Суть учения - адвайта |
Статья для тех, кто в теме: Адвайта (недвойственность, Единство).
В переписке был задан вопрос: «В чем суть твоего учения?». Отвечу на этот вопрос развернуто. Но сразу вкратце.
Нет никакого учения, поэтому нет и никакой сути. Я не учитель, и ничему не учу. Да и нет необходимости в учении.
А теперь более развернуто.
Статьи, которые я пишу и выкладываю на сайте – это не учение, а просто концепции. И цель любой концепции, как я уже писал ранее, – избавить человека от тех концепций (идей, верований, убеждений, «знаний» и «истин»), которые прочно засели у него в голове. Одна концепция искореняет другую (не всегда это происходит быстро), и затем, в идеале, обе теряют свое значение и должны отпасть. Но часто происходит так, что человек «заболевает» другой концепцией, которая избавила его от предыдущей. Поэтому получается цепная реакция искоренения концепций, пока не произойдет то, что должно произойти. Чему, собственно, и посвящен весь сайт.
Техники, которые выложены на сайте – это тоже не учение, а просто инструменты, позволяющие улучшить свою жизнь. Например, проработка дуальностей позволяет сравнительно быстро избавиться от накопленного хлама в голове, почистить негатив и обрести покой в отношении того, что раньше беспокоило. Как раз очень хорошая техника для проработки концепций, убеждений, верований, представлений, «истин» и т.д.
Ни одно учение не содержит в себе высшую истину. Или так: ни одно учение не является высшей истиной. Всё, что выражено словами, не может быть истинным.
Любое учение – неполно, несовершенно. Какой смысл в таком учении? Это только временный смысл, как и само учение, как и сам набор концепций в уме человека. Это все меняется, жизнь не стоит на месте. Не существует такого набора знаний, который был бы истинным и полным. Или хотя бы такого, который бы вас удовлетворил навсегда. Да, вы можете надолго застрять на Библии, или Коране, или на Ведах, или на чем-либо еще. В этом нет ничего плохого, и я не против всех этих религий и систем самосовершенствования. Каждая из них играет свою роль на вашем пути, важную роль. Но пройдет какое-то количество времени, и ваши взгляды на всё, что сейчас вы видите как истину, изменятся. В учениях, религиях и практиках нет ничего плохого, но это всего лишь этап на бесконечном пути Бога, проявленного в вас и всех других.
Многие хотят учения. Потому что считают, будто учение (причем вместе с живым учителем) является крайне необходимым для самопознания, освобождения, просветления, самореализации и т.д. Это полуправда. Многим людям действительно нужен учитель и учение, но только на определенном этапе. И такой этап может растянуться на всю жизнь, или же занять несколько дней. Здесь нет правил, это нельзя прогнозировать с гарантией. Для фанатов идеи, что учитель и учение необходимо, хочу подчеркнуть особо: я не призываю бросить учителя или учение – когда придет время, всё ненужное отвалится само.
Если чувствуете, что вам нужен учитель или учение, ищите и найдете. Но не удивляйтесь, если спустя какое-то время разочаруетесь, или вам станет не интересно.
Рано или поздно вы придете к тому, что все эти учения и мировоззрения, мягко говоря, сомнительны. Но до этого многим из вас придется проделать большой путь. Будда перепробовал всё, что было доступно – все практики, все системы, и это на протяжении многих лет, и в итоге он полностью разочаровался во всех этих вещах. Вот тогда ОНО и пришло.
Почему так? То, что вы ищете, находится не там, где вы его ищете. Вы ищете в двойственности (наш мир, проявленный мир – это мир двойственности, множественности). А иногда вы даже понимаете, что ищете недвойственность в двойственности, и что это бесполезно. И, несмотря на это понимание, поиск продолжается. Но что бы вы ни нашли в двойственности, это не может вас полностью удовлетворить. Никакое учение, никакая «истина», никакое переживание. Даже глубочайшие духовные «истинные» переживания не могут вас удовлетворить. Они ведь уходят, и потом вы снова паритесь по поводу того, чтобы они возникли снова. Любые состояния уходят, всё меняется. Неизменна только ваша природа. Когда Будда понял, что поиск никогда не даст искомое, он плюнул и перестал искать. Зачем искать что-то, если оно все равно уйдет? Вот тогда и случилось то, что потом назвали просветлением или пробуждением.
Когда прекращается поиск, исчезает двойственность. Когда исчезает двойственность («я как ищущий» и «то, что я ищу»), исчезает напряжение, которое было между двумя этими полюсами (причем иллюзорными). И что остается? То, что было всегда – недвойственность. Это ваша природа - то, из чего возникает всё, все проявления, весь мир, абсолютно всё.
Так как сайт посвящен недвойственности, то есть адвайте, то вот вкратце суть адвайты.
Вообще, адвайта – это не учение, хотя рьяные последователи великих мастеров адвайты сделали учение и с нее тоже. Ученики не поняли суть (если можно так сказать), но чтобы хотя бы запомнить тексты, записали их. Так возникло учение. Так возникло поклонение. Так возникли практики и целые общины. Это всё – заменитель.
Итак, суть учения адвайты. Адвайта означает недвойственность, «не два». Нет двоих. Это указание на то, что любая двойственность иллюзорна. Она есть, но она иллюзорна, преходяща. Она не реальна по сравнению с вашей природой (недвойственной), которая всегда одна и та же, никогда не изменяется (см. статью «Природа души»).
Суть учения адвайты можно выразить разными словами. Например, так: Есть ОДНО, которое проявляет себя как множество всего. А так как множество всегда изменчиво и преходяще, то можно сказать, что оно не реально – по сравнению со своей природой, источником, который всегда неизменный.
Так что сутью учения адвайты является значение слова «адвайта» – недвойственность. И несмотря на то, что проявленное и непроявленное – это вроде бы разные вещи, в этом тоже нет двойственности. Это все Одно. Нет второго.
Итак, двойственность ложна.
Этот момент рассмотрим подробнее, хотя я уже много раз пытался это объяснить. Теперь другими словами.
Жизнь – это единый механизм, все части которого тесно взамосвязаны друг с другом. И взаимозависимы. Да, все части разные, но не автономны, не отдельны. Самая большая человеческая иллюзия – иллюзия автономного существования, которая проявляется в ощущении свободы воли или свободы выбора («как я захочу, так и будет», «все зависит от меня»), и влечет за собой другие иллюзии и их негативные последствия. А начинается весь этот Божественный цирк так невинно: «Я – это ____ (то-то и то-то), но не ____ (то-то и то-то)» – это начало возникновения двойственности, я и не я. Это отделение иллюзорно, так же как и все остальные двойственности проявленного мира. Нет никаких двоих, это всё – Единый Механизм.
Это можно сравнить с деятельностью тела. Ни одна его часть или орган не имеет независимого существования. Все они связаны между собой. Происходит как бы цепная реакция, и всё тело продолжает выживать. Нет никакой личной автономности или свободы выбора у какого бы то ни было органа или части тела. И именно поэтому весь организм работает слаженно. Это очевидно.
Если бы каждый человек был отдельным автономным существом со свободой выбора, мир не смог бы функционировать. Никаких законов, никаких правил, никаких последствий, никакой гармонии, полный хаос. Это бы не сработало. Да это и невозможно в принципе. Но иллюзия отделенности и автономности (со всеми остальными иллюзиями) тоже нужна, иначе, опять-таки, этот мир не смог бы функционировать так, как это происходит.
Поэтому, вкратце, суть адвайты («моего учения») такова: двойственность иллюзорна. Всё, что находится в двойственности – нереально.
Переживание двойственности не делает двойственность истиной. Это как сон, который вам снится ночью – он кажется реальным, лишь пока снится. Когда вы проснулись, вы не можете утверждать, что все приснившееся реально существует. Оно возникло и ушло – как это можно называть реальностью?
Возвращаясь к вопросу об учении, учителе и ученике.
Вы видите это как три разные вещи, отделенные друг от друга и имеющие независимое существование. Я вижу это как аспекты одного и того же, тесно взаимосвязанные между собой (плавно переходящие друг в друга), не имеющие автономности и даже четких границ. Все эти три вещи, которые кажутся вам отдельными (как и любые другие), имеют одну и ту же природу. Это всё Одно.
Вы считаете, что вам нужно что-то сделать, чтобы достичь своей природы (это происходит из-за ощущения отделенности). Я вижу, что в этом нет необходимости. Вы и есть ваша природа, а отождествления с телом и умом иллюзорны. Но вы можете избавляться от иллюзорных отождествлений (и чувства отделенности), например, с помощью техник для проработки дуальностей. И тогда жизнь становится легче, приятнее и спокойнее.
Вы считаете, что можете достичь своей природы. Я вам говорю, что нельзя достичь того, от чего вы не отделены. Вы уже есть это, как вы можете этого достичь? Отделенность – это иллюзия. Когда иллюзии видятся как иллюзии, необходимость чего-либо тоже видится тем, чем она и является – иллюзией.
Чувство, что вам что-то необходимо, настолько же иллюзорно, как и чувство отделенности от того, что, якобы, вам необходимо.
***
Возможно, вам кажется, что у меня есть какой-то секрет, и я его не раскрываю. Я же вам говорю, что любые секреты, вся эзотерика, все «знания» и «высшие истины», которые можно выразить словами, не стоят даже того, чтобы об этом задумываться, не говоря уже о том, чтобы за ними гоняться. Но пока вы не набегаетесь от души, и не разочаруетесь множество раз во всех этих красивых обертках с пустотой внутри, вам будет казаться, что «в этом что-то есть».
Всё, что может быть найдено в двойственности – пусто по природе своей. Все желания пусты. Все достижения пусты. Обладание пусто. Потому что это вообще никак не влияет на вашу природу. Пустота пытается насытиться пустотой, облачившись в иллюзию отделенности и другие, не менее замечательные, иллюзии.
Но вы ищете. Вам нужно насытиться этими фантиками, перепробовать достаточное их количество, чтобы понять, что кроме красивого внешнего вида, в них ничего нет. Вы будете удивлены, как можно было так долго заниматься самообманом. И тогда вы поймете настоящий смысл фразы «Божественная комедия». Это действительно очень смешно))
Вот и вся суть «моего учения»: двойственность, со всеми ее иллюзиями, – это Божественная комедия.
Ты – тот, кто играет все роли.
Ты – тот, кто смеется.
Ты – тот, над кем смеются.
И ты же – сам смех.
Всё это – ты. Нет двоих. Нет никого другого.
Добро пожаловать в адвайту! Это весело!))
Оригинал статьи (источник): Суть учения Адвайты
Рубрики: | Мудрость, цитаты, афоризмы Авторское |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |