-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в зинаида65

 -Подписка по e-mail

 


Фарфор Пауля Шойриха и «Карнавал» Русских сезонов...

Четверг, 05 Марта 2015 г. 20:29 + в цитатник

Фарфор Пауля Шойриха и «Карнавал» Русских сезонов...

Рубеж XIX-XX отмечается как «серебряный век». На смену настроениям стабильности распространенным в 1880-х приходит психологическая напряженность, ожидание «великого переворота». Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX века, с присущим ему конкретным отражением действительности. В 1906 году гений Дягилев привез в Париж выставку русских художников. Началась эпоха витрины русского искусства -
«Русские сезоны»

Коровин Олег Дмитриевич (Россия, 1915 - 2002) «Дягилев на фоне танцующих фигур»

20 мая 1910 года в Берлине, в «Театр дес Вестенс» (Theater des Westens) в рамках «Русских сезонов» прошла премьера одноактного балета «Карнавал» на музыку Р.Шумана, постановка М.М.Фокина. Михаил Фокин называл «Карнавал» своим любимым детищем. Там, в 1910 году переплелось старое и новое искусство: Нижинский (реформатор балета), Мейерхольд (реформатор театра), Карсавина (муза Фокина), Нижинская (сестра Вацлава, будущий хореограф), и Кшесинский с Бекефи (исполнители Петипа). Все они – первые исполнители «Карнавала» 

Спектакль, первоначально показанный на сцене Петербургского Императорского Театра, был поставлен по случаю благотворительного вечера всего за три (!) репетиции. После ошеломительного успеха Дягилев вывез постановку за рубеж. Этот балет вошёл в историю хореографии как одна из тонких стилизаций, в которые так любили играть Михаил Фокин и Леон Бакст.

Доведенная до гротеска экспрессивность танца и вызывающая красота костюмов – все это было ярко, ново, неожиданно и стало сильнейшим творческим импульсом для молодого художника Пауля Шойриха (Paul Scheurich), и в 1913 году появилась серия из пяти фарфоровых статуэток: «Арлекин и Коломбина», «Пьеро», «Эвзебий», «Киарина» и « Эстрелла», созданных для Мейсенской мануфактуры.

Персонажи Комедии дель Арте были одеты в костюмы Льва Бакста, а яркая надглазурная роспись подчеркивала нарочитую театральность костюмов и соответствовала аффектированности жестов. Шойрих последовал основной идейной мысли «Карнавала» и не уступил Фокину – его фигуры словно застывшие в яркой позе актёры. В фарфоре он словно увековечил моментальные сценки из постановки Дягилева. Итак,


«Арлекин и Коломбина»
Помолвка Арлекина и Коломбины является центром знаменитого балета, очаровавшего всю Европу. Они постоянно ищут уединения, и насмехаются над комичным возлюбленным Панталоне и постоянно грустным и подавленным Пьеро.


«Арлекино и Коломбина», модельер Пауль Шойрих, 1914 Мейсеновская мануфактура


Бобышов Михаил Павлович (Россия, 1885-1964) «Арлекин и Коломбина. балет "Карнавал"» 1915



«Арлекино и Коломбина», модельер Пауль Шойрих, 1914 Мейсеновская мануфактура


Тамара Карсавина была первой балериной, которая станцевала роль Коломбины.
В дальнейшем её роль исполняли Лидия Лопухова и Вера Фокина.
Роль Арлекина исполняли Михаил Фокин и Вацлав Нижинский:


Бобышов Михаил Павлович (Россия, 1885-1964) «Михаил Фокин и Вера Фокина в балете "Карнавал"»



Коломбина - Лопухова Л.В., Арлекин - Нижинский В.Ф. 



«Арлекино и Коломбина», модельер Пауль Шойрих, 1914 Мейсеновская мануфактура


Шойрих сумел выразить главную идею наиболее гармоничного балета Фокина — сфокусироваться на движениях и пластике. Правая рука Арлекина неестественно отодвигает пышные кринолины Коломбины, максимально выгнутое тело, повороты головы, вытянутые до предела руки, изгиб запястья, губы, почти слитые в поцелуе — пойманный момент из сонма движений, совершаемых человеком.


Бобышов Михаил Павлович (Россия, 1885-1964) «Михаил Фокин в балете Карнавал» 1918

«Арлекино», модельер Пауль Шойрих, 1914 Мейсеновская мануфактура


Арлекин - Михаил Фокин


«Киарина»

В образе Киарины Шуман изобразил свою жену Клару Вик. Робкая, скромная, сентиментальная, обворожительная, любящая романтичного мечтательного Эвсебия, который пылко ухаживает за ней. Она увлечена, но в разговорах с подругами подшучивает над ним, скрывая свою страсть. Шойрих изобразил Киарину в момент исполнения танца перед своим возлюбленным с цветами вместо кастаньет:


«Киарина», модельер Пауль Шойрих, 1914 Мейсеновская мануфактура

 


Леон Бакст (Россия Франция, 1866-1924) «Эскиз костюма к балету Карнавал. Киарина» 1910



Вера Фокина и Алексей Булгаков в балете «Карнавал», Париж 1910


«Пьеро»

Прототипом Пьеро был Педролино — ловкий изворотливый, но часто попадающий впросак чудак. Французы в начале 19-ого века переосмыслили образ Педролино и создали Пьеро, образ несчастного отвергнутого влюблённого, неудачливого спутника и соперника Арлекина. Это был душевно тонкий и чрезвычайно ранимый персонаж. Исполнитель Пьеро всегда выступал без маски. Считается, что слуга Пьеро был в прошлом мельником в белых одеждах и с лицом вечно обсыпанном мукой и нарисованными слезами. Соответственно в маске он не нуждался.

«Пьеро», модельер Пауль Шойрих, 1914, Мейсеновская мануфактура


«Эвсебий»

Эвсевий не является центральным героем постановки балетмейстера. У Роберта Шумана этот герой олицетворял одну из сторон мировосприятия самого композитора. Эвсевий — задумчивый, мечтательный, романтический, чувствительный, созерцательный, и полная противоположность своему другу Флорестану - страстному, пылкому и увлекающемуся. Левой рукой он демонстрирует искренность, открытость и незащищённость чувства преданности, прошения о снисхождении. На лацкан пиджака Шойрих прикрепил нежную розу, как знак утончённости натуры.

«Эвсебий», модельер Пауль Шойрих, 1914, Мейсеновская мануфактура


Леон Бакст (Россия Франция, 1866-1924) «Эскиз костюма к балету Карнавал. Эвзебий»


«Эстрелла»

Эстрелла, как и Эвсебий, не является центральной фигурой «Карнавала», однако её фигура не может быть не отмеченной. Про Роберта Шумана и его сочинение всегда говорили, что оно является автобиографичным, и в образе непосредственно Эстрэллы он изобразил свою первую любовь – Эрнестину фон Фрикен.

Интересно отметить, что в балете танцовщица, исполняющая роль Эстрэллы, не исполнила ни одной сложной балетной фигуры, ни одного пируэта, но танец был отмечен необычайной воздушностью и лёгкостью. Её танец был поставлен в стиле воздушного танца Марии Тальони. Стать как можно выше, как можно легче, как можно грациознее и тоньше, словно парить над земной поверхностью, благодаря правильной и очень сложной постановке ноги на носочек в пуантах – вот главное отличие такого танца. Именно это хотел изобразить скульптор Шойрих в своей фигурке Эстрэллы. Левая рука наполовину приподнята, как будто бы защищая героиню от невидимого препятствия или нападения. Кокетливый отказ и одновременно согласие, смущение и сомнение, неуверенность и жеманность, нерешительность и одновременно приглашение. Она притворяется испуганной пламенными ухаживаниями своего стремительного, энергичного, напористого поклонника Флорестана.

«Эстрелла», модельер Пауль Шойрих, 1914, Мейсеновская мануфактура




 


Леон Бакст (Россия Франция, 1866-1924) «Эскиз костюма к балету Карнавал. Эстрелла» 1910

Первые исполнители:
Коломбина - Т. П. Карсавина
Арлекин - Л. С. Леонтьев, М. Фокин, Нижинский
Киарина - В. П. Фокина
Пьеро - В. Э. Мейерхольд, А. Р. Больм, М. Фокин
Эвзебий - Ф. К. Шерер
Эстрелла - Л. Ф. Шоллар
Флорестан - В. Ф. Нижинский
Бабочка - Б. Ф. Нижинская
Панталоне - И. Ф. Бекефи

 
http://kykolnik.livejournal.com/937713.html
Рубрики:  искусство

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку