"Звездная ночь над Роной" 1888
С тех пор как Ван Гог прибыл в Арль, он постоянно был занят рисованием «ночных эффектов». В апреле 1888 года он написал своему брату Тео:
«Мне нужна звездная ночь с кипарисами или, может быть, над полем спелой пшеницы». В июне он доверился художнику Эмилю Бернару: «Но когда я когда-нибудь буду рисовать звездное небо, эта картина, которая преследует меня».
«Звездная ночь над Роной» (сентябрь 1888 года) была одной из трех картин, сделанных в том же месяце, в которых ночное небо и звезды представляют собой принципиально символические элементы. Он также написал «Кафе на террасе ночью» и портрет своего друга Евгения Боха, который был, пожалуй, самым символичным из трех.
Звездная ночь над Роной была нарисована в месте на берегу реки, которое находилось всего в одной-двух минутах ходьбы от Желтого дома на площади Ламартин, которую Ван Гог снимал в то время. Ночное небо и ночные эффекты освещали сюжет некоторых его более известных картин, в том числе более позднего полотна из Сен-Реми «Звездная ночь».Задача написания картины ночью заинтриговала Ван Гога. Точка зрения, которую он выбрал для «Звездной ночи над Роной», позволила ему запечатлеть отражения освещения в Арле через мерцающую голубую воду Роны. На переднем плане двое влюбленных прогуливаются по берегам реки. Здесь его звезды светятся люминесценцией, сияющей от темного, синего и бархатного ночного неба. Пунктирные берега домов Роны также излучают свет, который отражается в воде и добавляет к таинственной атмосфере картины.
Изображение цвета было очень важно для Ван Гога. В письмах к своему брату Тео он часто описывал объекты на своих картинах в терминах цвета. Его ночные картины, в том числе «Звездная ночь над Роной», подчеркивают то значение, которое он придает запечатлению сверкающих цветов ночного неба и искусственного освещения, которое было новым для этого периода. Здесь все лежит под сверкающим спокойствием естественного света на небесах. Блестящие звезды и волнистые отражения в воде едва ли могли удовлетворить вкусы романтиков.
Фактически, эта ночная сцена была вызвана поистине волнующим переживанием бесконечной темноты, которую Ван Гог описывает в письме: «Однажды я пошел гулять по пустынному берегу ночью. Это было не весело, это не было грустно - это было прекрасно." Это единственное место в его письмах, где он настолько увлечен, что так настойчиво призывает Красоту - достаточно оснований для того, чтобы рассматривать его энтузиазм как нечто более глубокое, чем просто мгновенное потворство эстетике. Ван Гог использовал все свои романтические ресурсы, оспаривая попытку позитивистов рассматривать звезды с научной и банальной точек зрения как простые объекты в сфере известного. Глубокое отвращение к этой попытке можно увидеть в том, как его религиозные импульсы всплыли еще раз: Мне хорошо делать что-то сложное. Но это никоим образом не меняет того факта, что я испытываю огромную потребность в религии (если использовать слово); а потом я выхожу ночью на улицу и рисую звезды.
«Звездная ночь над Роной» была частью выставки 1889 года Общества независимых предпринимателей в Париже и была одной из немногих работ Ван Гога, которые были публично выставлены до его смерти.
Ван Гог закончил рисование в сентябре 1888 года, находясь в Арле, но до того, как поступил в психиатрическую больницу в Сен-Реми, где он писал «Звездную ночь».
Звёздная ночь
Эта знаменитая картина Ван Гога демонстрирует огромную мощь художника и его неповторимую индивидуальную манеру письма, его особое видение окружающего мира. Картина была написана в лечебнице Сен-Реми в июне 1889 года. К этому времени Ван Гог отошел от общепринятой христианской веры, однако писал: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь, - позволю себе это слово, в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды».
Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной. Небо, звёзды и лунный серп движутся в едином экстатическом волнообразном ритме.
Несмотря на то, что картина передаёт переполняющие художника чувства, она написана не спонтанно, но тщательно скомпонована. Изображенные на ней деревья обрамляют звёздное небо и уравновешивают композицию.
Звёзды, нарочито увеличенные, огромные, окруженные ореолами мерцающего света, создающими ощущение вращения в бездонных глубинах Вселенной.
Кипарисы в левой части картины тянутся к небу подобно языкам пламени. Однако тёмный цвет придаёт им вес, приземляет их, благодаря чему ощущение движения небесных тел не перегружает картину в целом.
Спиральные завитки света проносятся по небу, создавая стилизованный образ Галактики.
Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце.