-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Такахаши_Омояра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 47534


ДОПОЛНЕНИЕ К ПУТЕВЫМ ЗАМЕТКАМ

Среда, 15 Июня 2011 г. 21:25 + в цитатник
ну вот –

увидев, что мои скромные заметки вызвали благосклонные комменты,
решился немного дополнить их) –

ибо материала у меня чрезвычайно много,
т.к. и книжек почитал разных,
и местные мне много-чего понарассказали,
и нагуглил,
и глаза и уши старался держать открытыми,
и в местных краеведческих музеях почитал документы – что в Черкесске, что в Нальчике –
в Нальчике – это когда мы в Долинске отдыхали)..

Долинск – это курортная часть Нальчика, если что)..

я сделаю акцент больше на историю сейчас,
ибо Клио – одна из самых любимейших богинь (харит) моих)..

итак:

карачаевобалкарцы (в дальнейшем буду говорить просто «карачаевцы» - ибо это один народ) имеют, оказывается, головокружительную историю) –

но сначала скажу о двух вещах) –

первое – и главное:

я ни разу не историк – ни по образованию, ни по профессии, но живо и давно интересуюсь ею(историей) –

и стараюсь железно придерживаться в своих скромных изысканиях правила:

для того, чтобы иметь объективное, реальное, максимально приближенное к истине, представление о вещи – о факте, о событии –

читаю:

1. апологетов (сторонников) данной точки зрения
2. противников этой точки зрения
3.оценки и мнения независимых (сторонних, незаинтересованных) исследователей.. –

(чего, замечу по случаю, желаю и моим дорогим ПЧ придерживаться)..


и второе –

два эпиграфа:

Народы не падают с неба и не скрываются в землю.
Н. М. Карамзин

От прошлого остаётся кровь и гордость.
Или не остаётся.
В. Б. Шкловский



ну а теперь – о Карачае, собственно:

сперва сухие научные данные:

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

--- европеидная раса ---




ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

Западнохуннская ветвь тюркских языков



Кипчакская группа западнохуннской ветви


Кипчакско – половецкая подгруппа кипчакской группы



Караимы+Гагаузы+КАРАЧАЕВЦЫ+БАЛКАРЦЫ+Кумыки+Крымчаки (т.н. «крымские татары»)


географическое же расположение Карачая я постарался показать в своём беспомощном рисунке)) - см. фоты)..


А теперь вернёмся к нашим барашкам) – то бишь, к лихой истории этого народа:

КАРАЧАЕВЦЫ – ПРЯМЫЕ ПОТОМКИ ГУННОВ (см. эпиграф №1)

и тут я сперва процитирую одну из любимейших строчек одного из двух любимейших мною поэтов:

«Бог сохраняет всё – особенно слова…»

к чему это я?) –

да к тому, что в большом и толстом русско-карачаевско-балкарском словаре, который мне подарили там, есть , в числе прочих, и такая поговорка:

«гунн – гууртха, Гунай – джууртха» -

перевод: «гунн – в поход (в набег), а Гунай (имя собств., симбиоз Емели-лежебоки
и Мальчиша-Плохиша) – к сливкам в кринке, набить брюхо»

смысловой перевод: «настоящий воин (гунн) собирается выступить в поход, а ленивый и хитрый, вместо сборов отлынивает, и увиливает»)..

и в этом же словаре – NB! – фантастика! – есть перевод на русский слова «кит» - чудо-юдо, которое) –

и звучит оно так – «теннгиз ийнек» - «морская корова»!)..

почему «фантастика»?) – да потому что взгляните на карту карачаево-черкессии, на карту Кавказа, и увидите, что:

1. у Карачая нет выхода к морю
2. ближайшие два моря – черное и каспийское – а в этих морях отродясь не водились и не водятся киты –
3. спрашивается, откуда им(карачаевцам) знать, что кит – это не рыба вовсе, а млекопитающее, кормящее своего детёныша молоком? –

и это уже – контекст строчки Бродского)..

но, обо всём по порядку:

вопрос на засыпку) –

для чего и зачем китайцы построили Великую Китайскую Стену?)

в школе нам об этом не говорили, но ответ есть, и он прост:

для защиты от гуннов.

вывод – гунны жили там. (точнее – у восточно-китайского моря, если не ошибаюсь) –

и вот ответ – о ките) – ларчик ведь всегда просто открывается) – ибо китов там можно и сегодня вволю понаблюдать)..

от китайцев же гунны переняли поклонение Змею (Дракону) –

наверняка все не раз видели по телику китайские праздники – когда цепочка людей пляшет, изображая этого самого Дракона..

это (о Драконе) важно – это еще нам понадобится ниже)..


далее:

после возведения китайской стены, понимая, что облом, и коннице стена не по зубам, гунны (кочевники же) ушли .. и пришли на Алтай..

далее:

гунны образовали то, что вошло в историю как Степь (Великая Степь, Половецкая Степь), в том числе и Булгарское Царство на Волге, где все говорили на разных диалектах древнего тюркского языка. Этот язык был родным языком гуннов..

и опять же – вернусь на сек. к строчке Бродского –
все знают (или слышали) об Аттиле) –
но нигде нет перевода его имени) –

восполняю сей пробел:

любой карачаевец (или балкарец) без проблем переведёт вам два слова из своего языка на русский –

вот эти два слова:
«ат» - «лошадь»
«тил» - «язык» (лингвистический, в смысле, а не в гастрономическо-физиологическом смысле)

и что мы имеем на выходе? –

правильно – мы имеем кликуху «Аттила» (если совсем точно – «Аттилли») –
что означает:
1. находящий общий язык с лошадьми
2. говорящий с лошадьми на одном языке
3. понимающий язык (речь) лошадей

к чему это я?) –
да к тому, например, что, как мне рассказали в городке Чегем (12 км от Нальчика)
у известного балкарского поэта Кайсына Кулиева в детстве была кликуха) –
и звучала она так «Аттери» -
ат – лошадь
тери – кожа

т. е. этот поэт был, к тому же, лихим наездником, а смысл кликухи заключался в том, что при первой объездке необъезженных лошадей он прилипал к лошади, как её собственная шкура, и ни одна не могла сбросить мальчонку на землю)..
куда там до него ковбоям)..

ну а смысл кликухи вождя гуннов и так понятен, думаю) – лошадь и гунн были понятия неразделимые, и в карачаевском языке нонешнем есть ещё одна поговорка –
«конь – крылья мужчины»)..


кстати, об этимологии слова «булгар»:

и поныне в карачаевобалкарском языке отсутствут буква(и фонема) «в»-
она (буква эта) натурально отсутствовала и у гуннов, -
и та же Волга звучала как Болга (точнее – Булга, Булъа – от тюркского слова «булгъама» - одно из значений которого – «водоворот, порог» -
ибо до возведения каскада волжских ГЭС волга ничуть не напоминала только спокойную плавную величавую реку – были на ней и пороги – похлеще днепровских..

Впоследствии часть булгаров основала нынешнюю Болгарию, а часть образовала государство АЛАНОВ, каковым и называли себя карачаевцы в тот временной отрезок истории.

ну а «подвиги» (в кавычках и без) Аттилы всем, думаю, более или менее известны)..

о кликухах, как и о Драконе – тоже запомним – ниже это нам пригодится..

специально сообщаю для замечательной «Кетеван», что менгрелы и по сей день называют карачаевцев – «АЛАНИ».
(Сваны называют – «мукрчай» или «савьяр»).

Нынешняя Осетия тоже называет себя «Аланией» - но аланами могут звать себя только две меньшие части современного осетинского народа – дигорцы, и, в меньшей степени, кударцы.. а основная часть осетинского народа – иронцы – это иранское племя, говорящее на диалекте персидского (иранского) языка фарси (ср. «Иран» - «ирон»)


а вообще-то, самоназвание карачаевцев – «карахалк»,

это как у немцев – они же не говорят, что они – немцы (или германцы) – нет, они говорят «их бин дойч»)..

карахалк – состоит из двух слов:

кара (ударение на втором слоге) – большой, великий

халк – народ..

почему «великий»? ответ – в Карте Половецкой Степи– простиравшейся от Коломны
(это Подмосковье) до Тамани – (Тамань - нынешнее название Тьмутаракани) –

все эти места были заселены гуннами (кипчаками) и подразделялись на каганаты..

об этимологии слова «кипчак» -

точное звучание этого термина таково: «эки пчак» -

и означает, буквально – «два клинка» -

ибо на знаке (тамге, тотеме) кипчаков были изображены эти самые два перекрещённых клинка – две шашки..

далее:

когда пришёл на карачаевские земли хромой Тимур (Тамерлан) –

то дважды был бит ими (потомками Аттилы)

но в третьей битве взял вверх –

сражения эти происходили, замечу, в донских степях, где тогда располагалась столица Карачая – город Маджары

к Тамерлану всё прибывали и прибывали резервы из Азии, а у карачаевцев кончились уже все людские резервы –

(nb! – истинная причина отказа Наполеона бежать с острова св. Елены и вновь возглавить Францию была озвучена в его фразе – «у французов не осталось сейчас боеспособного мужского населения»)

и тогда собрался сход народа – дабы решить – что делать и как быть.. ибо стоял вопрос о жизни и смерти народа – или попасть под рабство Тимура, или каким-то образом спастись..

а у половцев народ делился на 4 сословные группы –

NB! Точно также делится он и сейчас – у карачаевобалкарцев –

Вот они, эти 4 сословия половецкого народа:

1. князья (бийле)
2. уздени (дворяне)
3.казаки ( вольные, свободные воины)
4. кулы (рабы)

ср. с нынешними 4 карач. сословиями:

1. бийле
2. уздени
3 азаты (вольные, вольноотпущенники)
4.кулы

(слово «казак» сохранилось в современном карачаеском языке в выражении
«къазакъ бёрю» - в словаре написано, что это означает «»волк-одиночка»)..


и вот что получилось по итогам этого «съезда»:

Одна часть половецкой элиты пошла на дружбу и сотрудничество с чингизидами;

Другая пошла на службу к русским царям и стала частью русского боярства и дворянства(см. об этом чуть ниже)

Третьи же, желая сохранить свободу и независимость, ушла двумя потоками подальше от тех и других. Причём один поток ушёл в Европу –
Это нынешние гагаузы, караимы и небольшая тюркоговорящая часть
современной Хунгарии (Венгрии). (nb! хунну = гунн)
(и опять же - к строчке Бродского: автодром, на котором в Венгрии проводится нынче этап "Формулы-1" называется "Хуннгароринг")

а остальные разделились ещё на два потока –

один поток возглавляемый человеком по имени Малкар отступили в горы – в современную Балкарию (по-карачаевски Балкария звучит как «Малкъар»)

а другой поток – возглавляемый человеком по имени Карча – ушёл ещё дальше – и остановился у истоков реки Теберда – (карачай – от «Карча») –

где и было основано селение «Карт-Джурт», что переводится, буквально, как «старое отечество» - а в смысловом переводе означает, что, мол, остаемся преданными своим корням и традициям..

но вот что важно –

уздени являлись вассалами по отношению к князьям, и, разумеется, вынуждены были следовать за своими сюзеренами-князьями (рабы и тех и тех – само собою)

а вот казаки, имевшие на этом «съезде» право самостоятельного выбора своей будущей судьбы и участи, порешили в основной своей массе, вести прежнюю вольную жизнь гуннов – с набегами и т. п. – раЗсредоточившись от Запорожской Сечи до реки Яик..



примечание: я говорил о Драконе и о кликухах –

так вот в семьях природных казаков и по сей день ласково называют пацанов «Горыныч» -

тот самый Дракон, Змей-Горыныч, который – это всё оттуда, от соседства былого с Китаем..

nb! – лигвисты находят в нынешнем карачаевском языке вкрапления маньчжурских диалектов – см. карту – где Карачай, и где Маньчжурия..

вот пример: «мулда» - лошадиная холка..

кста – привет небезызвестному профессору Мулдашеву)..


у карачаевцев и по сей день сильного смелого рослого парня называют «Аждаган» - что полностью соответствует слову «Дракон»


о кликухах.. почему они так важны? – да потому что эти кликухи стали у казаков фамилиями –

и когда мы видим у современных украинцев смешные для русского уха фамилии,

типа Каряка, Подопригора, Криворучка, Бульба и т. д. и т. п. – это всё те же самые гуннские кликухи, ставшие фамилиями..

еще добавлю полтора слова о носителе первой из известных кликух – об Аттиле:

он, коего мы знаем из учебников истории как варвара, был крещёным христианином, - равно как и его предшественники ДОНАТ и ХАРАТОН !

кстати – к некоторым моментам из истории христианства:

до 14-го века на иконах св. Георгий никого никаким копьём не поражал! На тех иконах Георгий просто стоит, опираясь на меч. Эти классические иконы можно увидеть и сейчас – в соборах Кремля (опять-таки, если вам удастся это сделать)..

Половцы же – предки карачаевцев – были христианами, но одновременно с этим свято чтили своего легендарного прародителя – ЗМЕЯ – ибо пришли Половцы, как было уже сказано, из той части Азии, где Змей и до сих пор в особом почёте у многих народов.

По легенде - согласно книге «Золотая легенда», написанной в 13-ом веке итальянским агиографом (агиография – церковно-историческая лит-ра о житии святых и т. п.) Иаковом Ворагинским, победил Георгий Змея не копьём и прочими огнями и мечами, а «крестом и словом!». Ещё там говорится, что Змей - опосля этой психотерапевтической процедуры
а-ля Кашпировский - пал, обессиленный и укрощённый, к ногам Георгия, а некая девица,
Георгием спасённая, повела Змея на поводке «аки послушнейшего пса».

А с 14-го века на иконах стала изображаться совсем другая сценка..



а сейчас предложу моим дорогим читателям маленькую главку – как иллюстрацию к некоторым событиям, воспоследовавшим после этого «съезда» половецкого народа (гуннов) –

итак:

О ПОЛОВЕЦКОЙ ЗНАТИ ПОСТУПИВШЕЙ НА СЛУЖБУ
К РУССКИМ:


В Гос. Архиве РФ есть такие интересные книжки:

«РУССКАЯ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА»,
+
«ИСТОРИЯ РОДОВ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА»,
+
«ОБЩИЙ ГЕРБОВНИК ДВОРЯНСКИХ РОДОВ,
+
ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» (начат в 1797 году),
+
справочник «Русские фамилии тюркского происхождения» -


А вот некоторые сведения из этих книг:

ЕРМОЛОВЫ:
родоначальник – золотоордынский половец АСЛАН МУРЗА ЕРМОЛА
Притесняемый монгольскими ханами, бежал из Орды и поступил –
в 1506г. – на службу к Великому Князю Василию Ивановичу.
Записан как ЛЕВ УЗДЕНЬ ЕРМОЛА (соответственно – прозвище, происхождение, имя)
Его правнук Трофим Иванович Ермола внесён – в 1611г. –
в Московскую Боярскую Книгу


Князья КУРАКИНЫ и ГОЛИЦЫНЫ + дворяне БУЛГАКОВЫ:
Родоначальник - ОНДРЕЙ КЪУРАКЪ – отпрыск Ордынского
Хана БУЛГЪАКЪА


ГОДУНОВЫ:
Родоначальник – МУРЗА ЧЕТ – бежал из Орды в 1330 году

ТАЛЫЗИНЫ:
Родоначальник – МУРЗА КУЧЮК ТАГАЛДЫЗИН

ОГАРКОВЫ:
Родоначальник – МУРЗА АСЛАН ОГЪАР – 1397г.

БАРАНОВЫ:
Родоначальник – крымский половец МУРЗА ЖДАН,
по прозвищу «Баран» - 1430г.

ТУРГЕНЕВЫ:
- УЗДЕНЬ-МУРЗА АСЛАН ТЮРГЕН

ОГАРЁВЫ:
- МУРЗА КЪУТЛУМАММАТ ОГЪАРЫ

КОЖЕВНИКОВЫ:
- МУРЗА КЪОЖАЙ – 1509г


+

ДАШКОВЫ, САБУРОВЫ, МАНСУРОВЫ, ТАРБЕЕВЫ, КОЛОКОЛЬЦЕВЫ, ГЛИНСКИЕ (род – от Мамая), ЮШКОВЫ,
УШАКОВЫ (от ордынского князя Редега), СУВОРОВЫ,
АПРАКСИНЫ, ДАВЫДОВЫ, ЮСУПОВЫ, АРАКЧЕЕВЫ, ГОЛЕНИЩЕВЫ-КУТУЗОВЫ, БИБИКОВЫ, ПОЛИВАНОВЫ,
ЧИРИКОВЫ (род – от брата Батыя - Берная), КОЧУБЕИ,
КАЗАКОВЫ, КОПЫЛОВЫ, АКСАКОВЫ, КАРАУЛОВЫ,
АХМАТОВЫ, БАКАЕВЫ, БЕРДЯЕВЫ, КАРАМЗИНЫ, ШУБИНЫ,
АЛМАЗОВЫ, УРУСОВЫ, ТУХАЧЕВСКИЕ, БЫКОВЫ, ИЕВЛЕВЫ, КОБЯКОВЫ, ТАНЕЕВЫ, БОТАШЁВЫ, ШУКЛИНЫ, ТЕМИРЯЗЕВЫ, ЧААДАЕВЫ, ТАРАКАНОВЫ, Кандауровы Беркетовы Баскаковы Беклешовы Басмановы Бутурлины Бармины Каныгины Тархановы и т. д. и т. д…


NB! – всего около 300 дворянских фамилий


Так что, см. еще раз высказывание Николая Михайловича Карамзина..

А теперь – к высказыванию (эпиграфу) Шкловского..

Хотя, нет) – сперва еще немного - к строчке Бродского) –


Еще раз привожу высказывание одного путешественника (итальянца) – из предыдущего поста моего:

*** У подножья Кавказа на севере живет еще несколько народов, так называемые карачаевцы. Меня очень удивило, что карачаевцы (колено гуннов) среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык …***

А. ЛАМБЕРТИ
Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией, 1654г.


Так вот –

В 1999 году в Домбае состоялся всемирный конгресс тюркских лингвистов и прочих языковедов) –

По результатам которого было объявлено, что карачаевский язык – эталонный язык для всех тюркских языков..

Почему так получилось? –

Да потому, что когда, после Тамерлана карачаевцы укрылись в горах нынешнего Большого Карачая, то они были недоступны для интенсивных взаимосвязей с другими народами –

Ибо даже первая – nb! – просёлочная дорога в Карачай была проложена только в 1904-ом году.. всякое общение, в т. ч. доставка грузов, стройматериалов, и т. п. осуществлялась исключительно верховым (лошади) способом..

так что ларчик опять просто открывается)..


То есть, современный карачаевец, хорошо знающий свой язык, мог бы свободно побалакать и с Аттилой, и с Ермаком, и со Стенькой, и с Емелей Пугачёвым)..




Ещё одна главка о половцах –

Комментарии к состоянию дел в системе
«Киевская Русь – Половецкая Степь»
в 12 веке
на основе текста книги №1 в русской литературе всех времён –
«Слово о плъку ИгоревЂ,
Игоря сына Святъславля, внука Ольгова»


XII век на Руси – это время раздоров и усобиц, начало которых восходит ещё к временам Ярослава Мудрого, и особенно Владимира
Мономаха.
После Любечского съезда (1179 год) – когда русские князья договорились о вотчинном владении, в практику вошла мода –
приглашать в союзники половцев, и идти с ними на соседа. Для этого
вовсю использовались династические браки со Степью, ибо кровное родство автоматически означало – союз.
Начало этой практике положил сам Ярослав Мудрый, который женил двух своих сыновей на половчанках.
С невестой из Степи приходила её пожизненная охрана – около ста
воинов.
К тому же киевские князья нанимали на службу отряды из кипчакского племени каракалпаков («чёрные клобуки»), а черниговские – из ковуев (ковуй – «кöб ÿй» - «многодомные» - самоназвание племени). Эти отряды составляли нечто вроде личной гвардии князя. Всё это, однако, не мешало Руси и Степи воевать друг с другом:

1068 – первая битва русских с половцами. Сыновья Ярослава Мудрого – Изяслав, Святослав и Всеволод – были разбиты половцами,
в результате чего на Киевский престол взошёл лояльный к Полю
Всеслав Полоцкий.

Здесь я приведу родословную
Игоря Святославича Новгород-Северского,
о котором, собственно, и идёт речь в «Слове»:


Ярослав Мудрый

Святослав Черниговский

Олег Святославич,
(он же «Гореславич», он же Святополк(в тексте «Слова» - «повелек отца своего угорьскыя иноходьцы»), он же родоначальник всех «Ольговичей»,
он же Олег-Когань – каган Тьмутараканский и князь Черниговский, он же зять половецкого хана Тугоркана (прав. – Туграхан)

Святослав Олегович Черниговский (зять Аепы-хана)

ИГОРЬ Святославич Новгород-Северский
(зять Ярослава Осмомысла)

Владимир Игоревич (находясь в плену у половцев,
женился на дочери хана Кончака)


1162 – Ростислав Киевский (внук Мономаха, родоначальник «Ростиславичей») имеет проблемы с Мстиславом Волынским.
В поисках помощи едет к хану Белуку, который отдаёт свою дочь за сына Ростислава Рюрика – ( «буйтур Рюриче!» - в тексте «Слова»)

1164 – умирает Святослав Олегович Черниговский – отец Игоря.
Власть в Чернигове берёт другой «Ольгович» - Святослав
Всеволодович.
Игорь же, и братья его – Олег и Всеволод, изгнаны в Северскую землю.

1166 – Молодые «Ольговичи» - Игорь, Олег и Всеволод – начинают войну против Святослава «Ростиславича».
Тот отбивается с помощью половцев.

1167 – смерть Ростислава Киевского. Вместо законных наследников – Рюрика и Давыда, на престол – при поддержке чёрных клобуков, берендеев и торкинов (половцев!) – «усаживается»
Мстислав Волынский (и начинает, собака, политику против Степи!)

1168 – а) объединённые силы русских под командованием
Мстислава Волынского (в т. ч. и «обиженные» Рюрик и
Давыд) выступают против Поля.

б) из Новгорода изгнан «Ростиславич» Святослав, и на его
место приходит (из Киева) сын Мстислава Волынского –
Роман.

1169 – Андрей Боголюбский (г. Суздаль, сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны и проводник политики союза и дружбы с Полем)
+ 11 других русских князей + половцы - захватывают Киев, и на престол
сажают брата Андрея – Глеба.

1170 – а) смерть изгнанного «Ростиславича» Святослава.
б) Мстислав Волынский возвращает себе Киевский престол,
отбирая его у Глеба.
в) Глеб Юрьевич бежит к половцам, и, возвратившись
с Кончаком, вновь отвоёвывает Киевский «алтын тахта».
г) Смерть Мстислава во Владимире-Волынском.
д) Роман Мстиславич покидает Новгород-Северский,
и освободившийся тамошний престол занимает –
с согласия Андрея Боголюбского –
законный наследник Рюрик Ростиславич.

1171 – в Киеве отравлен Глеб Юрьевич, и 4 месяца Киевом правит Владимир Мстиславич. Затем и его «умирают», после чего «на Киев»
приходит – опять-таки с согласия Андрея Боголюбского – другой
«Ростиславич» - Роман Мстиславич.

1173 – а) Андрей Боголюбский требует выдачи убийц брата своего, но
«Ростиславичи» отвечают отказом. Тогда Андрей Юрьевич
силой заставляет Романа – отречься от престола. Но
«Ростиславичи» опять возвращают себе престол и сажают на
него другого «Ростиславича» же – Рюрика.

б) «Ольгович» Святослав Всеволодович Черниговский
(в союзе с Андреем Боголюбским
и ИГОРЕМ СВЯТОСЛАВИЧЕМ НОВГОРОД-СЕВЕРСКИМ,
коему - о ту пору - 22 года) идёт «брать Киев». Игоря, при этом,
жестоко разбивает один из «Ростиславичей» - Мстислав
Храбрый.
в) на помощь союзникам приходит Ярослав Луцкий, коего и
сажают на Киевский престол, но «Ростиславичи» быстренько
заменяют его «своим» - и это вновь Роман Мстиславич.


1176 – Святослав Всеволодович Черниговский предпринимает
новую попытку взять Киев, но на этот раз берёт в союзники половцев.
Половцы разбивают киевское войско – под командованием
Рюрика и двух сыновей Романа.
Святослав становится Великим Князем Киевским.
(Это о нём в «Слове» - «мутный сон виде в Киеве на горах»)

1179 – а)Святослав Киевский женит своего сына Всеволода Рыжего
на дочери польского короля Казимира (и рвёт, таким образом,
с Полем), а дочь свою выдаёт замуж за Владимира Глебовича
Переяславского (делая того, таким образом, своим вассалом,
ибо зятья находились в зависимом положении от своих тестей).

б) Кончак идёт на Переяславль, а Гзак – на Путивль.
Владимир Глебович просит помощи у Святослава и Рюрика.
Те идут на подмогу, а Давыд отказывается.

в) смерть давнего врага Святослава – его двоюродного брата
Олега Святославича (родного брата ИГОРЯ)

г) Святослав собирает съезд «Ольговичей» в г. Любеч,
по итогам которого и наделяет всех «своих» уделами.
В частности, своему родному брату Ярославу отдаёт Чернигов,
а двоюродному – ИГОРЮ – Новгород-Северский.

1180 – «Ростиславичи» вновь захватывают престол в Киеве. На помощь Святославу приходят Ярослав Черниговский – с ковуями,
и ИГОРЬ – с войском Кончака и Кобяка.

1181 – а) Святослав возвращает себе киевский престол, но
«Ростиславичи» наносят сокрушительное поражение ИГОРЮ.
При этом двое сыновей Кончака взяты в плен,
а брат – Эльтут – убит.
б) переговоры Святослава с «Ростиславичами» - насчет
киевского престола. Итог: двое соправителей – Святослав и
Рюрик, при этом Святослав идёт на уступку – женит сына
своего Глеба на дочери Рюрика.

1184 – а) весной Кончак идёт на Киев, и, не доходя до города, стоит
с огромным войском на р. Суле -

(! – реки в «Слове» имеют тюркские названия:
«Сула» - Суýла! – «воды» - водные места,
«Каяла» - Къаялы! – «скалистая»)

поджидая подхода союзников (ИГОРЯ с братом его + Ярослава Черниговского) и сигнала от них. Святослав же, тем временем, отговаривает ИГОРЯ &Кº от этой затеи, и сам – один – внезапно нападает на Кончака и разбивает его. ИГОРЬ же, сперва предаёт,
а затем – с ковуями Ярослава - весьма «успешно» грабит мирные
кочевья свата своего Кончака.

б) летом Святослав (+ещё 11 князей + конница торкинов +
«чёрные клобуки»(каракалпаки) идёт на Степь. Некоторые
из «Ольговичей» (ИГОРЬ, Всеволод, Ярослав) отказываются
участвовать в этом походе – в тайной надежде на неудачу
Святослава. Но видя, что фортуна на стороне Святослава,
эта троица быстренько нападает на своих вчерашних
ослабевших союзников – дабы успеть отхватить себе кусманчик
от нехилого пирога большой победы.

1185 – а) ответный удар Кончака по Киеву. Святослав обращается за
помощью к ИГОРЮ и Ярославу Черниговскому. Те отвечают
отказом. Тогда Святослав + Рюрик + конница каракалпаков
под командованием хана Кунтугды (прав. – Кюнтуýду) сами
разбивают Кончака.

б) Святослав начинает агитпоездку – уговаривая всех русских
князей на совместное и окончательное и последнее
выступление против Поля – дабы пройти его до конца, и
- раз и навсегда! - покончить с ним. Но сыновцы (так
назывались тогда двоюродные брательники) его – ИГОРЬ и
Всеволод – решают, что смогут и сами пройти ослабевшую
Степь – до её «предела», рассчитывая на волне громкой
победы взойти на Киевский престол. Ведь неспроста
(в «Слове») – «кони ржут за Сулою - (а) слава (победы) звенит
в Киеве»! Т. е. Киев охотно возведёт на престол героя –
покончившего с Полем…

Собственно, об этой авантюре ИГОРЯ и идёт речь в
«Слове о полку Игореви»
----------------------------------------------------------------------------

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

- сыновья Владимира Мономаха - Юрий (в 1107) и
Андрей (в 1117) были женаты на половчанках
- Олег «Гориславич» (дед ИГОРЯ) - женившись на дочери Туграхана – получил в награду Тмутараканский престол.
- В своё время дед Кончака Шарухан был разбит дедом ИГОРЯ – Олегом-коганем. В описываемом в «Слове» походе Кончак Артыкович отомстил за деда – разбив ИГОРЯ и множество русских воинов утопив в море.
- После боя Кончак – своим поручительством –
не дал добить раненого ИГОРЯ
------------------------------------------------------------------------------

КАСОГИ (косоги) – самоназвание племени – по родовой тамге.
«Кос ок» - «пара стрел» - тюркск.

ПЕЧЕНЕГ – самоназвание племени - от «паджанак» - «паджа»(«баджа»)
– свояк(рус.)
ТОРКИН – родственник и пожизненный телохранитель половецкой княжны. Сопровождал вышедшую замуж за русского князя родственницу
к новому месту жительства, где и оставался там – до её или своей
кончины.


НЕКОТОРЫЕ ТЮРКСКИЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ В «СЛОВЕ»:

паволока, оксамит, ортьма, япончица, кожухы, хоти, ходына, жирык,
карнайжля, паполома, беля, ем ычючи, «блеснь с кана болони беша дебрь кисань юин ес ошлюк син»***, «ак пардажи уй», буй, буйтур, кур, гораз, хинови, шерешир, кметь, чага, ногата, торпа, уш, пиш …

*** «Билемисе къан баланы? Аннга темир кишен салсанг – юйинге
эс, öшлюк табарса” – (смысловой перевод на совр. карачаевский.) –

«Знаешь ли того, кто кровав (в деяниях своих)? Стреножь же его железными путами, и будет спокойствие дому твоему»


НЕКОТОРЫЕ ТЮРКИЗМЫ*** В РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
(*** - нынешнее русское слово, имеющее тюркское происхождение)

атаман, баскак, басма, улан, есаул, караул, кутерьма, ералаш, курган,
ватага, воин, боярин, полк, труд, охота, облава, чугун, железо, булат, алебарда, молот, рать, хоругвь, сабля, шашка, колчан, тьма, ура, айда, орда, бунчук, кощей, курень, богатырь, колымага, пшено, ткань, письмо, бумага, буква, карандаш, слово, язык, уют, явь, сон, друг, товарищ и т. д.




А теперь – к словам Шкловского..


Сохранившие Воинский Дух Предков:


Вот фото – первое из вывешенных – 19-ый век -


На ней уважаемые аксакалы-карачаевцы:


Вот они, поимённо:

Нижний ряд, слева направо:


1. Подпоручик Боташев Абдрахман Чеппелеевич (1813 – 1874/1896). Участник Крымской войны. Согласно материалам – отец семерых сыновей, из которых Эль-Мырза вошел в первоначальный состав (1877 г.) 6-й сотни Кубанско-Горского конно-иррегулярного полка; Сары-Мурза в числе других соплеменников был награжден - золотой медалью с надписью "За усердие" для ношения в петлице на Станиславской ленте..

2. Поручик Крымшамхалов Абдырзак Хадаужукович (1815 – после 1896). Свой первый чин получил еще в 1843 году, поручиком стал уже во время крымской компании. Был награжден ценным подарком и орденом Св. Станислава III степени “для мусульман установленного образца”.

К началу русско-турецкой войны Абдырзак был в возрасте 62 лет, и его место под российскими знаменами занял его старший сын - девятнадцатилетний Асланбек, который вошел в первоначальный состав (1877 г.) 6-й сотни Кубанско-горского конно-иррегулярного полка. А спустя тридцать с лишним лет, 13 сентября 1914 года, вдохновляемый подвигами отца и деда, присягу на Коране в верности царю и Отечеству уже давал сын Асланбека - Крымшамхалов Сеит-Бий, который в составе 3-й сотни Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии, прозванной в народе “Дикой”, геройски сражался на германском фронте в Первую мировую войну, где был награжден двумя георгиевскими крестами ( IV и III степени), двумя орденами Св. Станислава (III и II степени) с мечами и бантом, тремя орденами Св. Анны (IV степени с надписью "За храбрость", III и II степени с мечами и бантом). В конце боевого пути в составе “Дикой дивизии” Сеит-Бий удостоился чести стать кавалером Георгиевского оружия “За храбрость”, являющующегося второй по значимости боевой наградой России.

3. Даулет-Гери-Хаджи Крымшамхалов. О его непосредственном участии в войнах исторические архивы хранят молчание, однако в числе участников Первой мировой войны мы находим сведения о подпоручике Крымшамхалове Туугане Даулет-Гериевиче (1872-1918), который был произведен лично ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ в прапорщики милиции 24 ноября 1914 года.

4. Прапорщик Тау-Солтан-Хаджи Хадаужукович Крымшамхалов. Являлся младшим братом Крымшамхалова Абдырзака, “за преданность и верность” награжден ценным подарком.


второй ряд:

1. Юсуп-Хаджи Боташев. Был помощником старшины селения Карт-Джурт. Командировался в Марухский отряд в составе 1-й сотни пешей милиции (1877 г.). За активное участие в походе награжден золотой медалью с надписью "За храбрость" для ношения в петлице на Георгиевской ленте. Кроме того, Юсуп Боташев "за отлично усердную службу и полезные труды по сформированию милиции и поддержанию в крае порядка и спокойствия во время минувшей войны" был награжден серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте.

2. Алиса Узденов. По имеющимся данным, являлся эфенди а. Карт-Джурт.

3. Прапорщик Крымшамхалов Аслан-Бек Бийнегерович (1823 – 1874/1896). Согласно архивным данным, являлся старшиной селения Карт-Джурт, активно участвовал в Крымской войне, о чем говорят награды (все "для мусульман установленного образца"): серебряная медаль с надписью "За усердие" для ношения в петлице на Аннинской ленте (декабрь 1852 года), Знак отличия Военного ордена Св. Георгия (Георгиевский крест) под № 495 (22 октября 1853 года), орден Св. Анны III степени с мечами и бантом (19 апреля 1865 года)..

Один из сыновей Асланбека - Азамат-Гери - продолжил боевой путь отца и добровольцем вошел в первоначальный состав (1877 г.) 6-й сотни Кубанско-Горского конно-иррегулярного полка проявившей себя уже в следующей войне с Турцией. А спустя десятилетия, в 1914 году, проявлял мужество и героизм в борьбе на германском фронте внук Асланбека – Магометгери, который за боевые заслуги в составе “Дикой дивизии” уже к 1915 году получил Георгиевскую медаль IV степени и Георгиевский крест IV степени, а к осени 1917 года заслужил шесть офицерских боевых наград: два ордена Св. Анны (IV степени с надписью "За храбрость" и III степени с мечами и бантом), два ордена Св. Станислава (III степени и II степени с мечами и бантом) и две самые высокие боевые награды - Георгиевское оружие и военный орден Св. Георгия IV степени (не путать с солдатским “георгиевским крестом”). В составе добровольческой армии во время гражданской войны дослужился до звания полковника.

Другой сын Асланбека –Айтек - участвовал в военном походе в “турецкую войну”. Данных о наградах нет, однако, согласно имеющимся материалам, по выходу на пенсию получил звание генерал-майора.

Надо отметить, что несмотря на многочисленные представления, за три года существования дивизии Георгиевское оружие получили только 16, а орден св. Георгия IV степени - 6 горцев.
Обе же эти награды (занимавшие в иерархии российских боевых наград, соответственно, второе и первое место) имели только
корнет (подпоручик) карачаевец Магомет-Гери Крымшамхалов
и полковник 2-го Дагестанского полка Арацхан Хаджи-Мурат.



КАВАЛЕРЫ Знака отличия Военного ордена Св. Георгия
(с 1913 г. официальное наименование – ГЕОРГИЕВСКИЙ КРЕСТ)
в Русско-японской войне 1904-1905

Карачай:

III степени
1. - Дудов Туган (№ 19489)
IV степени
2. - Абайханов Хаджи-Мурат (№ 200391)
3. - Айдаболов Хамзат (№ 125833)
4. - Алчаков Адиль-Гери (№ 181787)
5. - Аргуянов Батыр (№ 187530)
6. - Байрамуков Абдул-Керим (№ 200389)
7. - Батчаев Махтай (№ 184453)
8. - Дудов Туган (№ 182610)
9. - Каракетов Магомет (№ 187528)
10. - Кочкаров Хаджи-Мырза (№ 187533)
11. - Крымшамхалов Исмаил (№ 123008)
12. - Мамаев Алий (№ 187529)
13. - Тохчуков Наны (№ 126001)
14. – Хаджичиков Даулет-Гери ( № 182611)
15. - Шаманов Калмук (№ 124240)
16. – Аджиев Аубекир. № 110 546.
17. - Аджиев Ахмат – №2719.
18. - Боташев Хамзат № 130945.
19. - Калабеков Харун - № 121 751
20. - Кулов Асланбек - №2740.
21. - Эркенов Эльмырза - № 103238.


Балкария:

II степени
1. Келеметов Каншаубий - № 2446

III степени
2. Келеметов Каншаубий - № ?

IV степени
3. Джерештиев Цина (Хаджи-Мурат)- № 3423
4. Абаев Зулкарней № 110539
5. Чочаев Этеу - № 112474.
6. Асанов Хаджимурат - №124295 .
7. Жерештиев Андрей № 182057
8. Замаев Али № 187541
9. Акаев Джунус - № 187543
10. Келеметов Каншаубий -№ 103224



Полный георгиевский кавалер Аслан-Али Эфендиев, единственный из всех карачаевобалкарцев, чей "полный бант" (все четыре креста) которого удалось подтвердить документально.


А вот герои-карачаевцы — офицеры российской армии (до октября 1917 г.)

1.Генерал-майор Крымшамхалов Айтек Аслан-Бекович (Константин Львович) (1855 — после 1912).

2.Подполковник Крымшамхалов Мырзакул Пашаевич (1873 —
после 1920)

3. Ротмистр Крымшамхалов Хаджи-Мырза Бийнегерович(1827 — 1890/1896)

4. Капитан Крымшамхалов Дмитрий Константинович (1885 — 1914)

5. Штабс-капитан Крымшамхалов Басханук Пашаевич (1879—1922)

6. Поручик Крымшамхалов Магомет Исламович (до 1808 —1874/1896)
7. Поручик Крымшамхалов Абдырзак Хадаужукович (1815 —после 1896)

8. Поручик Крымшамхалов Бадра-Исмаил Исламович (1808
(1812) — 1874/1896).

9. Поручик Крымшамхалов Магомет-Гери Азамат-Гериевич
(1888 — после 1920)

10. Поручик Крымшамхалов Сеит-Бий Аслан-Бекович (1888 — 1937)

11. Поручик Крымшамхалов Борис Александрович (до 1890 —
после 1910)

12. Поручик Дудов Шмауха (1813 — 1874/1896)

13. Поручик Салпагаров Керти-Бий (1803 — 1874/1896)

14. Подпоручик Крымшамхалов Каншаубий Магометович
(1813 — 1875/1876)

15. Подпоручик Крымшамхалов Гилястан Бийнегерович (до
1815— 1851)

16. Подпоручик Крымшамхалов Тууган Даулет-Гериевич (1872—
1918)

17. Подпоручик Карабашев Адемей Идрисович (до 1846 — после
1900)

18. Подпоручик Дудов Аслан-Мырза (до 1810 — 1851)

19. Подпоручик Дудов Магомет (до 1810 — 1854/1872)

20. Подпоручик Боташев Абдрахман Чеппелеевич (1813 —
1874/1896)

21. Подпоручик Узденов Эль-Мырза (до 1820 — до 1872)

22. Подпоручик Джараштыев Алий (до 1820 — после 1855)

23. Подпоручик Карамырзаев Бек-Мырза Тау-Солтанович (до
1858 — после 1878)

24. Подпоручик Джаубаев Юнус Магометович (1892 — после 1926)

25. Подпоручик Акбаев Хызыр Курман-Биевич (1885 — после 1916)

26. Прапорщик Крымшамхалов Тау-Солтан Хадаужукович
(1823 — 1895/1896)

27. Прапорщик Крымшамхалов Аслан-Бек Бийнегерович
(1823 — 1874/1896).

28. Прапорщик Крымшамхалов Ислам Пашаевич (1864-1910)

29. Прапорщик Крымшамхалов Хаджи-Мырза Бий-Асланович
(1890 — после 1918)

30. Прапорщик Карамырзаев Кучук (до 1828 — после 1874)

31. Прапорщик Карамырзаев Асланбек (до 1843 — после 1896)

32. Прапорщик Карамырзаев Тау-Солтан (до 1828 — до 1872)

33. Прапорщик Байрымуков Кучук Дебоевич (до 1800 — после 1850)

34. Прапорщик Байчоров Ожай Темир-Алиевич (1813/1814 —
после 1878)


Источники и литература:
1. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 3644., Д.11.
2. РГВИА, Ф. 3644, Д. 4.
3. РГВИА, Ф. 3644, Д. 14.
4. РГВИА, Ф. 409, Оп. 4, Д. 3512.
5. Опрышко О.Л. Кавказская конная дивизия. 1914-1917: Возвращение из забвения. – Нальчик: Эль-Фа, 2007.
6. РГВИА, Ф. 3644, Д. 27.
7. Вершигора А.Д. Горские офицеры и полные Георгиевские кавалеры кубанского казачьего войска и территории Кубанской области на службе России (конец XVIII –начало ХХ вв.) //http: // slavakubani.ru
8. Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия Гражданской войны. – М. 2002.
9. Вертепов Д.А. Верные долгу. 1941-1961. Н.-Йорк - 1961.


А вот еще факты:

15 ТЫСЯЧ 600 КАРАЧАЕВЦЕВ БЫЛИ
ПРИЗВАНЫ НА ЗАЩИТУ РОДИНЫ – с 1941года по 1943
(ПРИ ЧИСЛЕННОСТИ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА В ТОТ МОМЕНТ – 80 ТЫСЯЧ) –

и вот что поразительно:

В письме на имя Министра Обороны СССР, генерала армии Язова Д.Т. (1989 год) Карачаевский городской Совета ветеранов ВОВ просил подтвердить факт представления к званию Героя Советского Союза 24 карачаевцам. В нем находятся и те, кому уже присвоено звание Героя РФ и те, кто внесены в первый список представленных (в отношении которых есть наиболее убедительные данные).

Вдумайтесь в эти цифры: 24 Героя Советского Союза (де-факто) - на 80 тысяч народонаселения..

Это при том, что сразу, с началом депортации (ноябрь-1943) всех карачаевцев отозвали с фронта, и отправили в ссылку – в том числе всех орденоносцев и т. д..

А если учесть, что как раз до этого времени Красная Армия вела, в основном, оборонительные бои.. если бы все эти люди довоевали до мая 45-го.. то сколько бы Героев еще прибавилось..

То есть, по количеству Героев Советского Союза на душу населения Карачаю нет равных в СССР..

Вот тебе и потомки Аттилы..


А дело было так) –

В 1944 году звания Героя было присвоено Х. Богатырёву) –

Имел место недогляд – его – ибо фамилия привычная для слуха – "пропускали" везде как русского).. –

Аналогия с поручиком Киже)..

Кстати, позднее история повторилась) – первый президент Карачая генерал Семёнов «проскочил» в генералы по той же причине – со своим именем Владимир он воспринимался как русский, и дослужился до очень высокой должности –
Главнокомандующего Сухопутными войсками СССР (см. инет)

Его родные и близкие по сей день тихо-мирно проживают в карачаевском ауле Старая Джегута)..

Но, вернёмся к нашим Героям –

После октябрьского партийного переворота, когда был смещён Хрущев, на отдыхе в белоруссии к Брежневу обратился его боевой друг-товарищ, первый секретарь Белоруссии Машеров –

Мол, Лёня, тут ребята в обиде – что Осману Касаеву – герою из героев – не дают звание Героя..

И Брежнев дал это звание – в 1965 году..

А не давали званий по простой причине – карачаевский народ и после возвращения на родину из ссылки продолжал считаться «неблагонадежным» - и, негласно, им запрещалось занимать руководящие должности, и поступать в идеологические вузы..

Потом Горбачев, в годы перестройки, дал своим указом звание ещё 11-ти карачаевцам, ибо долго работал первым секретарём ставропольского крайкома, куда входила (в Ставроп. Край) и карачаево-черкессия), и знал о карачаевцах не понаслышке..

Остальные Герои видимо уже не дождутся присвоений и указов..



БОГАТЫРЕВ ХАРУН УМАРОВИЧ (Герой Советсткого Союза)

КАСАЕВ ОСМАН МУССАЕВИЧ (Герой Советсткого Союза)

УММАЕВ МУХАЖИР МАГОМЕДОВИЧ (Герой Советского Союза)

БИДЖИЕВ СОЛТАН-ХАМИТ ЛОКМАНОВИЧ ГЕРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(это задним числом – вместо Героя Сов. Союза)

КАРАКЕТОВ ЮНУС КЕККЕЗОВИЧ (герой Российской Федерации)
ХАИРКИЗОВ КИЧИБАТЫР АЛИМУРЗАЕВИЧ (ГЕРОЙ РФ)

ЧОЧУЕВ ХАРУН АДАМЕЕВИЧ (ГЕРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

БАДАХОВ ХАМЗАТ ИБРАЕВИЧ (ГЕРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

БАДАХОВ АСКЕР МЫРЗАКУЛОВИЧ (был представлен к званию Героя)

БАЙРАМУКОВ МАГОМЕТ КУКУРЕЕВИЧ (представлен к званию Героя)

КУДАЕВ ШАМСУДДИН ГЕРГОКОВИЧ (был представлен к званию Героя)

ДАУТОВ МАХТИ ЗУЛКАРНАЕВИЧ (был представлен к званию Героя)

ОСМАНОВ ДАДАШ ЖЮНЮСОВИЧ (был представлен к званию Героя)

ЭТЕЗОВ ЗЕКЕРЬЯ СУЛЕЙМАНОВИЧ (был представлен к званию Героя)

КАНАМАТОВ АЖУ ЕСАУОВИЧ (был представлен к званию Героя)

КРЫМШАМХАЛОВ ШУКУР БАЙРАМУКОВИЧ (представлен к званию Героя)

ГАДЖАЕВ МУРАДИН ШОГАЕВИЧ (был представлен к званию Героя)


БАРХОЗОВ АСКЕР ХАБАТОВИЧ (был представлен к званию Героя)

ХАИРКИЗОВ ЮСУФ АЛИМУРЗАЕВИЧ (был представлен к званию Героя)

ШОШТАЕВ НИЯЗИ АХЛОУОВИЧ (был представлен к званию Героя)

Гогуев Ханафи Алисултанович был представлен к званию Героя

ЧОМАЕВ ДЖАНДУ ШАХИМОВИЧ (был представлен к званию Героя)



Кажется, я пропустил еще несколько имён – прошу прощения..



Главка о современном Карачае..

Пишу его, ибо в комментах спрашивали о современном положении дел..

Из того, что я успел и сумел увидеть-услышать-понять, привожу здесь следующее:

Карачаевцы по-прежнему сохраняют (в большинстве своём) обычаи и традиции своих предков..

Правда, это касается, в основном старшего поколения, ибо младшее, как и повсюду, впрочем, и на Кавказе, и вообще по всей стране нашей, начинает терять, и в значительной мере уже утеряло эти замечательные вещи.. хотя и среди молодёжи есть достаточное количество таких, кто старается возродить и преумножить славные традиции и обычаи..

Но большинство молодёжи – до, скажем, 25-ти лет – во многом представляет из себя печальное зрелище –

Ибо если взрослый и пожилой карачаевец никогда не позволит непотребства (ни в речах, ни в поступках) при женщине, то у юнцов это уже проскакивает.. достаточно много молодёжи - наркоманов..

Девицы – туда же..

Увы – тренд сей по всей стране одинаков..

Дома в 99 случаях из ста – добротные, из кирпича, хибар практически нету..

Как отмечает тот же Горбачев, они (карачаевцы) – народ чрезвычайно работящий –

И еще –

У них на успех соседа реагируют так: «аха, если мой сосед добился этого, то я кровь из носу постараюсь переплюнуть его»- имеется в виду, что я и машину лучшей, чем сосед, марки приобрету, и дом, и т. д. –

То есть, у них нет в менталитете вот этого: «аха, мой сосед добился этого? На понтах ходит? А подпущу-ка я ему «красного петуха»..

Надеюсь, наща замечальная анубисовая Анубисинда подтвердит мои выводы – как очевидец (очевидка))..



Что ж, материала у меня еще много, но сказанного (написанного) о карачаевцах, думаю, предостаточно) - ещё вон сколько народов у нас в стране)..




Маленькое дополнение:

К предыдущему посту, где я рассказывал о медовых водопадах, добавляю следующее:

Там, на этих водопадах состоится в этом году всероссийский фестиваль авторской песни –

Где-то около 20-го июля –

Контактный телефон я записал, но здесь, во избежание рекламы, не пишу – кому интересно – сообщу в личке)..

Добавлю, также, что одна из песен вывешиваемых в этом посте исполняется одной из победительниц одного из таких фестивалей – Зурият Боташевой..

Остальные песни – в исполнении понравившегося и мне, и некоторым ПЧ моим – Солтана Байкулова,

+ один вальсок)..

Приятного просмотра и прослушивания)..




P.S. –

По просьбам некоторых ПЧ присовокупляю сюда пару переводов (двух песен)

Первый перевод сделан мною с подстрочника – и вызвал мое восхищение) –

Ибо это современная песня, и там есть очень нетривиальные места) – я перевёл, как смог, не обессудьте).. но самой песни в этих двух постах – нету).. если пришлют – вывешу)..


А второй перевод – это то, что поётся в песне из предыдущего поста – про то, как он любит ея – как Тахир свою Зухру).. опять же – не обессудьте за мой перевод –

Переводил с присланного мне перевода)..




1.

Ты – точно породистая кобыла не знавшая узды
Но я не стану подпирать обрушивающуюся гору
Глаза зари видели это в моих ночах
И сны которым никогда не сбыться умирали на рассвете

Ты приходишь и регенерируешь мою юность
Вновь знакомя с единственно бессмертным на свете – с тобою
Ты тверда в даденном слове и не изменяешь ему
После того как проложишь дорогу от сердца к сердцу

Я убираю заторы заносы и сугробы с дорог по которым ты придешь
Встречать тебя будет царящее во мне Счастье
И для драгоценностей вещества существования
Я смастерил заветную шкатулку

Ты придешь – и оживут живые
И встретятся они на высокой горе по имени Радость
И тогда зацеловывая Весну
По секрету шепнешь им свое настоящее имя

Я сберег тепло моего сердца
Оно нужно чтоб оберечь тебя от буранов вкруг имени твоего и клятв твоих
Это просто ковер под твои ноги – из моих горечей
Когда я просил Бога чтоб Он даровал мне тебя

Ты равняешься Раю, то есть ты и есть – Рай
Вся Сладость мира и теперь всё еще во мне
Потому что ты пришла один раз – но навсегда
И в доводах разума нет никакого смысла…



2.

Сени къара чачынг табанынга джете
Твои черные волосы доходят до пят твоих
Кёзлеринг кёзюр ойнайла
Глаза твои лучезарны
Узун кирпиклеринг кёзлеринги джаба
И длинные ресницы твои потому всегда полуприкрыты -
Джарыкълыгъынгы джашыралла
Дабы свет яркий внутренний твой не ослеплял людей вокруг

Сенден ариу болмаз ой джерни юсюнде
Навряд ли есть на всём белом свете кто-либо красивее тебя
Ариулугъунг джай бла эрише
Твоя красота спорит с красотой полной яркой луны
Сюймеклик къапхъаннга тюшгенме ариуум
И теперь, увидав тебя, я попал в капкан любви -
Къыйналмам чыгъаргъа кюреше
Но знай, что не предприму ни малейшей попытки вырваться из него

Терк-терк кёралмасам мен, саннга тансыкъдан
Я должен тебя часто-часто видеть, ибо иначе от соскученности к тебе,
Джюрегим отда кюеди
Сердце горит и сгорает в огне тоски и печали
Башым къой десе да унамайд джюрегим
И хотя разум мой говорит мне *остановись, не надо* -
Сердце непреклонно и не согласно с головой -
Сени джюреги бла сюеди
И любит тебя всем существом своим

Бир къарасанга сен мени кёзюме
Посмотрела бы, что ли, хоть разок в глаза мои -
Нечик бек ушайса сен айгъа
Ну почему ты так лунолика?)
Бармаз джериме да барама ариуум
И я теперь хожу даже в те места где ни чему мне бывать -
Тепсей бильмей сен баргъан тойгъа
Я ведь даже танцевать не умею – но ведь на этих тОях я могу видеть тебя..
(примечание - *той* - это праздничные танцы – на свадьбах)

Сен а абезекни ариу тепсейсе
И ты танец *абезек* так красиво танцуешь -
Ариу чабакъ кёльде джюзгенча
Словно форель в горном озере плывёт..
Мен сен ариучукъну чексиз бек сюеме
И я тебя , красивую такую, безмерно люблю -
Дахир Зухураны сюйгенча
Так же, как Тахир Зухру любил..


P.P.S. - список аудифайлов:


1. ЗУРИЯТ БОТАШЕВА - Скрипка Паганини

2. СОЛТАН БАЙКУЛОВ - Кёгала (о любви двух закадычных друзей к одной и той же барышне)

3. МАГОМЕТ БАЙРАМУКОВ - инструментал (аранжировка народной песни, исполняемой в пред.посте Солтаном Байкуловым)

4. СОЛТАН БАЙКУЛОВ - Иди В Мою Сторону (современная песня)

5. СОЛТАН БАЙКУЛОВ - Горская Девушка По Имени Роза (песня 50-60-ых гг. 20-го века)

6. МАХАР КАРАКЕТОВ - Вальс (объяснение в любви - 70-е годы 20-го века

7. ХАСАН АЙДАРУКОВ - Абезек




Старики - участники Крымской (1853-1856) и русско-турецкой (1877-1878) войн (600x461, 121Kb)
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл

мой рисунок-схема - Карачай) (468x492, 34Kb)


а ещё - замечательная ютубка) -

старинная народная карачаевская песня "Абезек" - в современной обработке) -

http://www.youtube.com/watch?v=YVEaQweiIwA&feature=player_embedded
Прослушать запись Скачать файл


Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям

Bliss_S   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 10:14 (ссылка)
Благодарю за столь объёмный и интересный рассказ. Узнала много интересного!
Ответить С цитатой В цитатник
Ugolieok   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 13:00 (ссылка)
Такахаши-сан, очень Вам признательна за этот очерк. Многое из того, что мне было неясно из прочитанного мною ранее на эту тему, стало понятным. Хотелось бы, чтобы Вы продолжили свою просветительскую деятельность в отношении исторического прошлого и других народов Северного Кавказа, имевших корни в Великой степи. Музыкальные записи произвели на меня сильное впечатление... до слез радости и умиления.... песни задушевные, раздольные, мелодичные, проникающие в душу и сердце. Слушала, а перед глазами вставали картины природы этого края, сказачные картины гор, альпийских лугов, реликтовых лесов, горных речек и озер в районе Теберды, где мне посчастливилось побывать однажды в далекой юности. Незабываемые впечатления на всю жизнь. Спасибо Вам большое.


Ответить С цитатой В цитатник
Ugolieok   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 13:29 (ссылка)

Это турбаза "Джамагат", где я отдыхала. Фотография эта не очень удачная. - Не видна речка, которая протекает перед горой, а домики турбазы стоят прямо на берегу этой речки.


Далее виды окрестностей Теберды., которые отдаленно напоминают мне те, что я видела тогда.:








Клухорский перевал.
Ответить С цитатой В цитатник
Кристина_Крис   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 16:16 (ссылка)
Хорошо то, что чужой успех побуждает карачаевцев не к зависти и осуждению ближнего за то, что тот «круче», а к достижению более высокого собственного уровня материальных благ.
Радует, что дома карачаевцев добротные, всё не как в полузабытых русских деревнях есть развалины, где отопление печное.
Жаль, что наркоманов много, это беда страшная… В школах надо какую-то работу просветительскую проводить на эту тему.
Фестиваль авторской песни на Медовых водопадах – потрясающе, собраться бы, да всем вместе поехать, незабываемо было бы. Я авторскую песню обожаю.
Песни здесь понравились, красивые. Спасибо! А Вы дома часто поёте? Какие песни?


В переводе второй песни понравилось красивое сравнение танца луноликой красавицы с плавающей в горной руке форелью.
Ответить С цитатой В цитатник
кофейный_променад   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 16:18 (ссылка)
Ай да Такахаши_Омояра, ай да молодец!!!!
Наинтереснейший, познавательный пост, и написано все понятно, просто, доступно!
Прочитала с большим удовольствием, открыла для себя много нового.
Большое-пребольшое спасибо)))
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 16:45 (ссылка)
Bliss_S,

благодарю и я тебя) - за то, что нашла время зайти и оставить свой коммент)..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 16:49 (ссылка)
Ugolieok,

чрезвычайно признателен и сердечно благодарен тебе за столь неформальный, искренний коммент твой..

отдельное спасибо за фоты) -

но фота турбазы совсем "древняя" как я понимаю)..

хорошо, что ты побывала в тех местах в те ещё годы..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 16:53 (ссылка)
Кристина_Крис,

)..

наркоманов среди молодёжи ОТНОСИТЕЛЬНО много).. а то у тебя создастся впечатление, что 2 из трех - наркоши).. нет, это не так)..

и вообще, тина) -

я делал акцент на мадемуазель Клио)) - а ты об этом ни словечка)..

а "рука - реке" - где это?) ничччево ни понял))..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 16:55 (ссылка)
кофейный_променад,

)..

ну вот) - хвалишь, а сама даже в шчочку ни пацелуешь меня)))

да и от чашки твоего "талейрановского" я не отказался бы после трудов сих, праведных))..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 17:04 (ссылка)
Ugolieok,

"""...в отношении исторического прошлого и других народов Северного Кавказа, имевших корни в Великой степи.""" -

да они же все перечислены у меня в этих заместках, уголёк)..

их, собственно, всего два народа) -

1. карачаевобалкарцы,

2 кумыки)..

ну и немножко - ногаи, но у них своя отдельная история).. и они тоже тюрки)..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 17:11 (ссылка)
Ugolieok,

а к какому своему стишку предпослал валерий брюсов сей эпиграф:

"топчи их рай, Аттила" ?)
Ответить С цитатой В цитатник
кофейный_променад   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 17:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Такахаши_Омояра

Такахаши_Омояра, целую в обе щечки
потрудился ты на славу, я под большим впечатлением)))
мои родственники живут в Ставропольском крае, отец родом от туда... соберусь-ка я на следующий год и съезжу в гости, да и "вокруг прогуляюсь", уж очень давно я там была........
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 17:55 (ссылка)
Кристина_Крис,

)..

темы твои и мне близки).. и близки не менее, чем тебе).. но да ладно)..

жаль, что ты так ... несколько пренебрежительна к истории..

но да ладно..


а понравилось мне вот это место:


"И для драгоценностей вещества существования
Я смастерил заветную шкатулку"..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 17:58 (ссылка)
Кристина_Крис,

а что "нравственности народа" (с) касаемо -

то как раз именно история того или иного народа во многом и формирует евойную нравственность..

это - "кстати, о птичках"..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 18:02 (ссылка)
кофейный_променад,

Четверг, 16 Июня 2011 г. 17:17
кофейный_променад
Такахаши_Омояра , целую в обе щечки
потрудился ты на славу, я под большим впечатлением)))
мои родственники живут в Ставропольском крае, отец родом от туда... соберусь-ка я на следующий год и съезжу в гости, да и "вокруг прогуляюсь", уж очень давно я там была........"""""" -


а шо, так я и останусь без талейрановского твоего?)))

съезди, если получится).. не пожалеешь)..
Ответить С цитатой В цитатник
кофейный_променад   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 18:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Такахаши_Омояра

ну как же без талейрановского кофе)))))
только для тебя
55b488ab5a92523671e825c7d7 (600x459, 93Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 18:18 (ссылка)
кофейный_променад,

!)))

вот теперь - паррррядак)))

обнимаю тебя легонечко-ласково)..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 18:44 (ссылка)
Кристина_Крис,

!!) -

ух тыыыыы!) вот это даааа!) -

чудеснейший подарочек)..

порадовала ты мое сердце сейчас) -

"моё несправедливое, но так жаждущее справедливости, сердце" !) (с - м. цветаева)..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 18:47 (ссылка)
Кристина_Крис,

)..

нащщёт опечаточек) -

видишь?) - и у меня опечатка там) - "пренебрИжительна")))..

но да ладно) - это мы в спешке так, когда рука на клаве едва поспевает за мыслью)..
Ответить С цитатой В цитатник
Ugolieok   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 19:32 (ссылка)
Такахаши_Омояра,к стихотворению "Грядущие гунны"
ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ
"…Топчи их рай, Аттила…" Вяч. Иванов
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий -
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Осень 1904, 30 июля - 10 августа 1905


А в эпиграфе строчка из стихотворения Вячеслава Иванова " Кочевники красоты - вы художники"
Кочевники Красоты — вы, художники.
*** «Пламенники»

Вам — пращуров деревья
И кладбищ теснота!
Вам вольные кочевья
Сулила Красота.
Вседневная измена,
Вседневный новый стан:
Безвыходного плена
Блуждающий обман.

О, верьте далей чуду
И сказке всех завес,
Всех весен изумруду,
Всей широте небес!

Художники, пасите
Грез ваших табуны;
Минуя, всколосите —
И киньте — целины!

И с вашего раздолья
Низриньтесь вихрем орд
На нивы подневолья,
Где раб упрягом горд.

Топчи их рай, Аттила, —
И новью пустоты
Взойдут твои светила,
Твоих степей цветы.
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 19:38 (ссылка)
Ugolieok,

!)))

умница))) -

просто я хотел, чтоб ты знала сей стишок брюсова)..

обнимаю легонечко)..
Ответить С цитатой В цитатник
Ugolieok   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 20:47 (ссылка)
Такахаши_Омояра., когда-то это была даже не турбаза, а молодежный спортивный лагерь. Там было всего 8 компактных домиков на 30 человек. На территории лагеря жил начальник лагеря с семьей и инструктор- проводник, который сопровождал нас при походах в горы. Наш заезд был малочисленным - всего 12 человек. За время пребывания мы так подружились, что с радостью встречаемся и поныне.
А фотографии не мои, из инета. У меня от той поездеи остались только слайды. Надо бы сделать оцифровку да всё как- то не досуг.
Ответить С цитатой В цитатник
Ugolieok   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 20:52 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 21:18 (ссылка)
Ugolieok,

"""Надо бы сделать оцифровку да всё как- то не досуг.""" -

сделай это).. жду)..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 21:19 (ссылка)
недосуг) - слитно, в смысле)..
Ответить С цитатой В цитатник
Непрод   обратиться по имени Четверг, 16 Июня 2011 г. 23:19 (ссылка)
Мой отец очень интересуется историей хуннов (тюркских народов). Может часами напролёт об этом говорить, об этимологии многих слов не только в русском, но и в других языках, очень много везде тюркских корней. Про карачаевцев Вы очень здорово написали, с большим восхищением. В стихи своё восхищение вложили. Песни напевные, красивые, с удовольствием слушала, мелодии просто чудесные.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 4 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку