все записи автора
Самоходная атомная электростанция
В 1961 году в СССР поступила в опытную эксплуатацию первая передвижная АЭС
«ТЭС-3», фактически это была экспериментальная установка, для изучения применения подобных атомных станций для обеспечения энергией труднодоступных районов нашей даже сейчас необъятной Родины.
«ТЭС-3» состояла из четырех гусеничных шасси на базе танка Т-10 (ИС-10), правда из-за ее больших габаритов шасси пришлось удлинить до 10 катков на борт. Один самоход использовался как шасси для реактора, на втором установили парогенераторную установку, третий и четвертый самоход стали шасси для турбогенератора, пульта управления и вспомогательного оборудования. Мощность 1,5−2 МВт, срок службы на одной загрузке — до года, вес одного самоходного модуля — 90 т. Всего модулей −4.
Шасси от тяжелого танка Т-10 (ИС-10) удлиненное с увеличеным числом катков и более широкой гусеницей.
ТТХ станции:
Станция выполнена по двухконтурной схеме с гетерогенным водо-водяным реактором тепловой мощностью 8,8 тыс. кВт, охлаждаемым водой под давлением 130 ат при температурах на входе реактора 275°С и на выходе 300°С. Расход воды в первом контуре установки 320 т/ч.
В активной зоне реактора, имеющей форму цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм, размещены 74 тепловыделяющие сборки с высокообогащенным ураном. Средняя тепловая нагрузка в реакторе равна 0,6 • 106 ккал/(м2 • ч), максимальная — 1,3 • 106 ккал/(м2 • ч). Длительность кампании реактора 250 суток, а при частичной догрузке тепловыделяющих элементов — до 1 года.
Мощность турбогенератора станции 1,5 тыс. кВт, однако три ее парогенератора могут давать пар давлением 20 ат и температурой 285°С в количестве, достаточном для получения мощности на валу турбины до 2 тыс. кВт.
Все оборудование станции размещено на четырех гусеничных самоходных транспортерах. На двух самоходах находится реакторная парогенераторная установка, на двух других — турбогенератор, пульт управления и вспомогательное оборудование. Общий вес оборудования, установленного на самоходах, около 210 т.
Для защиты от излучения во время работы вокруг первых двух самоходов сооружается на месте эксплуатации земляная защита. Кроме того, реакторный самоход снабжен транспортируемой биологической защитой, позволяющей производить монтажные и демонтажные работы уже через несколько часов после остановки реактора, а также перевозить реактор с частично или полностью выгоревшей активной зоной. При транспортировке охлаждение реактора осуществляется с помощью воздушного радиатора, обеспечивающего съем до 0,3% номинальной мощности установки.
Параллельно с гусеничной ТЭС-3 возникла идея создать передвижную АЭС на колёсном ходу. Институт, призванный решить эту задачу, разместили в белорусском посёлке Сосны. Выбору места способствовала близость к Минскому автозаводу — создателю знаменитых колёсных тягачей МАЗ-537 «Ураган», способных нести вес межконтинентальной баллистической ракеты.
Мобильная АЭС «Памир» предназначалась для военных нужд - электроснабжения радаров ПВО в условиях, когда штатные системы питания будут уничтожены ракетным нападением. (Впрочем, как и большинство военной продукции, «Памир» имел второе — гражданское — назначение: использование в районах стихийных бедствий).
Поэтому при относительно небольшой мощности реактора (0,6 МВт (эл.)) предъявлялись высокие требования к его компактности и — особенно — к надёжной системе охлаждения.
После многолетних изысканий конструкторы создали для «Памира» уникальный газоохлаждаемый реактор на основе четырёхокиси азота, работающий по одноконтурной схеме. На одной загрузке топлива он мог работать до пяти лет.
АЭС «Памир» размещалась на четырёх колёсных тягачах МАЗ-537 «Ураган»: два из них несли реакторный и турбогенераторный блоки, ещё два — систему управления и жилые помещения персонала. В рабочем положении реакторный и турбогенераторный блоки соединялись наружными газовыми шлангами высокого давления. «Ураган» с реактором весил порядка 60 тонн.
МАЗ 537 («Ураган») - это тяжелый тягач, используемый для перевозки грузов на полуприцепах МАЗ-5247Г, ЧМЗАП-9990 и др. Максимальная грузоподъемность - 50 тонн. МАЗ 537 оснащен дизельным двигателем Д12А-525 мощностью 525 л.с. (385 кВт) при частоте вращения коленвала 2000 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 2200Нм при 1000-1400 об/мин. Пуск двигателя осуществляется при помощи электростартера, предусмотрена дополнительная система пуска с помощью сжатого воздуха. Двигатель оборудован предпусковым подогревателем. МАЗ 537 снабжен планетарной трехступенчатой КПП с фрикционным гидравлическим включением передач через механизм золотникового типа. Автомобиль имеет рабочую тормозную систему с пневмогидравлическим приводом, а также трансмиссионный стояночный тормоз с механическим приводом. Передняя подвеска автомобиля – независимая, торсионного типа, оснащена гидравлическими амортизаторами на двух передних мостах, задняя подвеска – жесткобалансирная. Седельно-сцепное устройство имеет три степени свободы, диаметр замкового отверстия в захватах под шкворень составляет 101 мм. МАЗ 537 выпускается также в модификации МАЗ 537Г, оснащенной 100-метровой лебедкой для самовытаскивания автомобиля и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Тяговое усилие составляет 15 тс.
Станция успешно прошла заводские испытания, и к 1986 году было изготовлено уже две АЭС «Памир». Но они не успели отправиться к местам службы. После Чернобыльской аварии, на волне антиядерных настроений в Белоруссии, проект был закрыт, а все восемь готовых трейлеров с оборудованием пошли «под нож».
(c) www.gradremstroy.ru