-Рубрики

 -Я - фотограф

Анатомия духовности. Alex Grey

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в light2811

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2010
Записей: 26507
Комментариев: 34325
Написано: 61675


ОТСТАНЬТЕ ОТ ДЕТЕЙ! НЕЙРОПСИХОЛОГ О ВРЕДЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Суббота, 18 Июня 2016 г. 11:30 + в цитатник

ОТСТАНЬТЕ ОТ ДЕТЕЙ! НЕЙРОПСИХОЛОГ О ВРЕДЕ

РАННЕГО РАЗВИТИЯ

А.В. Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

 

 Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

А.В. Семенович

 

 

 

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

 

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

 

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

 

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

 

 

 

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

 

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

 

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

 

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

 

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» 

Рубрики:  Психология, психотерапия


Процитировано 70 раз
Понравилось: 54 пользователям

Gandikap   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 07:39 (ссылка)
Здравые вещи. Тетенька сама прошла эту школу и знает, что говорит.
Ответить С цитатой В цитатник
Цзю_Вэй_Мао   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 08:15 (ссылка)
Годный материал.)
Ответить С цитатой В цитатник
галина_зозуля   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 09:44 (ссылка)
Спасибо за полезную информацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Lara39   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 09:46 (ссылка)
Этот материл вышлите министру образования!
Ответить С цитатой В цитатник
Полевыецветы   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 12:10 (ссылка)
Я полностью согласна с А.В.Семенович! Только вот одна "заковыка", почему министерство образования не идёт в ногу с наукой? Они ставят во главу всего обучения: чтобы читали со скоростью 152 слова в минуту, а не 148 и когда приходят в 1-ый клас, чтобы и писать и читать умели. А если вспомнить своё обучение, так я пошла в 1-ый класс ничего не умела и не я одна, а почти весь класс. Полгода писали палочки и крючки. И это было более 50 лет тому назад, но все выучились и многие институты закончили. Кстати образование у нас было не на последнем месте.А сейчас при сдаче ЕГЭ (егэ) все ученики становятся заключёнными: охрана, камеры, в туалет ученик идёт с сопровождающим !!!..... Кто нибудь подумал как это действует на психику ученика??? Я бы под таким прицелом все экзамены завалила. Боже мой, что сделали с Россией!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 18:51ссылка
light2811, Вы очень ошибаетесь. Не дай Бог вернётся та система субъективного оценивания знаний, которая была до ЕГЭ. И дети уже совершенно не страдают. Работаю в школе больше 20 лет. Глубочайшая провинция Урала, а выпускники учатся и в СПб, и в Москве, и за границей, и ещё много где...И абсолютное большинство на бюджете, да ещё и хвастаются, что на первом курсе им учится очень легко! И в первый класс берём тех, кто не читает ещё.
Kotenok_222   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 14:24 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 15:10 (ссылка)
Обязательно прочтите - LiveInternet рекомендует - http://vk.cc/5hx6a0
Ответить С цитатой В цитатник
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 15:42 (ссылка)
Поздравляю с Троицей тебя
И желаю в этот день любя,
Чтоб всегда сопутствовал успех,
Чтоб все было в жизни лучше всех!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Надо ли учить ребенка читать, считать... Понедельник, 20 Июня 2016 г. 01:35 (ссылка)
Глупости это все! Как сказал Станиславский: "Не верю". У меня перед глазами мои дети, которых я специально ничему не "учила", но я наблюдала за их развитием и видела, что у них проявляется естественный интерес к чему-то: к рисования, чтению, счету. Мой старший сын начал говорить, как мы считаем, с трех месяцев, когда он четко произнес слово ГАЙКА, а пото сказал ГАГАЙКА. В 11 мес. он сказл: "Дай попить" и "БИСИМОК" (босиком), в полтора года он рассказывал Курочку-Рябу на свой манер. Речь развивалась совершенно свободно безо всяких усилий с его стороны и без подталкивания с нашей. Счету он тоже научился сам. В 11 месяцев он получил погремушку с 10-тью шариками. Я только один раз посчитала эти шарики, и сын запомнил и стал считать, смешно произнося числа. Открылась невероятная способность к иностранным языкам. Он повторял за иностранными исполнителями слова песен, которые он слушал. Причем с великолепной фонетикой. В три года он отличался абсолютным музыкальным слухом и поступил в муз. школу по классу скрипки. Там же у него открылась способность к рисованию, причем он очень тонко воспринимал музыку и делал зарисовки на музыкальнуюж тему. В школе он был не из лучших учеников. У него на все было свое мнение. Проявлялись лидерские качества. Он был всегда душой детской компании. В 13 лет он получил свой первый компьютер, который он тут же разобрал, желая посмотреть, что у него внутри. Хотя все его способности у него сохранились, но компьютер все затмил. В 15 лет он уже на равных со взрослыми мог заниматься настройкой программ и ремонтом компьютеров, чем успешно зарабатывал себе на свои нужды. Сейчас мой сын взрослый человек, у него свой компьютерный бизнес. Он владеет шестью языками. Для развлечения пишет музыку и для души рисует. Я нисколько не жалею, что, наблюдая за развитием моего ребенка, я просто во-время давала направление его развитию и поощряла его естественный интерес к разным вещам. Я думаю, что вред приносит насильвенное обучение, что мы и видим в школах. Именно поэтому у моего сына быстро пропал интерес к школьному обучению, но это тема отдельного разговора.
Ответить С цитатой В цитатник
Ulya_Bulmastif   обратиться по имени Понедельник, 20 Июня 2016 г. 13:06 (ссылка)
Мой опыт небольшой, у меня двое детей. И до тех вещей, о которых говорит автор, я дошла сама, на весьма тяжелом опыте. Просто не смогла бы так хорошо сформулировать. Не буду описывать подробности, скажу только, что, намучившись со старшим ребенком, сделала некоторые выводы и младшего не "изводила" ничем - ни ранним чтением (а зачем? Чтобы перед людьми хвастаться? Ребенок, хоть и буквы в слова складывает, так извлекать информацию еще не может сам - а смысл чтения только в этом и должен состоять), ни насильственными занятиями музыкой, и т.п. Конечно, ходили в школу искусств для дошкольников, книги читали. В школу пошли в 7 лет 9 месяцев, т.к. в 6 лет 9 месяцев было понятно, что ребенок не созрел, хотя читать-считать он у нас умел - но это не тот критерий, по которому определяется, готов ли ребенок к школе. В статье про это как раз сказано.
Короче - когда пошли в школу, стало понятно, что правильно мы отсидели лишний год в садике, и что ребенок действительно "созрел" - появилась, откуда ни возьмись, и ответственность, и тяга к учебе, и нацеленность на хороший результат.
Жаль только, что с первым ребенком у меня не хватило ума "не навредить", и не нашлось таких источников информации.
Спасибо за статью!
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_ARVIK   обратиться по имени Четверг, 23 Июня 2016 г. 19:56 (ссылка)
всё от родительского тщеславия и глупости, в т.ч той глупости, которой много в нынешней системе образования. У поколения, учившегося в СССР основные знания намного прочнее и фундаментальнее. Нынешние выпускники порой элементарного не знают. И ЕГЭ...это зачастую как лотерея или ловкость. Знаю о чем пишу -2 сына ... А статья понравилась.
Ответить С цитатой В цитатник
Rudbeckia   обратиться по имени Воскресенье, 26 Июня 2016 г. 22:47 (ссылка)
Как бывший педагог поддерживаю мнение специалиста-психолога. Мамочки не учитывают физиологических особенностей своих детей в силу того, что просто-напросто не знают об них. Хотят, чтобы их дети были "как все", хотя втайне мечтают о ребенке-вундеркинде. Часто говорю родителям, что современные дети мало спят, стал исчезать послеобеденный сон. В результате подростковые и взрослые неврозы стали нормой, появилась эмоциональная истощенность, непонятно откуда взявшиеся у молодежи "старческие" болезни. Да ритм жизни убыстряется, да в жизни надо преуспеть, но жертвы должны быть соизмеримы.
Ответить С цитатой В цитатник
Моллина   обратиться по имени Полностью солидарна! Четверг, 15 Сентября 2016 г. 13:23 (ссылка)
Исходное сообщение light2811

ОТСТАНЬТЕ ОТ ДЕТЕЙ! НЕЙРОПСИХОЛОГ О ВРЕДЕ

РАННЕГО РАЗВИТИЯ


А.В. Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

 

 Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?





 

 

 

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

 

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

 

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

 





 

 

 

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

 

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

 

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

 

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

 

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» 
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку