Давно известно, что после приема высокалорийной легкоусваиваемой пищи (например, плитки шоколада), голод отступает быстрее, чем после приема чего-то низкокалорийного и трудноусваиваемого (например, сырой морковки). До последнего времени считалось, что клетки желудочного эпителия самостоятельно оценивают свойства перевариваемой пищи, и исходя из этой оценки быстрее или медленнее сокращают выработку грелина (посылают в мозг сигнал: "Хватит жрать!"). Известные парадоксы наподобие того, что низкокалорийные сахарозаменители отбивают аппетит, традиционно объясняли самовнушением - мозг, обманутый вкусовой иллюзией, отказывается адекватно воспринимать уровень грелина в крови и убеждает себя, что тело уже накормлено, хотя оно продолжает посылать в мозг сигналы: "Я хочу жрать!"
Недавно четверо психологов из Йельского университета, возглавляемые неким Питером Саловеем (на фото), провели изящный эксперимент и установили, что не все так просто.
Участникам эксперимента скормили по бокалу обычного молочного коктейля. Половине участников сказали, что это был особый низкокалорийный коктейль из обезжиренного молока, другой половине - что этот коктейль, наоборот, супервысококалорийный. У всех подопытных замерили уровень грелина в крови до и после принятия коктейля, и оказалось, что у тех, кто считает коктейль диетическим, уровень грелина снижается достоверно медленнее, чем у тех, кто считает коктейль высококалорийным. Таким образом, самовнушение при приеме пищи действует на более низком уровне, чем считалось ранее. Оказывается, не только интерпретация сигналов, приходящих из желудка, но и сами эти сигналы зависят от сознательного представления человека о том, что именно он съел.
![](http://www.geffood.com/ru/images/stories/milkshake.jpg)
Если авторы открытия нигде не ошиблись, получается, что идея обозначать на этикетках диетических продуктов количество содержащихся в продукте калорий не только бесполезна, но даже вредна. Пользователю как бы сообщается: "Эта пища не утолит твой голод, ты будешь мучиться и страдать, ты захочешь жрать еще, еще, еще!" Видимо, более разумно обозначать на этикетке диетического продукта не истинное количество калорий в продукте, а сильно большее число. Что-то типа: "Эта чудо-капуста калорийна как шоколад, но от нее не толстеют ибо она есть эксклюзивная нанотехнологическая инновация с эффектом пролонгации на пять часов! Попробуйте и убедитесь!" Пользователь пробует и убеждается - действительно жрать больше не хочется, и действительно от этой чудо-капусты не толстеешь. Впрочем, пока непонятно, в какой степени проявляется этот эффект, и возможно ли с его помощью добиться чего-то реально полезного.