-Цитатник

Миланские мастера живописи - (0)

СЕМЬ МИЛАНСКИХ МАСТЕРОВ: В ТЕНИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Рассматривать творчество живописцев миланс...

История "Сикстинской Мадонны" - (0)

✨История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" История одного шедевра: что скрывает &q...

Рисунки Леонардо да Винчи - (0)

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519), ЧАСТЬ II За всю жизнь Леонардо да Винчи создал лишь ок...

Рене Магритт - (0)

РЕНЕ МАГРИТТ: ЗАГАДКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магритт (1898-1967). Сын человеческий, 19...

Осенний джаз - (0)

✨ Идеальный осенний джазовый маршрут  Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых мария юдина маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12194
Комментариев: 34233
Написано: 59111


Церковь Рождества Богородицы д. Бережная Дубрава

Четверг, 01 Июля 2021 г. 17:43 + в цитатник

Возможно, это изображение (на открытом воздухе и памятник)

Это совершенно необычный и торжественный снимок. Эта красавица-церковь простояла десяток лет в лесах, никто ее давно не видел, и в день нашего приезда леса как раз и сняли! Так что мы первые люди, которые сфотографировали и увидели подновлённый храм со всех сторон в его первоначальном виде. Необыкновенная удача!
Бережная Дуброва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Николая Чудотворца),1678г
Церковь Рождества Богородицы д. Бережная Дубрава
02.09.2015
Храм Рождества Пресвятой Богородицы получил свое нынешнее посвящение только около 1700 года, ранее главный престол в нем был освящен во имя святителя Николая, что послужило поводом для многих исследователей называть его Никольским [5,7]. Однако уже в конце XIX столетия в описании приходов Каргопольского уезда церковь имеет современное название: «В Бережно-Дубровском погосте две церкви: деревянная и каменная с деревянной колокольней и с деревянной оградой с четырьмя воротами. Расстояние между храмами – одиннадцать сажень. Деревянная – холодная с теплой трапезной. Форма церкви – четырехугольная с двумя усеченными углами для алтарей. Построена в 1678 году, по имени главного престола носит название Рождество-Пречистенская. Существующая храмовая икона “Рождество Пресвятой Богородицы” пожертвована в 1643 году прихожанином Хариным… В Рождество-Пречистенской церкви два престола: Рождества Пресвятой Богородицы [освящен в 1700 году] и Сретения Господня [освящен в 1886 году]… В храме имеется большая икона святителя Николая в киоте с пятью главами… Рядом с церковью стоит построенная одновременно с ней деревянная шестигранная колокольня – шатровая на четверике. Высота ее – 11 сажен. На ней сохранились два старинных колокола с надписями. На первом: “me fecit Niclas Wiese in Lubek - 1659” и по-русски: “лето 7167 ставил Матеус Роде на своем Середецком мельнице” [надпись на русском языке не совсем понятна, так как при переводе ясно видно, что колокол отливал мастер Николас Вьезе в Любеке]. На втором колоколе “Лета 7162 [1654] сентября в а день лит сей колокол на Дуброву к церкви Рождества Богородицы и Николая Чудотворца радением приходских людей”» [8].
Исходя из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел, освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654 года. Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в ХХ веке. В 1932 году его закрыли, а в конце 1950-х и вовсе разобрали [6]. Так или иначе, в начале XVIII века деревянная церковь стала называться Рождество-Пречистенской.
На протяжении XVIII-XIX веков в облике деревянной церкви и всего погоста произошли некоторые изменения. В 1730 году на месте древней возвели новую колокольню, но она просуществовала относительно недолго. С запада к храму пристроили трапезную с пятиглавым сооружением для двух приделов: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Это несколько исказило гармоничный облик старинной церкви: «ее объем излишне растянул боковой фасад памятника по горизонтали, да и цельность его построения была нарушена» [7]. В 1871-1872 годы на месте обветшавшей колокольни 1730 года на средства прихожан возвели новую. Для нее чуть позже отлили новый колокол не очень большого веса – всего 59 пудов [6].
Позднейшие пристройки не смогли уничтожить того впечатления, который производит храм Рождества Пресвятой Богородицы – высокая величественная церковь большого и древнего погоста. По своей архитектуре она входит в группу кубоватых церквей Поонежья. Основу ее конструкции составляет высокий четырехугольный сруб, рубленный «в обло», к которому изначально примыкал только один объем – алтарный пятигранный прируб с востока [9]. Обычно кубоватые храмы второй половины XVII века имели два прируба с востока и запада (например, Климентовская церковь на Усть-Кожском погосте 1695 года и Пятницкая церковь села Шуерецкое Архангельской области 1666 года). В самом конце XVII - XVIII веке они приобретают крещатый план с четырьмя прирубами (таковы Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь Турчасовского погоста 1786 год). Как и все церкви этой группы, Рождество-Пречистенская церковь в Бережной Дуброве имеет пленительно мягкую пластику форм. Особенно ее подчеркивает большой повал с очень дальним выносом, который отделяет нижнюю клеть от куба. Все исследователи отмечали его «необыкновенную мощность» [6, 9, 11]. Сам куб выполнен очень искусно. Его сложная форма с плавным изгибом сторон как нельзя лучше подчеркивается рядами покрывающего его гонта.
В большинстве случаев, подобные храмы были пятиглавыми (редко одноглавыми, как упомянутая Пятницкая церковь села Шуерецкое). Для создания особенного декоративного эффекта к пятиглавию иногда добавляли еще четыре главки, но такие девятиглавые церкви имели крещатый план и боковые прирубы с завершением в виде бочки. На этих четырех бочках и размещались дополнительные главки с небольшими шатрами в основании. Именно так «поставлены» Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь в селе Чукуево Онежского уезда - 1687 год [10,11]. Неизвестный зодчий, «срубивший» храм в Бережной Дуброве, решил свою задачу немного иначе. Он увенчал высокий куб «перебитой бочкой», концы которой ориентированы по сторонам света. Это дало ему возможность разместить пять главок на концах и в центре бочки, а еще четыре – по краям куба. Таким образом, вся композиция из девяти главок приобрела необыкновенную цельность. Дополнительным украшением ей служат небольшие фронтончики в основании шеек. В конце XIX столетия основной объем храма закрыли тесовой обшивкой. Об этом сообщает надпись на карнизе повала: «Сей... храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма ... » [12].
От внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас сейчас представляет собой пустые тябла. Единственным украшением служит уникальное шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролет внутреннего пространства («небеса» могли иметь от восьми до восемнадцати граней). Выполнена эта роспись была вскоре после 1871 года, так как о ней говорится, как о еще не оконченной в церковной описи этого года: «церковь заново перекрыта в 1864—1865 годы., в том же году внутри нее устроены новые тесовые кругообразные «небеса», еще ничем не покрашенные, а в середине «небес» живописное в круге изображение Господа Саваофа». На гранях представлена композиция «Небесное воинство». В верхнем регистре помещены фигуры шестикрылых серафимов, а во втором ряду - семи Архангелов, избранных святых, Распятие без предстоящих (в восточной грани, по оси с царскими вратами) и фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина Сотника по сторонам от Распятия. В последние годы удалось установить имя мастера, выполнившего эти несколько грубоватые, но очень выразительные росписи. Работы поручили каргопольскому иконописцу Федору Захарову Иоку. Он же в 1881 году расписывал небеса храма в Усть-Поче. Именно там обнаружили надпись с его именем: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер.[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р]» [14]. Таким образом, вряд ли молодой иконописец мог выполнять заказ в Бережной Дуброве раньше этого времени – он был еще слишком молод.
К большому сожалению, после закрытия погоста в 1932 году, здесь так и не восстановилось богослужение. За последующие годы уничтожили сначала колокольню, а затем каменный Никольский храм. Сейчас деревянная церковь стоит почти все время запертой, но, при некоторой настойчивости (по свидетельству путешественников) внутрь все же можно попасть. Редкие по своей живописи «небеса» в храме Рождества Пресвятой Богородицы находятся под угрозой утраты – центральная композиция «Господь Саваоф» уже утрачена. Сохранность самого храма (особенно боковых прируов) тоже оставляет желать много лучшего: в некоторых местах обрушились перекрытия и прогнили венцы. Начатая реставрация ведется непозволительно медленно. Остается только надеется, что она будет все же доведена до конца ранее того момента, когда ситуация станет уже непоправимой, и храм погоста Бережная Дуброва и пополнит список горьких утрат последних лет.
 церкви Рождества Богородицы.
 Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2007 г..jpg


 



 

Рубрики:  Святые ...

Понравилось: 7 пользователям