-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


Суэцкий канал и "венская бронза". Матиас Берман.

Понедельник, 27 Апреля 2015 г. 21:07 + в цитатник

 

ю1 (525x700, 268Kb)

Венская  бронза. "Намаз".

17 ноября 1869 года состоялось эпохальное событие – был открыт Суэцкий канал. Многолетние усилия тысяч людей увенчались грандиозным успехом. Все было позади: технические проблемы, финансовые сложности, изнурительная работа под палящим солнцем. Победа праздновалась с размахом. Среди приглашенных  "отметились" французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф, голландские принц и принцесса, прусский принц, писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсен, Россию, в числе других ВИПов, представлял маринист Иван Айвазовский. 

 

мт (700x588, 451Kb)


И. Айвазовский. "Караван в оазисе". Египет. 1871 год.

Гениальному  Верди была заказана опера с ориентальным сюжетом. Аида, Радамес, Амнерис  - эти  имена уже звучали загадочной пряной музыкой, дышали зноем и раскаленной красотой Востока. Восток манил настойчиво и властно. Бедуины,  верблюды, красавицы – наложницы с миндалевидными глазами. Если ко всему этому не удавалось прикоснуться наяву, то хотелось иметь перед глазами хотя бы символ, эмблему. Изделия "венской бронзы"  - скульптурные миниатюры, традиционно выпускаемые в Австрии, как нельзя лучше подходили для этого.



ю3 (700x525, 253Kb)

Венская бронза. "Торговец  коврами".


Грациозниые, изящные они казались волшебными грезами, вдруг возникшими на столе рабочего или домашнего  кабинета банкира, писателя или простого клерка. Благо ценовой диапазон был достаточно широк. Этому способствовало и внедрение массового машинного производства в процесс создания миниатюр и "демократичные" материалы.  Механизация, однако, не перечеркивала витающую вокруг "венской бронзы" ауру авторской ручной работы. Доводка, раскраска, выпуск изделий небольшими партиями прекрасно "работали" на эту идею. Конечно, скромная бронза и, тем более латунь уступали аристократичному серебру и ослепительному золоту. Эти недосягаемые красавцы  говорили сами за себя. А миниатюры "венской бронзы" должны были завоевывать своих поклонников особой выразительностью пластики, тонкой иронией сюжетов, романтичностью поз и положений героев.  Последнее было как раз особенно актуально для миниатюр с восточным колоритом. 

Восточная тема рано или поздно нашла воплощение в коллекциях почти всех известных мэтров "венской бронзы". Но первым, наиболее живо, на злобу дня – строительство и открытие Суэцкого канала – откликнулся Матиас Берман. Знаковая фигура  в своем деле, пионер, первопроходец. Он не был единственным. Подобным бизнесом в середине 19 века занимались больше  100 мастеров - бронзовщиков, часто объединенных в небольшие мастерские. Берман не был единственным, но стал первым. Именно он вывел "промысел" на новую орбиту. Он тонко почувствовал историческую тенденцию. Появление на сцене нового героя  - буржуа – требовало новых художественных аксессуаров. Интерьеры должны были нести образ новой буржуазной элегантности. Более демократичной и скромной, подчеркивающей  семейные ценности, но в то же время романтичной и легкой.    Раскрашенные латунные фигурки животных  вдруг   потеснили    на каминных полках своих изысканных фарфоровых конкурентов-французов. Берман взял на вооружение   опыт предшественников  - парижских художников анималистов производителей  дорогой "кабинетной" бронзы.  Но пошел своим путем: уменьшил размеры своих работ почти до игрушечных, придав им характер декоративности, и внес нотку гротеска. Яркая ручная полихромная раскраска, кстати, тоже была позаимствована из арсенала конкурентов -  использовались техники фарфорового производства.  



ю5 (700x611, 154Kb)
Статуэтка "Сова на книгах"

Клеймо "BERMANN". Фигурка-кунштюк. "Венская бронза". Конец XIX века. 

Забавный механический "секрет": при нажатии кнопки открываются глаза у совы.

"Непричесанные" острые персонажи Бермана пришлись ко двору. Возможно, эти коты, лохматые волки, голенастые кузнечики, привиделись  автору еще в клубах табачного дыма курительных трубок, с изготовления которых и началось его дело. Его фабрика была открыта в 1850 году. Даже не фабрика, а маленькое «домашнее» предприятие. А в 1873 он уже "выставился" на Всемирной художественно-промышленной выставке в Вене. Его изделия были награждены Почетным дипломом.  Производство "венской бронзы" (это название изящные миниатюры заслужили в начале 20 века) стало семейным делом. Франц Берман расширил производство "засветившись" в истории фирмы работами в стиле арт-нуво.  В 1927 году эстафету принял Фриц Берман. Эстет, эрудит, дипломированный специалист. Он уверенно вел свой корабль через мели и рифы экономического кризиса 20-х годов, привлекая к своей работе известных скульпторов. Созданные ими модели чудом уцелели в пожарищах Второй Мировой войны. Компания не останавливалась  на достигнутом. Появлялись новые модные миниатюры, в частности, фигурка наездника легендарной испанской Школы Верховой езды в Вене. Женский след в истории предприятия, как и полагается, оказался тонким и изящным. В 1979 году компания под руководством Хельги Богачек-Берман была награждена австрийским государственным Гербом.

Матиас  Берман обладал уникальным чутьем. Он умел улавливать художественные запросы своих клиентов  - потребителей раньше, чем те могли сформулировать их для себя. Это всегда оставалось  фирменным стилем компании. Традиционно высокое качество работ и  чуткость к новым идеям    позволили ей просуществовать до 2001 года.  В  "послужном списке" компании удивительные уникальные тематические коллекции: от персонажей сказок братьев Гримм и Шарля Перро до  уморительной  серии фигурок неандертальцев. Древние человечки «в мехах» (фигурки были украшены кусочками настоящего меха) обязаны своим появлением археологам, раскопавшим   под Дюссельдорфом  останки первобытного человека, и Чарльзу Дарвину, взорвавшему общественное спокойствие  своей революционной теорией о происхождении видов. Веселая компания мохнатых неандертальцев так очаровывала зрителей  - покупателей, что неоднократно повторялась авторами. В начале 20 века  «берманцы» выкупили лицензию на выпуск миниатюр по мотивам сказок знаменитой английской писательницы Беатрис  Поттер.  Она сама иллюстрировала свои творения. Эти рисунки и легли в основу коллекции. Скульптурки кота, гусыни, волка, мыши и лягушки успешно развивали наступление  по всем фронтам,  завоевывая любовь и признание для своих создателей. Снова коллекция со своим неповторимым лицом. Конечно,  это лицо  разительным образом отличалось от восточного лика миниатюр, навеянных   открытием Суэцкого канала.  



ю4 (699x396, 210Kb)

"Венская бронза". Парные статуэтки "Араб" и "Наложница".


Элегантные арабы, загадочные торговцы коврами, отдыхающие бедуины несли в себе тайну Востока.  От этих восточных пилигримов веяло зноем пустынь и прохладой оазисов. Так, с неизбывным достоинством, ни на йоту не нарушив строгую симметрию скрупулезно  точно изображенных  складок своих тюрбанов, они разлетелись по свету, уведя за собой в мир страстного коллекционирования караваны поклонников. 

Источник:


http://mosantique.ru/

 

artel-art.livejournal.com379341.html

 

 






 


 

Рубрики:  Живописное
История
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку