Чтобы понять есть ли что-то общее между женщиной-вамп и Клеопатрой, надо вначале ответить на вопрос: "Откуда вообще появилось выражение "женщина-вамп"?".
Первой в мире "женщиной-вамп" стала американская актриса Теда Бара - Theda Bara.
Ей придумали всё: начиная от экзотического имени, образа и заканчивая местом рождения. Согласно легенде, Теда Бара родилась в 1892 году, в тени египетских пирамид, её отцом был известный итальянский художник, а матерью - французская актриса.
Её сценический образ, получивший название "женщина-вамп", - огромные, густо подведённые черным глаза, ярко накрашенный рот и совершенно белое лицо, практически сразу породили множество подражаний.
Кем же была на самом деле Теда Бара - первая "женщина-вамп" и при чём же здесь Клеопатра?
На самом деле Теда Бара -Theda Bara - это Теодозия Берр Гудман - Theodosia Burr Goodman (29 июля 1885 - 13 апреля 1955), родившаяся в Адонвилле (богатый еврейский пригород Цинциннатти) в семье богатого еврейского портного.
Теодозия проходит двухгодичный курс обучения в университете Цинциннатти, по окончании которого, уезжает в Нью-Йорк, где дебютирует в 1908 году на Бродвее в пьесе "Дьявол". Актёрские способности Теодозии весьма сомнительны, но её округлые формы вскоре замечает Уильям Фокс - один из основателей киностудии "Фокс", ищущий исполнительницу главной роли в кровавой драме "Пятно", которому и приходит в голову сделать из Теодозии Берр Гудман выгодный коммерческий проект.
Именно Уильяму Фоксу принадлежит слава создания образа "женщины-вамп", которую воплотила Теодозия Берр Гудман. Вдохновение на создание имиджа господин Фокс почерпнул из поэмы Редьярда Киплинга «Вампир», а, сократив на американский манер слово, он получил звучное имя - вамп. Остальное было делом техники: псевдоним "Теда Бара", легенда о необычном происхождении, специфические костюмы и макияж. Наиболее удачной находкой в образе "женщины-вамп" становятся глаза: мистику в образе передаёт именно загадочная тень в виде тяжелой обводки вокруг глаз Теды Бара.
Так в 1914 году в немом фильме "Пятно" впервые появляется образ "женщины-вамп", воплощённый Тедой Бара, которой к тому моменту было почти 30 лет.
Образ , придуманный Уильямом Фоксом и сыгранный Тедой Бара, шокирует публику и становится настолько популярен, что актриса продолжает экранное шествие "женщины-вамп". Названия фильмов говорят сами за себя: "Дочь дьявола", "Одураченный", "Её двойная жизнь", "Она - дьявол", "Женщина-тигрица", "Саломея", "Песнь сирены", "Чего хотят мужчины", "Кровавая роза"...
C 1914 по 1919 годы Теда Бара снимается более чем в 40 фильмах (почти все фильмы с участием Теды Бара погибли во время пожара 1937 года, произошедшего на киностудии "Фокс").
Во всех фильмах актриса играет коварное существо в женском обличье - "женщину-вамп", хладнокровно использующее мужчин для достижения своих корыстных целей, высасывающее из них энергию, кровь и деньги, разрушающее семьи. Причём "женщина-вамп" делает всё это с нескрываемым наслаждением, упиваясь своей властью над сильным полом. На волне зарождавшейся в 10-х годах XX века эмансипации образ, воплощенный Тедой Бара, не только завоевал воображение мужчин, покорённых исходящим от него вызовом и нескрываемым эротизмом, но и пленил умы женщин, жаждавших доказать свою самостоятельность и продемонстрировать мужчинам свою власть над ними.
В 1917 году выходит самый знаменитый фильм с Тедой Бара в главной роли - фильм "Клеопатра". Теда Бара, олицетворение образа "женщины-вамп", становится первой актрисой, воплотившей на экране образ царицы Египта.
Это был чистый китч: создатели начисто игнорировали в нём историческую достоверность, путая века и даже тысячелетия, наряжая героиню в костюмы Нефертити, в то время как Клеопатра была современницей Римской империи и, соответственно, одевалась и причесывалась по римской моде. Но именно воплощенный Тедой Бара образ повлиял на все последующие экранизации, и вплоть до сегодняшнего дня, большинство людей представляют себе Клеопатру именно такой. Костюмы Клеопатры в этом фильме настолько прозрачны и откровенны, что многие считают их рискованными даже сейчас, а с 1930-х годов использование подобной одежды в голливудских фильмах было вообще запрещено.
В 20-е годы макияж "женщины-вамп" становится классическим: все женщины кинематографа оказываются похожи друг на друга, как сестры-близнецы, появляясь на экране с густыми тенями вокруг глаз, строго очерченными яркими губами, которые на экране выглядят чёрными, и бледным лицом. Так выглядели многие: Пола Негри, Глория Свенсон, в российском кинематографе - Вера Холодная.
Пола Негри (Pola Negri).
Глория Свенсон (Gloria Swanson).
Вера Холодная.
Но уже к середине 20-х этот макияж выходит из моды, на него появляются пародии и карикатуры, и экранный образ становится комическим.
В 1919 году Теда Бара выходит замуж за режиссёра Charles Brabin. Дальнейшая жизнь её, как актрисы, неудачна: в середине 1920-х годов Теда Бара попыталась сыграть пародию на саму себя в фильмах про шпионов, но без особого успеха. Поэтому она всецело принимает новый образ - образ жены Charles Brabin и тихо живёт с мужем в районе Беверли-Хиллс. Умерла Теда Бара от рака желудка в 1955 году.
В истории кинематографа и в мировой истории Теда Бара навсегда останется актрисой, впервые открывшей миру фатальные черты "женщины-вамп", впервые создавшей экранный образ царицы Клеопатры и актрисой с самым высоким процентом утраченных фильмов (осталось всего 4 фильма с участием Теды, а от фильма "Клеопатра" сохранились лишь фрагменты, длиной по несколько секунд).