-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30129


Эпизод 18. Обет Арджуны

Четверг, 04 Апреля 2019 г. 13:05 + в цитатник
   1. Миф как он есть

   Когда Кришна и Арджуна явились к Юдхиштхире, то Дхармараджа подумал, что Карны уже нет среди живых. Царь "дружелюбно и ласково приветствовал их, ...улыбаясь" и спросил, как был убит Вайкартана. Он стал вспоминать, что из-за него он не знал покоя ни днём, ни ночью в течение 13 лет, "предчувствуя свою гибель" (Карапарва, гл. 46, шл. 9 - 17). Охваченный гневом, сын Кунти заявил, что его радует смерть злокозненного, грешного Карны, который "был беспредельно любим Суйодханой". Снова и снова он перечислял недостатки Вайкартаны. По его словам он был скудоумным, грешным разумом, тупоумным: "Низкий помыслами, неугомонный Сын суты, который некогда в Собрании перед лицом царей назвал нас бесплодным сезамом, наконец-то нашел свою смерть, встретившись в битве с тобою! Нечестивый Сын суты, который когда-то с усмешкой говорил (Духшасане): «Приведи-ка сам силою Яджнясени, которую выиграл Саубала», — теперь наконец-то повержен тобой! Низкий душою, скудоумный сын Адхиратхи, тот, кто в сражении, деля колесницу с другим, низринул на землю Деда, лучшего среди тех, что владеют оружием, наконец-то повержен тобой. Так скажи мне: «Мною повержен сегодня грешный помыслами (Карна)!» — погаси поскорее, о Пхальгуна, постоянно раздуваемое ветром бесчестия неистовое пламя, которое тайно сжигает мое сердце!" (Карнапарва, гл. 46, шл. 42 - 48).



   Арджуна ответил, что он дрался с саншаптаками, когда на него напал сын Дроны и ранил пятью стрелами его и пятью стрелами Кришну. Затем Карна двинул против него 500 колесниц, но он отбился от Вайкартаны и решил повидаться с Дхармараджей. Арджуна обещал одержать победу над кауравами: "...Пожелай мне победы в бою, ибо прежде сыновья Дхритараштры сумели одолеть Бхиму" (Карнапарва, гл. 47, шл. 8 - 14).

   Узнав о том, что Карна остался невредим, разгневанный Юдхиштхира стал упрекать брата: поскольку Арджуна дал ему обет убить Вайкартану, но не исполнил его, то пусть бы он ещё до битвы отдал лук Гандиву Кришне, а сам бы стал его возницей. Услышав эти слова, Арджуна в ярости схватился за свой меч, "намереваясь убить быка-бхарату", поскольку он ранее дал "обет" убить каждого, кто осмелится сказать ему, чтобы он отдал Гандиву другому.

   После этих резких слов братьев Кришна сказал, что он рад видеть царя Юдхиштхиру в добром здравии, но его огорчает, что Бибхатсу не знает дхармы: "Может случиться, что нельзя сказать правду, а надо прибегнуть ко лжи; (к примеру) если пытаются отобрать все твое достояние, то уместно солгать. Если жизнь под угрозой, или при заключении брака ложь допустима — тут неправда может, обернуться истиной, а истина — ложью. Такой (как тебе) верность истине представляется только юному существу, но когда (человек) постигает, что действительно истинно, а что ложно, он становится подлинным знатоком дхармы. Даже крайне жестоко поступающий человек, приобщившись такому вот чуду, может исполниться высочайшей благодати, как это получилось с Балакой, убившим слепого" (Карнапарва, гл. 49, шл. 25 - 32). Затем он рассказал ему две притчи об охотнике Балаке и отшельнике Каушике, а закончил он словами: "Если же речь идет о жизни и смерти, о браке или гибели всего рода и достояния, или же когда пускаются в ход насмешки, пусть будет ложным сказанное — прозревшие суть и смысл дхармы не видят в том ее нарушения. Тому, кто (должен прибегнуть) к клятвам, чтоб избежать столкновения с грабителями, лучше солгать — в том несомненная истина. Если есть такая возможность, ни за что не следует уступать свое достояние подобным, ибо богатство, отданное нечестивцам, бьет по самому отдающему. Поэтому тот, кто прибегнет ко лжи во имя (спасения) своего имущества, лжецом не окажется. Теперь тебе должным образом возвещено, по каким признакам различается (то, что истинно, а что ложно). Выслушав это, скажи мне, о Партха, должен ли ты убивать Юдхиштхиру?" (Карнапарва, гл. 49, шл. 50 - 56).

   Арджуна ответил, что он не будет убивать Юдхиштхиру, если сможет освободиться от обета: "Я уложил бы такого на месте, о Кешава, так же как Бхима убил бы любого, кто посмел бы бросить ему: "Безбородый! ... Но, если бы я убил его, Кешава, то не задержался бы в мире живых и малую толику времени. О Кришна, лучший из вершителей дхармы, ты должен меня надоумить, (как поступить мне), чтоб мой известный в мире обет был истинен, но чтоб и я, и (Юдхиштхира) Пандава остались в живых?!" (Карнапарва. гл. 49, шл. 57 - 63). Кришна сказал, что Юдхиштхира утомлён и изранен множеством стрел Карны, поэтому он говорил слишком резко: "Теперь игру в сражении ведет Карна, и если бы он принял смерть, то куру были бы побеждены, — так полагает царь (Юдхиштхира), сын Дхармы. Но когда (человеку) выпадает великий позор, его и живого считают мертвым. Ты, Бхима, оба Близнеца, старцы ш мужи, (славные) в мире своей отвагой, всегда выказывали почтение царю (Юдхиштхире). Теперь же ты прояви к нему, неуважение, но в чем-то ничтожном: (к примеру,) обратись о Партха, к Юдхиштхире на ты, тогда как положено (обращаться к нему) на Вы. Наставник, о бхарата, если к нему обратились на ты, все равно что мертв. С тем и приблизься к Юдхиштхире, Царю справедливости" (Карнапарва, гл. 49, шл. 64 - 71). После это Бибхатсу должен припасть к его стопам и просить прощения. Таким образом он избегнет и нарушения обета, и братоубийства.

   Послушав Кришну, Арджуна сказал брату оскорбительные слова, что не Юдхиштхире осуждать его, иначе он не находился бы на расстоянии кроши от битвы: "Ты вынес мне осуждение, пребывая на ложе Драупади, меж тем как я в это время ради тебя истреблял великих колесничных воинов. Ты слишком мнителен и жесток, о бхарата, и я не жду от тебя благодати! Верный истине (Бхишма), о бог среди людей, для твоего же блага сам подсказал тебе, как умертвить его в бою: то был отважный Шикхандин, сын Друпады, великий духом, и под моей охраной он погубил (Бхишму). И я бы не стал ратовать за твое возвращение на престол, ибо ты вопреки здравому смыслу привержен игре в кости.

Ты сам совершил греховный поступок, на который способны лишь недостойные, а теперь рассчитываешь с помощью себе подобных одолеть неприятеля в битве. Ты слышал о многих сокрушающих дхарму сквернах, (связанных) с игрой в кости, — о них говорил (тебе) Сахадева, но ты был не в силах отринуть этот удел нечестивых, и потому мы все ввергнуты в ад. Ты — игрок, и царство погибло из-за тебя, ты навлек несчастье на нас, о Индра людей!" (Карнапарва, гл. 49, шл. 81 - 90).

   После этих слов раскаяние охватило Арджуну, и он обнажил свой меч. Удивлённый Кришна спросил, зачем он это сделал. Бибхатсу ответил, что после таких оскорблений он не хочет жить. Кришна посоветовал ему провозгласить свои достоинства. И Арджуна произнёс длинную речь о своих достоинствах, а затем попросил у брата прощения. Выслушав его, Дхармараджа встал с ложа и тоже попросил прощения у Бибхатсу: "Я труслив, бездеятелен и жесток, (своим поступком) я оскорбил старейших — зачем ты так долго был верен мне, столь безжалостному! Теперь же я, грешный, удаляюсь в леса, живите счастливо без меня- Великий душой Бхимасена достоин стать царем. Какой толк для меня в царстве, если я, точно евнух, (лишен мужества)? Я не в силах стерпеть те жестокие (обвинения), которые ты (бросаешь мне) в ярости" (Карнапарва, гл. 49, шл. 99 - 112).

   Кришна обратился к Юдхиштхире и сказал ему, что Арджуна во исполнение своего знаменитого обета в отношении Гандивы по его (Кришне) воле нанёс царю оскорбление, потому что считается, "что обидеть наставника - все равно что убить его". И пусть царь простит своего брата и Кришну. В смятении Юдхиштхира поднял Джанардану и стал благодарить его. Арджуна поклялся, что или убьёт Карну, или сам погибнет. Кришна сказал Юдхиштхире, что, узнав о том, что он "изранен стрелами Карны" они с Арджуной поспешили встретиться с ним. И какое счастье им видеть теперь царя здоровым!

   По дороге Кришна напутствовал Арджуну: "Не относись с небрежением к Карне, украшению боя, о мощнорукий, ибо Карна доблестен и могуч и в совершенстве владеет оружием. Этот великий колесничный воин искусен (в сражении), разнообразна вооружен и умел в выборе места и времени. Пламенностью он подобен огню, быстротою схож со стремительным ветром, яростью подобен Антаке, а мощь его напоминает силу льва. Руки его могучи, локти — как из железа, грудь широка, он горделив, отважен, непобедим, доблестен и приятен обликом, наделен всеми воинскими добродетелями и пробуждает в друзьях бесстрашие. Это извечный враг Пандавов, радеющий о благе сыновей Дхритараштры. Для всех неуязвим Радхея, даже для богов вместе с Васавой, но только не для тебя, — вот что я думаю. Покарай теперь же Сына суты! Никто из воинов — ни боги, ни те, чьи (тела) из плоти и крови, — при всем старании не в силах одолеть его в битве. По отношению к Пандавам он неизменно низок душой, грешен помыслами, враждебен и злокознен, однако в этой распре с сыновьями Панду он лишен корысти. Уничтожь Карну —и ты исполнишь свое предназначение. Одолей сегодня же Сына суты, о Завоеватель богатств, — (вырви) корневище (древа) грешников: ведь это благодаря (Карне) низкий Суйодхана считает себя героем" (Карнапарва, гл. 50, шл. 57 - 65).

   Кришна говорил Арджуне, что только благодаря мощи Арджуны и Бхимы держится всё войско их союзников. Один Врикодара уничтожил "десять тысяч грозно нападавших слонов". Джанардана перечисляет подвиги пандавов, ранее убивших Бхишму, Дрону, Джаядратху, а теперь пришло время убить Карну; "Мы (доподлинно) знаем: здесь нет никакого прегрешения. (Вспомни) о той ночи, когда чуть было не сожгли твою мать с сыновьями, о безупречный, и то, как держал себя с вами Суйодхана в конце той игры; корень всех этих (бед) - злокозненный Карна, о Арджуна!" (Карнапарва, гл. 51, шл. 55 - 65). Кришна напомнил ему о том, как Карна рассек лук Абхиманью, а "пятеро великих колесничных воинов, и среди них искушенный в низостях (Карна) потоками стрел умертвили (сына Субхадры)" (Карнапарва, гл. 51, шл. 66 - 76). Раз за разом он называет Карну грешным, злокозненным, не знающим дхармы, нечестивым. Арджуна отвечает, что он видит бегущее войско панчалов, но он сделает всё, чтобы убить Карну: "Теперь Радхея раскается в своих жестоких словах, которые он обратил в Собрании к Панчали, выставляя Пандавов на позор. Когда будет убит низкий душою Карна Вайкартана, Сын суты, те, что сейчас - словно бесплодный сезам, станут сезамом (плодоносящим). "Я избавлю вас от сыновей Панду", - говаривал (Карна), но мои острые стрелы сделают лживыми эти его (слова). "Я уничтожу всех Пандавов вместе с их сыновьями", - хвалился Карна, а теперь я убью его на глазах у всех лучников" (Карнапарва, гл. 52, шл. 12 - 22).

   2. Где в мифе история

   По эпосу целью посещения Юдхиштхиры Арджуной и Кришной во второй половине дня было стремление навестить Дхармараджу, который, как уверял Кришна, был "тяжело ранен". Но, встретившись с сыном Кунти, они убедились, что пандава вполне здоров. Дхармараджа улыбался. Казалось бы, Арджуна с Кришной могли сразу уехать, ведь битва продолжалась. Но неожиданно между братьями разгорелся спор, который привёл к конфликту и едва не закончился смертью Юдхиштхиры. Поводом для конфликта явилась фраза Дхармараджи отдать лук Гандиву Кришне и последующие слова Арджуны, что у него есть обет: он должен убить каждого, кто предложит отдать лук другому. Повод для спора настолько незначительный, что возникает сомнение в истинной цели приезда Арджуны и Кришны. Не скрывает ли он подлинную причину этого приезда, которую авторам эпоса назвать неудобно, ведь главные события происходили на поле битвы, где пандавы терпели поражение. Если в 43 главе Карнапарвы Кришна говорит Арджуне: "Добрую (весть) хочу сообщить я тебе, о Партха, бык-бхарата: остался в живых царь-каурава", то уже в главе 45 он заявляет иное: "Царь (Юдхиштхира) тяжко ранен". Но что случилось такое, что он поменял своё мнение и сказал Арджуне, что он должен утешить брата? Оба они стали свидетелями поражения пандавов от Карны (гл. 45, шл. 31 - 54), и Арджуна, глядя на разгром пандавов Карной, сказал Кришне: "...Смотри, о мощнорукий Кришна, сколь велико могущество оружия Бхаргавы, - ничем нельзя уничтожить его в бою...Только пока человек жив, он добивается в бою победы, но (горе ему), если он (терпит) поражение: побежденному, о Хришикеша, (суждена) погибель, ему нечего (надеяться) на победу". С этого момента оба они понимают, что поражение неизбежно и нужно вести переговоры. И вот под предлогом заботы о здоровье Юдхиштхиры Кришна предлагает навестить Дхармараджу и они покидают поле боя.

   Сын Кунти встретил Арджуну и Кришну в полной уверенности, что Карны уже нет среди живых. Он испытывает просто животный страх перед Вайкартаной и не стесняется об этом говорить. Какими только эпитетами он не награждает каураву - он и злобный, и грешный, и низкий помыслами, но не приводит никаких доказательств и примеров. Голословные обвинения равнозначны клевете. Невольно Дхармараджа и сам признаётся в этом, когда говорит, что ветер бесчестия раздувает пламя ненависти в его груди. Из слов Юдхиштхиры становится понятно, что Карна принципиальный и последовательный противник пандавов. Вайкаратана говорит им всегда ту правду, которую неприятно слышать, называет факты, которые не опровергнуть, вот почему в груди Юдхиштхиры горит пламя ненависти, раздуваемое ветром бесчестия. Юдхиштхире, Арджуне, Кришне остаётся только награждать Карну нелестными эпитетами, которых он недостоин.

   Арджуна рассказывает брату, почему он не мог убить Карну. Но мы хорошо помним, в реальности Бибхатсу с Карной не сражался, хотя Вайкартана и вызывал его на поединок. Эпос любит говорить о "подвигах" Бхимы, Кришна даже скажет, что он уничтожил "десять тысяч грозно нападавших слонов", но неожиданно Арджуна признается, что "сыновья Дхритараштры сумели одолеть Бхиму". И это признание дорого стоит, если мы вспомним, что Арджуна сказал Кришне, то надежд на победу у пандавов нет.

   Спор Юдхиштхиры с Арджуной начался после того, как Дхармараджа, узнав, что Карна живой, сказал, что было бы лучше, если бы он ещё до битвы отдал свой лук Кришне, а сам стал бы его возничим. В этом предложении нет ничего оскорбительного или унизительного. Если исходить из версии авторов эпоса, то неужели Кришна недостоин быть воином? Смешно право. Но оказывается, у Арджуны есть обет: он должен убить любого, кто скажет ему отдать лук Гандиву другому. В конце концов главное - это победа, а кем она будет достигнута Кришной или Арджуной неважно. Кришна же не просто друг, но и учитель пандавов и даже бог, как говорят авторы эпоса. По этой причине отдать лук Кришне и стать его возницей для Арджуны не является унижением. В таком случае следует признать, что он унизил Кришну и заставил его быть своим возницей. Если же верен исторический взгляд, то нужно признать, что этот обет выдуман задним числом, как и другие обеты пандавов и Арджуны. Вспомним их.

   Сразу после замужества Драупади по совету Нарады пандавы установили порядок общения с ней и дали такой обет: "Если один из нас предстанет перед другим, который будет сидеть вместе с Драупади, то он должен будет жить в лесу в течение двенадцати лет, соблюдая обет воздержания" (Адипарва, гл. 204, шл. 25 26). Арджуна нарушил условие братьев и отправился в изгнание, но вот дальше он многократно нарушал воздержание с разными женщинами. В действительности же обет должен был объяснить причину исчезновения Арджуны из Индрапрастхи, а это было изнасилование Улупи. После отсечения руки Бхуришраваса Арджуна объясняет свой подлый поступок ещё одним обетом: "Все цари ведь знают этот мой великий обет, что ни один, принадлежащий к моей стороне, не может быть убит (никем) пока он будет находиться в пределах досягаемости моих стрел!" (Дронапарва, гл. 118, шл. 23 - 28). И тут он лжёт! Сколько воинов погибло рядом с ним, а он не смог их защитить на поле Куру! Обеты Арджуны даются, чтобы оправдать его очередную подлость: в первом случае - изнасилование Улупи, во втором - отсечение руки Бхушришраваса, когда между ним и Сатьяки происходил поединок и победу одерживал каурава. И вот новый обет: убить любого, кто скажет - отдать лук другому. Сначала Арджуна говорит, что это "мой тайный обет" (гл. 49, шл. 1 - 13), но чуть позже это уже "мой известный в мире обет" (гл. 49, шл. 57 - 63). Что сказать, "герой" путается в показаниях. Если Юдхиштхира знал об этом обете, то зачем он провоцировал брата? А если он не знал ничего об этом обете, то его не следовало убивать. Возникает острейшее впечатление, что Арджуна что-то потребовал от Юдхиштхиры, а Юдхиштхира не хочет это выполнить, вот и потребовалось "герою" вытаскивать свой меч из ножен и угрожать ему. Но что?

   В конфликт братьев вмешался Кришна. Он осознаёт, что их спор не поможет решению вопроса. Джанардана начал рассуждать о дхарме. Это не самое удобное место и время для этого, но ведь нужно убедить другого, а тут все средства для Кришны хороши. Традиционно о дхарме в эпосе идёт речь, когда нужно оправдать нарушение закона. Нового в этом ничего нет. В наше время любой чиновник-казнокрад старается сохранить видимость закона, когда идёт на его нарушение, прикрываясь его толкованием. С подобной аргументацией мы уже сталкивались в "Сказании о беседах Маркандеи". Это всё та же философия оправдания убийства, лжи и обмана: "Тот, кто прибегает ко лжи во имя (спасения) своего имущества, лжецом не окажется". Кредо Кришны: "Ложь должна быть выше правды!!" (Дронапарва, гл. 164, шл. 97 - 104). Именно таким путём он ведёт пандавов.

   Для сравнения напомним об обетах Карны. Каурава придерживается совершенно других принципов, даже Кришна говорит, что "по отношению к Пандавам он лишен корысти" (Карнапарва, гл. 50, шл. 57 - 65). Карна - не только сам бесстрашен в бою, но пробуждает смелость в других, он честный и милосердный. О последнем качестве говорят Дхритараштра, Бхишма и другие герои эпоса. Вайкартана говорит сам о себе, что он сражается не только ради славы, но и желает "защитить робких, просящих пощады на поле брани, а также избавлю от великого страха стариков, детей и дваждырожденных" (Араньякапарва, гл. 284, шл. 35 - 39). Сострадание для него столь же естественно, как и мужество. Он говорит: "Доброе имя мне дороже всего на свете, (дороже) самой жизни" (Араньякапарва, гл. 284, шл. 23 - 34). Если Кришна советует пандавам обманывать другого ради спасения имущества, то Карна готов жертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Но если человек идёт на обман из-за собственности, то он будет обманывать всегда, когда речь идёт о выгоде. Карна говорит Сурье: "Я сберегу свою честь, пусть даже ценою жизни, - вот мой обет" (Араньякапарва, гл. 284, шл. 35 - 39). Высшая ценность для сына Солнца - честь, а не жизнь: "Такому, как я, не подобает спасать свою жизнь ценою бесчестья" (Араньякапарва, гл. 284, шл. 23 - 34). А вот обман для него неприемлем ("Я не так страшусь гибели, как обмана"). Кришна же наставляет Арджуну, что обманывать нужно всегда, когда речь идёт о выгоде. И не важно идёт ли речь о спасении имущества, жизни, смерти, браке, клятве...

   Ещё один обет Карна даёт после сражения с гандхарвами в Двайтаване. Он обещает Дурьйодхане убить Арджуну после того, как (по легенде) последний нанёс им поражение и освободил кауравов: "Я не омою ног до тех пор, пока не будет убит Арджуна" (Араньякапарва, гл. 243, шл. 13 - 17). Битва эта носит фантастический характер и выставляет пандавов в благородном виде, что для них совершенно не характерно. Ненависть к Арджуне возникла, скорее всего, по причинам личным. Эпос о многом умалчивает или представляет реальность в искажённом виде. В это время Карне каким-то образом стало известно, что Арджуна изнасиловал Улупи, которая являлась то ли невестой, то ли сестрой Вайкартаны. Вот почему он даёт клятву убить Арджуну. Слова клятвы означают: каждую минуту с утра до вечера, пока я не вымою ноги перед сном, я буду думать, о том как убить Арджуну.

   Доводы Джанарданы подействовали, но тут Арджуна просит помочь ему в связи с его обетом. Он напоминает, что Бхима убил бы любого, кто назвал его "безбородым", то есть евнухом. В реальности пандавов так называли давно, со времён "игры в кости", когда их по приговору суда лишили мужского звания. Да и сам Арджуна жил в доме Вираты в качестве евнуха и, несомненно, так его называли все обитатели дворца царя матсьев. В таком случае надо был убить всех слуг Вираты. Какая тут честь...

   Кришна тоже путается в показаниях: то они видят здорового царя, то он "утомлен и изранен". Джанардана прямо говорит, что к конфликту братьев имеет отношение сын Солнца: "Теперь игру в сражении ведет Карна. и если бы он принял смерть, то куру были бы побеждены, - так полагает царь (Юдхиштхира), сын Дхармы" (Карнапарва, гл. 49, шл. 64 - 71).

   Дальше следует инструкция Кришны по примирению сторон: нужно оскорбить Юдхиштхиру в чём-то незначительном и потом попросить прощения - так можно и сохранить обет Арджуны в отношении Гандивы, и оставить в живых Юдхиштхиру. Отказ Дхармараджи был настолько важен, что Арджуна готов был его убить. И вот "обет" Арджуны, а затем "инструкция" Кришны стали способом выйти из этого положения.

   Джанардана оправдал доверие Кришны. Он жёстко и с удовольствием высказался о недостатках брата. И, конечно же, он не забыл "игру в кости"... Обвинить Юдхиштхиру в чём-то ничтожном не получилось. Но в конце концов братья всё же примирились. Юдхиштхира тоже стал каяться в своих недостатках, он даже сравнил себя с евнухом... Совет Джанарданы едва не привёл к убийству Юдхиштхиры. Психотерапевт из Кришны никакой, интриган же выдающийся: Арджуна поклялся убить Карну.

   В дороге Джанардана говорил, что Бибхатсу должен быть чрезвычайно внимательным и осторожным, ибо Карна и физически, и морально является выдающимся воином, он пробуждает в друзьях бесстрашие, по отношению же к пандавам он враждебный и злокозненный. Перед каждым преступлением убийца нуждается в психологической накачке. Разжигая ненависть к Карне, Кришна напоминает о том, как кауравы едва не сожгли Кунти с сыновьями в "смоляном" доме. И вот перед убийством Карны он говорит, что в этом нет преступления и приводит пример со "смоляным" домом. Но в реальности именно Юдхиштхира отдаёт приказ Бхиме о поджоге: "Подожжем оружейный склад и, предав огню самого Пурочану и оставив здесь шесть трупов, убежим отсюда незамеченными" (Адипарва, гл. 136, шл. 1 - 4). Действительно, жестоким человеком был Юдхиштхира. Но ведь Кришна же прекрасно знал, кто поджигал оружейный склад и дом. где жили пандавы. А если знал, то в его голове созрела новая подлость, как убить доверившегося человека.

   Джанардана приводит ещё один пример, иллюстрирующий его методы. Он говорит, что Абхиманью убили пятеро лучников и среди них называет Карну. И это тоже ложь! Сын Субхадры погиб в поединке на палицах с сыном Духшасаны (Дронапарва, гл. 48, шл. 8 - 14).

   Но какова же реальная причина приезда Арджуны и Кришны к Юдхиштхире? Тут стоит вспомнить, что Карна, применив оружие Бхаргавы, нанёс поражение войску пандавов ("сыновья Дхритараштры сумели одолеть Бхиму") и теперь открылся путь к переговорам. Карна выставил условие, что на переговоры должен был явиться Юдхиштхира, но Дхармараджа догадывается, что Кришна готов совершить ещё одну подлость. Возможно, Джанардана прямо сказал ему о том, что следует убить Карну в этот момент. Вот почему Арджуна вытаскивает свой меч и грозится убить его. "Обет" тут ни при чём, а Кришне приходится читать лекцию о дхарме. Появление Юдхиштхиры на переговорах должно было означать конец войны и подписание мира. Но и под страхом смерти от меча Арджуны Юдхиштхира не соглашается, Карны он боится больше, чем своего брата. Кришна прилагает усилие, чтобы примирить братьев. Неожиданно у него в голове возник план убийства Карны.
Рубрики:  Махабхарата
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

vit4109   обратиться по имени Четверг, 04 Апреля 2019 г. 13:52 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
HOOSH   обратиться по имени Четверг, 04 Апреля 2019 г. 15:04 (ссылка)
Спасибо, вы разбирали мои любимые места эпоса! Оказывается, при подробном анализе Кришна и Ко оказываются еще бесчестнее, чем при восприятии текста в целом!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 04 Апреля 2019 г. 15:49ссылка
HOOSH, я сознательно привёл сравнение обетов Арджуны и Карны, чтобы можно было увидеть, в чём они отличаются. А Кришна всегда таким был, просто авторы эпоса хорошо поработали над тем, чтоб спрятать истинные причины событий.
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Апреля 2019 г. 01:50ссылка
Соккар, Не очень-то хорошо и поработали, все скрыть как раз и не удалось
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Апреля 2019 г. 22:08ссылка
HOOSH, больше всего меня удивляет эпизод с сожжение смоляного дома. Казалось бы, прямо написано, что Юдхиштхира призвал поджечь, а Бхима сделал это, но всё равно виноваты кауравы. Тут вообще ничего не спрятано, но исследователи не обращают на это внимание. А вот в Анугите будет много формально философского, но на самом деле политического смысла, как и в Бхагавадгите тоже. Вот там всё сокрыто под философскими и религиозными терминами.
Перейти к дневнику

Суббота, 06 Апреля 2019 г. 01:13ссылка
Соккар, сожжение смоляного дома - это вообще верх цинизма. Какая уж тут дхарма.
"Традиционно о дхарме в эпосе идёт речь, когда нужно оправдать нарушение закона. Нового в этом ничего нет." - И не было. Разве только то, что в МХБ это с упоением делал "защищающий дхарму бог". Вообще во многих мифологиях боги нарушали нравственные законы, то есть дхарму (и порицались за это). И, кажется, только Кришна догадался такие нарушения назвать праведными.
Перейти к дневнику

Суббота, 06 Апреля 2019 г. 10:43ссылка
HOOSH, в греческой мифологии нарушение нравственных законов на каждом шагу. Это делают и герои, вроде Геракла и Тесея, и боги - Зевс, Аполлон. Мифы - это часть человеческой истории, причём слой этот самый древний. И далеко не всегда их критиковали за это, некоторые преступления превратили в таинства богов. Что касается Кришны, то это ещё не конец его "подвигам". Весь жизненный путь его - это просто череда преступлений. Но каждый преступник хочет выглядеть нормальным человеком в глазах большинства нормальных людей. Вот и начинают такие люди рассуждать о дхарме.
ДедоБор   обратиться по имени Четверг, 04 Апреля 2019 г. 17:20 (ссылка)
и это токмо епизод?!..
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 04 Апреля 2019 г. 17:35 (ссылка)
ДедоБор, а что удивляет? Из таких эпизодов и состоит вся жизнь:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 04 Апреля 2019 г. 18:11ссылка
Соккар, пардон, это был я. дак жызнь - состоит из епизодов жызни, а здеся епизоды иного..
Соккар   обратиться по имени Четверг, 04 Апреля 2019 г. 18:30 (ссылка)
Юрий_Мишенев, я понял по аватарке и по стилю... Ну хорошо, на главу не тянет, пусть будут эпизоды бытия или эписодии на греческом:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
OKSOMORON   обратиться по имени Четверг, 04 Апреля 2019 г. 20:17 (ссылка)
Одна подлость рождает другую подлость. Благодарю,Пётр!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Апреля 2019 г. 22:04ссылка
OKSOMORON, немножко похоже на выражение "единожды солгавший, кто тебе поверит". Точно также и с подлостью, если один раз проявил подлость, то второй раз уже проще, к сожалению это так...
Huhrigina   обратиться по имени Пятница, 05 Апреля 2019 г. 18:14 (ссылка)
Это какого ещё такого Деда ниспровергнул Карна с колесницы? Когда такое было? Речь ведь не о Бхишме! И с кем он там на колеснице находился?

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Апреля 2019 г. 22:02ссылка
Huhrigina, я тоже на это обратил внимание. Судя по всему это или ошибка переводчика, или редакторская. Кстати, подобные ляпы ещё будут.
Если речь там шла об Арджуне, то, видимо, имелся в виду Шикхандин. А если Карна, то вообще предложение лишено смысла.
Светлана-Фотина   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2019 г. 10:55 (ссылка)
Доброго дня!
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого." (Матф. гл. 5 Нагорная проповедь).
Свидетелем в клятвах и обетах человека является его СОВЕСТЬ! Что толку давать клятвы и обеты, если совести нет или она спит?!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2019 г. 11:09 (ссылка)
Светлана-Фотина, "Свидетелем в клятвах и обетах человека является его СОВЕСТЬ! Что толку давать клятвы и обеты, если совести нет или она спит?!!!"

Это верное замечание. Вот у греков времён Троянской войны, как говорил один исследователь, был стыд, но не было совести как понятия.
Когда в отношении Гандивы сначала говорится, что у Арджуны был "тайный обет" (это как намекает на совесть), но тут же это заявление меняется на "известный всему миру", то эта путаница уже усложняет восприятие. Если человек даёт обещание или клятву себе, то нарушение этих условий никто не может фиксировать. Если же он обещает это другим людям, то его всегда можно упрекнуть. Если был тайный "обет", то Арджуне не следовало обнажать меч, поскольку Юдхиштхира ничего об этом не знал. А "известный всему миру" - это индийский мем, они его часто используют, так же, как убивают многих кауравов "на глазах" Карны, Дурьйодханы и других военачальников. Дескать, вот убили их близких, а они не могут отомстить за них. Такое себе торжество победителей.
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Прекрасному Карне и его качествам, явленным на поле Куру, посвящается... Суббота, 06 Апреля 2019 г. 20:34 (ссылка)
Один лишь отважный воитель

Подымет на битву с врагом

Всю рать... И один малодушный

Её обречёт на разгром.

Поэтому царь набирает

Могучих, бесстрашных мужей,

С презрением взирая на трусов,

Дрожащих при звоне мечей.

Панчатантра, сказание о горшечнике Юдхиштхире

(Добавил ссылку к себе в дневник)


Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Суббота, 06 Апреля 2019 г. 22:42ссылка
Это не мои стихи! Это Панчатантра! Она не может быть "неплохой". Она памятник!:)))
Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 11:55ссылка
Huhrigina, да, я понял по стилю...
Huhrigina   обратиться по имени История горшечника Юдхиштхиры. Панчатантра как комментарий к Махабхарате Суббота, 06 Апреля 2019 г. 20:43 (ссылка)
Глупец -- кто своим правдолюбьем

Себе причиняет урон.

Несчастной своею судьбою

С Юдхиштхирой сходствует он.

В некоем селении жил гончар. Однажды в сильном подпитии, он упал на острый черепок от разбитого горшка и раскроил себе лоб. Ручьём хлынула кровь. Кое-как поднявшись, пьяный гончар зашагал к себе домой. После неумелого лечения на лбу у него остался глубокий рубец. В стране, где он жил, царил полный раздор, и вот однажды терзаемый голодом гончар вместе с прочими царскими слугами пошёл в другую страну и поступил в услужение к тамошнему владыке. Увидев у него на лбу безобразный рубец, царь подумал: "Видно, сей муж отличается великой доблестью. Неслучайно у него на лбу такая отметина!" С того дня он стал отличать его среди остальных слуг, выказывая ему всяческое уважение. Те же, хоть и завидовали обласканному гончару, из страха перед государем помалкивали.

Однажды, перед военным походом государь отмечал особенно мужественных воинов, когда погонщики обучали слонов, а конюшие облачали в боевые доспехи коней, воины надевали кольчуги, оказавшись в гончаром наедине, властелин спросил его:

-- О мой слуга! В каком бою получил ты столь страшный удар?

-- О богоравный! -- ответил тот. -- Я вовсе не воин, а простой потомственный горшечник, зовут меня Юдхиштхира. Однажды в сильном хмелю, я поскользнулся и упал лбом на острый черепок. От этого у меня и рубец.

Устыдясь своей доверчивости, царь сказал:

-- Горшечнику не место среди царских слуг. Прогоните его взашей.

Видя, что дело приняло худой оборот, горшечник стал оправдываться:

-- Не прогоняй меня, государь. Я ведь неплохо хладею и луком и мечом. Ты можешь положиться на меня в битве.

-- Охотно верю, что ты наделён всеми достоинствами, -- сказал царь. И всё же проваливай! Недаром говориться:



Ты смел, и пригож, и учен,

Но есть тут загвоздка одна:

В роду у тебя нет бойцов,

Способных осилить слона

Помнится, Пандавы жили в доме горшечника:)))

Очевидно, Панчатантра создавалась одновременно с Махабхаратой, как едкий комментарий к ней, а также как пусть иносказательная, но всё же правдивая история о тех событиях.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2019 г. 22:10 (ссылка)
Кажется, каста горшечника не очень высоко котируется. А пандавы жили в доме горшечника, выдавая себя за брахманов, что конечно же в глазах жителей Кампильи выглядело по меньшей мере странно.
Ну, а какое там правдолюбие у Юдхиштхиры, слёзы одни...
Ответить С цитатой В цитатник
Huhrigina   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2019 г. 22:41 (ссылка)
Кришна напоминает Арджуне о сожжении смоляного дома, в котором якобы виноваты кауравы и Карна в частности. И Арджуна реально гневается, что весьма и весьма удивительно, так как он не мог не помнить, что это Юдхиштхира велел поджечь дом.
Как же это объяснить?
Полагаю, что под смоляным домом подразумевается тюрьма, куда Пандавы с женой Драупади (а не матерью Кунти) были помещены после "игры в кости" в ожидании, скорее всего, смертного приговора, который им, судя по всему, исхлопотал Карна за тайные грабежи, убийства и работорговлю.
Союзники, то есть Кришна, устраивает Пандавам побег и спасает их "из смоляного дома", через подземный ход, совершив поджог оружейного склада и вероятно устроив ряд пожаров в городе.
Из подземного лаза Пандавы выходят безоружными ( будь этот побег спланирован заранее, Пандавы запаслись бы оружием и едой). Фактически без ничего. Оружие, подчёркиваю, есть только у Арджуны, потому что Кришна доверяет только ему. Остальным же Пандавам приходится сидеть на голой земле и выслушивать утешения набежавших брахманов, которые теперь диктуют им дальнейшее поведение.
А Сатьябхама допрашивает и инструктирует Драупади относительно её дальнейшего надзора за мужьями ( не полагайся на колдовство, пустое дело; Всё контролируй сама; не вздумай что-тот скрывать от нас (у нас заложники); даже в сортире не засиживайся! -- Да что ты, -- отвечает Драупади, -- мне и раньше то посрать было некогда, а теперь то уж и подавно. Я всегда служила верно, за что ты меня так подозреваешь?! -- Не обижайся, дорогая, перестраховка!)
То есть, когда Кришна говорит о "смоляном доме", он фактически напоминает:
Вспомни, кому ты всем обязан! Кто как не я выдернул тебя и всех вас фактически из погребального костра (смоляного дома), куда вы чуть не угодили происками этого низкорождённого Карны, которому вздумалось защищать других низкорожденных! И он только и ждёт как бы туда тебя опять засунуть!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 11:43ссылка
Полагаю, что под смоляным домом подразумевается тюрьма, куда Пандавы с женой Драупади (а не матерью Кунти) были помещены после "игры в кости" в ожидании, скорее всего, смертного приговора, который им, судя по всему, исхлопотал Карна за тайные грабежи, убийства и работорговлю"

Не выдумывайте. Сначала пандавы жили в "смоляном доме", а потом уже после сваямвары, убийства Джарасандхи, Шишупалы была "игра в кости". Во время нахождения в "смоляном доме" они свободно общались, например, с Вьясой и ездили на охоту.

"А Сатьябхама допрашивает и инструктирует Драупади относительно её дальнейшего надзора за мужьями"

А этот сюжет уже много лет спустя после проживания пандавов в лесу.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 19:50ссылка
Ну, насчёт охоты может быть и выдумка. А с Вьясой могли и видеться на самом деле. Если им могли устроить побег, то и встречу с Вьясой могли устроить. И организовать побег Ньяса согласился лишь на определённых условиях, потому встреча и понадобилась.
Просто после поджога смоляного дома (название такое ещё, Смоляной Дом, ну прямо иносказание погребального костра), если это был просто жилой дом и оружейный склад, Пандавам пришлось бы полностью перейти на нелегальное положение. Может, конечно так оно и было. Но судя по всему, после женитьбы Пандавы преспокойно вернулись в Хастинапур и некоторое время жили там вполне себе счастливые, а Кришна к ним переодически наведывался "тётушку проведать"
Вывод, после Варанваты они женились и вернулись в Хастинапур, а их двойная жизнь потихоньку набирала обороты. Очень потихоньку, но Карна всегда что-то чувствовал.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina   обратиться по имени Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 00:04 (ссылка)
Считается, что Арджуна ушёл в лес совершать аскезы, потому что зашёл в покои жены, когда там был Юдхиштхира, а у них там якобы договор был...
На самом деле, никакого договора было бы и не нужно. По традиции, в полиандрическом браке, ни один муж не заходит в спальню жены, если перед дверью стоят шлёпанцы одного из них.
Если не знать кто такие Пандавы, то можно было бы предположить, что Арджуна был что говорится "скандалистом" и "хулиганил", за что и был отлучён на время от семейной жизни в воспитательных целях.
Но скорее всего, Пандавы спровоцировали семейную ссору, чтобы Арджуна мог под благовидным предлогом удалится в леса, где по всей видимости, вёл двойную жизнь. То есть, участвовал в тайных разбоях, грабежах и похищениях людей с целью продажи в рабство, так как именно работорговля всегда приносила наибольшие доходы. Грабить же у простого человека часто бывает нечего, или же почто что нечего, кроме него самого и его детей.
Похищали, полагаю, в основном девушек, Улупи же, вероятно, удалось бежать.
А кого же похищали злоумышленники?
Ну конечно тех, с кем это можно было бы проделывать практически безнаказанно. С теми, кого чванливые ведические арии, то есть, арии последней волны, ни мало не уважали и считали чуть не скотов, людей вне варн (каст, вероятно, ещё не было) потому что те не строили городов и не признавали брахманской культуры и авторитета вед. То есть своих же братьев.
То есть соплеменников Карны. Который, полагаю никаким принцем не был, а был именно тем кем и назван, низкорожденным (с точки зрения чванливой арийской знати) ненавистником брахманов и приёмным сыном возницы.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 11:54 (ссылка)
"Считается, что Арджуна ушёл в лес совершать аскезы, потому что зашёл в покои жены, когда там был Юдхиштхира, а у них там якобы договор был...
На самом деле, никакого договора было бы и не нужно. По традиции, в полиандрическом браке, ни один муж не заходит в спальню жены, если перед дверью стоят шлёпанцы одного из них"

Появление Арджуны в неурочное время в шалаше Драупади (вот кто у нас шалашовка:-) - это только повод для удаления Арджуны из Индрапрастхи. Реальная причина другая: изнасилование Улупи, а уж потом придуман обет Арджуны. Он, кстати, обет воздержания нарушает не один раз. А в Хастинапуре в это время как раз и начали искать исчезнувшую Улупи (я предполагаю, что это или сестра или невеста Карны, а, возможно, она имеет отношение и к Раме Джамадагни). Вот и потребовалось срочно исчезнуть Арджуне, потому что подозрение Карны пало на него и он через своих агентов выяснил, что его уже в Индрапрастхе нет. Но полностью он стал убеждён в том, что Улупи была похищена и изнасилована уже после "битвы с гандхарвами в Двайтаване" и вот тогда он и дал свой обет убить Арджуну. Вот примерно так было. Хорошо бы, конечно, другие варианты эпоса иметь в виду для подтверждения этой версии. Но я думаю, что примерно так ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 13:26ссылка
Думаю, Улупи никогда в Хастинапуре не жила, потому что к царскому роду отношения не имела, как и сам Карна, родственницей или односельчанкой которого она реально могла быть.
Арджуна уходит из Индрапрастхи не из-зи интрижки с Улупи (кстати мстить за неё старейшины Хастинапура не очень то и хотели по причини "собачьего происхождения". На смертном приговоре настаивал Карна -- вторая игра в кости)
Арджуне нужно было обеспечить себя возможностью вполне официально находиться в лесах, под предлогом принятия временного обета из-за якобы нарушения семейного договора, что конечно было просто постановкой.
Ему и Кришне нужны были деньги, значит -- грабежи и торговля людьми.
Небольшие отряды нападали на деревни неведийских ариев (врагов брахманов по-определению, так как эти арии не пользовались услугами ведических брахманов, полагаясь на собственные танцевальные обряды и здравый смысл)
Вероятно выжившая Улупи добрадась до Карны и сообщила и гибели родной деревни. Он поклялся отомстить, но как отомстить то если с точки зрения некоторой части хастинапурской знати его соплеменники, да и он сам, ничуть не лучше собак.
Карна нашёл полную поддержку со стороны Дурйодхани м братьев кауравов. Духашасаны, Шакуни.
Но этого недостаточно, нужно рыть компромат на Пандавов, который как раз и нарылся, стоило лишь копнуть. Это первая игра в кости, закончившаяся чуть не оправданием Пандавов, И вторая игра в кости, на которой настояли Дурйодхана и Карна, и которая закончилась чуть не смертным приговором) Вот этого Пандавы Карне простить не могли.
Помните -- Карна есть "корень зла"
Возможно, Арджуна и в самом деле сделал из Улупи что-то вроде "лесной жены", может и в самом деле воображал, что у него "семья".
Насчет Драупади -- прежде чем рассуждать о шалашовках или не шалашовках наберитесь мужества осудить женскую кастрацию ( женские обрезания) на территории России (раз у вас хватает духа осудить эти обрезания на территории Африки, точно зная что ни один этот африканец русского не знает). А то очень много категоричности там, где точно сдачи не получишь:))) У мня лично такая жизненная позиция уважением не пользуется.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 15:44 (ссылка)
Исходное сообщение Huhrigina
Думаю, Улупи никогда в Хастинапуре не жила, потому что к царскому роду отношения не имела, как и сам Карна, родственницей или односельчанкой которого она реально могла быть.
Арджуна уходит из Индрапрастхи не из-зи интрижки с Улупи


Встреча Арджуны и Улупи была возле Врат Ганги (это примерно в районе современного Ришикеша) там, где Ганга пробивается через Гималаи. Формально причиной жизни Арджуны в лесах стал обет, данный братьями в отношении Драупади. Но Улупи тоже знает об этом обете и первая встреча после ухода Арджуны из Индрапрастхи была как раз с Улупи возле Врат Ганги. Встреча носит характер чудесного совокупления то ли в реке, то ли в подводном дворце. А мы знаем, что чудеса скрывают обман. На самом деле была не интрижка, а именно похищение и изнасилование. Сын Улупи потом сражается за пандавов, то есть его воспитывали брахманы, близкие к пандавам.
А дальше Арджуна идёт не случайно скитается вокруг всего Индостана, а идёт в Двараку в сопровождении проводника, которым очень вероятно является или сам Нарада или близкий ему человек. И вот по дороге он "забывает" об обете воздержания, но мы-то помни, что его слова оказываются лживыми, в отличии от слов Карны. Сравнение обетов я провёл специально, ведь кауравы у нас "злокозненные", а пандавы - "праведные", вот пусть и говорят факты сами за себя.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 18:28ссылка
Мне просто кажется, что насчет всяких там "Врата Ганги" тоже ерунда. Просто красивая история о якобы любви. Имело место нападение и похищение людей. Я полагаю, Арджуна ушёл из Индрапрастхи раньше того, как похитил Улупи. Похищение Улупи явилось следствием ухода, а не наоборот. А причиной ухода была двойная жизнь.
Арджуна -- собиратель богатств, то есть, скорее всего, разбойник. Война требует денег. Всё требует денег. Самые большие деньги приносит работорговля. Вот за двойную бухгалтерию, связанную с доходами от работорговли, скорее всего и отвечала Драупади перед Сатьябхамой.
Следовательно, нужно присмотреться в этом направлении. На возведение Двараки нужны деньги. Армию нужно вооружать, союзникам платить.
Пандавы очень долго вели двойную жизнь, пока Карне не удалось собрать достаточно компромата на них и доказать, что их деятельность не просто приносит страдания местному населению, а угрожает правящей династии.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 22:15ссылка
Встреча Драупади с Сатьябхамой произошла очень поздно, в самом конце изгнания пандавов. До этого момента Сатьябхама вообще не появляется в книге.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 11:22ссылка
Ну если не появлялась в книге, это не значит, что её на свете в это время не было.
И знаете, в русском фольклоре есть немала песен с содержанием похожим на «Вселенскую форму» из Бхагават Гиты.
Правда на речи Пётра Верховенского из «Бесов» тоже похоже.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 11:42ссылка
Я согласен, даже, скорее всего, Сатьябхама появлялась в Индрапрастхе или в лесу во время изгнания пандавов, но формально мы должны исходить из фактов. Иначе любой человек нас может упрекнуть в художественности наших построений.

Насчёт песен не помню, а вот в речах Верховенского да можно увидеть нечто похожее. Но это касается любой тайной организации, например, в фильме "Спрут" об итальянской мафии.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 18:52ссылка
Принято считать, что диалог Драупади и Сатьябхамы посвящен обязанностям верной жены, что ей следует и не следует делать.
Но на самом деле Драупади и Сатьябхама ведут очень странный разговор, который касается очень, на мой взгляд, странных предметов.
Ну про колдовства -- это понятно.
Колдовство в приворотных целях было популярно всегда.
Даже в Москве аж до середины двадцатого века. Мужики самогон варили, а женщины на картах гадали и про колдовство говорили. Развлекались. И многое мужчины (да и женщины) в то время могли всерьёз опасаться того, что их накормят какой-нибудь приворотно-отворотной дрянью:)))) С появлением телевизоров это дело пошло на убыль. У меня про это даже рассказ есть.
Но колдовство не единственная тема.
Драупади упирает на то, что она совершенно не имеет личного времени, постоянно к курсе финансовых дел своих мужей, и ещё она упоминает рабынь в цветочных гирляндах, которые, следует понимать, находились под неусыпным её контролем. Она в курсе всего того, что они делают, но непонятно что же они на самом деле делают. Их обязанности не ясны, но у них отличный товарный вид, а это дорогого стоит. На таких девушек больше расходов, чем прибыли от их трудов, ведь их нужно постоянно контролировать, хорошо кормить, мыть, умащивать, одевать. И ведь не боится прекрасная Драупади того, что её доблестные Пандавы привлекутся красавицами.
У к тому же Драупади очень осторожна. Она почти не общается ни с кем за пределами семьи и сводит дружбу только с очень проверенными людьми.
Я полагаю, у Сатьябхамы и Драупади речь идёт о работорговле и о доходах от неё..
Ведь я не помню, чтобы всвязи с Кауравами речь заходила о рабах. Может я чего путаю, но у Дурйодханы только члены семьи и соплеменники. И они не дарят людей. Нигде не сказано, чтобы кауравы одаривали брахманов или кого-то людьми.
А вот Юдхиштхира дарит брахманам девушек. И кажется, это не фигура речи. Похоже, люди шли как звонкая монета.
А где же брали этих людей -- ну понятно, не среди своих же, а там где это можно... Людей другой культуры -- и плевать, что ни тоже арии.
Полагаю, арии шли в Бхарату разными путями в разное время, и самые первые, доведийские арии, авторитета вед не признавали.
И даже когда в Сабхе Карна кричит Драупади "рабыня" , не обвинение ли это на самом деле? Мол сама походи в их шкуре.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 19:05ссылка
О рабах идёт речь во время "игры в кости" и, по-моему, во время раджасуи. Я думаю, рабами становились прежде всего в ходе войны. Грабежи тоже были, но сведений об этом мало. Кстати, рабы упоминаются где-то и рядом с Кришной.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 19:23ссылка
Рабами в ходе войны не так то просто стать. Семьи погибших и сдавшихся воинов продаже не подлежали. По законам справедливой войны.
Но война бывает разной.
Тайные разбойные нападения чем не война? Похищение и продажа людей? Свободный человек очень даже легко может потерять свободу если его изловят на большой дороге и продадут как раба. Такие проблемы были у римских граждан сплошь и рядом, например. Я думаю, во время игры в кости речь о рабах и зашла как раз по тому, что это был один из пунктов обвинения.
Думаю, упоминаний о грабежах предостаточно, просто они не очень явные.
Зачем вести полномасштабные затратные войны, когда можно втихоря вырезать деревню, за жителей которой некому заступиться, потому что для пришлых ариев они собаки, хотя и братья по крови, да и сами они ведут разрозненную жизнь. И даже если и найдутся защитники (Кауравы к этому кажется относились серьёзно), то как опознать разбойников? Они же не объявляют войны и не идут под флагами, не называют своих имён. Пришли-ушли, а людей по-видимому сбывали за пределами Бхараты.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 19:39ссылка
Я посмотрю более внимательно "игру в кости". Любопытно, а были ли семьи у рабов в Индии? Скорее всего, что не было... Напрямую речь о грабежах не попадалась в эпосе.
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 21:42ссылка
Даже, если как вы говорите, изнасиловать и похитить взрослого человека (Улупи) так, чтобы никто не увидел, или же убить и спрятать тело так чтобы не нашли и быстро, чтобы не заметили, нужны помощники, два-три человека. А это уже по сути банда.
Когда речь идёт об активных действиях влюблённой девушки, можно почти не сомневаться -- речь о войне, или быстром столкновении. Это такое иносказание.
И ещё -- у Вираты слуги, у Кауравов слуги, а у ПАндавов рабы.
А ещё никто кроме Пандавов не "дарит" девушек. А можно ли "подарить" свободного человека? Нет, конечно. Да и нахрена брахману девушки -- их кормить надо, неторопливейшие самого сожрут с молодым аппетитом. А еси это был отработанный траффик? Сбывать можно всё -- драгоценные камни, людей. Брахманы всегда вели торговлю драгоценностями.
Полагаю, Юдхиштхира не дарил девушек, а сбывал товар.
Что могли проделывать с красивыми юношами -- лучше вообще не думать.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 01:43ссылка
и ещё она упоминает рабынь в цветочных гирляндах, которые, следует понимать, находились под неусыпным её контролем. Она в курсе всего того, что они делают, но непонятно что же они на самом деле делают.

А может - разведсеть? "Медовые ловушки"? У бхилов, кажется, есть потрясающая легенда о том, как Драупади и Арджуна расставили подобный капкан на царя Васуки, но капитально обломались и были вынуждены бежать за помощью к профессионалам (в лице Карны).
Рабыни, кстати, тоже были, и праведный Юдхи их раздаривал пачками. А где брал - это вопрос, да.

И кстати, Пандавы - НЕ АРИИ. Вообще. Про Юдхиштхиру в каноне откровенно сказано, что он черный с синим отливом. Арджуна и Кришна - такие же. Они дравиды. Бхима, видимо, с европеоидной примесью. Какие близнецы - неясно, но если мадры белые, то они европеоиды скорее всего.
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 16:07ссылка
Цвет кожи вообще-то ещё не показатель нации.
А как то спрашивала у лумумбарийских студенток, есть ли у них цыгане (вчера кстати, был международный день цыган). Они говорят, есть, но как мы. Чёрные совсем, но цыгане. С здесь они как вы, белые, хотя тоже цыгане.
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 22:14ссылка
А что за народ такой лумумбарийский?:-))) Первый раз слышу...
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 22:11ссылка
Я думаю. девушек точно использовали в разведке. Может быть, дело было так. Арии завоевали страну вдоль Инда (карта, которая связана с "Разрушением Хастинапура"). А вот часть бывшего населения стали осваивать менее удобные земли для жилья, где тоже жили другие народы. Вот среди них и брали рабов.
Перейти к дневнику

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 14:13ссылка
Я как раз всячески хочу провести мысль (по-моему как раз важную) что арии не так уж и завоёвывали страну, а просто заселяли, приходя разными путями и в разное время. Когда пришли Куру, Индостан уже заселяли арии, которые пришли намного раньше и другими путями. Поэтому у них (белых арийцев, а частично сиро-кавказцев) сохранились очень архаические традиции такие как полиандрия (да, она всегда практиковалась у белых, была распространена на территории Индостана и не надо тут ханжеских закатываний глазок в духе "АЙ, Ой, единственный случай в истории, эксклюзивное изобретение Вьясы!), похищение невесты , предания о золотой кольчуге солнца (про золотую кольчугу не забываем) ну и многое другое. Местное белое население не знало о ведах и не следовала их предписанием. Сложные ритуалы были разработаны брахманами и они принесли их с собой в Индостан. Брахманские ведические ритуалы это не местное изобретение.
Темнокожее же местное население пользовалось куда большим уважением у ведических арийцев, чем белое, потому что жило в городах.
Когда брахманы вкладывают в уста Карны якобы глумление над Драупади за якобы невиданное пятимужие, они на самом деле с упоённым садизмом заставляют его называть шлюхой собственную мать, так как я почти что уверена, что и сам Карна происходил из местных, из как раз полиандрической семьи.
(представляю, как пёрлись брахманы от своей затеи).
В полиандрических семьях вполне могут рождаться герои, так как положение женщины там очень высокое и ей почти всегда гарантированы сильные полноценные эмоции во время секса, что является наиважнейшим фактором при зачатии, вообще то, если не основным.
От любови бедной, сыночек будет бледный, не даром говорится.
Я полагаю, в Индостане на тот момент, было как бы три основных потока ариев: доведийские и ведические, разделившиеся в свое время на идейных противников суров и асуров.
Асуры, кажется, пришли последними.
А с темнокожим населением тоже не всё ясно.
Как я уже говорила, цвет кожи вообще не показатель ничему.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Медовые Ловушки на Васукену

Суббота, 20 Апреля 2019 г. 19:28ссылка
Бригита_О_Брайн,
Иногда я думаю, что под змеем Васуки возможно следует понимать Карну. Высушена -- Васукена или как то так.
А в качестве "медовой ловушки" прекрасная Драупади мнила как раз себя. Но Васуки как то не повёлся. Все эти соблазнения "Прекрасной Кришной", какие-то недомолвки эпоса и легенд об отношениях Карны и Драупади.
"--Чванливые Куру тебя презирают, становись одним из нас"
Думаю, Карну они какое-то время так обхаживали.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Светлана-Фотина   обратиться по имени Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 19:41 (ссылка)
Добрый вечер!
Если бы у Арджуны была совесть, он не убил бы так подло Карну! Или он не мог победить его в честном поединке?!
Кришна тоже хорош! Кто он? Божество? "Альфа и омега"?!
С такими человеческими гримасами??!! Он развлекается!! вы поубивайте друг друга (потому что вы все плохие), а потом все начнем с "чистого листа"... начнется праведная жизнь ,но сначала вы убьете друг друга, а подскажу, как и когда это лучше сделать!
Вот бы Спаситель сказал, "пока он колесо меняет, тюкни его скорее..." Ну это же смешно! И так по -человечески....где тут божественное??
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 22:20 (ссылка)
Добрый вечер!
Да у всех пандавов не было совести, как и у Драупади. А уж Кришна... Более подлого человека трудно найти. Но при этом он старался все свои подлости совершать чужими руками, но в тех, кто это не удавалось, всегда возникают чудеса, демоны и т.д. Вот так авторы "спасают" его репутацию. Ну и вершина манипуляции - это Бхагавадгита и Анугита, которые признаются востоковедами вершиной философской мысли, а на деле представляют политическую программу на конкретный момент. Анугита ещё впереди...
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Четверг, 11 Апреля 2019 г. 14:40 (ссылка)
Huhrigina, если бы шло заселение страны ариями, то тогда нужно было бы признать, что арии появились в стране, в которой было очень мало населения или его совсем бы не было. Но это не так, арии завоевали очень населенную страну. Вот карта, о которой я говорил: https://www.liveinternet.ru/users/3616936/post156996697

О широко распространенной полиандрии я не хочу говорить. Это ваша фишка, вы охотно любите о ней рассуждать. Для меня это не так. Я стараюсь опираться на факты. Эпос один раз говорит о полиандрии в связи с замужеством Драупади, больше на эту тему ничего нет. Но спорить на эту тему я не буду. Пусть каждый останется со своим мнением.

Часть завоевателей-ариев пришло морем. Мы обсуждали эту тему раньше: https://www.liveinternet.ru/users/3616936/post440506092/
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 23:43ссылка
Соккар,
Когда я говорю о появлении на территории Индостана ариев первой волны, я имею ввиду времена задолго до событий описанных в эпосе. и людей заселявших эти территории задолго до появления ариев ведических. На сегодняшний день это общины и народы, чей язык, обычаи и образ жизни сохранили исключительно архаичные формы. У некоторых из них есть традиции, сближающие их с осетинами (способ захоронения, "похищение невесты" с согласия обеих сторон), которые единственные имеют в своём народном эпосе легенду о Золотой кольчуге Солнца. Поэтому я полагает гаю, что корни Карны нужно искать скорее среди них, среди этих архаических народов, а не среди тех ариев, которые завоевывали страну уже ближе к событиям описанных в эпосе Махабхарата, то есть около трех тысяч лет назад или около того и которые могли прийти морем или не морем.
Когда я говорю об ариях первой волны, я говорю на самом деле о тех людях, которые пришли в почти пустую страну и первыми заселили её. Которые не знали и не знают до сих пор ведических жертвоприношений, деление на Варны, ашрамы и касты, которые до сих пор не имеют представления о половом неравенстве. Они внешне похожи на европейцев или жителей Кавказа. Древнейший народ Индии. Я считаю, что Карна происходил из них. Оказывал сильнейшее влияние на Дурйодхану, чем сильно гневал многих представителей династии. Недоверие внутри династии Куру в конечном счёте и погубило Карну.
Вашу карту я посмотрю, но я говорю о временах сильно предшествующих тому, что есть на вашей карте.
Я говорю о неведических ариях. Они практиковали полиандрию, как и все древние народы, скорее всего. Да и как вообще можно иначе установить отцовский род не понятно.
Поверьте, я говорю об этом не потому что мне это нравится или нет. Просто иначе мы не поймем эпос. Смешно же на самом деле утверждать, что история знает лишь один такой вот полиандрический брак и он был придуман Вьясой. Ну и новатор же этот Вьяса однако!:)))) И Веды придумал, и полиандрию, и Махабхарату и Бхагавата пурану... Силён мужик, ничего не скажешь.
Я не думала, что так прочно во всё это закопаюсь, вопросы брака меня вообще до Махабхараты интересовали мало.
Когда я говорю о широком распространении полиандрии в прошлом среди ариев и не только, я тоже опираюсь на факты и сохранившиеся источники.
Но именно такие арии с европейской внешностью и белой кожей не пользовались абсолютно никаким уважение у Ведических ариев.
А вот более темнокожих жителей Индии ведийские арии уважали намного больше и с ними роднились. Парадокс? Да нет, не особенно.
И основная фишка Махабхараты в том, что на Курукшетре арии мочили ариев, братья убивали братьев. И эта боль жива до сих пор.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Пятница, 12 Апреля 2019 г. 09:26ссылка
С моей точки зрения вашу гипотезу доказать невозможно. Но если она вам нравится, то дерзайте.
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Апреля 2019 г. 10:31ссылка
Доказательства в тексте
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Апреля 2019 г. 00:19ссылка
Я посмотрела вашу карту. Ну точно, как я и говорю, у вас там идёт речь о событиях, которые имели место куда позже тех событий, о которых говорю я.
Полагаю, арии пришли на территорию Индостана ещё в незапамятные времена. Доведические времена. Когда суров и асуров ещё не было.
И насчет моей фишки. Она не только моя, охотно любил порассуждать о ней и Карна. Именно он назвал многомужие наилучшим положением для женщины, не я. И я думаю, он прекрасно знал о чем говорил. Поэтому мы вполне можем предположить, что это не единственный случай. Чтобы там не писали уже потом так называемые господа пандиты.
Соккар   обратиться по имени Пятница, 12 Апреля 2019 г. 09:29 (ссылка)
Многомужество наилучшим положением для женщины Карна считал по той же простой причине, что и многие мужчины считают многоженство наилучшим положением для мужчины.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Апреля 2019 г. 10:47ссылка
Полагаю, что нет.
Карна был вдумчивым человеком, его ответы всегда были глубже, чем это обычно бывает у людей. Очевидно, в первую очередь он имел в виду социальные отношения. А так же имущественные и межличностные. И конечно чисто генетические (наверняка наши предки что то такое знали о генах). Полиандрические отношения позволяют сохранить большее генетическое разнообразие, если разобраться. Тибетцы, например, удивительно красивы. Особенно мужчины.
Была бы полиандрия у Куру, стоял бы Хастинапурский и поныне.
Соккар   обратиться по имени Пятница, 12 Апреля 2019 г. 10:55 (ссылка)
Вы становитесь пророком полиандрической религии:-))) Вам нужно жить в Тибете. Там вас поймут.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Апреля 2019 г. 11:49ссылка
Меня поймут где угодно, но Тибет это кажется единственное место на Земле, где мужики не маются извечным своим коллективным комплексом по поводу того, что они все произошли всего навсего из женской письки и являются все-навсего её продолжением и не более того.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку