-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина_Кремкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.07.2009
Записей: 87029
Комментариев: 14966
Написано: 103982


даты

Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 22:11 + в цитатник
 (382x600, 48Kb)
Руфина Дмитриевна Нифонтова (15 сентября 1931 — 27 ноября 1994). Актриса многообразных творческих возможностей: от трепетной лирики, сурового драматизма и трагического величия до острой характерности. Создавала образы как мягких, нежных героинь, умевших проявить мужество и стойкость, так и холодных, жестоких красавиц.

Родилась в семье с греческими корнями, жила на Соколиной горе, недалеко от кинотеатра «Родина».
Отец — Дмитрий Иванович Питаде, был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная» — внимательный, мягкий человек. Мать — Дарья Семёновна, работала на ткацкой фабрике, была ударницей-активисткой, обладала боевым характером. Брат Александр — пропал без вести в первые дни Великой Отечественной войны. Брат Борис — также погиб на фронте, брат Вячеслав — близнец Руфины. Муж — Нифонтов Глеб Иванович. Дочь — Ольга, закончила ВГИК.

В школе Руфина Дмитриевна активно участвовала в работе драмкружка. После школы подала заявление в театральное — не прошла. Потом сдача вступительных экзаменов во ВГИК — не прошла. Рыдающую рыжеволосую девушку в коридорах ВГИКА заметил профессор Борис Владимирович Бибиков и взял её на свой курс в одну группу с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Майей Булгаковой. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1955, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). В 1955-1957 — актриса Театра-студии киноактера. С 1957 — Академического Малого театра. В Малый пришла уже знаменитой киноактрисой после Сестёр из трилогии «Хождение по мукам». Как известно, роли в кино не очень «засчитываются» театральным миром: одно дело — пересняться в двадцати дублях ради одного удачного, и совсем другое — выйти на сцену «вживую» и сыграть «набело». Несмотря на то, что Нифонтова закончила ВГИК, а не театральное училище, она смогла благодаря таланту и твёрдости характера создать ряд блестящих театральных образов на сцене Малого. О её характере говорит и известная в театральных кругах «история с дустом», когда актриса одному особо мелочному администратору театра обсыпала дустом парадный костюм последнего. На некоем собрании под название «товарищеский суд» в присутствии руководства театра, разбиравшего «неблаговидный поступок» Нифонтовой, администратор был мастерски доведён актрисой до состояния, которое просто вызвало дружный смех у всей «высокой комиссии». Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за 1958 год. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за 1960 год. Народная артистка СССР (1978). Похоронена на Ваганьковском кладбище.


 (354x600, 55Kb)
Творческая судьба Р.Нифонтовой складывалась благополучно. В 1955 году актриса окончила актерский факультет ВГИКа. После успешно сыгранной роли Кати в фильме Г.Рошаля «Хождение по мукам», актриса получила приглашение в труппу Государственного академического Малого театра Союза ССР — так сбылась ее мечта! Об этом актриса рассказывает в документальной записи выступления, хранящегося в коллекции радиофонда ГТРФ.

В коллекции радиофонда творчество Р.Нифонтовой представлено столь широко, что позволяет в полной мере оценить это мнение: «Гроза» А.Островского, в роли Катерины, «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки, в роли Алгрен, «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, в роли Комиссара, «Страницы дневника» А.Корнейчука, в роли Вероники, «Иван» А.Кудрявцева, в роли Марьи, «Федра» Ж.Расина, в роли Федры, «Любовь Яровая» К.Тренева, в роли Любови Яровой. Плодотворно и успешно складывалась работа Р.Нифонтовой на радио. Она принимала участие в многочисленных радиопостановках в содружестве с такими замечательными артистами, как Р.Плятт, Н.Плотников, Г.Менглет, Т.Пельтцер, О.Стриженов, Е.Матвеев. Это радиоспектакли: «Победительница» А.Арбузова, в роли Алейниковой, «Страницы жизни Эдит Пиаф» Л.Зельмановой, в роли Эдит Пиаф, «Любовь в Старокороткино» В.Липатова (по мотивам произведений), в роли Любки Ненашевой, «Глубокий тыл» Б.Полевого, в роли Жени Мюллер, «Нахлебник» И.Тургенева, в роли Елецкой.
 (383x600, 51Kb)

РУФИНА НИФОНТОВА: КРАСАВИЦА С ДУШОЙ КЛОУНА

Мало кто знает, что девичья фамилия актрисы — Питаде. Руфина Питаде и ее брат Вячеслав родились 15 сентября 1931 года в Москве на Соколиной горе. В те времена Соколиная гора была железнодорожным поселком. Отец Руфины Дмитрий Иванович работал на станции Москва-Товарная. Мама Дарья Семеновна была начальником закройного цеха в артели «Универпром». В свободное от работы время родители пели в клубе, а старшие братья играли в оркестре. В этом же клубе пела и танцевала Руфина. В 1939 году будущая актриса пошла в первый класс.

А потом началась война. В 1941 году погиб старший брат Александр, ему было двадцать лет. В 1942-м пришла похоронка на девятнадцатилетнего Бориса. В 1943-м отца сбила машина. Может быть, именно тогда и появилась в ее голубых глазах печаль.
В драмкружок она попала с волейбольной площадки, которая располагалась рядом с клубом.

- Нужна исполнительница роли Аннушки. Хочешь? — спросили Руфину.
- Сыграю. — ответила она.
Ее приняли во ВГИК на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. В институте Руфине доставались характерные, комедийные, гротесковые роли. Когда она играла Катерину в «Грозе», все падали со стульев от хохота.
Пройдут годы, и Нифонтова выйдет на сцену Малого театра в роли Катерины и сыграет так, что у всех дух захватит.
Здесь же, в стенах ВГИКа, Руфина встретила свою любовь. 26 декабря 1952 года Руфина Питаде вышла замуж за студента режиссерского курса, будущего режиссера-документалиста Глеба Нифонтова, и стала Руфиной Нифонтовой.
Он был на девять лет старше ее. С ним она прожила сорок счастливых лет. Наверное, как и в каждой семье, у них были и ссоры, и размолвки, но все это осталось между ними. Нифонтова никого не впускала в личную жизнь, свято хранила все, что связано с семьей. Она любила и была любима. В театрально-киношном мире привыкли все про всех знать. Про Нифонтову знали лишь то, что у нее один-единственный муж. И это тоже вызывало зависть.
 (501x600, 58Kb)
На вопрос, легко ли быть актером, она неизменно отвечала: «Хорошим — трудно, плохим — легко». Она была прекрасной актрисой. Это стало ясно с первой же ее роли в кино. Она сыграла Настю в картине Рошаля «Вольница» и тут же получила на Международном кинофестивале в Карповых Варах приз за лучшее исполнение женской роли. А потом была ее Катя в кинотрилогии 1957 года «Хождение по мукам».

18 октября 1957 года был подписан приказ о зачислении Нифонтовой в труппу Малого театра. А летом 1962 года актрису чуть не отчислили за «недостойное поведение, порочащее честь советской артистки». На гастролях в Ялте Нифонтова повздорила с администратором театра из-за отдельного номера в гостинице. Ей дали понять, что хватит с нее и двухместного. Нифонтова смирилась, но придя в свой номер, администратор увидел, что его пижама висела на люстре. Чьи проделки? Конечно же, Нифонтовой. В следующий раз администратор нашел свою одежду, обсыпанную дустом. Узнав об этом, руководство гостиницы распорядилось «больше актеров не селить». Все шишки посыпались на Нифонтову. На товарищеском суде она раскаялась и обещала, что больше так вести себя не будет. Ей влепили строгий выговор и понизили зарплату.
Параллельно с работой в театре Руфина Нифонтова много снималась. Каждый год выходило по два фильма с ее участием, среди которых «Русский лес», «Дачники», «Интервенция», «Любовь Яровая», «Вам и не снилось «, «Берег его жизни».
...В тот год на актрису навалилось слишком много горя. В автомобильной аварии погиб ее муж, с которым они прожили вместе сорок лет. Она выбила ему место на Ваганьковском кладбище. Потом вновь дала о себе знать болезнь. Новых ролей не было — выходила в спектакле «Обрыв», казавшемся ей невыносимо бездарным. Она стала грузной и отяжелевшей. Причем располнела «не от лет и не от котлет», а от лекарств, которые прописывали врачи.
 (700x490, 66Kb)
Она знала страшное название своей болезни. Врачи сказали все честно. Нифонтову они не хотели, да и не могли обманывать. Сколько ей осталось, она не знала. Не говорила о том, как ей тяжело, тоскливо, одиноко без любимого мужа, Даже дочери Ольге и внуку Мише.
Друзья говорили, что в то время Нифонтова им напоминала подстреленную птицу, которая пытается взмахнуть крылом, но у нее ничего не получается. Она ругалась за кулисами, плакала, говорила, что больше на сцену не выйдет, но проходило время, и она вновь появлялась в театре, садилась за гримировальный столик.
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин настоял, чтобы она репетировала роль Мурзавецкой в спектакле «Волки и овцы».Планировала сыграть в январе 1995 года. Но 27 ноября 1994 года ее не стало.

 (219x333, 19Kb)
Грустная смерть. Она была одна в пустой квартире. Видимо, хотела что-то протереть, пошла в ванную комнату, подставила тряпку к крану, открыла его. И тут брызнул кипяток. Никто никогда не узнает, что чувствовала она в последние минуты жизни, успела ли понять, что ее красивое лицо навсегда будет обезображено. Может быть, все-таки сначала остановилось сердце. А все остальное произошло уже потом.
Хоронили ее 1 декабря в костюме ее самой любимой героини из «Дачников». Лицо было закрыто вуалью. Она хотела быть похороненной рядом с мужем, но гроб актрисы не смогли пронести к могиле Глеба Ивановича. Мешали ограды. Ее похоронили в другом месте. Здесь же, на Ваганьковском. Ей было всего шестьдесят три.

Вика КОЗЛОВА.
«Мордовия — 7 дней»
 (400x500, 33Kb)
Рубрики:  даты


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку