По совету друзей мы посетили Фотобиеннале 2010, который проходит в эти дни в Москве. Этот трехмесячный выставочный марафон объединяет около 20 московских площадок и более полусотни проектов. Мы выбрали Манеж. Там выставлены культовые фотографии таких мастеров, как Питер Линдберг, Паоло Роверси, Робер Дельпир и другие.
Человек XXI века привык фотографировать, удовлетворяя ежеминутное желание присвоить себе часть окружающей реальности. Поэтому любые фотофорумы сегодня очень популярны. Но при всеохватывающем культе любительской фотографии существует небольшой сегмент фотографии профессиональной, которую-то и называют искусством. Об этом искусстве каждый год рассказывает Московский дом фотографии (МДФ): Фотобиеннале, которая проходит раз в два года, чередуется с фестивалем «Мода и стиль в фотографии».
Джон Траволта
Официально все разнообразие выставок в этом году объединено вокруг трех тем – «Vive la France!», «Ретроспективы» и «Перспективы».
Ретроспективу курирует Робер Дельпир, знаменитый издатель, основатель серии Photo Poche – фактически антологии мировой фотографии. Его деятельности посвящен фильм Сары Мун, завсегдатая фестивалей МДФ. А сами фотографии для ретроспективы предоставлены Фондом Картье-Брессона, который возглавляет его вдова Мартина Франк, в свое время влюбившаяся не только в прославленного шестидесятилетнего мэтра, но в саму фотожурналистику. Работы этой одной из немногих женщин в составе Magnum выставлены в том же пространстве, что и знаменитые кадры ее мужа.
Немецкая фотография представляет в двух диаметрально противоположных ипостасях. С одной стороны – концептуальная выставка «Индустриальные археологи» Бернда и Хиллы Бехер из коллекции дюссельдорфского Kunst Palast, которые с 1960-х снимали только индустриальные объекты и пейзажи. С другой – модный фотограф Петер Линдберг, который любит совмещать в одном кадре гламурную фотографию и принципы кинематографа, получая таким образом строго выверенную по композиции кадр-картинку. Тему модной фотографии продолжают чех Роберт Вано и итальянец Паоло Роверси.
Жан Рено
Шэрон Стоун
Скарлетт Йоханссон
Поговорим о Питере Линдберге. Этот фотограф – один из моих любимых мастеров.
Сам фотограф-гуру Питер Линдберг - собственной персоной
Получив образование в художественной школе в Берлине, Питер Линдберг (Peter Lindbergh) совершенно случайно стал ассистентом фотографа: «Я узнал, что кому-то нужен ассистент, но с таким же успехом мог бы пойти в пекари, или продавать цветы», — сказал он как-то в одном из своих интервью. Позже, снимая рекламные кампании, также случайно попал в модную съемку: его снимки «заметили» и решили, что это отнюдь не реклама, и тогда вышла первая съемка Линдберга на 14 страницах для журнала Stern в 1978 году. Линдберг поражал своим воображением и нескончаемостью потока историй, которые он писал в своих съемках. Он был первым, для кого перекрыли движение на Times Square — это была съемка для Harper's Bazaar в 1993 году.
Сейчас Линдберг считается гуру модной фотографии, в особенности черно-белой. Его работы принесли в фэшн-съемку искренность, что на выставке заметно в первой ее части: «Кино» запечатлевает знакомых по таблоидам величин современного кинематографа в естественной обстановке, вне сценического образа. Вторая часть – «Вторжение» — это снимки из серий разных годов, снятых для итальянского Vogue.