Как нахлобучить SMS-мошенников? |
Новый вид мошенничества шагает по планете – вирус блокирует работу вашего компьютера и требует отправить платный SMS. Поводы самые разные, от невинных "вы нарушили лицензионное соглашение Windows" до провокативных "вы качали много жёсткой порнухи и мы спасаем от вас других пользователей интернета".
Пострадавшие лишь ругаются на форумах и со скрипом зубов переустанавливают системы. Или отправляют платные SMS, чтобы спустя две недели поймать новый троян. Некоторые звонят контент-провайдерам с матюками - таким обычно возмещают стоимость SMS. И всё.
Месяц назад такой вирус словил и я. Но я пошёл дальше звонков в колл-центры провайдера, потому что я:
- разбираюсь в схемах работы контент-провайдеров;
- злопамятный;
- свято верю, что зло наказуемо.
Что делать?
Прежде всего запомните, что такое мошенничество преступно. Не просто незаконно, а именно преступно. Это значит, что контент-провайдера можно и нужно привлечь к уголовной ответственности. Причём сразу по нескольким статьям УК Украины:
– статья 189 часть 2 — вымогательство, совершенное по предварительному сговору лиц;
– статья 361 часть 2 — распространение вредоносных программных средств для несанкционированного вмешательства в работу компьютера, совершенное по предварительному сговору лиц;
– статья 301 часть 3 — распространение компьютерных программ порнографического содержания, совершенное по предварительному сговору лиц (в случае порно-вирусов);
Контент-провайдер – это компания, которая оказывает услуги. Всякое развлекалово а-ля "узнай звёздный гороскоп", "участвуй в SMS-знакомствах", "установи клёвый рингтон", которую вы видите по ТВ и в журналах – услуги контент-провайдеров. Чтобы заказать/установить/активировать такую услугу, нужно отправить на короткий номер контент-провайдера платное SMS-сообщение с определённым кодом.
Платные короткие номера контент-провайдеры получают у операторов мобильной связи (Киевстар, МТС, Билайн и т.д.). Чтобы написать в рекламе "отправьте SMS на короткий номер 4171 (для любого оператора мобильной связи Украины)", контент-провайдер должен заключить договора на предоставление ему номера 4171 со всеми операторами. В этом договоре контент-провайдер обязуется не нарушать закон.
Каждый из операторов обязан вывесить на сайте полный список коротких номеров, тарификацию и контактные данные контент-провайдеров. Вот эти списки:
Киевстар: http://kyivstar.ua/personal/prepaid/par
МТС: в колл-центре мне сказали, что на сайте такой информации нет. Ребята из МТС-Украина, разве это не обязательное требование НКРС?
Лайф: http://www.life.com.ua/index.php?area=l
Билайн: http://mobile.beeline.ua/ua/entertainme
Утел: http://utel.ua/ua/private/services.p
1. Сфотографируйте экран компьютера с троянской программой. На снимке должно быть разборчиво видно, что и на какой номер нужно отправлять.
2. Отправьте SMS. Да-да, отправьте платный SMS мошенникам. Деньги в большинстве случаев удаётся вернуть обратно, зато вы получаете реальное доказательство вины контент-провайдера. Объясню, почему: фотография с коротким номером сама по себе ничего не доказывает: в таких случаях контент-провайдеры обычно жалуются, что их подставляют. Если же вы получили от контент-провайдера платное SMS-сообщение с кодом разблокировки, его вина очевидна.
UPD.: внимание! Отправляйте SMS только если собираетесь разбираться с мошенниками. Если же вам нужно всего лишь разблокировать компьютер, тогда лучше звонить в техподдержку контент-оператора либо воспользоваться услугами деблокеров:
http://www.drweb.com/unlocker/index
http://support.kaspersky.ru/viruses/deb
3. Если сможете – снимите на видео сам ввод кода в окно троян-программы (сейчас почти у каждого цифровика есть режим «видео», так что с этим трудностей быть не должно). Это нужно для того, чтобы показать, что полученный код действительно сработал.
3. Сфотографируйте также остаток средств на счету вашего мобильного до и после отправки SMS, а также сам текст полученного SMS-сообщения. Кстати, цифровые фотографии не являются доказательством в суде и в милиции (однако для написания жалобы вполне подойдут). Так что если вы твёрдо решили подавать в суд на мошенников или нести снимки в милицию – фотографируйте на плёнку.
4. Если вы зарегистрированы в системе самообслуживания (типа "Мой Киевстар" (https://my.kyivstar.ua) у Киевстара, "Интернет-помощник" (https://ihelper.mts.com.ua/) у МТС и т.д.), постарайтесь получить распечатку звонков, где будет указана дата и стоимость этого SMS-сообщения. Не помешает.
Я рекомендую сходить в центр обслуживания абонентов мобильного оператора (список есть на сайте любого оператора), написать письменную жалобу и приложить к ней фотографии. Если вбодавок к этому вы сможете загрузить ваше видео на Youtube и указать в жалобе ссылку на него, будет просто отлично. Каждая письменная жалоба должна быть рассмотрена в 30-дневный срок с обязательным ответом. Если же вы сообщаете о мошенничестве, оператор обязан принять меры. Самое меньшее, что светит недобросовестному контент-провайдеру – крупный штраф за нарушение условий договора.
Скажу сразу – наша милиция совсем не сильна по части киберпреступлений. Мне пришлось трижды говорить с правоохранителями, используя отрепетированные со своим адвокатом формулировки, чтобы убедить их взять заявление. Но я уверен, что подавать заявление нужно, ведь против вас совершены преступные действия.
Чтобы облегчить поход в милицию, привожу в конце поста примерный текст заявления. В моём случае ключевыми словами, которые нужно обязательно донести до правоохранителей, были "порно", "шантаж", "вымогательство", "преступные действия" и упоминание статей УК Украины. Это вроде как сигнальные слова, на которые милиция должна отреагировать. И, кстати, в походе в милицию нет ничего страшного, если вы понимаете, что идёте туда защищать свои права.
На следующий день звоните в дежурную часть, представляетесь и уточняете, на кого расписали ваше заявление. Вам должны дать номер из журнала регистрации заявлений, а также контактный номер сотрудника милиции. По этому телефону вы уточняете через 10 рабочих дней, возбуждено ли уголовное дело.
UPD. (дополнение от адвоката): перед написанием заявления в милицию сначала нужно попробовать выйти на переговоры с руководством контент-провайдера. Ведь в техподдержке любят "заливать" о том, что их систему "взламали" хакеры, которые и рассылают вирусы. Если руководители избегают встреч и не дают правильных координат для официального общения (запросов, претензий и т.п.), можно говорить о вине контент-провайдера в шантаже, распространении вредоносных программ и/или порнопродукции. Если руководство идет навстречу и показывает договора, в которых записано, что контент-провайдер не контролирует содержание контента, то здесь можно предложить контент-провайдеру вместе обратиться в милицию с заявлением на хакеров.
Это самый крутой вариант разбирательств с контент-провайдером. На этом этапе вам абсолютно точно потребуется адвокат, потому что самостоятельно разобраться в том, что и как нужно делать, сложно. Нам с женой это пока лишь предстоит, поэтому тут пока ничего не могу сказать конкретно.
Мошенники будут нас надувать до тех пор, пока мы не научимся давать сдачи. Переустановить Windows и наорать на бедную девочку из колл-центра – это не выход. А вот "взуть" провайдера на крупный штраф, возбудив вдобавок против него уголовное дело – самое то. И тогда каждый из них хорошо подумает, прежде чем распространять очередной троян. Потому что одно дело – возместить 30 гривен дозвонившемуся в колл-центр, и совсем другое – остаться без гроша и отмотать пару лет на зоне.
Серия сообщений "Безопасность в Сети":
Часть 1 - вирусы под видом дефрагментаторов
Часть 2 - Новости о катастрофе в Японии могут заражать компьютерными вирусами
Часть 3 - Websence сообщает о значительном ускорении в распространении атаки LizaMoon
Часть 4 - Как нахлобучить SMS-мошенников?
Часть 5 - Утечка данных через PlayStation
Часть 6 - Нам предлагают на WAZZUB долларовый Клондайк...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |