Языческая Словения - описание языческого обряда |
Языческая Словения. 19 век
В словенском селе Прелож (р-н Локвы) автор статьи, фрагментарно далее цитируемой, записал в 1966 году от своей прабабки Марии Бан-Фригльевой (1877 – 1967) описание языческого обряда, исчезнувшего в первой половине 19 века.
На вопрос, откуда она о нем узнала, старушка дала недвусмысленный ответ: «Моя бабка была последней жрицей!» (Moja nona, bila je zadnja svečenica!). Перевод в целом в порядке, единственное спорное место отмечаю знаком вопроса.
«Осенью, когда было сжато последнее жито, язычники, скрывавшие приверженность к древнему культу плодородия, тайком договаривались, что в первое полнолуние проведут обряд в пещере Триглавце.
За день до того тайком ходили к чудотворному роднику Врочек. /…/ В ближайших окрестностях собирали папоротник и мочили его в родниковой воде. Папоротник прятали в мешки и несли домой. На следующую ночь тайно собирались на холме Голце.
Четыре самых красивых девушки-жрицы, одетые в белые льняные одежды, затыкали папоротник за пояс. Папоротник должен был хранить их от бесов. /…/ Старейшина в полотняном мешочке носил три сорта зерен: пшеницу, рожь и гречиху. Они направлялись в путь к пещере Триглавце и луна светила им так, что они легко нашли дорогу. С холма спускались вниз к Стопцу, мимо стопцской пещеры, из которой выходил туман, затем по узкой тропе через пастбище в Храстовцах – на Гребен. Оттуда через Равну до каменного Коблака и немного вниз по бездорожью – к пещере Триглавце. На краю провала зажигали факела и после этого направлялись вниз до убежища.
В убежище на дне находился продолговатый обрядовый камень с небольшой выемкой – «сковородкой», в которую капает вода со свода пещеры. Четыре девушки вставали вокруг камня, развязывали пояса с папоротником и клали их на камень.
Старейшина, которым был в некотором роде святым мужчиной (?), получавший прозвище Божеглав, брал из мешочка зерно и в том порядке, как оно созрело на поле, вытряхивал в выемку. Девушки клали руки на камень, а старейшина говорил: «Дева, дай, чтоб добро родило, чтобы Мара ничего худого не сотворила!» (Deva dǝj dǝ duobru bi rǝdila, dǝ muǝra nǝč jǝm nebi slabγa strila!). Девушки трижды восклицали: «Дева ярови!» (Deva jarovi!)
Старейшина с поднятым факелом обходил вокруг камня, после чего девушки собирали пояса с папоротником и снова их повязывали. Затем медленно возвращались и старейшина на краю дола гасил факел. Тихо возвращались прежним путем в свою деревню. /…/
На следующий день вечером доверенным семьям относили папоротник, чтобы положили его на домашний очаг. Освященный папоротник хранил семью от несчастий: болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев и голода.
Когда проходило несколько дней и луна переходила в первую фазу, старейшина с топором в руке и мешком через плечо белым днем направлялся к пещере Триглавце, будто бы на пастбище. Убедившись, что за ним никто не следил, он шел в убежище. В выемке обрядного камня он видел зеленый букет. Зерно взошло в воде. Он осторожно собирал его и клал в мешок, а затем отправлялся назад в деревню.
Тайком шел на поля, что были вспаханы и засеяны, доверенных крестьян. Там, где было намечено быть зерну на следующий год, он затыкал в землю взошедшее зерно и говорил: «Яри!» (Jari!) Это поле в Преложе до нашего времени называют Яровце. Последний обряд был в конце 30-х годов 19 века»
Рубрики: | Славянское наследие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |