Хищность и кровожадность, отличающая прежде всего ворона, сближает его в народных представлениях и обрядах с таким хищником, как волк. (По легенде они собственно и появились из щепок, которые остались после того, как черт выстругал волка)
В разных версиях сказочного сюжета «Братья-вороны» братья превращаются в воронов, ворон или в волков.
Хтонизм этих птиц проявляется в их связи с подземным миром — с хранящимися в земле кладами, с мертвыми, душами грешников и преисподней.
Как и кукушка, ворон — вещая птица. Он живет, как полагают, сто (Польша, р-н Тарнобжега и Ниско, Wierzch.ME: 206) или триста лет (Волынскаяобл., Ковельскийр-н, Уховецк, зап. автора) и владеет тайнами: вещует смерть, нападение врагов, обладает магическим камнем, в русских былинах дает советы героям (Олонецкая губ., Кл.ЖАСС: 88), в сербских сказках указывает зарытый клад (там же: 89), в украинских песнях приносит матери весть о гибели на войне ее сына (Fisch.ZPLP: 29) и т. п
Шумное скопление ворон, воронов, галок и грачей или множество их летящих после захода солнца поляки юго-восточной Польши объясняют тем, что это черти пытаются похитить и забрать к себе душу грешника, осужденного на вечные муки (совр. Кроснен- ское воев., р-н Беча, Ryb.DWLP: 214) (Они пытались меня забрать. Я обречена на вечные муки!))) Да-не, тогда "госпожа ворон" отступила)
По южнославянскому поверью, в вороне живет душа колдуна (Кл.ЖАСС: 87)
В народном восприятии ворон связывается с кровопролитием, насилием и войной. О кровожадности свидетельствует его крик, передаваемый в Смоленской губ. возгласом «кроу, кроу!» или «кры- вй, крывй!» (Добр.ЗНЯ: 92).
Народные представления выявляют связь птиц семейства вороновых со смертью и миром мертвых. Хтоническая символика ворона представлена в раннем арабском свидетельстве ал-Масуди (ум. 956 г.). Он описывает славянского идола в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших. Под левой ногой его помещены изображения воронов и других черных птиц, под правой — муравьев (Mey.FHRS: 96).
В севернорусских похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном (Олонецкая губ., Ген.РНПЗЖ: 16). Ворон предчувствует и предсказывает скорую смерть. У болгар предвестьем смерти является его крик «кро-кро!» [кровь-кровь!] (Fisch.ZPLP: 30) или «гро! гро! гро!» [гроб! гроб! гроб!] (Шишм.ПБНЕ: 589), у поляков— «trup-trup!» [труп-труп!] (Жешовское воев., р-нРопчиц, Fisch.ZPLP: 28, совр. Новосондецкое воев., р-н р. Рабы, там же,
Гура А. Символика животных в славянской народной традиции стр.532-542
Интересно созвучие в английском слов
raven - ворон и revenant - ревенант, видимый призрак, оживший труп, явившийся отомстить за свою смерть или неправильное погребение (лат. , reveniens - возвращающийся).
Хотя изначально само слово raven происходит из Old English hræfn (Mercian), hrefn; hræfn (Northumbrian, West Saxon), from Proto-Germanic *khrabanas (cf. Old Norse hrafn, Danish ravn, Dutch raaf, Old High German hraban, German Rabe "raven," Old English hroc "rook" (грач, ладья, мошенник)), from PIE root *ker-, imitative of harsh sounds (cf. Latin crepare "to creak, clatter" (скрипеть. шуметь), cornix "crow," corvus "raven;" Greek korax "raven," korone "crow;" Old Church Slavonic kruku "raven;" Lithuanian krauklys "crow").
Online Etymology Dictionary http://www.etymonline.com/index.php?term=raven
Скорее всего из этого же протоиндоевропейского корня *ker-, или протогерманского *khrabanas и происходит странное имя героя книги Ольфреда Пройслера - Крабат (собственно "ворон", с импликацией "колдуна").
Ворон был так же на флаге королей Дании, а мы помним, что начало свое они берут якобы от самого Одина, для которого вороны и волки - священные животные, и да, кстати, сам он по легенде тоже побывал и вернулся из мира мертвых, ну а свита его собственно и вовсе - мертвые воины))))))
Хотя ворон был и солярным символом, и символом огня у некоторых кочевых племен=)
Так интересно все переплелось в этом фильме 1994 по комиксу