-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lietje

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2010
Записей: 639
Комментариев: 28
Написано: 755


Урок 3 - школа СХМС Любови Лежаниной

Вторник, 27 Декабря 2011 г. 03:10 + в цитатник

БАЗОВЫЙ КУРС СХМС. 1 УРОК 3, ЧАСТЬ 1 ( урок дополнен и заново проиллюстрирован )

 

В первой части нашего урока мы поговорим о классической покрывной стежке.

Все узоры классической покрывной стежки ПО РИСУНКУ можно разделить на три основные группы :

1. СЮЖЕТНАЯ СТЕЖКА ( фото 1, 2 )

4037904_133 (200x231, 17Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

В такой рисунок включен какой-то повторяющийся мотив , изображающий реальный предмет ( листья, цветы, бабочки, ноты и т.д. ) Для того, чтобы стежку можно было вести непрерывно, мотивы соединены линиями. Линии, связывающие мотивы, я назвала соединительными. Соединительные линии могут существовать и отдельно от мотива.

Сюжетная стежка обычно привязана к основной идее вашего квилта. Например, аппликацию саксофона , вы окружаете сюжетной стежкой, изображающей ноты и скрипичный ключ. А розовую детскую подушечку вы покрываете стежкой с мотивами бабочек, сердечек, ленточек и т.д.

Давайте для наглядности сделаем такую табличку :

-На поле 10х10 см нарисуем в хаотичном порядке 4-5 незамысловатых фигур ( напр. сердечки) и подпишем одну из них цифрой «1» - фото 3

4037904_3jpg_3500922_3253827 (132x140, 3Kb)

- Теперь соединим эти фигурки волнистыми линиями , стараясь заполнить всю оставшуюся поверхность ( одну из этих линий подпишем цифрой «2»- фото 4)

4037904_4jpg_1792221_3253830 (146x140, 7Kb)

Таким образом, мы изобразили сюжетную стежку , где «1»- это мотив, а «2» - соединительная линия Но стегать вы, конечно , будете не в два этапа, а не прерываясь : мотив, соединительная линия, мотив, соединительная линия и т.д.

2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТЕЖКА. ( фото 5 )

4037904_5jpg_1496918_3253833 (75x140, 3Kb) Её узор может одинаково хорошо смотреться как в геометрии, так и в пейзаже. Чаще всего в нем как раз используются «соединительные линии», о которых мы только что с вами говорили.

Для наглядности давайте сделаем ещё одну табличку 10х10 см и перенесем туда только соединительные линии с предыдущей таблицы . Вот что у вас должно получиться – фото 6

4037904_6jpg_5275436_3253836 (131x140, 4Kb)

3. ФИГУРНАЯ СТЕЖКА. ( фото 7)

4037904_7jpg_3013022_3253837 (139x140, 6Kb)

В этом узоре одна фигура ( например , сердечко или листик) плавно переходит в другую или даже является частью другой фигуры.

Для иллюстрации этого раздела мы сделаем третью таблицу:

- нарисуем одну фигуру ( или «мотив») – фото 8

4037904_8jpg_1541158_3253847 (144x140, 3Kb)

- теперь рядом пририсуем такие же фигуры, не оставляя между ними никакого расстояния, а иногда даже «пряча» одну фигуру за другой – фото 9

4037904_9jpg_5871409_3253838 (138x140, 6Kb)

Вот так и должна выглядеть «фигурная стежка»

По СПОСОБУ ЗАПОЛНЕНИЯ КВИЛТА классическую покрывную стежку можно разделить : 

ХАОТИЧНАЯ СТЕЖКА – беспорядочное заполнение узором поверхности сэндвича ( фото 10, 10а)

ЛИНЕЙНАЯ СТЕЖКА - расположение узора на квилте по вертикали, горизонтали или диагонали ( фото 11 , 11а)

Хочется сказать несколько слов о последнем подразделении , а именно о «линейной стежке».

При расположении узора по вертикали или горизонтали вы должны помнить, что этот узор ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАРАЛЛЕЛЕН либо вертикальному , либо горизонтальному краю квилта ( допускается нанесение маркером дополнительных линий )- фото 12

4037904_12jpg_5403954_3253867 (128x140, 4Kb)

При расположении узора по диагонали , ваш рисунок ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАРАЛЛЕЛЕН диагонали на квилте . Если квилт имеет квадратную форму, можно в начале работы прочертить центральную диагональ маркером и начать узор именно с неё, а потом постепенно расходиться вниз или вверх ( фото 13, 14, 15 )

4037904_13jpg_9310472_3253871 (143x140, 2Kb)4037904_1414jpg_1842771_3253874 (142x140, 4Kb)4037904_1515jpg_9126614_3253879 (144x140, 6Kb)

 

 

 

 

 

Сегодня мы с вами подробнее поговорим о второй разновидности узоров классической покрывной стежки – УНИВЕРСАЛЬНОЙ СТЕЖКЕ или СТЕЖКЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ЛИНИЯМИ.

Я бы выделила 8 основных видов универсальной стежки : 1. «Прямая линия». ( фото 16)

4037904_1616jpg_3993666_3253882 (180x70, 4Kb)

Линейный узор из «прямых» мы рисовали с вами уже с первого урока, а вот хаотичную версию я даю вам впервые – фото 17

4037904_1717jpg_7331816_3253885 (138x140, 5Kb)

Вы начинаете с любой точки края квилта ( например, верхнего ) и строчите в направлении другого края ( например, левого) , доходите до границы и опять строчите по прямой линии до любого края сэндвича ( верх- низ- вправо-влево и т.д. ), постепенно заполняя всё поле ( фото 18, 19 )

4037904_19jpg_2206747_3253891 (180x135, 6Kb)

2. «Слегка волнистая линия» О ней мы тоже уже не раз говорили и вы прекрасно научились её строчить. Хаотичный узор из «волнистых» выстраивается примерно также, как аналогичный из «прямых» - фото 20, 21

4037904_21jpg_1763932_3253896 (151x140, 5Kb)

3. «Стипплинг (мозги, ералаш)» ( фото 22)

4037904_22jpg_5056190_3253900 (149x140, 5Kb)

Об этом узоре стоит поговорить особо. Это один из самых популярных узоров у лоскутниц. Но большинство «рисуют» его не совсем правильно. Назову некоторые особенности этого узора :

• Это « капельный» узор, т.е. в основе каждого вашего элемента должна быть капелька,

• Направление узора должно меняться через каждые 1-3 капельки.

• Линии узора не должны перекрещиваться, соприкасаться и прерываться! ( фото 23 )

4037904_23jpg_3869289_3253907 (180x69, 4Kb)

Позволю себе небольшое отступление. Когда-то в детстве я занималась в театральной студии, и у меня была любимая скороговорка : Не то здорово, что было здорово, А то здорово, что не было здорово, Да стало здорово ! Вот здорово, так здорово ! А когда я стала писать о стежке «мозги», у меня тоже родилась скороговорка: Строча «мозги», включи мозги, Что б знать, КУДА строчить «мозги» ! Заключенная в этой скороговорке мысль абсолютно верна. Это упражнение учит вас не только стежке, а учит ДУМАТЬ , куда «повести» вашу строчку, чтобы она равномерно заполнила всё поле и не прервалась по дороге . Если вам пока сложно создать хаотичный путь стипплинга, вы можете нарисовать маркером на ткани извилистую линию с плотностью около 2 см, а потом уже по ней стегать ( или рисовать ) стипплингом ( фото 24)

4037904_24jpg_6419804_3253914 (173x140, 5Kb)

4. «Вермишель» Это как раз та стежка, которую часто путают со стипплингом . В основе её раппорта лежат две короткие прямые параллельные линии, соединенные закруглением . Строчить её нужно тоже с постоянной сменой направления рисунка.- фото 25, 26

4037904_25jpg_6941699_3253930 (150x140, 6Kb)4037904_26jpg_9470935_3253934 (180x65, 4Kb)

 

 

 

5.« Пружинка» . Это петельный шов, но петельки должны быть закручены в разные стороны. «Петельки» можно делать как крупными, так и мелкими и соединены они слегка волнистой линией.( фото 27, 28)

4037904_27jpg_3695748_3253936 (143x140, 5Kb)

6.«Простой завиток» ( разновидность «спирали») . В этой стежке вы входите в спираль по одной линии, а возвращаетесь по другой. Хорошо, если в одной работе завитки закручиваются в разные стороны( фото 29, 30)

4037904_29jpg_4993390_3253940 (157x140, 6Kb)4037904_30jpg_7709451_3253945 (180x76, 4Kb)

 

 

7.« Вьюнок» (еще одна разновидность «спирали») В этой стежке вы входите и возвращаетесь из спирали по одной и той же линии. Также предпочтительно, если вьюнки будут закручены в разные стороны( фото 31 , 32 )

4037904_31jpg_8786608_3253948 (153x140, 8Kb)4037904_32jpg_2453652_3253953 (180x71, 4Kb)

 

 

 

Когда вы закончите этот узор, то заметите, что часть линий у вас обведены дважды, а часть лишь однократно. Если на вашем квилте такое различие резко бросается в глаза, вы можете, не прерывая строчки в конце стёжки ( когда уже заполнен весь квилт) , пройтись по тонким линиям повторно и при этом не заходить в сами спиральки ( фото 33, 34)

4037904_33jpg_5486317_3253955 (143x140, 7Kb)4037904_34jpg_7661608_3253957 (145x140, 7Kb)

8. «Ломаная линия» - короткие прямые линии, соединяющиеся под различным углом и пересекающиеся между собой. Старайтесь, чтобы фигуры ( трапеции, прямоугольники, квадраты , треугольники) были разнообразны , смотрели в разные стороны , не были одинаковой величины ( фото 35, 36 )

4037904_36jpg_7255294_3253965 (180x69, 4Kb)

Так как мы с вами начали изучать узоры стежки , настала очередь рассказа о картотеке для квилтера. Мастер, занимающийся свободной стежкой , может использовать в своих работах самые разные узоры. Иногда требуется напомнить себе те рисунки, с которыми ты давно не работал. Для этого очень удобно иметь под рукой так называемую «картотеку стёжки» . Есть несколько вариантов создания такой коллекции .

1. Альбом с нарисованными образцами стежки

2. Отдельные папочки и листы с нарисованными образцами стежки

3. Папку с образцами простеганных на ткани узоров.

4. Большой квилт, где представлены любимые вами узоры стежки ( «квилт-картотека»). Моему уже потрепанному альбомчику, куда я заносила все понравившиеся мне узоры стежки (из книг, интернета, из своей собственной головы ), более трех лет и хранит он около 200 различных рисунков. Странички уже выпадают, теряются, да и найти нужный мне узорчик в альбоме среди множества других становится всё сложней и сложнее . Когда я начинала этот альбом у меня не было никакой системы , узоры располагались один за другим по мере их появления в моей коллекции.

А сейчас я решила сделать всё по-другому. Я расположила все узоры согласно моей классификации Для этого взяла 10 папок с файлами размера А 5. Каждую папку подписала ( фото 37, 38):

4037904_37JPG_2946693_3253968 (93x140, 3Kb)

1. Узоры с окружностями

2. Узоры с прямыми линиями

3. Узоры с волнистыми линиями

4. Эхо-стежка

5. Стежка- лента

6. Сюжетная стежка

7. Фигурная предметная стежка

8. Любимые узоры

9. Комбинированные узоры

10. Универсальная стежка.

На одном листочке А5 у меня обычно расположены карандашные зарисовки двух узоров ( фото 39)

4037904_39jpg_4568017_3253972 (115x140, 5Kb)

 Состоит рисунок одного узора из трех частей :

1. В левом верхнем углу я помещаю детальную прорисовку одного элемента узора ( жирная точка – начало стежки, стрелочками указываю, как двигаться при работе)- раппорт узора

2. В левом нижнем углу есть отметка о направлении узора :

- хаотичный узор – фото 40

 

- линейный узор – фото 41 ( 1- по вертикали, 2- по горизонтали, 3- по диагонали)

4037904_41jpg_3523294_3253980 (180x97, 4Kb)

3. Справа я прорисовываю сам узор ( несколько его элементов), стараясь вести карандаш так же, как если бы это была иголка моей швейной машины- непрерывно и постепенно заполняя всё свободное пространство.

4. Обязательно подписываю узор , стараюсь придумать для каждого название.

Теперь, если я захочу выстрочить какой-то рисунок, я найду необходимую мне папку, положу рядом с машинкой на нужной страничке, чтобы вспомнить, как я его когда-то строчила ( а я стараюсь все рисунки первоначально обязательно проработать и на машинке).

И в то же время, любой новый узор найдет себе место в моей картотеке согласно классификации – чрезвычайно удобно !!!

Папка с любимыми узорами – это особая «песня» ! Она обычно стоит у меня впереди . В ней я собираю те рисунки , которые я чаще всего использую в своих работах, или те, которые мне особенно нравятся. В конце прошлого учебного года для своего очного курса я начала делать СТЕГАНУЮ КАРТОТЕКУ ( фото 42).

4037904_42JPG_2223550_3253977 (101x140, 5Kb)

На одном сэндвиче размера 30х30 см я помещаю 4 различных узора . Мне удобнее оформить коллекцию узоров именно в картотеку, потому что я могу вытянуть из неё какую –то страничку и использовать её на соответствующем уроке

Вам же можно сделать единое полотно .Для этого я рекомендую строчить на сэндвиче 30х30 см четыре узора , а таких сэндвичей заготовить 25. После окончания работы вы сможете с помощью соединительных полос собрать полотно 150 х150 см, которое будет содержать уникальную коллекцию из 100 ваших самых любимых узоров стежки !!!

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТРЕТЬЕГО УРОКА

1 Прорисовать узоры соединительных линий ( 3-8 виды) на листе бумаги, а потом создать из них первые странички вашей рисованной картотеки стежки

2. Отработать на черновых сэндвичах ВСЕ узоры( выходим из одного угла и постепенно заполняем всю поверхность квилта ).

3. создать «парадную версию» 1-8 узоров соединительных линий , оформив любым удобным для вас образом : - в виде страничек квилт- картотеки ( сэндвич 30х30 разделить на четыре части и выстрочить в каждой части по одному узору , у вас должно получиться две странички) ( фото 43, 44)

4037904_43JPG_6993631_3253985 (141x140, 7Kb)4037904_44JPG_8595842_3253986 (136x140, 7Kb)

- в виде отдельных блоков для каждого узора ( минимальный размер 20х20 см)

- на заготовке будущего изделия

Мне можно показать лишь последнее из ваших заданий , третье.

УРОК 3, ЧАСТЬ 2 ТРАПУНТО.

Мы уже говорили, что стежка является одной из основных операций лоскутного шитья. Но она не всегда может быть главной его частью .Во многих работах основополагающим моментом , определяющим внешний вид изделия, выступает лоскутная сборка. Мы на своем курсе будем изучать те разновидности лоскутного шитья, где стежка является основным декоративным элементом ( квилтинг). К ним и относится «трапунто».

Техника «трапунто» - это очень старый вид стежки. Её происхождение связывают с Италией, а конкретно с Сицилией. Первые образцы стежки в этой технике датируются четырнадцатым веком и изображают они сцены из легенды о Тристане(фото 1)

4037904_1jpg_9322964_3259985 (180x131, 8Kb)

Важные места квилта подбивали ватой , они становились рельефными и напоминали такой вид скульптуры, как барельеф. С Сицилии техника распространилась по всей Европе. А с конца 16 века Trapunto привезли в Америку иммигранты из европейских стран. Английские и американские квилтеры обычно называют эту технику фаршированная работа (stuffed work). В Америке техника «трапунто» стала очень популярной и выполнялась только в белом цвете. Такие американские белые покрывала приобрели мировую славу. ( фото 2)

4037904_2jpg_7846821_3259988 (135x140, 3Kb)

С помощью техники «трапунто» создаются узоры с выпуклыми участками, наполненными набивкой. Очень хорошо подходят ткани с лоском- шелк, атлас, креп-сатин.

Традиционно технику «трапунто» используют в изделиях с цельным верхним слоем ( whole cloth). Но также можно выполнять трапунто на набивных тканях с крупным выразительным рисунком, ткани- пэчворке или батике.

В качестве сюжета для «трапунто» обычно берут изображения растений,цветов, животных, букв и т.д. Несколько моих ранних работ в этой технике – фото 3, 4

4037904_3JPG_6623797_3259989 (167x140, 7Kb)4037904_4jpg_1626621_3259990 (129x140, 6Kb)

Хотя существует множество способов выполнения трапунто, есть некоторые общие правила , о которых мы сейчас поговорим.

Суть техники состоит в том, что имеется какой-то центральный выпуклый рисунок ( «рисунок трапунто» ), а поверхность вокруг наоборот уплощается и создается это путем нанесения плотной покрывной стежки Таким образом , есть две основные составляющие этой техники : 1) Рисунок трапунто

2) Покрывная стежка

 Рисунок трапунто не должен внутри быть слишком детализирован , в основном он просто обводится по внешнему контуру , без дополнительных внутренних линий. Но в то же время, рисунок должен быть достаточно выразителен , чтобы он легко читался только по своему контуру – фото 5

4037904_5jpg_2312171_3259991 (125x140, 3Kb)

Требования к покрывной стежке в классическом трапунто:

• Соответствие узора стежки центральному рисунку

• Это второстепенный элемент, поэтому не должен особо отвлекать на себя внимание , стежка должна быть достаточно монотонная

• Плотность покрывной стежки должна соответствовать центральному рисунку : если в рисунке есть узкие части, то плотность покрывной стежке как минимум должна быть равна ширине этой части. В среднем плоность стежки 3-7 мм В выемках центрального рисунка возможно применение микростежки , чаще всего это бывает микростипплинг с плотностью 1-3 мм ( фото 6 )

4037904_6jpg_2638263_3259992 (122x140, 4Kb)

• Начинается заполнение фона покрывной стежкой кругами вокруг центрального рисунка и первый ряд -примыкание к контуру вплотную!!! ( фото 7)

4037904_7jpg_2875942_3259994 (116x140, 4Kb)

• По цвету покрывная стежка соответствует цвету контура центрального рисунка ( та же нить или чуть темнее- светлее- фото 8)

4037904_8JPG_5745418_3259998 (82x140, 2Kb)

• Очень часто контур, покрывная стежка и фон одного цвета ( например , белое на белом ) – фото 9 , работа моей ученицы Натальи Шлыковой

4037904_9jpg_6625832_3259999 (180x126, 4Kb)

ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРАПУНТО:

1) «Старинный способ трапунто» (первоначально исполнялся ручной стежкой, мы будем выполнять на машине ) ( фото 10).

4037904_10JPG_5524994_3260001 (126x140, 4Kb)

Этапы работы

• Рисунок трапунто переводим на лицевую ткань.

• Собираем обычный трехслойник ( лицевая ткань с нанесенным рисунком, прокладка и подкладка ).

• Ниткой в цвет ткани прошиваем прямой строчкой рисунок по контурам и затем выполняем вокруг покрывную стежку

• После этого с изнанки в центральном рисунке делаем маленькие надрезы . Надрез лучше делать по косой , длина его должна соответствовать величине набиваемого рисунка ( так, чтобы вы при набивке могли попасть в самый его дальний уголок ) .Туго набиваем полости рисунка кусочками синтепона, ватой или другими наполнителями ( фото 11 )

4037904_11JPG_5610122_3260003 (159x140, 4Kb)

• Разрезы на изнанке обычно в литературе рекомендуют сшивать. Но это сильно стягивает рисунок . Поэтому я перешла на другой способ – я наклеиваю ( с помощью паутинки ) «заплатку» из ткани подкладки ( фото 12).

4037904_12JPG_6883478_3260006 (145x140, 3Kb)

• Но, тем не менее, изнанка всё равно получается не очень красивой, поэтому её закрывают вторым слоем ткани. – фото 13

4037904_13JPG_8092527_3260010 (180x140, 4Kb)

Можно «вручную» с изнанки сделать строчку вокруг контура центрального рисунка. Этот способ позволяет создать самый «трапунтный» вариант трапунто, то есть получить самый выпуклый центральный рисунок

2) Современный способ трапунто ( фото 14)

4037904_14JPG_1914580_3260012 (163x140, 7Kb)

Этапы работы:

• Рисунок переводим на лицевую ткань

• Лицевую ткань соединяем с 1-2 слоями синтепона

. • Рисунок обшиваем по контуру , используя водорастворимую нить, мононить или обычные нитки. ( фото 15 )

4037904_15jpg_3417917_3260013 (174x140, 5Kb)

• В подкладке вырезаем ненужные фрагменты, то есть те , которые не должны быть выпуклыми в готовом изделии- фото 16, 17

4037904_16JPG_8799064_3260015 (180x135, 5Kb)4037904_17jpg_5724852_3260018 (165x140, 5Kb)

• Лицевую ткань с рисунком соединяем с ещё одним слоем прокладки и изнаночной тканью

• Вновь обстрачиваем по контуру центральный рисунок и выполняем покрывную стежку – фото 18

4037904_18jpg_8383623_3260021 (178x140, 7Kb)

Этот способ значительно легче первого , но требует повторного прохождения по контуру центрального рисунка, а это не всегда бывает качественно сделано .

Я предлагаю несколько способов многократного обведения рисунка в трапунто:

1. Использование для первого обведения водорастворимой нити , а для второго – обычной ( точное повторение первого контура). После окончания работы намочить шов , первая нить растворится и вы получите обычную однократную обводку.

2. Использование для первого обведения мононити, второе обведение – обычной нитью с точным повторением первого контура . Первый шов будет практически не виден.

3. Использование для первого обведения обычной нити, но она должна быть очень тонкая и без блеска. Вторую нить вы берете потолще, можно с блеском ( шелк, вискоза) и во время второй обводки вы должны очень точно пройти по первой . Первую обводку в этом случае тоже будет практически не видно.

4. Первую обводку делаете обычной нитью, а второй раз проходите той же нитью, но на небольшом расстоянии от первого шва ( 1-3 мм). Этот прием называется эхо-обводкой и этой технике у нас будет посвящено целое занятие – фото 8, 18

5. Первый шов вы делаете обычной нитью , а второй – нитью этого же цвета, но не прямой строчкой , а очень узким зигзагом на свободном ходу машины (СХ-зигзаг). Этим приемам мы тоже будем с вами обучаться на одном из уроков Выполняя изделие вторым способом трапунто , вы можете одни детали квилта сделать объемнее чем другие, за счет добавления дополнительных слоев синтепона в отдельные участки : сначала все детали прострачиваете с одним слоем синтепона, ненужное обрезаете, затем в отдельные элементы добавляете ещё слой прокладки, снова прострачиваете и обрезаете лишнее. Таким образом, получаем изделия с эффектом трехмерного пространства

3)ЛЖЕ- трапунто. ( фото 19 )

4037904_19jpg_5471032_3260023 (180x121, 7Kb)

Этапы работы:

• Сразу делаем сэндвич, но прокладка двойная( хорош пышный двойной синтепон), скрепляем его

• Обстрачиваем рисунок по контуру , поле вокруг тщательно простегивам Изделие получается более плотным, чем во втором случае и требует более густой стежки- фото 20.

4037904_20jpg_2586598_3260028 (116x140, 4Kb)

При утюжке изделий, выполненных в технике «трапунто» берегите область выпуклого рисунка, а вот плотную стежку можно хорошо отгладить( пригодится маленький утюжок для витража).

Узоры для центрального рисунка трапунто можно нарисовать самим или поискать в интернете ( англ. Trapunto) Несколько работ моих учеников, выполненных в технике «трапунто»- фото 21 (Елена Сухорукова ), фото 22 (Светлана Рагузова ), фото 23 (Татьяна Всеволодова )

4037904_ElenaSuhor_6629028_3260030 (142x140, 3Kb)4037904_RaguzovaSv_1682018_3260031 (108x140, 4Kb)4037904_TatyanaVse_5149987_3260033 (180x134, 5Kb)

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ко второй части третьего урока.

На сэндвиче 30 х 30 см выполнить «трапунто» по второму способу. Для покрывной стежки вокруг центрального рисунка можно использовать любой из изученных в первой части урока узоров ( возможно и совмещение нескольких узоров в одной работе ) Новых успехов вам в освоении секретов нашего мастерства и до встречи на четвертом уроке !!! И помните : НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ !!!

Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку