-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20738


О Лайконике. Звежинецкая легенда

Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 00:21 + в цитатник
Cayetana_de_Alba все записи автора  (96x185, 26Kb)
Рассказываю про Лайконика, как обещала:)

***
Лайконик (Lajkonik), называемый также «звежинецкой лошадкой» (Звежинец - район Кракова) или «татарином», - один из наиболее характерных краковских персонажей. Наряду с Мариацкой Башней, Вавельским холмом и Барбаканом, он является одним из символов города. Маленький конек о двух ногах, обутых в высокие красные ботинки и сидящая на нем фигура бородатого наездника, голову которого увенчивает высокая коническая шапка - частый гость в туристических путеводителях, на открытках и буклетах. Увидеть его можно также в разных карикатурных изображениях, на плакатах, а также как элемент логотипов различных краковских предприятий. Название «Лайконик» не раз заимствовали арт-коллективы, гастрономы или турбюро. Имя Лайконика носит также поезд сообщения Краков - Гдыня, а до недавнего времени краковяне охотно играли в числовую (вид тотализатора) одноименную игру. Одним словом, Лайконик является символом древней краковской очень забавной праздничной традиции.
 (431x567, 72Kb)

Памятуя о большой популярности Лайконика от моря и до Татр, следует с некоторым смущением заметить, что историки и этнографы до сих пор не могут прийти к одному мнению, откуда, собственно, взялась эта краковская традиция. Ответить на вопрос пытается легенда о трагических событиях в истории Кракова, имевших место в XIII веке. Связана эта легенда с кочующим людом из далеких степей Монголии - татарами. Впервые появились они в Кракове в 1241 году. Их жестокий марш через всю малую Польшу оставил следы в виде уничтоженных селений и городов, и из них больше всего пострадал Краков, разоренный почти до полного пепелища. Последующие татарские нашествия были не менее опустошительными. Косоглазые воины, одетые в шкуры и крепко сидящие на невысоких конях, стали настоящим кошмаром для горожан.
 (567x412, 72Kb)
И вот в один из июньских вечеров 1287 года, татарский отряд, не замеченный городскими стражниками, приблизился к стенам города. Дабы не начинать вторжение ночью, в темноте, татары решили разбить свой лагерь в надвислянских кустарниках неподалеку от примыкающего к городу села Звежинец. Едва разбив лагерь, утомленные путешествием воины заснули, видя во сне несметные богатства, которые должны были бы быть награблены ими утром следующего дня в Кракове… Их лагерь, однако, заметили вислянские речники-плотогоны, поселение которых находилось неподалеку на песчаной отмели. Этих речных плотогонов называли также włóczkowie - название происходит от глагола «włóczyć» (тянуть). Баржи, плывущие по Висле, то сплавляли вниз, к устью реки, то тянули (włóczyli) вверх, к ее истоку. Привыкшие к тяжкому физическому труду, вооруженные тяжелыми дубовыми веслами, речники напали на спящих азиатских воинов и перебили всех. Одержав победу, их предводитель придумал такую шутку: переодевшись в татарские одежды, намазав лицо сажей из очага, они сели на вражеских низеньких коней, прихватили все, что было ценного в шатре и с гиканьем помчались в Краков. Трудно представить себе тот ужас, который вызвали они своим вот таким прибытием. Однако, после переполоха, учиненного ими в городе, плотогоны стащили с себя басурманские наряды и рассказали о событиях минувшей ночи. Спасенные горожане обрадовались, городская Рада устроила в их честь величественный пир, а когда уже бочки знаменитого свидницкого пива заметно опустели, бургомистр Кракова объявил, что в память этого события, раз в год в город будет въезжать «татарский хан» во главе свиты из подкраковских плотогонов. И происходить это будет всегда в одно и то же время – в неделю праздника Тела Господня.
 (569x378, 91Kb)
Но это легенда.
За века своего существования она видоизменялась, добавлялись некоторые подробности, что-то стиралось из памяти бесследно. Неизменными остались только два элемента - грозное нашествие татар и доблестная позиция вислянских речников.

Что же на это говорят историки?
- Во-первых, они отрицают возможность отнесения даты самого татарского нашествия в праздник Тела Господня, поскольку он стал праздноваться в Польше в XIV веке, когда никакие татары уже Кракову не угрожали.
- Во-вторых, историки обращают внимание на тот факт, что шествие Лайконика - называемого тогда просто коньком, датирован в источниках только с 1738 года. Правда, уже с 1700 года есть сведения о речниках-плотогонах, выступавших во внутреннем дворе монастыря сестер Норбертанок, но о самом коньке нет упоминаний. Можно ли предположить, что источники замалчивали эту тему почти четыреста лет?
- В-третьих, в конечном итоге следует помнить, что сама легенда впервые была описана только в 1820 году Константином Майерановским в журнале «Pszczółka Krakowska». Может, известный публицист попросту всю историю высосал из пальца?
 (567x422, 101Kb)
Миссия историка заключается в том, чтобы критически смотреть на источники, но даже наиболее суровые взгляды на средневековые корни Лайконика, допускают их вероятность. Итак, следует отметить:
1. Татарская тема в краковских легендах необычайно сильна, и в ней, без сомнения, есть след вислянских речников-плотогонов.
2. Не стоит пренебрегать традицией, которая очень часто, даже при нехватке письменных источников, свидетельствует об определенной исторической правде.
3. Первые сведения о Лайконике относятся к XVIII веку, однако мы узнаем из них о традиции, уже существовавшей ранее. Насколько ранее? Вот это и есть, собственно, вопрос, который нас интересует.

Однако, оставим эти дискуссии ученым. Добавим еще лишь, что среди них есть и такие, которые традицию шествия Лайконика возводят к дохристианским временам и связывают с праздником весенне-летнего перелома, или к святым коням Святовида, которые были почитаемы в языческом храме Гонтыне, расположенном в сегодняшнем Звежинце.

Шествие
Шествие Лайконика - весьма красочное зрелище, сценарий которого закреплен еще с XIX века. Около полудня, в четверг, на неделе прадника Тела Господня, на внутреннем дворе монастыря сестер Норбертанок начинает толпиться свита Лайконика. Выбирают сильного мужчину, способного воплотиться в роль Лайконика – то есть около 8 часов гарцевать по городу со снаряжением, весом в 30 кг. В состав свиты входит знаменосец вместе с подручным, ватага речников-плотогонов и оркестр, называемый mlaskotami. Интригующее название этого оркестра происходит от фамилии семьи известных звежинецких музыкантов. Первым обрядом похода является танец перед настоятельницей монастыря сестер Норбертанок, которая смотрит на танец Лайконика из окна. Настоятельница также первой платит «татарину» обычную дань.
Потом вся свита пускается в путь, проходя улицами Т. Костюшки, Звежинецкой, Францисканской, и Гродской на Главный Рынок, где под башней городской ратуши устанавливается эстрада. Поход свиты сопровождают звуки оркестра.
 (567x404, 77Kb)
Среди играемых мелодий наиболее характерным является марш, который начинается словами:

Ten Lajkonik, nasz Lajkonik
po Krakowie zawsze goni
Lajkoniku laj laj
poprzez cały krаj
(2x)

Интересной подробностью является факт, что мелодия этого марша напоминает Марш Собеского, играемый во время триумфального возвращения короля Яна из-под венских полей в 1683 году.
По пути Лайконик заходит в окраинные бары, магазины и бюро везде исполняя свой танец-галоп и обязательно собирая дань. Дань собирает, в основном, свита: по их приказу толпа горожан бросает денежки в корзину, привязанную к поясу Лайконика. Во время шествия самый красивый танец «татарин» выполняет перед краковской филармонией, а самым почетным гостем на празнике считается архиепископ Кракова. Стоит здесь упомянуть, что наиболее старшее иконографическое изображение Лайконика зафиксировано в давних исторических исследованиях епископа Яна Павла Воронича. Это изображение начала XIX века принадлежит Михалу Стаховичу и сегодня хранится в Историческом Музее Кракова. Около 19:00 изрядно уставший Лайконик со свитой прибывает к башне городской ратуши, однако у него есть еще достаточно силы, чтобы станцевать свой танец перед президентом Кракова, который обязательно присутствует на празднике – он послушно стоит перед лицом «татарского хана». Ничего странного! Только заплаченная Отцом Города дань может обеспечить городу безопасность перед угрозой многих несчастий, которые могли бы постигнуть Краков…
 (400x600, 67Kb)
Важнейшим элементом танца Лайконика является так называемое завивание хоругви, или поклон городу. Знаменосец несет хоругвь, на которой изображен польский орел и герб Кракова, а Лайконик бежит за хоругвью, стараясь попасть булавой, которую держит в правой руке, в парящего орла.

Фотография начала ХХ века
 (567x467, 75Kb)
Правильное выполнение этого элемента - это большое искусство. Хоругвь, крепящаяся к шестиметровому шесту необычайно тяжела, вокруг толпа народа, которая вопреки предостережениям хочет как можно ближе подойти к свите.
 (567x527, 104Kb)
Случалось не один раз, что следствием такой неосторожности была шишка, а то и швы на голове. После отобрания дани и завивания хоругви, Лайконик выпивает еще тост за благополучие Кракова, а потом медленно направляется в ресторан Hawełka, который много лет имеет честь угощать отработавших włóczków обедом, а по сути, горячим ужином.
В XIX веке вся свита была одета в случайные наряды. В 1904 году художник Станислав Выщпяньски спроектировал наряд Лайконика, соединивший в себе элементы старопольского и восточного наряда. Свита одета в костюмы по проектам Витольда Хомича. В 1997 году новые наряды для речников и оркестра разработала Кристина Захватович.
Оргинальные костюмы Лайконика, равно как и костюмы сопровождающей его свиты хранятся сегодня в Историческом Музее г. Кракова, который после Второй мировой войны является много лет организатором шествий.
 (567x398, 101Kb)
И в завершение рассказа не мешает поинтересоваться: откуда все же столь странное название традиции - Лайконик. Конек – понятно, но почему «лай»? Так вот, по одной версии, «лай» - это искаженное «лей» (lej). Конек, как пристало грозному татарину, бьет - то есть «льет» - прохожих, которые попали под руку, своей булавой. Редкий случай, но побитые не обижаются, а наоборот, охотно подставляют затылки и головы под деревянную колотушку - поверье говорит, что этот удар приносит счастье. Особенно досаждают ему девушки: ведь для них прикосновение чудесной булавы означает скорое замужество.
 (622x427, 79Kb)
По другой версии говорят, что «лай» происходит от поощрения, типа: Гуляй, коник, гуляй. Так или иначе, если кто-то ищет счастье, а не находит, милости просим в Краков на неделю праздника Тела Господня. За один кровоподтека на плече или шишку на голове можно обеспечить себе счастье - по крайней мере на ближайший год. Только не забудьте про дань!!!
 (567x425, 91Kb)
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку