-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30127


Эпизод №16. Убийство Шишупалы

Воскресенье, 02 Января 2011 г. 10:49 + в цитатник

   Спустя некоторое время после убийства Джарасандхи Юдхиштхира принимает решение о проведении жертвоприношения раджасуя. Прибывшему из Двараки Кришне Юдхиштхира предлагает совершить совместное жертвоприношение, мотивируя это тем, что именно Кришне он обязан своей властью над покоренными землями. Но Бхагаван отказывается от предложенной ему чести.

   Исполнителями жертвоприношения назначаются Вьяса, Дхаумья и ряд других брахманов. В тексте Махабхараты сказано, что в качестве гостей на раджасую Юдхиштхиры были приглашены практически все основные герои Махабхараты: Бхишма, Дрона, Карна, Шакуни, Дхритараштра, Дурьйодхана, Джаядратха, ряд царей бывших вассалов Джарасандхи — Шишупала, его брат Шальва и много других, причем среди них полно родственников Кришны.

   После обряда все приглашенные садятся за стол с угощением. По обычаю гостям следует поднести почетное питье, начиная с самого достойного. И тут Бхишма задает Юдхиштхире вопрос: кто же из гостей наиболее достойный? И сам же отвечает на свой вопрос, указав на Кришну, как на наиболее достойного из гостей. Никто из присутствующих, кроме Шишупалы, это решение не оспаривает. Шишупала же в резких словах, очень жестко, высказывает недовольство этим решением, называет Кришну рабом, сравнивает его с собакой и в конце своей оскорбительной речи вызывает Кришну на поединок.

   Кришна, не дав Шишупале закончить речь, убивает его метательным диском — чакрой. Присутствующие гости молча принимают случившееся и тут же, что называется «не сходя с места» посвящают на царство сына Шишупалы — Дхриштакету.

   2.Где в мифе история.

   Выясним, где именно происходят события, описанные выше, — раджасуя и поднесение почетного дара.

   Формально действие происходит в Индрапрастхе. Но Юдхиштхира, оглашающий все решения на раджасуе, отдает приказания Сахадеве, называя его своим советником, и уже Сахадева передает его приказы исполнителям. Но почему именно Сахадева, а не Бхимасена или, например, Арджуна? Здесь следует вспомнить, что имя Сахадева носит не только один из братьев пандавов, но и сын Джарасандхи, посвященный Кришной на царство. В Махабхарате не один раз говорится, что Джарасандха владел Мадхьядешей — Срединной страной. А на раджасую Юдхиштхиры прибывает множество царей как раз из Мадхьядеши.

Сабхапарва. Глава 31. Шлоки 17 — 25.

«Вайшампаяна сказал:

   Эти и многие другие цари, происходящие из Срединной страны, приехали на великое жертвоприношение Раджасуя сына Панду...».

   Тут самое время сказать, что предки Кришны когда-то владели этой страной. Но Джарасандха изгнал    их оттуда.

Сабхапарва. Глава 13. Шлоки 49 — 59.

«Шри Кришна сказал:

   И поразмыслив, все мы направились в западную страну, в прекрасный город Кушастхали, украшенный горою Райватакой. Мы снова поселились в нем, о царь, и перестроили его в крепость, так что она стала неприступной даже для богов. В том (городе) даже женщины могут сражаться, а что же говорить о героях из рода Вришни! В нем, о истребитель врагов, мы живем (теперь), не ведая никакого страха... (Все они) — опора людей, герои, одаренные доблестью и великою силой, (живут ныне) без опасений в общине Вришни, тоскуя по Срединной стране».

    Таким образом, родина вришниев и Кришны — Мадхьядеша. На раджасую Юдхиштхиры приехали цари из Срединной страны, то есть из владений Джарасандхи, формально перешедшей после его гибели к сыну царя Сахадеве. А формально это означает, что именно Сахадева является махараджей всех приехавших на раджасую царей. И теперь он должен распоряжаться на жертвоприношении. Поэтому можно сделать вывод, что Сахадева, распоряжающийся на раджасуе,— это не один из братьев пандавов, а сын убитого махараджи Джарасандхи. И его речи на раджасуе — это дань благодарности Кришне за то, что он стал махараджей. Судите сами.

Сабхапарва. Глава 36. Шлоки 1 — 4.

«Вайшампаяна сказал:

    Сказав так, Бхишма многославный умолк. Тут Сахадева сказал в ответ (Шишупале) знаменательные слова: «Кто из вас, о цари, не выносит Кешаву, убийцу Кешина, Кришну, неизмеримого могуществом и чтимого мною, на голову всех их, могучих, я поставлю вот эту ногу. И когда я сказал так, пусть тот дает мне должный ответ. И пусть цари, которые одарены умом, одобрят то, что почести удостоен (Кришна )— наставник, отец и учитель, заслуживающий почитания и (всеобщего) уважения».

    Для Сахадевы организатор убийства его отца становится уважаемым человеком. Сын Джарасандхи произносит речи как повелитель. В начале церемонии он подносит чашу с питьем самому почетному гостю — Кришне, и он же завершает церемонию. Поэтому здесь напрашивается и еще один вывод: действие происходит не в Индрапрастхе, а в столице Сахадевы — Гириврадже.

Обратим внимание на поведение присутствующих на раджасуе Юдхиштхиры царей и гостей.

   1.Как мы уже показали, Сахадева распоряжается всей церемонией во время жертвоприношения, как если бы он был хозяином дворца.

   2.Юдхиштхира предлагает Бхишме, когда все уселись за стол, выбрать самого почетного гостя, а после убийства Шишупалы дает распоряжение о погребении и о возведении на трон сына убитого — Дхриштакету. Ни малейшего намека на осуждение убийства не высказывают ни Юдхиштхира, ни Сахадева, ни вообще кто-либо из присутствующих, как будто все это совершилось в духе существующих обычаев и законов (согласно дхарме). Это молчаливое согласие очень походит на поведение в рамках предварительного соглашения.

   3.Реально действуют в эпизоде только те лица, которые либо что-то говорят, либо что-то совершают. Это Сахадева, Бхишма, Юдхиштхира, Шишупала, Кришна, Дхриштакету. Все остальные, названные в тексте как «толпа (царей)», молчат и никак не действуют. Можно сделать два предположения: либо все эти цари согласны с происходящим, либо вообще их здесь нет. Все, что мы знаем о Дурьйодхане, Шакуни, Карне, свидетельствует о том, что промолчать и одобрить такой подлый с точки зрения любой, а не только воинской этики поступок — убийство гостя за столом — никто из них не мог. Следовательно, этих «молчащих царей» на месте событий нет, как нет и Шальвы — брата Шишупалы.

   4.Самое очевидное, что бросается в глаза — убивают гостя за столом, не дав ему договорить. Проблема в том, что убийство гостя, да еще за столом во время пира во все времена, у всех народов считалось и продолжает считаться делом подлым, безоговорочно осуждаемым любым сводом обычаев ( «естественным правом»— по выражению юристов). Гостеприимство вообще у всех народов входило в комплекс гарантий личной безопасности. В его основе лежит принцип адекватного реагирования.

   5.В любом доме, принимающем гостей, есть хозяин. В случае ссоры между гостями именно он обязан вмешаться и уладить конфликтную ситуацию. Хозяин несет ответственность за любую ссору, а тем более за убийство, совершенное в его доме. Кто же хозяин в доме, где убили Шишупалу? Формально, по тексту, им является Юдхиштхира. Как же он реагирует? Приказывает совершить обряд погребения и сразу же возвести на трон сына убитого. И нет никаких попыток наказать убийцу. Это поведение никак не укладывается в рамки «естественного права».

   6.Один из гостей — Бхишма — имеет особый статус. Именно он, а не хозяин принимает решение, кому поднести почетное питье. Авторы Махабхараты везде придают Бхишме статус старейшего в роду кауравов и на этом основании — статус высшего морального авторитета и судьи в последней инстанции. Его решение никто не оспаривает, кроме Шишупалы. В сущности, именно он и создал конфликтную ситуацию и тем самым несет хотя бы моральную ответственность. Его слова — это скорее слова жреца, а не воина: он говорит о божественном происхождении Кришны и демонизирует Шишупалу. И что же, этот моральный авторитет осудил это убийство, или хотя бы ужаснулся по поводу произошедшего? Нет, реакции никакой не видно. И тут же возникает мысль: если высший моральный авторитет в обществе не осуждает это убийство, то, следовательно, среди собравшихся царей такой поступок считается нормальным.

   7.Сын Шишупалы — Дхриштакету — формально является таким же гостем, как и все. Но, вследствие убийства отца, приобретает гораздо более высокий статус — его сразу же после убийства возводят на освободившийся трон. Он не реагирует на убийство отца и спокойно принимает власть из рук убийцы. Это — для сына и наследника — совершенно ненормальное поведение, но для человека, обуреваемого жаждой власти и не желающего ждать естественной смерти отца, это поведение совершенно логично. Возникает вопрос: воспользовался ли Дхриштакету счастливым для себя случаем, или убийство было спланировано и Дхриштакету, не принимая непосредственного участия, был в эти планы посвящен и был с ними согласен? О существовании плана говорит то, как быстро и деловито отдаются Юдхиштхирой распоряжения о погребальном обряде и коронации Дхриштакету.

   8.Формально по тексту события происходят в Индрапрастхе. Сразу возникает вопрос: как вообще Шишупала мог оказаться в Индрапрастхе? Перед убийством Джарасандхи Кришна упоминает, что Шишупала был полководцем Джарасандхи. В силу этого он, конечно, был и подданным, вассалом Джарасандхи. Естественно предположить, что после убийства Джарасандхи в его столице Гириврадже состоялось собрание его вассалов, на котором должны были присутствовать его сын Сахадева, его полководец Шишупала и сын и наследник Шишупалы Дхриштакету. Формально по тексту Шишупала в ходе «завоевания мира» пандавами сам, добровольно, «с улыбкой» отдал свое царство Юдхиштхире. Это очень странно, ведь цари обычно сражаются за право обладать царством, и никто добровольно его не отдает. Но допустим это так. Тогда поведение Шишупалы совершенно немыслимо: вассал на пиру у сюзерена жестоко оскорбляет его самого почетного гостя. Из речей Шишупалы и Кришны следует, что Шишупала считает Кришну своим заклятым врагом, с которым никакие компромиссы невозможны. Если Шишупала — вассал Юдхиштхиры, то наказать его за такое поведение должны были сами пандавы, но они никак на речь Шишупалы не реагируют. Кришна сначала отмалчивается, а потом уже не столько защищается, как с помощью слов усыпляет бдительность Шишупалы. Но если никакого «завоевания мира» не было, то Шишупала, будучи вассалом Джарасандхи, должен подтвердить свою зависимость перед сыном Джарасандхи Сахадевой и уже точно не в Индрапрастхе, а в Гириврадже. Став махараджей, Сахадева не становится самостоятельным правителем:своему восшествию на трон он обязан Кришне. Будучи формально независимым, сын Джарасандхи на деле покорен воле Кришны. Шишупала возмутился и начал оскорблять Кришну после поднесения ему почетного питья. Можно считать это поднесение как сознательную провокацию, своего рода тест на отношение к новому положению вещей, к новой иерархии. Гневная речь Шишупалы, объектами которой становятся Бхишма, Кришна и пандавы, и есть его реакция на эту провокацию. Такое поведение соответствует следующей схеме: Шишупала — вассал Сахадевы — видит, что его сюзерен подносит почетное питье заклятому врагу Шишупалы, в силу чего он — Шишупала — становится вассалом вассала, то есть, его ранг стал ниже на одну ступень. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод:

а) место действия — не Индрапрастха, а Гиривраджа;

б) Шишупала не присягал Юдхиштхире и умер вассалом Джарасандхи.

   9.Кришна получает при Сахадеве необычно высокий статус — именно он посвящает Сахадеву на царство. С одной стороны, Кришна — великий бог, мудрец, герой. С другой стороны, он — по сути дела — изгнанник, в чем сам и признается. Из рассказа Кришны следует, что ранее Шишупала доставлял отцу Кришны множество неприятностей, следовательно, вражда Кришны и Шишупалы — наследственная.

   Бхишма называет Кришну —«пастух» (go-pala или go-vinda). Шишупала называет Кришну —« раб». В то же время другие герои, например, пандавы почитают его как наставника и руководителя. Почему так происходит, в этом нам еще предстоит разобраться.

3. Версия исторических событий.

   Все участники эпизода собрались в столице Магадхи — Гириврадже для того, чтобы официально оформить и утвердить смену власти в Магадхе. Новый махараджа Магадхи полностью подчинился людям, совершившим переворот, — Юдхиштхире и Кришне. В результате Магадха оказалась фактически под управлением Кришны. Сахадева и пандавы безоговорочно признают превосходство Кришны и его право повелевать. На данный момент Кришна не занимает никакой властной должности в местной иерархии — у него нет царства. Но его предки когда-то владели Мадхьядешей — Срединной страной. Все собравшиеся цари ранее были вассалами Джарасандхи, а теперь все они формально становятся вассалами Сахадевы, одновременно признав над собой и власть Кришны. Не все остались довольны новым положением вещей, но открыто выразил недовольство только Шишупала, за что и был убит Кришной. Все присутствовавшие цари, молча воспринявшие случившееся, тем самым признали за Кришной право единолично судить и наказывать любого из них, право стоящего над законом и моралью действительного, а не формального, повелителя.

   В случае убийств Джарасандхи и Шишупалы Кришна заменяет убитых их сыновьями — Сахадевой и Дхриштакету. Оба они, не принимая прямого участия в убийстве своих отцов, несомненно, принимали участи в заговоре и были согласны с планом переворота, то есть фактически стали отцеубийцами. В мировой истории можно найти немало примеров, когда сыновья монархов принимали участие в убийстве своих отцов, потому что не желали ждать их естественной смерти.

   Из таких примеров наиболее ярким и хорошо изученным является убийство российского императора Павла . Сравним обстоятельства этого убийства и гибели Шишупалы.

   Обстоятельства убийств Джарасандхи и Павла совпадают почти полностью. Оба убиты ночью тайно группой заговорщиков. В обоих случаях сыновья — Сахадева и Александр — согласились с планом заговорщиков. И в том и в другом случае во главе заговора стояли воистину демонические личности — Кришна и Пален. В обоих случаях именно руководители заговорщиков утверждают наследников в качестве монархов. Но есть и отличие — оба они надеялись управлять новыми монархами, как марионетками. Но у Кришны это получилось, а у Палена нет.

   Параллель «убийство Шишупалы — убийство Павла не столь очевидна. Шишупалу Кришна убил открыто, при множестве свидетелей. В этом — и все отличие.

 

 

Рубрики:  Махабхарата
Метки:  

Таня_Ализаде   обратиться по имени Воскресенье, 02 Января 2011 г. 15:49 (ссылка)
v lyubom dome, qde prinimayut qostey est xozyain,, inoqda ya ne moqu bit xozyaykoy v svoyom dome
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Воскресенье, 02 Января 2011 г. 19:14 (ссылка)
Татьяна_Али, Да, бывает и такое. Хозяйкой быть в своем доме иногда труднее, чем хозяину. У них разные задачи, но трудности их решения тоже разные.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 07 Января 2011 г. 19:02ссылка
Соккар,  (600x450, 155Kb)

lu4she vseqo bit vseqda xozyainom polojeniya
Перейти к дневнику

Суббота, 08 Января 2011 г. 21:37ссылка
Татьяна_Али, Вот видите, дорогая Татьяна, Вы делаете успехи. Вы абсолютно правы. Быть хозяином положения удаётся далеко не всем, а только тому, кто хорошо знает, с кем он имеет дело. Шишупала -наивен,его имя переводится как "дитя". Кришна же являет собой полную противоположность Шишупале. Он - хитрейший и коварнейший из людей. Именно потому и гибнет Шишупала.
Son_mira   обратиться по имени С 2011 годом !!! Понедельник, 03 Января 2011 г. 02:29 (ссылка)
Соккар, Пусть Вам везет и ни кто вокруг Вас никого не убивает в этом году! )
Счастья, здоровья и любви !!
251349 (560x600, 547 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 03 Января 2011 г. 17:18 (ссылка)
Son_mira, Спасибо. Но вот в жизни, как и на экранах телевизора, мы видим другое.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Января 2011 г. 17:25ссылка
Соккар, ))) !Не забывайте - это только наш выбор , то что мы видим !Мы можем на это и не смотреть...( !? )
Соккар   обратиться по имени Среда, 05 Января 2011 г. 11:34 (ссылка)
Son_mira, Это все правильно. НО нельзя и не обращать внимания на многочисленные факты вокруг нас.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 05 Января 2011 г. 12:30ссылка
Соккар, не вопрос... это выбор каждого куда смотреть.
Доброго дня Вам дорогой !.
Приятного общения.
 (600x432, 65Kb)
Перейти к дневнику

Пятница, 07 Января 2011 г. 18:12ссылка
Son_mira, Спасибо, Лариса.
Akmaya   обратиться по имени Добрый день и с Новым Годом! Среда, 05 Января 2011 г. 13:44 (ссылка)
Внимательно прочитала пост, очень интересно и поражаешься как жажда власти и овладении троном толкала людей на страшные поступки.Пример тому, как Дхриштакету, сын Шишупалы
"...формально является таким же гостем, как и все. Но, вследствие убийства отца, приобретает гораздо более высокий статус — его сразу же после убийства возводят на освободившийся трон. Он не реагирует на убийство отца и спокойно принимает власть из рук убийцы. Это — для сына и наследника — совершенно ненормальное поведение, но для человека, обуреваемого жаждой власти и не желающего ждать естественной смерти отца, это поведение совершенно логично...."
Мое мнение просто так ничего не делалось, обязательно на то был какой то план и цель, конечно же я могу ошибаться, но все таки....)
А вообще сами обычаи привлекают внимание. очень интересно, спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 07 Января 2011 г. 18:15ссылка
Akmaya, Вот прошое говорит нам, что многое что может повториться в жизни. Я рад, что вы, дорогая Akmaya, с удовольствием погружаетесь в жизнь древней Индии.
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 08 Апреля 2013 г. 03:27 (ссылка)
Эххх… Наваяли так наваяли, я раз 7 пробовал начать блог, но всё никак, а тут почитал ваш сайт и каааак началось! И вот уже несколько месяцев веду свой блог. Блогадарю за заряд энергии! Пишите ещё!
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 08 Апреля 2013 г. 09:47 (ссылка)
knowmesu, спасибо. Рад встрече с заинтересованным читателем. Но, в самом деле, изучение мифологии на примере Махабхараты это очень интересно. Похоже на детектив, но с каким-то политическим смыслом. А по мере чтения уже узнаём, что есть ещё и философский смысл, и исторический, и географический. Чем больше и чаще читаем Махабхарату и Рамаяну, тем больше интересных параллелей с нашим временем находим.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку