ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖЕНЩИНЫ БЕЛАРУСИ (Мать королей Софья Гольшанская) СОФЬЯ ГОЛЬШАНСКАЯ МАТЬ КОР...
Домик в Иллинойсе - (0)ОСОБНЯК ДЛЯ ДУШИ .... Образ жизни богатых и иногда знаменитых. Посмотрите на это шика...
Исчезают краски с дивной акварели. муз. и исполнение Н.Пожидаев, ст. И.Расшивалова - (0)песня Исчезают краски с дивной акварели. муз. и исполнение Н.Пожидаев, ст. И.Расшивалова  ...
Наплечный дом - (0)Наплечный дом . Китаец Лю Линчао путешествует по родине, в прямом смысле слова не покидая стен...
Художник Михаил Абакумов - (0)НЕУСПОКОЕННОСТЬ ДУШИ ........... Михаил Абакумов ...
Костел Посещения Пресвятой Девы Марии в Трокелях. Фотоэкскурсия |
На пятницу у нас в гимназии давно была запланирована большая экскурсия: с 8.20 до 19.00. Как оказалось, собрались в поездку одни женщины!Ехали два с половиной часа, позади остались Мосты, Щучин и Лида (районный центр). Выгружаемся в Трокелях. Честно говоря, я думала, что увижу кирпичный костёл, как принято, но перед глазами открылось такое зрелище. Оказалось, что первое впечатление было обманчивым.
Пришёл ксендз, Юрий Беганский и на протяжении двух с половиной часов он стал нашим экскурсоводом. сначала он рассказал об истории костёла и чудотворной иконы Божией Матери Трокельской, а история эта необыкновенная.
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии в деревне Трокели Гродненской области возведен в 1809 году. Хотя до этого момента у храма было несколько предшественников.
Вообще католический приход при ордене иезуитов начал действовать здесь в 1500 году. Именно в этот период иезуиты привозят в деревню образ Девы Марии, получивший впоследствии славу чудотворного лика Божией Матери Трокельской.
Это здание предназначено для молитвы большого количества паломников.
Памятные знаки
Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.
На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.
Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.
Беседка
Входим в костёл. Конечно первым делом хотелось увидеть эту чудотворную икону, но её нет! Она скрыта за другой, центральной, иконой.
Оглядываюсь по сторонам.
Справа
Слева
Икона XVIII века.
Невидимым движением ксёндз нажимает кнопочку... И начинается ЧУДО! Центральная икона опускается вниз, открывая нам Пресвятую Деву Марию с младенцем на руках. Потрясающее явление!
Так вот она какая!
В 1656 году, а затем в 1738-м костел был уничтожен сильнейшими пожарами. Но каждый раз иконе удавалось уцелеть. С того момента икона считается чудотворной.
Прямо к иконе идёт дорожка, по ней мы и пошли.
Вот она, уже совсем близко, над головой. Дотрагиваюсь до рамы и загадываю желание. Говорят, оно всегда исполняется.
Возвращаюсь в санктуарий.
Две одинаковых исповедальни
Орган
Католики молятся, остальные бродят, рассматривая иконы и резные доски
Ксендз Юрий Беганский отвечает на все интересующие нас вопросы. Спрашиваю: - Что, в Вашем городке живут одни католики? - Нет, говорит, - В соседней деревушке стоит православная церковь...
Мимо распятого Христа иду на выход, осматривать территорию костёла.
Ксендз рассказал, что в эту корону вмонтировано 1620 светодиодных ламп, которые управляются специальной компьютерной программой и столб света отсылается в небо во время праздников на высоту 10 км.
Это источник со святой водой.
Территория ухожена, очень радует.
>
Под гигантским деревом священник читает детям какую-то молитву. Это один из отрядов религиозного лагеря. Называется "Божьи коровки", потому у них шапочки красного цвета.
О! Наши идут. Присоединяюсь.
А идут они все к источнику за святой водой. В центре четырёхгранная стойка с четырьмя кранами, в углу ёмкость с литровыми бутылками, рядом пробки. Всё бесплатно. Вода холодная и чистейшая. Я сразу попробовала, очень вкусная.
Идём дальше, в летний молельный домик
А хозяйство у костёла огромное.
Виноградники
Сад из 120 яблонь
Шесть рыбных прудов. Здесь водятся карпы и щуки. На конкурсе рыбаков однажды выловили карпа весом 15 кг и щуку 7 кг.
Когда был основан приход в Трокелях и построен первый костёл, точно неизвестно. Можно предполагать, что это произошло примерно в 1500 году. Кс. Михал Шалкевич, который был трокельским настоятелем в начале ХХ века, считал, что акты основания прихода пропали во время шведской войны или даже раньше, во время польско-московской войны.
На протяжении веков менялась и деканальная принадлежность прихода. До середины XVIII века она упоминается как приход Радуньского деканата Виленской епархии. В первой половине XIX века приход находился в составе Вишневского деканата, а документы второй половины XIX века свидетельствуют о его принадлежности к Радуньскому деканату Гродненской епархии.
Основанный в Трокелях приход был одним из самых бедных. У него не было крестьянских хозяйств, с которых он получал бы доходы на содержание. Когда приход перешёл в руки иезуитов, тогдашний ректор Виленской Академии Гарсияс Алябиянус с разрешения верховной власти ордена позаботился о выплатах на содержание при костёле местного настоятеля.
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году и перехода костёла под покровительство придворного маршалка Владислава Гуровского, трокельский приходской дом вообще не получал десятины, и по этой причине нёс потери до 3000 польских злотых в год.
С 1585 года отцы-иезуиты были полноправными собственниками Трокельского прихода. Они не только обладали на этих землях земными поместьями, но и оказывали различную пастырскую помощь местному настоятелю.
Около середины XIX века Трокели переживали большой материальный недостаток. В 1839 году вишневский декан в своём отчёте виленскому епископу писал про трудности и нужды прихода. Бедность храма соответствует бедности крестьян – им не хватало даже хлеба. Декан пишет, что богослужения совершаются регулярно, что хорошо налажено обучение верующих и что оказываются необходимые духовные услуги.
В 1843 году учредительное оснащение прихода было конфисковано властями царской России. Нравственное состояние жителей прихода характеризует документ 1843 года. В нём отмечается их трудолюбие, мирный характер и набожность. Упрекнуть их в каком-то значительном проступке нет оснований. Все они принадлежат к римо-католическому вероисповеданию. Из документа визитации мы узнаём, что они отличаются «набожностью и добрыми нравами».
В том же 1843 году был организован церковный совет, который назывался дозором. Совет состоял из 9 человек и выбирался самими прихожанами. В приходском архиве на протяжение столетий сохранялись приходские метрические книги крещений, погребений, венчаний, приходов и расходов, инвентари, книги визитаций, книга облигаций, книга полученных и отправленных писем.
На протяжение многих лет настоятелем прихода был кс. Михал Шалкевич. Своё служение он начал в 1922 году. Доброжелательность прихожан к нему проявилась в помощи при постройке нового приходского дома. В приходском архиве найдена корреспонденция отца-настоятеля. Она свидетельствует о его заботе в пользу своих прихожан. Его пастырская деятельность в приходе проходила в тяжкие времена войны и преследований со стороны советской власти. Ему неоднократно угрожала смерть, а с 1949 по 1955 год он провёл в советских тюрьмах. После освобождения кс. Михал Шалкевич ещё три года работал в приходе. Однако преследования со стороны власти продолжались, и он в 1958 году выехал в Польшу (Папа Павел VI назначил его папским камергером в Варминской епархии).
С того времени и на протяжении тридцати лет в Трокелях не было своего священника. Заботу о храме, его защиту взяли на себя местные прихожане. Даже тогда, когда власти отобрали у верных ключи и закрыли костёл, верные продолжали молиться перед входом в святыню. Они организовали дежурства, чтобы не допустить уничтожения святыни и непрестанно обращались в разные государственные учреждения с просьбой, чтобы им вернули Божий Дом. Делегация верующих ездила даже к верховному руководителю по делам вероисповеданий в Москву.
Свидетельством великой отваги прихожан и их любви к Божьему Сыну и Его Матери было решение организовать в колхозе забастовку после того, как никакие другие попытки вернуть святыню не помогли. Такой дерзкий способ противостояния советской власти принёс желаемый результат. Уполномоченный представитель по делам религий в области уступил и дал согласие на функционирование костёла. Вернув его, представители местных католиков получили от священников, которые служили в Лиде и Липнишках, право привозить Святые Дары и подавать Их верующим.
В результате «перестройки» и изменения политической ситуации в Советском Союзе в трокельском костёле было возобновлено Литургическое Служение, которое проводили священники из соседних Субботников и Германишек. Сегодня их дело продолжают последующие священники, которые с 1996 года постоянно находятся в Трокельском приходе. С этого времени началось возрождение и стабилизация приходской жизни как в духовном, так и материальном плане. Священники многое делали для того, чтобы оживить культ Матери Божьей Трокельской, Покровительницы местных людей.
Эту экскурсию мне помогли провести материалы с официального сайта Трокельского костёла:
Ну как вам наша экскурсия? Потом была сырная дегустация. Тоже расскажу.
Рубрики: | Беларусь Храмы мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |