Индийский быт. Часть первая: еда и магазины |
С мая 2012-го года, т.е. уже больше четырех месяцев, я живу в Гургаоне - ближайшем пригороде Дели, столицы Индии. Грешно было бы в моем случае не рассказать об индийском быте. В этом посте расскажу о местной еде и магазинах.
Еда
Кухня в Индии, как и сама страна, делится на северную и южную. О различиях ничего рассказать не смогу - на юге побывать не пришлось, но про северную немного узнать успел.
Начну с самого простого - уличная еда. Наиболее распространены на улицах лотки как раз не с едой, а с питьем. Выпить можно свежевыжатого сока из манго, сладких лаймов (sweet lime), гранатов и ананасов. Распространены также лотки с лаймовым соком, разбавленным водой и солью (да, здесь любят в соки добавлять соль) и просто холодной водой (встречал редко и только в Дели).
На втором месте по популярности - лотки с кукурузой, которую тут же на месте распаковывают из зеленого початка и обжаривают на углях. Есть совершенно удивительные лотки, где продают "все для курения": сигареты, печенье, сладости, конфеты, разливают масала-чай. Последний - обязательный индийский напиток, который варят непременно с молоком, сахаром и небольшим добавлением какого-то жира.
Из существенной еды на улице торгуют сэндвичами, какими-то простыми "пирожками" (не исключаю, что они называются самоса, но обнадеживать не стану - не уточнял) и - главное (встречается наиболее часто) - жареной вермишелью, заправленной острыми приправами. Ее накладывают в картонные "тарелки", внутри обернутые фольгой, и едят укороченными вдвое пластмассовыми вилками.
Вокруг этих "лотков", которые на самом деле действительно лотки, чаще всего на колесах и с приспособленным с одной стороны велосипедом, постоянно толкутся местные мужики, причем иногда просто толкутся, ничего не покупая.
Но на улице, надо заметить, питаются либо по большой необходимости, либо от безысходности - местные и сами не большие любители сомнительных санитарных условий, и иностранцам не рекомендуют пробовать. Но это не касается соков и фруктов. Последние продают вдоль дорог по сезону: в зависимости от времени, встречаются бананы, яблоки, манго, личи и некоторые еще более экзотические плоды.
Я честно пробовал на улице сок в самых разных вариациях (да, и с солью тоже), в том числе из стеклянных общеупотребительных стаканов и мороженное из тех же уличных лотков - как там ребята запитывают холодильник мне непонятно, но мороженное после 48-градусного зноя действительно было холодным.
Эти лотки здесь используются вместо привычных для России киосков. А в парке Lohdi Garden горячий чай, воду и чипсы разносят специально обученные ребята и просто предлагают каждому встречному. Так была решена задача не захламлять исторически ценное место.
Классическая основа кухни (уже не уличной) - рис. Вместе с ним (просто белым, или с кунжутом, или с множеством приправ) обычно едят далы (dahl, он же dal или daal) - супы-пюре из бобовых (горох, чечевица, фасоль и т.п.). Блюда из курицы, баранины и с местным сыром паниром (отчасти похож на творог, только спрессованный) тоже делают как густые супы, чтобы можно было ими разбавить рис.
Местным жителям, конечно, надоедает за всю жизнь рис и поэтому они часто вместо него с далами едят хлебные лепешки: отрывают, обмакивают, съедают. Лепешки похожи на знакомый всем в России лаваш, но только в них добавляют гораздо меньше муки и они не такие тонкие.
Сам я с этими нехитрыми блюдами познакомился предельно близко - вот уже 4 с половиной месяца только ими и питаюсь на обед. Но у местных это, похоже, блюда на весь день - каждый вечер в магазинах люди закупают огромные мешки с чечевицей и горохом, рис продается, конечно, в разной фасовке, но очень распространены мешки по 10-20 килограммов.
От индийской национальной кухни перейдем к тому, что вообще продают в продуктовых магазинах. В Дели и Гургаоне без особого труда можно найти почти все те продукты, которые привыкли видеть европейцы или американцы у себя на родине. За исключением, конечно, специфики вроде тушенки, гречки и кедровых орехов. Молоко (свежее - только в полиэтиленовых пакетах), яйца (белые и коричневые в привычных ячейках по 6 или 10 штук), курица, баранина, рыба (охлажденная, но бывает и замороженная - свежую норвежскую форель сюда не довезешь), самого разного рода выпечка (кексы, дэниши, тарты, торты), напитки Кока-колы и Пепси, включая специфичные для индийского рынка Slice, Maaza (напитки с содержанием мангового сока) и Nimbooz (лаймовый сок, много лимонной кислоты и много соли) - все это очень широко распространено.
С мясом могут возникнуть проблемы если не знать, где его покупать. Лучший вариант - в мясном магазине Le Marche, который вообще во всей этой сети один и находится рядом с жилым комплексом Galleria Towers на Galleria Market в районе DLF Phase IV (это в Гургаоне). Вариант похуже - в любом другом магазине Le Marche, которые рассыпаны по всему Дели. Третий вариант - в гипермаркете (Spencer's или Spar, например), но мясо там обычно похуже. Самый неудачный вариант, если все вышеупомянутые недоступны, - доехать до ближайшего рынка и найти там лавку мясника. Лавки обычно довольно грязные, внутри полно мух, которые в том числе, конечно, садятся и на мясо - с ним явно надо быть осторожнее.
Магазины
С магазинами в Индии все просто. Начать здесь стоит с рынков, из которых я успел побывать на Sushant Vyapar Kendra, Sushant Shopping Arcade и Galleria Market в Гургаоне, и Khan Market в Дели. Рынок - это многоэтажное здание, максимально похожее на молл (или торговый центр, как принято говорить в России). На первом этаже обычно расположены самые популярные магазины: еда, электроника, аптеки, оптика, фото на документы и все такое прочее. Выше - агенства недвижимости, парикмахерские, аюрведические клиники, спа-салоны и другие подобные заведения, куда обращаются не так часто.
На рынке Sushant Vyapar Kendra в Гургаоне можно выбрать фен и мобильный телефон, заказать новые очки, накупить круп, сладостей и фруктов, договориться об аренде квартиры, посоветоваться по поводу лекарств, сфотографироваться на документы (в Индии обычное дело приложить две фотографии к анкете абонента сети мобильной связи или четыре к документам на открытие банковского счета, так что дело нужное), сделать копии каких-нибудь бумажек или что-нибудь распечатать, пообедать, выпить свежевыжатого сока, переобуться, переодеться, починить часы и подшить брюки. И это только те услуги, которые я видел своими глазами.
На Khan Market (находится в центре Дели, недалеко от зоопарка, популярного монумента India Gate и Central Secretariat) вообще есть магазин Swarowski, отличный ресторан восточной кухни Side Wok (рекомендую Tom Kha, суши тоже есть, но не пробовал) и вышеупомянутый Le Marche с бутылочным кофе Starbucks, доставленным сюда прямиком из Нью-Йорка.
Есть, конечно, рынки попроще - в том же DLF Phase IV недалеко от Galleria Towers. Магазины здесь тянутся вдоль улиц на первых этажах жилых домов. Так же, только еще более насыщенно и плотно, дело обстоит на Чандни чок в старой части Дели.
Кроме рынков есть и моллы. В Гургаоне на M.G. Road (таких улиц в стране много, я сейчас о соединяющей Дели с Гургаоном Mehrauli-Gurgaon Road), например, подряд друг за другом следуют по 10 моллов с каждой стороны. Какие-то, при более тщательном осмотре, оказываются бизнес-центрами или офисами банков, но впечатление от этого более блеклым не становится.
В моллах ассортимент самый разный: по соседству с магазинами национальной одежды располагаются Levi's и Tommy Hilfiger. На одном фуд-корте можно попробовать бургер из Макдональдса, бутерброд из Subway и что-нибудь традиционно индийское, тайское или китайское. В остальном организация торговли и развлечений для среднего класса такая же, как в Европе.
В следующем посте постараюсь раскрыть тему жилья и транспорта.
Метки: индия |
Индийский быт. Часть первая: еда и магазины |
С мая 2012-го года, т.е. уже больше четырех месяцев, я живу в Гургаоне - ближайшем пригороде Дели, столицы Индии. Грешно было бы в моем случае не рассказать об индийском быте. В этом посте расскажу о местной еде и магазинах.
Еда
Кухня в Индии, как и сама страна, делится на северную и южную. О различиях ничего рассказать не смогу - на юге побывать не пришлось, но про северную немного узнать успел.
Начну с самого простого - уличная еда. Наиболее распространены на улицах лотки как раз не с едой, а с питьем. Выпить можно свежевыжатого сока из манго, сладких лаймов (sweet lime), гранатов и ананасов. Распространены также лотки с лаймовым соком, разбавленным водой и солью (да, здесь любят в соки добавлять соль) и просто холодной водой (встречал редко и только в Дели).
На втором месте по популярности - лотки с кукурузой, которую тут же на месте распаковывают из зеленого початка и обжаривают на углях. Есть совершенно удивительные лотки, где продают "все для курения": сигареты, печенье, сладости, конфеты, разливают масала-чай. Последний - обязательный индийский напиток, который варят непременно с молоком, сахаром и небольшим добавлением какого-то жира.
Из существенной еды на улице торгуют сэндвичами, какими-то простыми "пирожками" (не исключаю, что они называются самоса, но обнадеживать не стану - не уточнял) и - главное (встречается наиболее часто) - жареной вермишелью, заправленной острыми приправами. Ее накладывают в картонные "тарелки", внутри обернутые фольгой, и едят укороченными вдвое пластмассовыми вилками.
Вокруг этих "лотков", которые на самом деле действительно лотки, чаще всего на колесах и с приспособленным с одной стороны велосипедом, постоянно толкутся местные мужики, причем иногда просто толкутся, ничего не покупая.
Но на улице, надо заметить, питаются либо по большой необходимости, либо от безысходности - местные и сами не большие любители сомнительных санитарных условий, и иностранцам не рекомендуют пробовать. Но это не касается соков и фруктов. Последние продают вдоль дорог по сезону: в зависимости от времени, встречаются бананы, яблоки, манго, личи и некоторые еще более экзотические плоды.
Я честно пробовал на улице сок в самых разных вариациях (да, и с солью тоже), в том числе из стеклянных общеупотребительных стаканов и мороженное из тех же уличных лотков - как там ребята запитывают холодильник мне непонятно, но мороженное после 48-градусного зноя действительно было холодным.
Эти лотки здесь используются вместо привычных для России киосков. А в парке Lohdi Garden горячий чай, воду и чипсы разносят специально обученные ребята и просто предлагают каждому встречному. Так была решена задача не захламлять исторически ценное место.
Классическая основа кухни (уже не уличной) - рис. Вместе с ним (просто белым, или с кунжутом, или с множеством приправ) обычно едят далы (dahl, он же dal или daal) - супы-пюре из бобовых (горох, чечевица, фасоль и т.п.). Блюда из курицы, баранины и с местным сыром паниром (отчасти похож на творог, только спрессованный) тоже делают как густые супы, чтобы можно было ими разбавить рис.
Местным жителям, конечно, надоедает за всю жизнь рис и поэтому они часто вместо него с далами едят хлебные лепешки: отрывают, обмакивают, съедают. Лепешки похожи на знакомый всем в России лаваш, но только в них добавляют гораздо меньше муки и они не такие тонкие.
Сам я с этими нехитрыми блюдами познакомился предельно близко - вот уже 4 с половиной месяца только ими и питаюсь на обед. Но у местных это, похоже, блюда на весь день - каждый вечер в магазинах люди закупают огромные мешки с чечевицей и горохом, рис продается, конечно, в разной фасовке, но очень распространены мешки по 10-20 килограммов.
От индийской национальной кухни перейдем к тому, что вообще продают в продуктовых магазинах. В Дели и Гургаоне без особого труда можно найти почти все те продукты, которые привыкли видеть европейцы или американцы у себя на родине. За исключением, конечно, специфики вроде тушенки, гречки и кедровых орехов. Молоко (свежее - только в полиэтиленовых пакетах), яйца (белые и коричневые в привычных ячейках по 6 или 10 штук), курица, баранина, рыба (охлажденная, но бывает и замороженная - свежую норвежскую форель сюда не довезешь), самого разного рода выпечка (кексы, дэниши, тарты, торты), напитки Кока-колы и Пепси, включая специфичные для индийского рынка Slice, Maaza (напитки с содержанием мангового сока) и Nimbooz (лаймовый сок, много лимонной кислоты и много соли) - все это очень широко распространено.
С мясом могут возникнуть проблемы если не знать, где его покупать. Лучший вариант - в мясном магазине Le Marche, который вообще во всей этой сети один и находится рядом с жилым комплексом Galleria Towers на Galleria Market в районе DLF Phase IV (это в Гургаоне). Вариант похуже - в любом другом магазине Le Marche, которые рассыпаны по всему Дели. Третий вариант - в гипермаркете (Spencer's или Spar, например), но мясо там обычно похуже. Самый неудачный вариант, если все вышеупомянутые недоступны, - доехать до ближайшего рынка и найти там лавку мясника. Лавки обычно довольно грязные, внутри полно мух, которые в том числе, конечно, садятся и на мясо - с ним явно надо быть осторожнее.
Магазины
С магазинами в Индии все просто. Начать здесь стоит с рынков, из которых я успел побывать на Sushant Vyapar Kendra, Sushant Shopping Arcade и Galleria Market в Гургаоне, и Khan Market в Дели. Рынок - это многоэтажное здание, максимально похожее на молл (или торговый центр, как принято говорить в России). На первом этаже обычно расположены самые популярные магазины: еда, электроника, аптеки, оптика, фото на документы и все такое прочее. Выше - агенства недвижимости, парикмахерские, аюрведические клиники, спа-салоны и другие подобные заведения, куда обращаются не так часто.
На рынке Sushant Vyapar Kendra в Гургаоне можно выбрать фен и мобильный телефон, заказать новые очки, накупить круп, сладостей и фруктов, договориться об аренде квартиры, посоветоваться по поводу лекарств, сфотографироваться на документы (в Индии обычное дело приложить две фотографии к анкете абонента сети мобильной связи или четыре к документам на открытие банковского счета, так что дело нужное), сделать копии каких-нибудь бумажек или что-нибудь распечатать, пообедать, выпить свежевыжатого сока, переобуться, переодеться, починить часы и подшить брюки. И это только те услуги, которые я видел своими глазами.
На Khan Market (находится в центре Дели, недалеко от зоопарка, популярного монумента India Gate и Central Secretariat) вообще есть магазин Swarowski, отличный ресторан восточной кухни Side Wok (рекомендую Tom Kha, суши тоже есть, но не пробовал) и вышеупомянутый Le Marche с бутылочным кофе Starbucks, доставленным сюда прямиком из Нью-Йорка.
Есть, конечно, рынки попроще - в том же DLF Phase IV недалеко от Galleria Towers. Магазины здесь тянутся вдоль улиц на первых этажах жилых домов. Так же, только еще более насыщенно и плотно, дело обстоит на Чандни чок в старой части Дели.
Кроме рынков есть и моллы. В Гургаоне на M.G. Road (таких улиц в стране много, я сейчас о соединяющей Дели с Гургаоном Mehrauli-Gurgaon Road), например, подряд друг за другом следуют по 10 моллов с каждой стороны. Какие-то, при более тщательном осмотре, оказываются бизнес-центрами или офисами банков, но впечатление от этого более блеклым не становится.
В моллах ассортимент самый разный: по соседству с магазинами национальной одежды располагаются Levi's и Tommy Hilfiger. На одном фуд-корте можно попробовать бургер из Макдональдса, бутерброд из Subway и что-нибудь традиционно индийское, тайское или китайское. В остальном организация торговли и развлечений для среднего класса такая же, как в Европе.
В следующем посте постараюсь раскрыть тему жилья и транспорта.
Метки: индия |
Индия: полтора месяца работы в стартапе |
Сегодня - полтора месяца и один день, как я приехал в Индию. А точнее, в северную Индию. А еще точнее, в Гургаон - ближайший пригород Дели. О местном транспорте, людях и их обычаях я рассказу в следующий раз. Этот пост - о моей работе.
Я приехал в Гургаон разрабатывать интернет-магазин. E-commerce - новая для Индии тема, первые магазины масштаба страны здесь начали появляться около полутора лет назад. Компания, пригласившая меня сюда приехать, торгует косметикой, парфюмерией и разными модными аксессуарами. Начинали они по-простому - установили готовый движок Magento, кое-как его под себя настроили и стали продавать.
Понятно, что в интернет-магазине главное - не техническая часть, а маркетинговая. Важно выбрать нишу, договориться с поставщиками и службами доставки, собрать первоначальный объем товара и приготовиться принимать оплату множеством различных способов. Среди огромного объема всего сопутствующего труда, технологическая часть имеет не такое уж огромное значение.
Однако, в какой-то момент ребятам стало тесно (в том числе и в маркетинговом смысле) в рамках Magento, сайт стал заметно тормозить, и они решили написать магазин с нуля на Node.JS. Квалифицированных разработчиков со знанием одновременно Node.JS, JavaScript и хорошим опытом серверного программирования в Индии днем с огнем ищут, поэтому решили поднапрячься и поставлять сотрудников из Европы. Я здесь второй европеец - первым был (и есть до сих пор - уедет только в августе) специалист из Болгарии.
В целом в компании работает около 160 человек (число меняется каждый день - магазин активно растет), 20 из которых - разработчики (или Tech Team, как нас здесь называют все остальные). Руководит разработчиками VP of Technology, а вся команда из 20 человек условно поделена на рабочие группы по четверо-пятеро программистов, в каждой из которых выделяют Tech Lead'а.
Может показаться, что излишне городить три уровня иерархии для 20 сотрудников, но на самом деле пирамида эта весьма условна. Tech Lead'ы, например, существуют только чтобы горизонтальная коммуникация шла эффективнее. Проще говоря, чтобы люди быстрее и точнее обменивались информацией.
Члены каждой из команд встречаются как минимум раз в неделю (обычно по четвергам) и обсуждают текущие задачи: что сделано, что в процессе, что предстоит. Каждый подробно погружается в технические детали, рассказывает, как решал возникающие проблемы и что узнал нового. Таким образом, участники команды обмениваются опытом и ускоренными темпами наращивают профессионализм - ведь кроме разговоров, они еще и регулярно смотрят на код, который пишут коллеги. А если что-то в коде осталось неясным, в личной беседе можно прояснить любые подробности.
Целиком вся команда из 20 человек тоже собирается на "митинг", в пятницу вечером. Это совещание проводит, как правило, VP of Technology. Здесь, кроме уточнения текущего положения дел (что сделано за неделю, что в процессе, к чему предстоит приступить на следующей неделе), поднимаются вопросы бизнес-уровня. Такие "митинги" позволяют абсолютно всем разработчикам знать о том, что происходит в компании, какие новые задачи решают их коллеги и как они это делают. Каждый может активно высказывать свое мнение по любому вопросу. VP тоже пользуется случаем и транслирует все, что наболело за неделю и любые отзывы о работе, которые он за минувшую неделю получил от коллег из других департаментов. Однако, технические детали здесь обычно не рассматривают, иначе бы такие совещания длились часами.
Главная особенность разработки в этом интернет-магазине - принципиальное отсутствие дедлайнов. Ни одна задача не может иметь строго определенного дедлайна. Это позволяет разработчику полностью показывать свой потенциал, сосредоточиться на результате, а не на компромиссе между сроком и качеством.
Профессиональные эффективные менеджеры тут же придумают тьму минусов такого подхода.
Может случиться, что новичок не справляется с заданием и застрял на каком-то этапе. Но не так уж это и страшно - в крайнем случае об этом станет известно через неделю, на тим-митинге, где старшие товарищи ему помогут и скажут в следующий раз сообщать о трудностях сразу.
Может случиться, что человек просто не хочет или не может работать, не понимает, чего от него хотят, ну и в целом неадекватен. А что убережет от этого в дедлайновом подходе?
Задачи, как и во многих "продуктовых" компаниях, ставит PM, Program Manager. Он собирает требования с внутренних заказчиков (специалистов по маркетингу, рекламе, каким-то конкретным товарным категориям), формулирует их в терминах продукта и доносит до Technology Team. PM - человек, одновременно пребывающий и в контексте разработки, и в контексте бизнеса. Для разработчиков он эксперт по бизнесу, ему можно задавать любые вопросы, связанные с предметной областью. И, в то же время, ему можно объяснить свое технологическое решение на привычном для программистов языке.
Отдельного отдела QA не существуют, тестируют все фичи и багфиксы сами разработчики. Перед релизом очередной версии сайта объявляется Testing Call - пару часов своего времени программисты должны уделить тестированию. Кроме того, все ошибки, которые случаются на боевом сервере, тут же попадают в систему мониторинга. За ней каждый день наблюдает следующий в очереди человек. Если случается какая-то проблема - транслирует ее коллегам. Получается, что работаем почти по модной методологии DevOps.
Отчасти поэтому, а отчасти из-за общего духа, настроя и идеи, всем в Technology Team говорят: "Ребята, мы работаем в стартапе". Здесь, разумеется, это слово не вызывает тех эмоций, которые привыкли испытывать в России. Но компания и действительно, по всем западным канонам, стартап. Она живет большей частью на инвесторские деньги, готовится ко второму раунду инвестиций, активно растет, развивается и набирает сотрудников.
Так что заголовок - вовсе не преувеличение, последние полтора месяца я работаю в настоящем азиатском стартапе, работающем целиком и полностью в соответствии с западными, может даже англо-саксонскими, принципами и ценностями.
Метки: индия работа |
Индия: полтора месяца работы в стартапе |
Сегодня - полтора месяца и один день, как я приехал в Индию. А точнее, в северную Индию. А еще точнее, в Гургаон - ближайший пригород Дели. О местном транспорте, людях и их обычаях я рассказу в следующий раз. Этот пост - о моей работе.
Я приехал в Гургаон разрабатывать интернет-магазин. E-commerce - новая для Индии тема, первые магазины масштаба страны здесь начали появляться около полутора лет назад. Компания, пригласившая меня сюда приехать, торгует косметикой, парфюмерией и разными модными аксессуарами. Начинали они по-простому - установили готовый движок Magento, кое-как его под себя настроили и стали продавать.
Понятно, что в интернет-магазине главное - не техническая часть, а маркетинговая. Важно выбрать нишу, договориться с поставщиками и службами доставки, собрать первоначальный объем товара и приготовиться принимать оплату множеством различных способов. Среди огромного объема всего сопутствующего труда, технологическая часть имеет не такое уж огромное значение.
Однако, в какой-то момент ребятам стало тесно (в том числе и в маркетинговом смысле) в рамках Magento, сайт стал заметно тормозить, и они решили написать магазин с нуля на Node.JS. Квалифицированных разработчиков со знанием одновременно Node.JS, JavaScript и хорошим опытом серверного программирования в Индии днем с огнем ищут, поэтому решили поднапрячься и поставлять сотрудников из Европы. Я здесь второй европеец - первым был (и есть до сих пор - уедет только в августе) специалист из Болгарии.
В целом в компании работает около 160 человек (число меняется каждый день - магазин активно растет), 20 из которых - разработчики (или Tech Team, как нас здесь называют все остальные). Руководит разработчиками VP of Technology, а вся команда из 20 человек условно поделена на рабочие группы по четверо-пятеро программистов, в каждой из которых выделяют Tech Lead'а.
Может показаться, что излишне городить три уровня иерархии для 20 сотрудников, но на самом деле пирамида эта весьма условна. Tech Lead'ы, например, существуют только чтобы горизонтальная коммуникация шла эффективнее. Проще говоря, чтобы люди быстрее и точнее обменивались информацией.
Члены каждой из команд встречаются как минимум раз в неделю (обычно по четвергам) и обсуждают текущие задачи: что сделано, что в процессе, что предстоит. Каждый подробно погружается в технические детали, рассказывает, как решал возникающие проблемы и что узнал нового. Таким образом, участники команды обмениваются опытом и ускоренными темпами наращивают профессионализм - ведь кроме разговоров, они еще и регулярно смотрят на код, который пишут коллеги. А если что-то в коде осталось неясным, в личной беседе можно прояснить любые подробности.
Целиком вся команда из 20 человек тоже собирается на "митинг", в пятницу вечером. Это совещание проводит, как правило, VP of Technology. Здесь, кроме уточнения текущего положения дел (что сделано за неделю, что в процессе, к чему предстоит приступить на следующей неделе), поднимаются вопросы бизнес-уровня. Такие "митинги" позволяют абсолютно всем разработчикам знать о том, что происходит в компании, какие новые задачи решают их коллеги и как они это делают. Каждый может активно высказывать свое мнение по любому вопросу. VP тоже пользуется случаем и транслирует все, что наболело за неделю и любые отзывы о работе, которые он за минувшую неделю получил от коллег из других департаментов. Однако, технические детали здесь обычно не рассматривают, иначе бы такие совещания длились часами.
Главная особенность разработки в этом интернет-магазине - принципиальное отсутствие дедлайнов. Ни одна задача не может иметь строго определенного дедлайна. Это позволяет разработчику полностью показывать свой потенциал, сосредоточиться на результате, а не на компромиссе между сроком и качеством.
Профессиональные эффективные менеджеры тут же придумают тьму минусов такого подхода.
Может случиться, что новичок не справляется с заданием и застрял на каком-то этапе. Но не так уж это и страшно - в крайнем случае об этом станет известно через неделю, на тим-митинге, где старшие товарищи ему помогут и скажут в следующий раз сообщать о трудностях сразу.
Может случиться, что человек просто не хочет или не может работать, не понимает, чего от него хотят, ну и в целом неадекватен. А что убережет от этого в дедлайновом подходе?
Задачи, как и во многих "продуктовых" компаниях, ставит PM, Program Manager. Он собирает требования с внутренних заказчиков (специалистов по маркетингу, рекламе, каким-то конкретным товарным категориям), формулирует их в терминах продукта и доносит до Technology Team. PM - человек, одновременно пребывающий и в контексте разработки, и в контексте бизнеса. Для разработчиков он эксперт по бизнесу, ему можно задавать любые вопросы, связанные с предметной областью. И, в то же время, ему можно объяснить свое технологическое решение на привычном для программистов языке.
Отдельного отдела QA не существуют, тестируют все фичи и багфиксы сами разработчики. Перед релизом очередной версии сайта объявляется Testing Call - пару часов своего времени программисты должны уделить тестированию. Кроме того, все ошибки, которые случаются на боевом сервере, тут же попадают в систему мониторинга. За ней каждый день наблюдает следующий в очереди человек. Если случается какая-то проблема - транслирует ее коллегам. Получается, что работаем почти по модной методологии DevOps.
Отчасти поэтому, а отчасти из-за общего духа, настроя и идеи, всем в Technology Team говорят: "Ребята, мы работаем в стартапе". Здесь, разумеется, это слово не вызывает тех эмоций, которые привыкли испытывать в России. Но компания и действительно, по всем западным канонам, стартап. Она живет большей частью на инвесторские деньги, готовится ко второму раунду инвестиций, активно растет, развивается и набирает сотрудников.
Так что заголовок - вовсе не преувеличение, последние полтора месяца я работаю в настоящем азиатском стартапе, работающем целиком и полностью в соответствии с западными, может даже англо-саксонскими, принципами и ценностями.
Метки: индия работа |
Городской айсберг |
Метки: россия |
Городской айсберг |
Метки: россия |
О разнице между Windows Mobile и Android |
До недавнего времени основным средством связи мне служил старый-старый телефон HTC Artemis на еще более старой операционке Windows Mobile 5. В какой-то момент в нем напрочь отказали все возможности выхода в интернет - и Wi-Fi, и GPRS. Так и работал он телефоном для звонков, будто бы и не смартфон вовсе, а какая-нибудь дряхлая Нокиа за тысячу рублей. С месяц назад я решил отправить его, наконец, на покой - все-таки хочется иногда и Твиттер почитать с телефона, и почту принять, и вообще уже давно пора было его заменить. iPhone 4 решил не брать, потому что уже есть iPad, который ну почти ничем не отличается по сути, и должного технологического экстаза от покупки я явно бы не получил. Так что купил телефон с Android, небольшим экраном (для видео, книг и прочих разных интернетов есть вышеупомянутый планшет) и легенький, легче прежнего Артемиса - им оказался HTC Wildfire S.
Надо сказать, полагающуюся дозу экстаза я, конечно, получил: почта, прилетающая на телефон, возможность оперативно на нее ответить, беседы в Твиттере с пассажирского сиденья автомобиля - все это чудесно. Но в самое сердце меня поразило то, что с 2006 года, со времен покупки Артемиса, не изменилось во вселенной HTC.
В HTC Wildfire S, появившемся на свет в 2011 году до сих пор есть две постоянные (не оперативные) памяти: одна в телефоне, а другая на microSD-карточке, которую я в глаза не видел - она уже на заводе была воткнута в телефон. Первая, понятно, совсем невелика - чуть больше 100 Мб, а вторая - 2Гб. Логично, что первую мне использовать вообще ни к чему - ну пускай ОС там хранит какие-то свои настройки, конфигурацию, что-то такое простое и постоянно необходимое.
Ан нет, дорогой читатель, - HTC Wildfire S устанавливает программы всегда во внутреннюю память. И чтобы перенести ее на карточку, нужно сказать об этом телефону особо. Казалось бы, я качаю приложение, может даже платное, т.е. с меня за него уже списали некую сумму, а после скачивания выясняется, что для распаковки и установки не хватает свободного места во внутренней памяти. Более того, вот вы освободили, допустим, место во внутренней памяти, расчистили, удобрили, полили, и что теперь нужно сделать? Правильно - скачать это приложение еще раз.
Истина заключается в том, что мне наплевать, в какую память ставится приложение - я знаю, что в телефоне есть около 2 Гб и он должен дать мне их использовать. Я устанавливаю приложения на iPad уже в течение года, установил их более сотни и никогда не задумался о том, в какой там к черту памяти он их сохраняет - мне безразлично.
Больше всего (до того, как отказал интернет) в Артемисе меня раздражала сложность в установке приложений: расчистить вручную место, скачать файл с программой, распаковать, установить. И меня буквально тошнит от того, что в Андроиде, через пять лет, я вижу точно то же самое.
Невозможность установить приложение на свободное место - это само по себе чудовищно, один только этот факт может заставить меня выбросить Wildfire S в окно и купить себе iPhone 4, дешевеющий по случаю выкладки в России в продажу iPhone 4S.
Можно сколько угодно хвастаться свободной платформой, многообразием аппаратов, активным развитием, альтернативными "сторами", но пока в ваш телефон невозможно воткнуть нужное мне приложение из-за каких-то непобедимых, идиотских, надуманных узколобыми программистами трудностей, платформа эта останется уделом красноглазых гиков в вытянутых свитерах.
Метки: телефоны apple android iphone windows mobile гаджеты |
О разнице между Windows Mobile и Android |
До недавнего времени основным средством связи мне служил старый-старый телефон HTC Artemis на еще более старой операционке Windows Mobile 5. В какой-то момент в нем напрочь отказали все возможности выхода в интернет - и Wi-Fi, и GPRS. Так и работал он телефоном для звонков, будто бы и не смартфон вовсе, а какая-нибудь дряхлая Нокиа за тысячу рублей. С месяц назад я решил отправить его, наконец, на покой - все-таки хочется иногда и Твиттер почитать с телефона, и почту принять, и вообще уже давно пора было его заменить. iPhone 4 решил не брать, потому что уже есть iPad, который ну почти ничем не отличается по сути, и должного технологического экстаза от покупки я явно бы не получил. Так что купил телефон с Android, небольшим экраном (для видео, книг и прочих разных интернетов есть вышеупомянутый планшет) и легенький, легче прежнего Артемиса - им оказался HTC Wildfire S.
Надо сказать, полагающуюся дозу экстаза я, конечно, получил: почта, прилетающая на телефон, возможность оперативно на нее ответить, беседы в Твиттере с пассажирского сиденья автомобиля - все это чудесно. Но в самое сердце меня поразило то, что с 2006 года, со времен покупки Артемиса, не изменилось во вселенной HTC.
В HTC Wildfire S, появившемся на свет в 2011 году до сих пор есть две постоянные (не оперативные) памяти: одна в телефоне, а другая на microSD-карточке, которую я в глаза не видел - она уже на заводе была воткнута в телефон. Первая, понятно, совсем невелика - чуть больше 100 Мб, а вторая - 2Гб. Логично, что первую мне использовать вообще ни к чему - ну пускай ОС там хранит какие-то свои настройки, конфигурацию, что-то такое простое и постоянно необходимое.
Ан нет, дорогой читатель, - HTC Wildfire S устанавливает программы всегда во внутреннюю память. И чтобы перенести ее на карточку, нужно сказать об этом телефону особо. Казалось бы, я качаю приложение, может даже платное, т.е. с меня за него уже списали некую сумму, а после скачивания выясняется, что для распаковки и установки не хватает свободного места во внутренней памяти. Более того, вот вы освободили, допустим, место во внутренней памяти, расчистили, удобрили, полили, и что теперь нужно сделать? Правильно - скачать это приложение еще раз.
Истина заключается в том, что мне наплевать, в какую память ставится приложение - я знаю, что в телефоне есть около 2 Гб и он должен дать мне их использовать. Я устанавливаю приложения на iPad уже в течение года, установил их более сотни и никогда не задумался о том, в какой там к черту памяти он их сохраняет - мне безразлично.
Больше всего (до того, как отказал интернет) в Артемисе меня раздражала сложность в установке приложений: расчистить вручную место, скачать файл с программой, распаковать, установить. И меня буквально тошнит от того, что в Андроиде, через пять лет, я вижу точно то же самое.
Невозможность установить приложение на свободное место - это само по себе чудовищно, один только этот факт может заставить меня выбросить Wildfire S в окно и купить себе iPhone 4, дешевеющий по случаю выкладки в России в продажу iPhone 4S.
Можно сколько угодно хвастаться свободной платформой, многообразием аппаратов, активным развитием, альтернативными "сторами", но пока в ваш телефон невозможно воткнуть нужное мне приложение из-за каких-то непобедимых, идиотских, надуманных узколобыми программистами трудностей, платформа эта останется уделом красноглазых гиков в вытянутых свитерах.
Метки: телефоны apple android iphone windows mobile гаджеты |
Интерра 2011: трудности перевода |
Метки: перевод ммиф конференции интерра |
Интерра 2011: трудности перевода |
Метки: перевод ммиф конференции интерра |
Интерра 2011: плюсы и минусы |
Метки: ммиф конференции интерра |
Беда Аймобилки и Литреса или очевидное конкурентное преимущество Озона |
Попробуйте зайти на сайт магазина Озон и найти там свою любимую книгу. А теперь вернитесь на главную страницу и посмотрите, какие книги вам предложат в рубрике "Советуем посмотреть". С каждым следующим поиском магазин будет усваивать о вас все больше и больше информации, в итоге предлагая все более и более актуальные лично для вас товары, базируясь на их характеристиках.
Я давно читаю книги с электронных устройств, но если хочу не просто скачать текст, а подобрать что-то схожее по тематике, то иду я именно на Озон, а не на Либрусек, Литрес, Аймобилку, Букмэйт и даже не на Флибусту. Именно потому, что ни один магазин электронных книг не умеет поставить интересный мне товар на ближайшую ко мне полку. Заходя в любой из этих магазинов, чувствуешь себя как в ларьке с бульварным чтивом на грязной железнодорожной станции: любовные романы, бандитские боевики и занюханное фэнтези окружают сразу со всех сторон и не дают прохода. Отношение к этим магазинам у меня формируется почти такое же, как к ларькам. Понятно, что можно поискать того автора, которого тебе посоветовал Озон, и даже найти его книги, но просто не хочется оставаться в этом странном месте, где на главную страницу вывешивают книги с инкубаторскими обложками ядовитых цветов, неизвестно как дожившими с середины девяностых до начала десятых.
Казалось бы, чего сложного — запомнить пару последних поисков пользователя и составить на их основании главную страницу. Неужели владельцам, управляющим и разработчикам этих магазинов приятно заходить на свои сайты и видеть там совершенно непотребную литературу, которую даже попсовая "Топ-книга" в своих бесконечных "Книгомирах" постеснялась бы так активно продвигать?
Пока Аймобилка, Литрес и другие придерживаются этой странной политики, я сначала хожу на Озон, только потом иду в эти лицензионные магазины, каждый раз разочаровываюсь в них и заканчиваю свой путь на Флибусте, где, к сожалению, есть не все и не всегда. Именно поэтому Озону удается продать мне, в большинстве случаев безразличному к носителю текста, так много бумажных книг, что скоро уже все полки в доме закончатся.
Метки: продажи книги |
Блеск и нищета IT-конференций |
Метки: выступления конференции |
Потребительская версионность |
# Please tell us something surprising or amusing that one of you has discovered. (The answer need not be related to your project.)Тем удивительнее нынешняя позиция Dropbox по отношению к продвижению версионности. В чем же дело?
The ridiculous things people name their documents to do versioning, like "proposal v2 good revised NEW 11-15-06.doc", continue to crack me up.
Метки: версионность по разработка |
Sib Jazz Fest |
Метки: музыка джаз jazz |