-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

Понедельник, 06 Сентября 2021 г. 07:53 + в цитатник
01 марсель (570x377, 74Kb)

Этого парня нацистская пропаганда обожала, а вот командиры его ненавидели. Немецкие обыватели видели в нем настоящего арийского героя, а начальники – недисциплинированного и неуправляемого пижона, забулдыгу и бабника, плевавшего на все уставы и приказы. Но самым обидным для командиров было то, что этого, избалованного генеральского сынка невозможно было наказать за его загулы. В общем, Ганс-Иоахим Марсель представлял собой тот тип оболтуса, который в армии называют емким словом «раздолбай». Тем не менее, Марсель являлся одним из лучших воздушных стрелков Люфтваффе. На его счету было больше сбитых английских самолетов, чем на счету любого другого немецкого пилота.

В годы национального унижения Германии, проигравшей 1-ю мировую войну, Ганс-Иоахим Марсель (Hans-Joachim Marseille; 1919-1942) воспитывался своим отцом - генералом Зигфридом Марселем - в в духе реваншизма. Это, естественно, сказалось на взглядах и характере молодого человека: юноша вырос убежденным нацистом, боготворившим Гитлера и его политику.
С началом 2-й мировой войны Ганс-Иоахим вступил в Люфтваффе, а после обучения летному делу в составе истребительно эскадры JG52 принял участие в «Битве за Англию». И сразу же показал неординарные бойцовские способности: в схватках над Британией и над каналом Ла-Манш Ганс уничтожил 7 английских самолетов; правда, и сам он при этом был сбит 3 раза. Однако ему везло - он не погиб и не попал в плен к противнику, а каждый раз возвращался в свою часть. Возвращался к неудовольствию командиров, которых Ганс доводил до «белого каления» своей недисциплинированностью, загульными пьянками и хороводом подпитых девиц, которых Марсель таскал с собой на аэродром (про курение в кабине заправляемого бензином самолета уж и говорить нечего…). Однако молодому шалопаю все сходило с рук: не только успешный ас, но еще и сынок генерала, к тому же убежденный нацист – связываться с ним было просто опасно: можно было не только загубить свою карьеру, но даже угодить в гестапо… Недаром за парнем закрепилась кличка «Черная овца»…
02 Марсель пробоина (514x388, 58Kb)
Марсель хвастается полученной в бою пробоиной

В конце концов, сразу по окончании «Битвы за Британию», руководство JG52 под благовидным предлогом избавилось от строптивого генеральского отпрыска, наградив его Железным Крестом I-го класса и переведя «за заслуги» в учебно-тренировочное подразделение. Но теперь от выходок «Черной овцы» по-волчьи взвыли тыловые командиры: если в ходе боев этот пижон был вынужден хоть иногда отвлекаться от пьянок на боевые вылеты, то теперь Марсель просто «забил» на службу, не вылезая из ресторанов и публичных домов. Причем его загулы всерьез расшатывали дисциплину – другие летчики, глядя на безнаказанность сослуживца, начинали ему подражать…
От полного спаивания Гансом всего подразделения спасли только начавшиеся бои в Африке. Командование тут же поспешило избавиться от оболтуса, послав его туда, где нет вина и девиц, зато много песка и ослов. Так весной 1941 Марсель оказался в составе 3-й эскадрильи группы I/JG27, поддерживавшей Африканский корпус генерала Роммеля.
Естественно, что Ганс очень не понравился его новому комэску гауптману Эдуарду Нойманну (было бы удивительно, если бы случилось наоборот). Однако по прибытии в Африку поневоле протрезвевший из-за плохого снабжения спиртным, заскучавший без девиц Марсель начал для развлечения чаще летать. И в первых же боях показал всем, что он достаточно сильный пилот. Эти успехи вчерашнего забулдыги изменили отношение к нему Нойманна (который стал единственным командиром в жизни Ганса, более-менее смирившимся с характером «Черной овцы»), и комэск стал всячески поощрять бойцовский талант своего подчиненного. Буквально за месяц Марсель повысил свой счет еще на 6 сбитых самолетов; но потом началась такая жара, что боевые действия по всему фронту затихли. Бои возобновились лишь в сентябре, а уже 24 сентября Марсель отличился: в массовой свалке с англичанами он ухитрился «завалить» подряд 4 вражеских истребителя!
Конец ноября и начало декабря 1941г отличались высокой боевой активностью в воздухе, и Ганс с сослуживцами почти не выходил из боев, в которых постоянно демонстрировал возрастающее мастерство пилотирования и отменную точность стрельбы. Именно в это время Марсель выработал свой индивидуальный стиль боя: сблизиться с противником чуть ли не вплотную, и ударить короткой, но точной очередью по кабине пилота. «Черная овца» пришел к выводу, что нет смысла трать много боезапаса на поражение важных мест вражеского планера, когда достаточно всего несколькими выстрелами с близкой дистанции убить самого летчика…
03 Марсель в бою (448x401, 143Kb)
Ганс-Иоахим Марсель в бою

21 февраля 1942 г Марсель сбил 50-й самолет, после чего немецкая пресса заинтересовалась молодым асом, по своим политическим взглядам вполне подходившим на роль «настоящего нацистского героя». Журналисты тут же присвоили Гансу-Иоахиму титул «Fliger von Afrika», и начали прославлять каждый его успех.
Отгуляв месячный отпуск в Берлине, куда Марсель выехал для получения Рыцарского креста (и встречи с уже почти позабытыми им вином и девицами), Ганс в апреле вернулся в Африку. Отдохнув от отдыха в Германии (проще говоря, протрезвев), назначенный командовать 3-й эскадрильей Марсель (Нойман стал командиром I/JG27) в мае вновь приступил к боевым полетам. Всего за одну неделю он уничтожил еще 15 самолетов. К этому времени Ганс уже считался лучшим германским пилотом в Африке, и его Bf-109F с желтым номером «14» на борту был хорошо известен не только немцам, но и англичанам.
04 месс 06-42 (646x189, 62Kb)
Истребитель Мессершмитт Bf-109F Ганса-Иоахима Марселя. Весна 1942 г

Вся 3-я эскадрилья восхищалась успехами своего легкомысленного забулдыги-командира; пилоты называли Ганса «Шефом» в лицо и «Йохеном» - за глаза. Особой популярностью Марсель пользовался среди пилотов пикирующих бомбардировщиков «Штукас»: они чувствовали себя спокойно, когда их сопровождал «Йохен». Марсель не раз спасал подопечных «Юнкерсов» от атак «Харрикейнов» и «Киттихавков». не допуская уничтожения ни одного немецкого пикировщика. Наиболее эффектный бой при прикрытии пикировщиков Марсель провел 3-го июня: отражая атаку на Ju.87 5-й эскадрильи Южно-Африканских ВВС, он за 11 минут сжег 6 истребителей Р-40 «Томагавк»; при этом опять ни один германский самолет не был сбит.
10-го июня Ганс неожиданно для себя встретился со своими старыми знакомыми по «Битве за Англию» - со «Спитфайрами» (это были первые «Спиты», переброшенные англичанами в Африку). «Спитфайры» были более серьезным противником, чем «Харрикейны»: они считались лучшими британскими истребителями, не уступающими по своим качествам германским Мессершмиттам. Тем не менее, в завязавшейся схватке Марсель сбил четыре «Спитфайра», увеличив свой личный счет с 77 до 81-й победы.
За стремительно растущий счет побед командование добавило к Рыцарскому кресту Ганса Дубовые листья; Марсель наряду с фельдмаршалом Роммелем стал самым известным бойцом немецкого Африканского корпуса. О нем громогласно трубила нацистская пропаганда (тем более, что Ганс в силу своих политических взглядов и внешнего вида идеально подходил на роль «героя-наци»). Газеты и радио постоянно сообщали о новых победах молодого аса-берлинца, называя его не иначе, как «Звездой Африки». 17-го июня «Йохен» уничтожил 100-й самолет, и в тот же день вылетел в Берлин, где Гитлер лично вручил Марселю Рыцарский Крест с Мечами.
05 марсель у харрикейна (622x368, 111Kb)
Марсель около сбитого им британского «Харрикейна»

Марсель купался в лучах славы (и, видимо, не только славы, но и в потоках шнапса) почти два месяца; он вернулся в Ливию только 23-го августа, когда Роммель, находившийся в сотне километров от Александрии, изо всех сил рвался к Алам-эль-Халфа. А 1-го сентября Гансу пришлось вступить в самые тяжелые за всю его летную биографию бои. И этот день стал звездным днем аса - за 1-е сентября он одержал 17 воздушных побед! Подобной результативности до него не достигал ни один истребитель Люфтваффе; да и в последующие годы никто, кроме Эмиля Ланга, не смог сравняться с этим результатом.
В тот день, в 7.30 утра «Йохен» взлетел во главе своей эскадрильи на сопровождение «Штукасов». В момент перехода Ju-87 в пикирование на цель истребители прикрытия обнаружили подходящие 10 английских истребителей «Киттихавк», и бросились им навстречу. В 8.28 на землю рухнул первый «Киттихавк», сраженный Марселем с дистанции 10 (!) метров; 2 минуты спустя от его же пуль загорелся и пошел вниз второй английский истребитель. «Штукасы» беспрепятственно отбомбились и повернули на базу, когда с северного направления на них неожиданно спикировал одиночный «Киттихавк», который тут же был расстрелян Гансом. После выполнения задания эскадрилья уже садилась на свой аэродром, когда заходивший на посадку последним Мессершмитт Марселя был неожиданно атакован вывалившейся из облаков шестеркой британских истребителей. Однако Марсель вовремя заложил крутой вираж и в 8.39 сбил задний самолет. Разогнав затем остальных англичан, Ганс благополучно приземлился.
06 Р±РѕР№ (648x318, 173Kb)

В 9.30 Марсель и еще пара Мессершмиттов вновь сопровождали группу «Штукасов». При подходе к цели бомбардировщиков попыталась атаковать эскадрилья британских истребителей «Киттихавк». Марсель бросился англичанам наперерез и открыл огонь; два сраженных им истребителя почти одновременно рухнули на землю. Лидер вражеского строя, уклоняясь от внезапной атаки немцев, повернул на северо-запад, но через минуту он был уничтожен погнавшимся за ним Марселем. Обезглавленная британская группа попытались скрыться, но тройка Мессершмиттов устремилась вдогонку. В результате из этих «Киттихавков» выжили только два - они спаслись лишь благодаря появлению новой группы британских истребителей. Обнаружив нового врага, немцы бросили спасающихся недобитых англичан, и пошли навстречу второму строю «Киттихавков». Произошла короткая схватка, в которой RAF потеряли еще два истребителя (оба сбиты Марселем). Когда тройка «Мессов» приземлилась на своем аэродроме, летчики объявила о 12 уничтоженных вражеских самолетах, 8 из которых были на счету Марселя!
В этом бою у Мессершмитта Ганса были повреждены шасси, и поэтому «Йохен» смог совершить третий и последний за этот день вылет только в 17.00. Над целью 15 «Киттихавков» попытались блокировать немецкие бомбардировщики, но группа Марселя их перехватила. Завязалась ожесточенная схватка; в 17.47 был сбит первый британский самолет, а в 17.53 - пятый. Все они были уничтожены Марселем.
За бои этого дня Марсель 3-го сентября был удостоен высшей награды Германии - Рыцарского креста с Бриллиантами. А 28 сентября ему пришлось парой истребителей выдержать еще один очень тяжелый бой - против пяти «Спитфайров», которыми управляли явно очень опытные британские пилоты. С большим трудом Марсель сбил два «Спита», но с третьим ему никак не удавалось справиться, несмотря на активную помощь своего ведомого. Мало того, после 10-минутного боя у самолета Марселя оказался прострелен топливный бак, и за его Мессершмиттом потянулся хвост выливающегося бензина. Требовалось немедленно прекратить бой и уходить на базу; однако напоследок Марсель, заложив крутой вираж, все-таки сумел зайти на головного британца со стороны солнца. Ослепленный противник потерял немца из виду, и секунду спустя «Спитфайр» англичанина взорвался от очереди Марселя. Это была 158-я и последняя победа германского летчика...
07 Марсель и Месс (637x131, 72Kb)
Марсель при Рыцарском кресте с Мечами, и его Мессершмитт Bf-109F-4. Сентябрь 1942

Два дня спустя (30-го сентября 1942 г) Марсель на только что полученном новейшем истребителе Bf-109G вылетел в одиночное патрулирование, из которого не вернулся. Обстоятельства его гибели точно не известны, и причин смерти лучшего аса Африки уже никто не узнает. Был ли он подбит в скоротечном бою, или у него произошла какая-то поломка - это навсегда останется тайной. Последнее радиосообщение от Марселя гласило: «Дым окутал фюзеляж... Топливо хлещет струей... Машина горит... не подчиняется управлению... Прыгаю с парашютом... Ищите в таком-то районе...» Бросившиеся на помощь «Йохену» подчиненные нашли его в указанном районе - но уже мертвого. Видимо при прыжке с самолета летчик ударился о хвостовое оперение и сломал себе шею...
Гибель Марселя привела немцев в большое уныние. Можно даже утверждать, что смерть «Йохена» оказала сильное деморализующее влияние на всех летчиков авиации германского Африканского корпуса.

За 2 года летной карьеры Ганс-Иоахим Марсель провел 388 воздушных боев, в которых сбил 158 английских самолетов, поставив при этом 2 рекорда 1942 г: максимальное число уничтоженных машин за 1 бой (8), и за 1 день (17). Такая высокая результативность, естественно, вызвала сомнения у послевоенных исследователей истории авиации, ведь известно, что из-за специфики воздушного боя число заявленных побед редко соответствует реальному результату. Однако к удивлению исследователей при сравнении документов германской и британской сторон о войне в Африке подавляющее число победных заявок Марселя оказалось подтверждено английскими документами…

Серия сообщений "Лица Третьего рейха":
Часть 1 - Самый результативный ас мира (Германия)
Часть 2 - 3.2. Подводники (Адмирал Карл Дённиц)
...
Часть 42 - Вдвоем против десяти тысяч…
Часть 43 - Франц Стиглер: и на войне можно оставаться человеком...
Часть 44 - Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

Рубрики:  ИСТОРИЯ АВИАЦИИ/Воздушные асы 2МВ - Германия и союзники
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку