Как давно это было... 1 |
ВИОЛОНЧЕЛИСТ
Автобиография
ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ ПЯТИГОРСКИЙ
GREGOR PIATIGORSKY
17 апреля, 1903 - 6 августа, 1976
Глава СЕДЬМАЯ
Это была революция. Под могучим порывом ветра, в хаосе, меняющемся и расползающемся лесным пожаром, всё было нарушено. Это была охота - охота друг на друга: белых и красных, привидений и живых. С израненными кишками, всё равно, как заведённые, шли вперёд, уверенные в том, что они бессмертны. Среди криков о мести или свободе, призывы к милосердию были слишком слабы. Их было не слыхать. Вчерашние мыши, сегодня были тиграми и кролики хохотали как гиены. Ах, какое раздолье для охоты , как оглушителен шум! Крики, лай, выстрелы заполнили улицы Москвы, еще мокрые от слез со времен Рюрика. Князья были вытравлены дымом из дворцов. Бабушки, сыновья, дочери, внуки и правнуки выползали из под кроватей в стиле Людовика XIV, как травленные паразиты. Фортепиано выбрасывали из окон и бриллианты обменивались на хлеб. Генералы атаковали фабрику с рабочими. Все убегали с пеной у рта. Они были бешеными собаками, но для них не было ни Пастера, ни лабораторий, ни больниц.
Это были неистовые конвульсии. Все было в крови. Гигантский вулкан ожил и Россия трепетала. В прошлом, крепостное право, погромы и восстания были лишь незначительным спекталем. Ярость во Франции и её гильотины, в сравнении, выглядели детскими играми. Теперь все было иначе . Это был гигантское представление, шоу монстров и все они были участниками, в смертельных импровизациях, свободно выражающие свою гениальность. Это было время пробудившегося гнева, и многие долго этого ждали.
Мне было четырнадцать лет и я, увлечённый потоком, хотел участвовать, но сдерживал себя и просто прислушивался к стрельбе оружия и к голосу, трубящему о том, что боги, полубоги и многовековое правление дома Романовых - пали.
Грандиозное восстание масс было страшным, но на удивление, многие продолжали жить повседневной жизнью. У меня была комната, но я не мог даже думать об обучении, я должен был работать.
Моя хозяйка была портнихой, у которой работали ещё трое. Очень дружелюбная, она часто приглашала меня на обед и просила не волноваться об аренде. Она вышла замуж и родила ребенка, отец которого посещал их регулярно. Она рассказала, что он был знаком со многими музыкантами.
- Ты знаешь, что профессор Лев Цейтлин его друг? - спросила она однажды. - Он скрипач.
Я ответил: - Только имя.
Лев Моисеевич Цейтлин
Российский и советский скрипач, педагог, доктор искусствоведения
15 марта, 1881 - 9 января, 1952
Когда я встретил профессора Цейтлина, то сразу же узнал в нем человека, который помог мне в трактире подобрать обломки моей виолончели. Он тоже узнал меня . Я был счастлив, что вновь встретился с ним. Он сказал, что часто думал о том, где я и как живу, но что даже не знал моего имени. Цейтлин расcказал, что музыкальная Москва недавно потеряла выдающегося молодого виолончелиста Василия Подгорного, который был членом его струнного квартета.
Цейтлин заметил: - Возможно это судьба, что мы встретились снова.
Через несколько дней он познакомил меня со своими коллегами – срипачом Константином Мострасом и Фердинандом Кришом, скрипачом- альтистом.
Константин Георгиевич Мострас
16 апрела, 1886 - 6 сентабря, 1965
Российский и советский скрипач и педагог
Фотографию Фердинанда Криша я не нашла, что очень и очень печально... И решила, в память о талантливейшем музыканте, дирижёре и композиторе, поместить запись его оркестра. В комменте нашего друга Коллекционера, к заметке о «Титине», вы можете послушать «Титину» в исполнении оркестра Фердинанда Криша.
Фокстрот БЛОНДИНКА
Исполняет оркестр Фердинанда Криша
Они устроили мне прослушивание и пригласили в свой квартет поиграть. После того, как я присоединился к ним в исполнении квартетов Бетховена, Бородина и Чайковского, мне было предложено вступить в знаменитый ансамбль.
Я очень привязался к моим старшим коллегам. Наши ежедневные репетиции, как правило, начинались утром и длились до тех пор, пока на гладко выбритом лице г-на Криша не пробивались усы. Мы запланировали циклы концертов и по совету г-нa Цейтлина, я подал заявку на участие в конкурсе на первую виолончель в Большом театре. Он говорил мне о большой значимости такого события и что эта должность считается лучшей в России и, возможно, и в мире. "Все будут бороться за это место", - сказал он.
Большой театр, как для всех остальных, много для меня значил. Он был источником национальной гордости и местом почёта для всех музыкантов – участников. Даже когда я уже вошел во внушительное здание, я не мог поверить тому, что магическая дверь открылась для меня. Я шёл длинным и узким коридором. Там я увидел небольшую армию виолончелистов. Они сидели вдоль стен и упражнялись . Я нашел пустой стул и присоединился к ним. Беспощадный шум прекращался только на несколько секунд, когда объявляли имя следующего конкурсанта и приглашали предстать перед судьями жюри. Они уходили и появлялись снова, но выражение беспокойство на их лицах оставалось прежним. Ко времени, когда я был вызван, мои стремления , честолюбивого артиста превратились в мысли лишённого энтузиазма новобранца, обречённо ожидающего в очереди, чтобы быть отвергнутым или призванным.
И вот я предстал перед судьями, под председательством почтенного Вячеслава Сук.
Вячеслав Иванович Сук
Российский и советский дирижёр и композитор
16 ноября, 1861 - 12 января, 1933
Пока я настраивал свою виолончель, известные на всю страну музыканты шепотом консультировались и ждали.
- Что бы вы хотели сыграть? - услышал я наконец.
- Я не принёс с собой нот, только виолончель.
Обращаясь к пианисту, г-н Сук спросил: «Что у вас там есть?»
Концерт Дворжака, - сказал он, как будто ждал именно этого вопроса, и тут же сыграл несколько тактов, перед вступлением виолончели.
- Остановитесь, остановитесь! - воскликнул я. - Пожалуйста, начните концерт с самого начала.
Наступило неловкое молчание.
- Здесь не принято тратить время на длинное вступление фортепиано, - сердито заметил кто-то, и фортепиано зазвучало с того места, где остановилось.
Мне повезло, что соло виолончели, его сила - соответствовали моему настроению и ещё, что влияние на меня самой музыки тоже было сильно. После окончания первой части, члены жюри, не пытаясь больше экономить свое время, предложили мне сыграть для них ещё. Когда я закончил, все, в том числе и участники конкурса, поздравил меня с новой позицией первого виолончелиста Большого театра.
Григорию Пятигорскому 15 лет
В оркестровой яме я располагался на довольно видном месте, на платформе. Слева от меня стоял первый бассист и мы оба были отделены от наших секций. Мы с ним делили тот же пюпитер и играли с тех же старых, переписанных вручную , нот, на которых были написаны обе партии. Тетрадь нот была чрезвычайно объёмной и исчерплена различными маркировками и странными знаками, всех цветов и очертаний. Первый бас, г-н Домошевич был очень полезен своими советами: "Я буду переворачивать страницы. Следуйте за мной. Смотрите на меня, а не на дирижёра. Не обращайте внимания на других", - предупреждал он.
В первый вечер в театре давали «Лебединое озеро» . Когда г-н Аренс, дирижер балета, подошел к подиуму, Домошевич заметил: "Он - старая трескучая черепаха, явившаяся сюда прямо из Ноева ковчега», и, перелистывая страницы, он быстро показал мне, какие знаки и символы моей партии нужно игнорировать.
- Те, что чёрными чернилами - не что иное, как ловушки, синими и красными пользовались много лет назад, и только красный карандаш и рисунки «очков для глаз» - действительны. На протяжении всего вечера г-н Аренс смотрел на меня, и только один раз, после моего большого соло, я увидел выражение поощрения на его лице.
Мне нравился балет и я любил играть сложные соло, особенно для нашей примы-балерины Екатерины Гелзер, которая, несмотря на ее объёмные икры ног, танцевала с легкостью и изяществом. Жукова, Балошова, Абрамова, хрупкая Kенгурова - всё было в удовольствие.
Хотя будучи официально солистом балетной музыки, я играл оперы тоже. Будь это Вагнер или Верди, под руководством Г-н. Сук, исполнение было на высоком уровне. В русских операх мне нравился Голованов.
Николай Семёнович Голованов
9 января,1891 - 28 августа, 1953
Русский и советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог.
К сожалению, современные произведения не были представлены.
По традиции, каждый лидер несёт ответственность за свою группу, так что, например, если я во время не вступал, то группа виолончелей тоже не вступала, сваливая всю вину на меня. Несколько раз ошибка при моём вступлении, чуть не вылилась в катастрофу. В конце концов я обнаружил, что причиной моей ошибки были неправильные указания, кем-то преднамеренно вписанные в мои ноты.
Вскоре я понял, почему старшие члены коллектива, при возможности, мне вредили. Каждому повышению по должности, предшествовали годы и даже самые незначительные были поводом к празднованию и потому многим было обидно глядеть на мальчишку, заполучившего всё с самого начала. Чтобы завоевать их уважение, я должен был сделать что-то серьёзно убедительное.
На одном спектакле, во время длительный паузы в моей партии, я положил смычок на пюпитр и, откинувшись в кресле, отдыхал. Вдруг я схватил свой смычок и сделал вид, что сейчас вступлю. Вся группа вступила не там, где надо, а я в это время, не коснувшись струн, наблюдал зa ними. После нескольких не менее вредных шуток с моей стороны, прекрасные отношения с коллегами были установлены.
Итак, коммунистическое правительство было создано, но последствия великой борьбы остались. Люди были уставшими и голодными.
Я был единственным членом оркестра, получавшем детскую продовольственную карточку и меня называли «шоколадное дитя». Некоторым это казалось смешным, но я бы лучше получал сырую рыбу и картофельную кожуру, чем сидеть на своей бесконечной диете сладостей.
Несмотря на голод и холод, искусство в Москве процветало. Художники делились своими идеями друг с другом, а музыканты играли для актеров, и в свою очередь, слушали, как они обсуждают свои спектакли. Это было полезно знать и ещё играть для Станиславского, Kачалова, В.И.Немировича-Данченко и Moсквина - все в Художественном театре. Но когда они говорили о музыке, а мы о драме, наше наивное взаимное невежество было очевидным. Меня привлекали поэты, в частности, Maяковский и Есенин, которых я видел в «Табакерке» - место, где в то время часто собирались поэты. В тайне, я и сам писал стихи, и еще в большей тайне, я считал себя поэтом.
Моя жизнь бурлила деятельностью. Устраивались концерты, новые программы, квартеты, и было вновь созданное трио с Добровейном
Исай Александрович Добровейн (Ицхок Зорахович Барабейчик)
15 февраля, 1891 - 9 декабря, 1953
Российский пианист, дирижёр и композитор.
От себя замечу, что именно Исай Добровейн исполнил «Аппассионату» Бетховена перед вождем революции Лениным. Этот факт войдет во все хрестоматии, а в 1963 г. на киностудии «Мосфильм» даже снимут художественный фильм… (прим. М.Р.)
http://proskurov.info/component/content/article/466
и Фишбергом, (позже он изменил свое имя на Mишаков).
Миша Мишаков
16 апреля, 1896 - 1 февраля, 1981.
Российский и американский скрипач
У меня были концерты с профессорами Игумновым, Гольденвейзером, Николаем Орловым и г-жой Бекман-Щербиной - все такие разные, но выдающиеся музыканты. Г-жа Бекман-Щербина и я исполнили «Импровизацию» Гедике и, насколько я помню, Сонату Дебюсси для виолончели и «Балладу» Прокофьева. С Цейтлиным мы представили первое русское исполнение «Трио» Равеля. Иногда я включал в свою программу произведения старинной музыки, редко, или никогда доселе не исполнявшиеся.
Концертная публика Москвы была чрезвычайно восприимчивой. Казалось, слушатели принимали активное участие в музыке, словно в отличие от самих музыкантов. Духовная пища здесь не была нормирована, как хлеб и мясо, и многие с удовольствием воспользовались этим.
В дополнение к балету и опере, в Большом театре также проходили симфонические концерты с приглашенными солистами и дирижерами. Особенностью этих концертов было то, что, оркестр сидел в яме, как в опере, в то время как солист стоял позади оркестра, но только на сцене. В одном из таких концертов, я впервые встретился с Сергеем Кусевицким.
Сергей Александрович Кусевицкий
26 июля, 1874 - 4 июня, 1951
Российский контрабасист и дирижёр, с 1921 года жил и работал за границей.
Солистом в этом концерте был Романовский, в первой части программы, игравший фортепианный концерт Грига. Не знаю, что произошло, но к концу первой части Кусевицкий и Романовский потеряли друг друга. Романовский закончил свою длительную борьбу неожиданным уходом со сцены, оставив оркестр и Кусевицкого самим заканчивать произведение. Кусевицкий в ярости, на глазах у недоумевавшей аудитории, стал указывать на меня, как будто я был причиной катастрофы. После в спешке наступившего антракта, я не только отказался от участия в остальной части концерта, но потребовал извинений. Пусть и покажется странным, что такие абсурдные события привели к нашей с Кусевицким пожизненной дружбе, но это произошло.
Был еще один инцидент на этих концертах. Дирижер Грегор Фительберг дал концерт, где впервые в России исполнили «Дон Кихота» Рихарда Штрауса. Он обратился к оркестру:
- Важное соло виолончели в этой части очень трудно, - сказал он, глядя на меня. - Я не сомневаюсь, что ваш первый виолончелист, хотя и очень молод, но способный мызыкант, но в Европе эту партию всегда играл приглашенный солист. Партия виолончели нуждается в длительной подготовке и даже более того. Поэтому я пригласил г-на Гискина.
Вошёл джентльмен с виолончелью. Он был встречен молчанием. Мне понравился его внешний вид и я был в восторге от перспективы послушать его игру. Я предложил ему свое место и сразу перешел на второй стул. Г-н Фительберг был готов начать, но стали раздаваться голоса протеста.
- Наш виолончелист может играть также, как и все! Нас не интересует, что они делают в Европе. Мы здесь, в Большом театре Москвы, - кричал кто-то. Я был смущен, глядя на уходящего г-на Гискина, с которым мы уже пришли к взаимному соглашению.
В такой обстановке репетиция началась..
Я был слишком занят чтением с листа, чтобы следить за своей игрой, но после заключительной части «Дон Кихота», Фительберг обнял меня, и прозвучали фанфары в исполнении оркестра.
Такое необычное и триумфальное начало имело столь же необычный финал. Сразу после репетиции, без всяких видимых причин я был послан дирекцией Большого театра в дом отдыха, концерт состоялся и солировал Виктор Кубацкий.
http://www.cello.org/heaven/cellist/chap7.htm
Перевод с английского и подборка материала - Майя Розова
http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/34-396-1310-9-1
Продолжение следует
Рубрики: | Дела давно минувших днейМузыка, песни, танцы и история |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |