Нескучные Заметки-154: ПЕРВОЕ ЧУДО ХРИСТА |
Omenare imperavi emulari, ameno!..
Тайные знаки предупреждают, разгадай же их!..
ДОРОГІЯ ДРУЗЬЯ! ЗДѢСЬ, ВЪ ПАРИЖѢ, конечно же, первое чудо Христа не совершалось - однако именно здесь, в парижском музее Лувр, находится огромная картина, на которой запечатлено это Первое Чудо: чудо, благодаря которому юная христианская вера, будучи тогда ещё совершенно новым, никому пока не знакомым учением, смогла найти себе столько приверженцев!.. Картина, которая на момент своего создания (а по достойным веры словам Ирины Антоновой, это 8 сентября 1563 - середина XVI века), была самой большой картиной в мире, и до сих пор является самой большой картиной, находящейся в собрании Луврского музея: площадь ея равна площади трехкомнатной квартиры в России!..
Те из вас, кто свято верит глупостям чудесам, в изобилии публикуемым в русской Википедии, будет убеждать меня, что размер этой картины - 666 х 990 см., придавая особый смысл тому, что высота картины в точности равна числу зверя!.. Потрясённому слушателю таких страшилок остаётся только лишь в ужасе догадываться, а чему же тогда равна её ширина!.. Столь же трудным будет догадаться, а что же лишило фантазии автора этой небылицы и удержало оттого, чтобы и ширину представить, как 999 - то-то страху было бы!.. Постоянный же читатель Нескучных Заметок за пять лет их славного существования твёрдо знает, что лучшим лекарством от страха является знание, и при современном развитии интернет-дела на Западе для пополнения знаний об этой картине вовсе не обязательно ехать с рулеткой в Париж: вполне достаточно регулярно читать Нескучные Заметки!..
Чистую правду напишут только здесь: по данным самого Лувра (а может ли кто лучше знать свои экспонаты?), размер картины составляет 6 м 77 см высоты на 9 м 94 см ширины (таким образом, площадь - 67,28 кв.м.). Таким образом, от пресловутого числа зверя не осталось и следа!.. Добавлю, что по иронии судьбы, первым, кто исчислил число зверя, был Иоанн Богослов - тот же самый автор, который описал и первое чудо Христа!.. Примечательно также, что перед Веронезе вовсе не стояла задача написать самую большую картину в мире - кликните на самое верхнее её изображение: у вас не хватит монитора, чтобы в полной мере ощутить этот огромный масштаб!.. Такой не целый, специфический размер полотна (и это без рамы!) был обусловлен лишь тем, что именно такого размера была тыльная стена трапезной венецианского монастыря Сан-Джорджио Маджоре, которую закрывала картина. Её размер - это только первая, но далеко не единственная загадка, связанная с этим таинственным полотном: дальше - больше!..
Действительно, как и сказала Ирина Антонова, картина поступила в Лувр 31 июля 1798, - два века спустя после своего создания, - но не захваченной или украденной, как "специфически учат" только в одной лишь РФ, а вполне легально и мирно: в результате договора о мире с Австрией, заключённом в Кампо-Формио во время знаменитой Итальянской кампании генерала Наполеона Бонапарта, в которую тот отправился сразу же после своей генеральской свадьбы.
Примечательно, что вначале поступившая в Лувр картина вовсе не находилась там, где сейчас: первоначально, сразу по поступлении, она была выставлена в Квадратном салоне (фр. Salon Carré) - единственном зале Лувра с невероятно знаменитым звёздчатым паркетом, который описывал даже сам Джон Браун!.. Примечательно также, что уже этот зал не один раз сам становился сюжетом целого множества полотен, - что уж говорить о картинах, которые там висели!..
На верхнем кликабельном снимке - а это знакомая всем ещё по советским учебникам картина Кастильоне - видно, как выглядел Салон Карре в прежнее время: надеюсь, что вы узнали "Свадьбу в Кане Галилейской" вон в той огромной картине, висящей слева? Нижняя фотография показывает, как выглядит Салон Карре в наши дни: к сожалению, кроме верха и низа - роскошнейшего потолка и не менее шикарного паркета, от былого величия не осталось и следа: среди сотен миллионов, торопливо спешащих через него к Моне Лизе, лишь единицам удаётся осознать, а где же они находятся!.. Надо сказать, что и скудная живопись, что скромно покрывает его могучие стены, вовсе не первой сотни - а ведь раньше все самые передовые шедевры мира демонстрировались прежде именно здесь!..
Этот потолок и эти стены были свидетелями важнейших исторических событий, что проходили в Квадратном Салоне: говоря о Наполеоне, стоит вспомнить, что это именно здесь, на этом самом паркете, задрапированном пурпурным бархатом с вышитыми золотыми пчёлами, 2 апреля 1810 состоялось религиозное бракосочетание Императора Наполеона I и Марии-Луизы, бывшей ровно вдвое младше своего мужа. Пара вступила в Салон Карре, переделанный в часовню архитекторами Персье и Фонтеном, вот в эти самые двери, прошествовав под восхищёнными взглядами избранной публики по Гранд-Галери. Нужно сказать, что "Свадьба в Кане..." не была свидетельницей императорской свадьбы: все картины на время церемонии были сняты со стен, несмотря на протесты Денона, тогдашнего директора музея Наполеона I, как в то время именовался Лувр. По описаниям очевидца, возле стен вторым ярусом были выстроены подиумы для публики, а сами стены затянуты малиновым и синим сукном с золотым шитьём и гобеленами со сценами из Нового и Ветхого Завета: всё это видно на прекрасной картине Жоржа Руже, запечатлевшей момент, когда только что обменявшиеся кольцами новобрачные получают святое благословение кардинала Феша - дяди Наполеона I, отправлявшего церемонию.
Кстати, роль букетика невесты, как символа будущих свадеб, в то время играли перчатки новобрачных: в тот день великий шамберлен получил перчатки Императора, перчатки же Императрицы достались одной из фрейлин. Выставляющаяся нынче в Версале, картина размером два на два метра была завершена в оперативный срок, и во многом копирует знаменитую "Коронацию..." Давида - полотну, которому надлежало быть чуточку больше, чем "Свадьба в Кане...", став на то время уже самой большой картиной в мире, и это было единственное желание Императора, которое по нелепой случайности, увы, так и не смог выполнить Давид.
Два века спустя после императорской свадьбы (21 августа 1911) именно здесь была совершена знаменитая кража века - из Салона Карре была похищена самая известная нынче картина на планете - "Мона Лиза", висевшая до этого как раз напротив "Свадьбы в Кане..." и в то время совершенно не привлекавшая чьего-бы то ни было внимания, как это видно вот на этой кликабельной картине Люсьена Пжепьорски (пол. Lucjan Przepiórski): но сумеете ли вы отыскать на ней Джоконду?
Если не сумели, то предварительно раскаявшись, отгадку смотрите здесь. Тогда же на поиски картины ушло меньше, чем три года, и 4 января 1914 она снова заняла своё место напротив "Свадьбы в Кане...", которое занимает и сейчас. Нынешняя невероятная известность пришла к Джоконде лишь после того, как она была надлежаще прорекламирована, побывав на гастролях в Америке и Японии, а по обратной дороге - остановившись на два месяца (!) даже и в СССР: кстати, привезла её в СССР вновь Ирина Антонова... После возвращения из столь долгого путешествия, Салон Карре был расформирован и Джоконду, а также и "Свадьбу в Кане..." вывесили уже в другом зале - Salle des États, - где с 1966 они всё также, по-старому, друг против друга, находятся и в наши дни. Примечательно, что почти век спустя после того невероятного похищения, было совершено последнее покушение на Джоконду: 2 августа 2009 не кто иной, как именно русская туристка ославилась на весь мир тем, что запустила в Джоконду глиняной чашкой - к счастью, картина к тому времени уже находилась за пуленепробиваемым стеклом. В результате того инцидента русская туристка избежала ареста, но пополнила бюджет Лувра штрафом на целый сервис, лишена была навечно въезда в ЕС и во Францию, и в завершении покрыла очередным несмываемым пятном позора себя и свою и без того годами не вылезающую из позора несчастную страну...
Несмотря на то, что "Свадьба в Кане..." - почти ровесница Джоконде, хотя и раз в двести её больше, никаких негативных эмоций у посетителей даже русских она не вызывает, и Сам Господь безо всяких защитных стёкол вот уже почти пять столетий хранит её от всяческих покушений.
Два века спустя после того, как картина поступила в Лувр, она впервые за всю свою жизнь была отреставрирована (1989 - 1992). Реставрацию спонсировал меценат ICI France - французское отделение Имперской Химической Промышленности (так расшифровывается название этого могущественного концерна). Концерн ICI среди прочего, занимается красками - а потому его выбор был обусловлен не одними лишь финансами. Примечательно, что именно этот британский концерн, среди прочего, является изобретателем (1950) обожаемого в СССР кримплена.
Специализация мецената на красках сыграла свою роль, и входе реставрации был восстановлен изменившийся со временем на красный, изначально зелёный цвет плаща бородатого мужчины на первом плане: так что когда вы видите его в красном плаще, знайте - это картина ещё до реставрации - кликните по нижнему снимку, чтоб увидеть её в полном размере!. Любопытно, что мужчина в красном плаще попадал на полотна других художников, которые даже и не подозревали о подлинном цвете его одежды - вот, например, как оживлял картину Луи Берро. Обратите внимание, что тюрбан у этого мужчины в красный не превратился, а как и прежде, оставался зелёным: в мысль тут приходят ассоциации с изменившем свою окраску яйцом из библейской притчи: возможно, что как раз именно в этом и состояло Первое Чудо Христа?..
Осенью 2006 года Лувр подписал соглашение с Fondazione Giorgio Cini и разрешил испанской фирме Factum Arte произвести сканирование картины Паоло Веронезе "Свадьба в Кане" для последующего создания факсимильной копии, которую предполагалось разместить на своём первоначальном месте, в трапезной монастыря Сан-Джорджио Маджоре. По условиям соглашения, запись должна быть абсолютно бесконтактной, все оборудование должно соответствовать самым высоким требованиям и сертифицировано Veritas, во время записи не может использоваться внешнее освещение и леса, работа может вестись только тогда, когда музей был закрыт и никакого оборудования не должно находиться в зале во время работы музея. При определении условий соглашения вопросы безопасности картины (и других картин в зале) всегда был окончательными и бескомпромиссными. Сканирование производилось специально сконструированным оборудованием на расстоянии 8 см от картины, результаты сканирования были записаны в 1591 файл *.tiff общим объемом 400 Гб. О том, что происходило дальше, смотрите вот в этом видеоролике:
Библейский сюжет, послуживший сценарием для написания картины, был взят Веронезе из Евангелия от Иоанна - самого любимого ученика Христа, уже знакомого читателю по Тайнам Дома Инвалидов автора Апокалипсиса - книги, завершающей Библию, а также знаменитой фразы "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Вот как звучит эта история в первоисточнике:
Примечательно, что Галилейской Кану называют лишь в русской транскрипции, как будто бы есть также и какая-то другая Кана, не Галилейская. В оригинальном же названии картины добавки "Галилейская" нет. Любопытно также, что именно в России появились убедительные и аргументированные исследования, согласно которым библейская (Галилейская) Кана, которую безуспешно ищут и не могут найти в земля палестинских, отыскалась, как и многие другие библейские города, совсем не в Галилее, а в Галлии - то есть, на территории современной Франции. Отрывок из увлекательнейшей лекции, повествующий именно об этом, предлагаю вниманию читателя:
Так что же зашифровал в своей картине почти пять столетий тому назад итальянский художник? Перед вами - код Пауло Веронезе от myparis: это последняя картинка в этой Нескучной Заметке, и для того, чтобы получше разглядеть те знаки, что обозначены на ней цифрами, кликните по самой первой картинке - в самом-самом верху!..
Прежде всего, любопытно само построение картины, призванное зародить у зрителя ощущение бесконечно продолжающейся перспективы: горизонтальная линия, делящая картину пополам, проходит ровно по парапету балюстрады, в то время как вертикальная линия проходит в точности между глаз Христа: всё это - вовсе не случайно!.. При этом линии перспективы, продолжающиеся в карнизах архитектурных построек, исходят вовсе не из центра полотна - точка исхода несколько смещена вниз, и начинается как раз над самой головой Христа - будто бы являясь бесконечным продолжением лучей Его сияющего нимба!..
Фигура Христа (1) - кстати, одна из немногих фигур, смотрящих прямо на зрителя, - помещена Веронезе в центр свадебного стола: это уже дань заказчику, ибо по изображаемому сюжету, на тот момент Христос совсем ещё не был столь известной личностью - куда известней тогда была его Мать (2), которую первой и пригласили на свадьбу. Некоторая фантазия - и довольно распространённая!, - была допущена Веронезе в изображении Его учеников: в частности же, Иоанну Богослову - а лишь он единственный среди всех апостолов упоминает об этом событии, - в действительности же было 16 лет; вспомним, что и Иоанн Креститель был фактически ровесником Христа, - в то время как на этой и многих других картинах, их принято, не соотносясь зачастую с сюжетами, изображать учеников убелёнными сединами мудрыми старцами (3), словно второгодников в советских школах. Возникает необъяснимый парадокс: Учитель оказывается непременно гораздо моложе своих Учеников - и в противоположность этой формуле, уже даже если её и принять за новую догму, несущие затем по миру Слово Христово поучающие апостолы увы, всё равно всегда выглядят старше своей паствы - и парадокс подтверждает, что законы Времени (10) неумолимы и едины совершенно для всех!..
Пока вся публика на банкете оживлённо занята вовсе не едой (!), а разговорами, одна фигура на картине, изображённая женщиною (!), совершенно невоспитанно ковыряется вилкою в зубах, томно глядя при этом на зрителя (4): по некоторым толкованиям - это любовница Франсуа I, тогдашнего короля Франции, изображенного (6) отвернувшимся от своей законной супруги к молодой невесте (5): та, как и подобает начинающей брачующейся, никакого внимания на королевския приставания не обращает. Всю эту сцену с удивлением наблюдает удивительный мужчина в роскошном зелёном одеянии, которое с годами, словно библейское яйцо, изменило свой цвет на красный - теперь уже на удивление всем зрителям!.. А зрителей - и каких! - у этой картины за всё время было немало.
В центре первого плана полотна изображена группа музыкантов - словно в подтверждение выводов, известных читателю из ТАЙН ДОМА ИНВАЛИДОВ, не то, что в XVII, уже даже в середине XVI века было принято проводить все значимые мероприятия с непременным музыкальным сопровождением. При этом сидящим слева музыкантом (8), держащим маленькую лютню, играющим ещё поглядывая на лежащие перед ним ноты и облаченным в невинно-светлыя одежды, Пауло Веронезе изобразил себя любимого, а напротив же - в уже более старшем контрабасисте, с окладистой бородой, одетым в красный (под цвет вина) кафтан и в красную же шапочку, уверенно держащим полагающуюся его солидным годам ещё более солидную лютню и играющему на ней уже безо всяких нот, принято угадывать Тициана - его конкурента.
На столике, разделяющем музыкантов, помимо Веронезовской шпаргалки, следует видеть клепсидру - так во всем мире принято называть песочныя часы (10): вечный символ ежесекундно убегающего Времени!.. И именно через клепсидру и Христа проходит вертикальная линия картины объединяющая выстроенные на ней символы - уже тогда, в самом начале, точно предсказывающие то, что с течением времени Христа ожидает: прямо над головой Христа, в самом центре картины (!) мясники разделывают барашка (11) - Агнца Божиего, символ Жертвы Христовой; в самом низу картины (!) собака, грызущая кость (17) - символ Смерти Христовой; и наконец - в самом верху (!) картины - парящих высоко в небе голубей (18) - символ Воскрешения Христова. И словно уже знающая всё это, Мать Христа (2), сидящая рядом со своим Сыном на свадьбе, изображена уже в черных, траурных одеждах...
Примечательно, что именно от знающей ВСЁ Матери Христовой исходит и инициатива в развитии евангельского сюжета: именно Она обратит внимание Христа, что "вина нет у них". Эту Ея фразу Веронезе выразил довольно своеобразно: отрешенно смотрящая куда-то вбок Мария (2) изображена с вытянутой ладонью, будто бы держащей стакан - которого на самом деле нет - в то время как все пьют из посуды совершенно иной формы, в которой в СССР подавали мороженое.
По правую от зрителя сторону стола изображена монастырская братия - уважаемые заказчики, - в отличии от левой, заполненной "свадебными генералами". Любопытно, что во время реставрации удалось узнать, что фигура одного из монахов (12) была дописана Веронезе уже после завершения всей картины - по чьей-то (а скорее всего, что именно и его) настоятельной просьбе. В сторону же монашескую, уважительно, - к заказчикам, - обращён и распорядитель пира (13), удивляющийся чудесному вину. Вертикальная линия фактически делит полотно на две части - левая изображает прошлое, то, что было, в кувшинах - ещё вода, символизирующая старую веру (14), в то время как на правой - чудо уже свершилось: вода обратилась в вино, символ новой христианской веры (15). Именно за эту новую веру, что Христос несёт людям, ему и суждено будет пострадать: символом этих страданий является также и свежеубиенная туша, что уже несут мясники людям (16) в правой части картины, в будущем. Словно желая подчеркнуть этот символ, Веронезе изображает неподалёку две белые хризантемы - символ траурной скорби, - вдруг проступившие сквозь камень на одной из колонн.
Сами колонны также не одинаковы: на переднем плане - дорического (19), старого ордера; на втором же, в перспективе - уже нового, коринфского ордера (20): это тоже - символ перемены, новой и старой веры, нового и старого уклада, перестройки, которой в то время как раз был подвергнут монастырь.
Не менее любопытно то, чем накрыты столы: Веронезе проявил удивительную тщательность в изображении - на картине впоолне заметно, как посетители (и как посетительницы!) пользуются ножами и вилками (21), а это значит, что уже даже в 1563 году вилки были на столах вполне знакомым предметом: внимательный читатель давно знает об этом факте, поскольку читал о СТАРЕЙШЕМ РЕСТОРАНЕ ПАРИЖА. Интересно, что фактически пир был уже на излёте поскольку на столах выставлен айвовый десерт - любимое лакомство короля Франсуа I, которое до сих пор можно купить в Моём Париже и почувствовать себя настоящим королём!..
Напоминаю, что перед читателем - предпоследняя из Нескучных Заметок: в понедельник, 07.07.2014 весь парижский народ, всё прогрессивное человечество будет отмечать
ПЯТИЛЕТИЕ НЕСКУЧНЫХ ЗАМЕТОК.
В ознаменование этого небывалого события выйдет ПЯТИЛЕТКА - итоговая НЗ, которая завершит этот творческий год: приготовьтесь к сюрпризам и не пропустите!..
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЁМ ПАРИЖЕ:
ЛУЧШАЯ ДЕСЯТКА - В ПОДПИСАННЫХ И КЛИКАБЕЛЬНЫХ КАРТИНКАХ!
(процитируйте полный перечень Нескучных Заметок)
Все права защищены © myparis 2009-2014 © Tous droits réservés
Рубрики: | Музеи ПАРИЖА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |