Анри Руссо. Биография |
Автопортрет,1903
П. Элюар называл Руссо большим художником, который «заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту». «К счастью для нас, – добавлял Элюар, – Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит. На все он смотрел с любовью, и изображенное им всегда будет восхищать».
Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в Лавале, главном городе департамента Майенн. Руссо писал о себе в автобиографии в третьем лице: «Он родился в 1844 году в Лавале и из‑за скромного достатка родителей был вынужден заниматься не тем ремеслом, к которому его влекла склонность к художествам».
Портрет Клеманс Бутар, 1896
2 сентября 1899 года Руссо сочетался законным браком с Жозефиной Нури. Нужда заставила его вместе с женой открыть небольшую лавочку канцелярских товаров. Художник постоянно выставлял в ней кое‑что из своих полотен в надежде найти покупателей. Он стал также инспектором‑распространителем газеты «Пти паризьен».
Портрет Жозефины Нури, 1903
Анри Руссо начал карьеру художника в возрасте сорока одного года. Он был самоучкой, этот мелкий чиновник, перебравшийся в Париж из провинции, и рисовал везде: на работе, во время дежурств, пользуясь благосклонностью начальства, и дома, ночами. Бедный, но терпеливый, уверенный в своей гениальности, но скромный — он становится одним из самых признанных мастеров художественного авангарда.
Рожденный в Лавале в 1844 году в семье с отчаянно скромными доходами, он вынужден был изначально посвятить себя не тому ремеслу, к которому влекла его любовь к искусству», — так, от третьего лица, напишет о себе Анри Руссо в автобиографической справке для книги «Портреты следующего столетия», которая, впрочем, так и не увидит свет. Его мать — дочь офицера Великой армии Наполеона I, а отец, Жюльен Руссо, — потомственный жестянщик из Лаваля, города на западе Франции. Жюльен покупает дом на окраине и, поскольку не имеет в жизни никаких других желаний, кроме мечты поскорее разбогатеть, оставляет свое ремесло жестянщика и начинает заниматься спекуляцией. Но дело, увы, прогорает, и отныне в доме Руссо поселяется бедность.
Несмотря на то что семья едва сводит концы с концами, Анри отправляют учиться сначала в школу, а потом — в лицей. Он был учеником средних способностей, однако сумел отличиться и получить ряд школьных наград — по пению и по арифметике. Эти успехи отмечены в его биографии не только потому, что он всемирно известный художник, но и то, что он — автор вальса «Клеманс», названного по имени первой жены. Оставив школу, Анри поступает на службу в адвокатское бюро. В девятнадцать лет, подстрекаемый приятелями, он крадет из бухгалтерии бюро мизерную сумму, которой, впрочем, ему «хватило» для того, чтобы поставить крест на своей адвокатской карьере и попасть под суд. Руссо приходится согласиться на семь лет службы в действующей армии, что позволяет ему отсидеть в тюрьме всего лишь год. Его полк будет дислоцироваться во Франции, и, к счастью, никогда не примет участия в военных действиях за ее пределами. Даже когда Наполеон III высылает французский военный корпус в Мексику, для того чтобы поддержать своего ставленника Максимилиана в борьбе за императорский трон, Анри Руссо не принимает участия в этой экспедиции. Однако придуманную много позже поэтом Гийомом Аполлинером легенду о пребывании Руссо в Стране ацтеков художник никогда не попытается опровергауть.
После смерти его отца в 1868 году Анри Руссо, как единственного кормильца семьи, увольняют из армии. Он покидает свой полк, располагавшийся тогда в Париже, и с головой окунается в цивильную жизнь большого города. Он находит работу и снимает житье недалеко от первого в Париже многоэтажного торгового центра Ле Бон Марше. У хозяйки дома, госпожи Буатар, есть дочь Клеманс, в которую Анри влюбляется и в 1869 году берет в жены. Несмотря на постоянное недомогание (у Клеманс туберкулез), она помогает мужу зарабатывать деньги, без устали занимаясь шитьем. По выходным супруги часто гуляют в парижских парках. Анри и Юеманс любят друг друга, но счастье длится недолго: дети Руссо умирают в младенчестве практически один за другим.
ВАЛЬС С КЛЕМАНС
Клеманс — первая и любимая жена Таможенника Руссо, подарившая ему семерых детей, из которых выжили только двое: дочь, названная Жюли - Клеманс, и сын Анри - Анатоль. Мучимая туберкулезом, Клеманс была слишком слаба, чтобы заниматься детьми, поэтому с самого начала они воспитывались няней, живущей в предместье Парижа. В 1888 году Клеманс покидает этот мир. Руссо никогда не забудет свою первую жену, которой при ее жизни посвятит сочиненный им вальс, а после смерти Клеманс — создаст не один ее портрет.
ТАМОЖЕННИК В АКЦИЗНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ
В 1871 году Анри Руссо устраивается на работу в таможню Акцизного департамента (в XIX веке ввозимые в Париж товары облагались налогом). Инспекция товаров у городских ворот — однообразнее и скучное занятие, однако эта работа не ограничивает внутреннюю свободу исполняющего ее человека. Во время одного из дежурств Руссо устанавливает во дворе здания департамента мольберт и начинает рисовать. К сожалению, картины, написанные им до 1877 года, не сохранились, за исключением одной: батальной сцены на фоне здешнего пейзажа. Через некоторое время Феликс Клеман, известный в то время художник, к советам которого часто прислушивается молодой Руссо, знакомит его с одним из представителей официального искусства того времени бароном Леоном Жеромом. Руссо арендует мастерскую и в 1885 году при поддержке барона впервые выставляет две свои работы в Салоне Отверженных.
РИСОВАТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
В 1886 году художник Поль Синьяк проявляет интерес к работам Руссо и приглашает его принять участие в новой выставке. Синьяк. считает, что лучшее место для картин этого оригинального художника — среди произведений живописцев, которые создали Салон Независимых Художников. По мнению представителей художественного авангарда, все предыдущие «независимые» салоны чем дальше, тем больше напоминают официальный Салон, и молодые художники постепенно начинают ощущать потребность выставлять свои работы в других местах. В случае с Руссо очевидно, что художественные круги в лице Салона официального с его старой академической традицией принципиально и навсегда отвергли бы самоучку. Вот почему Руссо всегда будет верен новому «салону без жюри». В 1886 году он выставит там четыре картины, которые будут высоко оценены художниками Пюви де Шаванном и Полем Гогеном, у которых восхищение вызывает особое умение Руссо использовать черный цвет для передачи драматических моментов. Но, в целом, его картины остаются не понятыми публикой, более того — подвергаются осмеянию: злопыхатели утверждают, что так мог нарисовать и ребенок.
Несмотря на сарказм публики и критики, Руссо не сдается. Он заключает договор с фирмой «Аргус», которая присылает ему все газетные вырезки и журнальные статьи, в которых содержатся отклики о его творчестве. Руссо, в ожидании всеобщего признания своего таланта, педантично вклеивает их в небольшую тетрадь, которая со временем становится все толще. Именно из газет художник однажды узнает, что мэрия Парижа награждает его медалью. Счастливый, он гут же приказывает упомянуть эту награду в своей визитной карточке, но позже узнает, что поторопился: речь шла о другом человеке с таким же именем, тоже художнике, который и получил эту медаль...
Посте смерти жены Руссо озабочен поиском средств для достойного содержания детей и покупки красок. В надежде подзаработать и находясь под впечатлением от Всемирной выставки 1889 года, где Францией была представлена знаменитая Эйфелева башня, Руссо пишет либретто для водевиля. К сожалению, текст не приносит ни гроша В декабре 1893 года Руссо увольняется со службы по выслуге лет. Получая мизерную пенсию и мечтая о том времени, когда занятия живописью будут приносить солидный доход, Руссо вынужден пока рисовать картины на заказ и продавать их по смешной цене, а также давать уроки игры на скрипке. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари, с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier).
В 1895 году дочь Руссо уезжает с мужем в Анжер, на запад Франции, а сам художник вместе с сыном Анри-Анатолсм переезжает жить на Монпарнас — район на левом берегу Сены, который позже станет излюбленным местом встреч интеллектуального и художественного авангарда. На Макпарнасе проживает и Жозефина Ле Тенсорер — женщина, которая покорила сердце Анри Руссо, но долгое время пренебрегала его признаниями и согласилась стать его женой только после преждевременной кончины сына художника. В 1898 году Анри Руссо, свободолюбивый массон, венчается с ней в церкви. Материальное положение семьи оставляет желать лучшего, поэтому Жозефина, чтобы помочь мужу, пытается продавать его картины в своем канцелярском магазине, а сам Руссо продолжает давать платные уроки. Однако по воскресеньям, в рамках деятельности Филотехнического общества, целью которого было просвещение широких масс, великодушный Руссо, несмотря на нужду, совершенно бесплатно обучает всех желающих работать акварелью, пастелью, а также делится опытом росписи керамики и фарфора, причем делает это с гордостью и удовольствием.
В 1903 году Руссо во второй раз становится вдовцом, к, пытаясь справиться с горем, полностью погружается в работу. Его карьера стремительно набирает обороты. Он выставляет свои картины на Салоне Независимых в марте, а также на первом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре 1903 года.
В 1906 году в жизни Таможенника наступает переломный момент — в дверь постучалось признание. Руссо знакомится с Робером Делоне, а Жари представляет его поэту Гийому Аполлинеру. Новые друзья восхищаются талантом художника. Пабло Пикассо, который в 1908 году приобрел у случайного продавца «Портрет женщины» кисти Руссо, организовывает в честь автора великолепный банкет.
Фернанда Оливье, приятельница Пикассо, так описывает Руссо: «Этот почтенный человек, немного сгорбленный, который скорее бегает трусцой, чем ходит, с седыми, густыми, несмотря на возраст, волосами и повадками мелкого рантье, имел слегка испуганное доброе лицо. Он легко краснел, когда кто то ему возражал или когда ему было неловко. Он поддакивал всему, что ему говорили, но чувствовалось, что он держится отстраненно и просто не решается высказать свои мысли».
У Руссо был чистый детский голос, его считали наивным и простым, но был ли он таким на самом деле? Уверенность в собственной гениальности позволила ему стать целеустремленной личностью, стойкой, как скала, а почти детская наивность — незаурядным художником. Однако в декабре 1907 года из за своей беспечности и легковерности Руссо попадает в тюрьму за мошенничество, жертвой которого, по сути, был он сам. Чтобы выйти на свободу хотя бы для того, чтоб иметь возможность давать благотворительные уроки по воскресеньям, Руссо пишет в своем прошении к Суду: «Обращаясь к Вашей доброте, я прошу хотя бы об условном освобождении, чтобы иметь возможность продолжить работу. Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал». После рождественских праздников просьба Руссо была удовлетворена.
АЛЬФРЕД ЖАРИ, ПРИЯТЕЛЬ - ПРОВОКАТОР
В то время, когда Альфред Жари знакомится с Руссо, известное произведение «Король Убу»(1896), которое сделает его основоположником театра абсурда, еще не иаписано. Возможно, именно страсть к провокациям и эпатажу сближает Жари и Руссо. По мнению молодого писателя, искусство Таможенника, бескомпромиссное и откровенное, шокирует обывателя. Однажды Жарн заказал художнику свой портрет. Картина, к сожалению, не дошла до наших дней, но известно, что Руссо изобразил приятеля с совой и хамелеоном. Жари — в восторге! Он расплачивается с художником деньгами из наследства, доставшегося от родителей, и везде расхваливает его талант. Руссо дорожит этой дружбой: когда в 1897 году удача отвернется от Жари и он, без гроша в кармане, окажется буквально на улице, именно Таможенник протянет ему руку помощи, на первое время приютив молодого эксцентрика.
ВЕЧЕРА У ТАМОЖЕННИКА
Работает Руссо обычно в белой полотняной рубашке, но когда организовывает приемы, которые любит устраивать в своей мастерской, всегда надевает костюм. Немецкий коллекционер Вильгельм Угде, первый, кто посвятит художнику книгу (1911 г.), и один из завсегдатаев вечеринок у Таможенника, описывает улочку, где находится дом Руссо: «Она длиной в несколько шагов и упирается в каменную стену. Создается впечатление, что мы не в Париже, а где-то в провинции. В комнатах на первом этаже проживает хозяин со своей семьей, а выше находятся квартиры постояльцев. На одной из дверей табличка — «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио». Звоним и входим: нас встречает Руссо».
Субботними вечерами, в тесном кругу друзей и среди своих картин, Таможенник играет на скрипке для коллекционеров и любителей искусства. Он влюблен, но Леония, 59 - летняя вдова, отказывается стать его женой. В мастерской часто можно встретить господина Кеваля, хозяина дома, в котором живет художник, тихого почтенного мужчину, коллегу Руссо по работе в Акцизном департаменте Парижа. Среди гостей часто присутствует Амбруаз Воллар, который покупает картины Таможенника и не раз приглашает его на артистические вечеринки.
Руссо находится на эмоциональном подъеме: пришло время вкусить плоды многолетнего труда — всеобщее признание, стабильное финансовое положение. Вот только здоровье... Художника давно беспокоят незаживающие раны на ногах. В конце концов начинается гангрена.
Анри Руссо умер второго сентября 1910 года в парижской больнице Неккер. Хоронили его в общей могиле. Проводить Руссо в последний путь пришли Амбруаз Воллар, Поль Синьяк и Робср Делоне, который годом позже возьмет на себя расходы по перезахоронению останков художника.
Источник http://gallerix.ru/read/anri-russo/
Серия сообщений "Наивные художники":
Часть 1 - Нико Пиросмани. Биография
Часть 2 - Н. Пиросмани. Ч.3. Смерть художника
...
Часть 7 - Никифор Дровняк. Ч. 2. Галерея
Часть 8 - Никифор Дровняк. Ч.1. О жизни и творчестве
Часть 9 - Анри Руссо. Биография
Часть 10 - Анри Руссо. Картины художника
Часть 11 - Самое наивное искусство: пещера Шове
...
Часть 20 - Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции наивного искусства "Всё движется любовью"
Часть 21 - Что такое лубок?
Часть 22 - Картины Валентина Губарева
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |