других районах страны. Премьер-министром КваЗулу с его создания в 1970 году (под названием Зулуленд) был вождь Мангосуту Бутелези. В 1994 году КваЗулу был объединён с Наталем и был создана провинция КваЗулу-Наталь.

В 1975 году Бутелези возродил организацию Inkatha YaKwaZulu, создав Партию свободы «Инката». Формально эта партия было движением протеста против апартеида, но всё же придерживалась более консервативных взглядов, чем АНК. К примеру, «Инката» выступала против вооружённой борьбы и международных санкций против ЮАР. Вначале отношения «Инкаты» и АНК были хорошими, но в 1979, после восстания в Соуэто они вступили в противостояние.

Поскольку взгляды руководства «Инкаты» были сравнительно близки политике правительства, это была единственная организация, которую оно признавало в качестве выразителя мнений чёрного большинства (все прочие, включая АНК, были запрещены). В последние годы апартеида в своей поддержке «Инкаты» правительство доходило даже до тайного снабжения партии деньгами и инструкторами по партизанской войне. Тем не менее, несмотря на сильное давление со стороны правительства, Бутелези так и не принял «независимость», которую Претории удалось навязать бантустанам Цискей, Транскей, Бопутатсвана и Венда.

С 1985 года сторонники оппозиционных протестных движений в нынешнем КваЗулу-Натале принимали участие в кровавых столкновениях. Главным образом в них участвовали члены АНК и «Инкаты», причём обе стороны совершали преступления. Полагали, что за многими из них стоят члены органов государственной безопасности — «третья сила». Столкновения продолжались все 1980-е годы и стали еще более жестокими в 1990-е, в ходе кампании перед выборами 1994 года.

Сейчас, хотя КваЗулу-Наталь остаётся основным местом расселения зулусов, многие переехали в экономически более благополучный Гаутенг, где зулу является самым распространённым домашним языком, опережая сесото. Кроме того, зулу распространён в преимущественно сельской провинции Мпумаланга.

Зулусы играют важную роль в политике ЮАР. Мангосуту Бутелези в течение одного президентского срока был одним из двух вицо-президентов страны, когда было сформировано правительство национального единства, и нормализация отношений между сторонниками АНК и «Инкаты» была одной из первоочередных задач. Ещё два зулуса-члена АНК были вице-президентами: Джейкоб Зума и Пумзиле Мламбо-Нгкука. В 2007 году Зума был избран президентом АНК.

Как и в других африканских обществах, у зулусов музыка играет важную роль как средство выразить эмоции, недоступные словам. Для зулусской музыки важны не только ритм и мелодия, но и гармония, известная как isigubudu.Другие популярные жанры зулусской музыки — масканда и мбаканга.

Зулусская музыка хорошо известна и за пределами ЮАР; свою роль в этом сыграли и белые музыканты, игравшие вместе с зулусами или исполнявшие песни зулусских композиторов. Среди таких белых музыкантов — Пол Саймон и южноафриканец Джонни Клегг.

Как пример собственно зулусской группы, делающей музыкальные традиции своего народа известными по всему миру, можно назвать популярный ансамбль Ladysmith Black Mambazo. Выступив совместно с Полом Саймоном на его альбоме Graceland, они отправились в собственное мировое турне и получили две премии Грэмми.

Собственный язык зулусов — зулу, или isiZulu, язык семьи банту, принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати. Зулу — самый распространённый язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР.

Среди зулусов есть христиане (в основном католики и протестанты); многие, даже христиане, сохраняют приверженность традиционным верованиям.

Зулусская религия включает веру в бога-творца (iNkulunkulu), который выше повседневных людских дел. К миру духов можно обратиться только через предков (amadlozi), с которыми общаются предсказатели (почти всегда предсказательницы). Всё плохое, включая смерть, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов.

Ещё один важный аспект зулусской религии — ритуальная чистота. Для разной пищи часто используются разные приборы и посуда, а омовение нужно совершать до трёх раз в день. Христианство плохо приживалось у зулусов, и часто принимало синкретические формы. Исайя Шамбе, «зулусский мессия», проповедовал особую смесь христианства с местными обычаями. 

Источники и дополнительная информация:

Рубрики:  *** ИСТОРИЯ/азия

Понравилось: 2 пользователям

Mishail_valdai   обратиться по имени Понедельник, 15 Июля 2013 г. 23:24 (ссылка)
Очень интересно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку