История знает множество случаев, когда власть захватывают близкие к трону люди, устраивая заговор. Ярким примером такого рода является убийство императора Павла и восшествие на трон его сына Александра. Обычно к заговору причастны высокопоставленные царедворцы и аристократы. Заговоры придворной элиты наиболее характерны для монархии, олигархии и теократии, но и при демократическом строе заговор и мятеж остаются столь же востребованы как и в прежние времена. Примером здесь может быть парад "цветных" революций в наше время.
Власть на Олимпе в этом смысле не отличается от земной. Об одном из таких заговоров среди бессмертных рассказывает Ахиллес, когда он просит свою мать Фетиду, чтобы она обратилась к Зевсу с просьбой наказать ахейцев за то, что Агамемнон отнял у него Брисеиду.
Гомер, "Илиада", первая песнь, 394 - 412:
"К Зевсу пойди на Олимп, умоли его, если услугу
Сердцу его оказала ты в чем-либо словом иль делом.
Часто ребенком в чертогах отца приходилось мне слышать,
Как ты хвалилась, что только тобою одной из бессмертных
Зевс чернооблачный был охранен от беды и позора
В день, как его олимпийцы другие сковать собирались, -
Гера, с ней Посейдон и дева Паллада-Афина.
Ты же, богиня, пришла и от уз избавила Зевса,
Быстро призвав на Олимп многохолмный сторукого в помощь;
Имя ему Бриарей у богов, у людей же - Эгеон.
Силою страшной своею он даже отца превосходит.
Возле Крониона сел он в сознании радостном силы,
Боги в ужас пришли и сковывать Зевса не стали.
Это напомни ему и моли, обнимая колени.
Не пожелает ли он подать свою помощь троянцам
И, избивая ахейцев, прогнать их до самого моря
410 И до судов, чтоб царя своего распознали ахейцы,
Чтобы узнал и широкодержавный Атрид Агамемнон,
Как погрешил он, ахейца храбрейшего так обесчестив!"
(пер. Вересаева)
Вынужденный уступить Агамемнону Брисеиду, Ахиллес считает, что он обесчещен. Это даёт ему повод отныне не участвовать в сражениях. Он умоляет мать, чтобы она просила Зевса оказать помощь троянцам и, тем самым, чтобы ахейские воины осознали, что победы они одерживают благодаря личному мужеству Ахиллеса, а не воинским талантам Агамемнона.
Зевс должен внять просьбам Фетиды, потому что она когда-то спасла его от мятежников. Ахиллес напоминает матери, что эту историю он слышал от неё ещё в детстве.
Несомненно, многие читатели будут удивлены, что заговоры устраивают боги на Олимпе против Зевса. Это говорит, что даже бессмертные не довольны своей ролью и готовы устроить переворот на небесах. Но не забудем, что и сам "Кронид" пришёл к власти, свергнув сына Урана. То есть, насильственный захват власти в древнем мире скорее правило, чем исключение. Ну, а боги, как мы помним, во всём подобны людям.
Причину заговора источники иногда называют ревность Геры. Но, видимо, это даже для Геры могло быть только поводом. Скорее всего, причина заговора богов банальна: зависть бессмертных к положению главы совета богов. О зависти богов говорят и Пиндар (Истм, песни, 7, 39; Пиф. песни, 10, 20), и Гомер, и Геродот. Вот пример из "Истории" Геродота.
Геродот "История", Клио, 32:
"Солон отвечал: "Крёз! Меня ли, который знает, что всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги, ты спрашиваешь, о человеческой жизни?".
Власть, которой обладает Зевс, не абсолютна. Есть много примеров, где он вынужден поступать под влиянием обстоятельств, воздействием окружения, а не только руководствуясь выгодой и личным интересом. Гера, Посейдон и Аполлон - вот самые активные заговорщики. Остальные боги проходят под именем Афина (члены совета богов). Каким-то образом о заговоре стало известно Фетиде. Она поспешила к гекатонхейру Бриарею. Бриарей - это название пятидесятивёсельного корабля. Экипаж пентеконтеры численностью в пятьдесят человек (вот почему Бриарей сторукий) в полном составе явился на помощь Зевсу. Что могут изнеженные члены совета богов противопоставить полусотне сильных гребцов судна? Заговорщики вынуждены был признать своё поражение. Зевс наказал главных зачинщиков бунта Посейдона и Аполлона, отправив их на исправительные работы к Лаомедонту, царю Илиона.
Ничто человеческое богам не чуждо. Власть редко служит народу. Обладающий ей думает прежде всего о своей выгоде.