Витебский мечтатель Марк Шагал |
6 июля 2012 года празднуется 125-летие со дня рождения Марка Захаровича Шагала.
автопортрет
Марк Захарович Шагал (фр. Marc Chagall; 6 июля 1887, Лиозно, Могилёвская губерния — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — белорусский, российский и французский художник. Марк Шагал очень разносторонен в своём творчестве: он и график, и живописец, и сценограф, и поэт, и иллюстратор, и мастер монументальных и прикладных видов искусства. Марк Шагал – один из самых известных представителей мирового художественного авангарда XX века. Для Марка Шагала характерны ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком.
Можно сказать, что Марк Шагал — один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Он родился в Витебске, в семье, «укорененной» в местечковый быт. Образы детства — облик Витебска и окружающих деревень, приметы провинциального быта прошлого века, национальный фольклор—все это впоследствии займет совершенно особое место в творчестве художника.
В 1907 году Марк Шагал приехал в Петербург и поступил в частную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Леона Бакста. В 1910 году Марк Шагал уехал в Париж. Здесь молодой художник сблизился с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами, — Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Модильяни и другими. Если до приезда во Францию творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает в себя влияние сначала фовизма, а затем кубизма и футуризма. (Наиболее известные произведения десятых годов — «Я и деревня», «Продавец скота», «Пьющий солдат».) Но искусство Марка Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не «с натуры», а из собственного духовного мира — отсюда их парадоксальная и захватывающая свобода и неподчинение законам физического мира.
Прогулка
Влюбленные
Я и деревня
Летящая повозка
Небо Парижа
Над городом
Его искусство представляет собой поток чистой лирики, поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни, видения Витебска и Парижа или юга Франции; фольклор и собственное «мифотворчество». Живая действительность, сохраняя свои конкретные и характерные черты, превращается во вневременные образы (недаром один из излюбленных персонажей художника — летящие часы, символизирующие «окрыленное» и превращенное в вечность время). Хотя в искусстве Шагала есть общее с волшебной сказкой, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. В картинах художника как бы развертывается мистерия жизни, в которой участвуют люди, ангелы, животные и их фантастические гибриды; добро существует рядом со злом, но в итоге всегда одерживает победу. Общая окраска искусства Шагала — жизнеутверждающая; в нем доминируют пасторальные образы, напоминающие персонажей из шекспировского «Сна в летнюю ночь» — влюбленные, которым ангелы дарят цветы, цирковые сцены, олицетворяющие счастливое единение людей и животных, праздник, свободу и само творчество. У Шагала мир спасает, в конечном итоге, любовь и искусство, поэтому центральное место в его живописи, наряду с влюбленными, занимают образы живописцев с палитрой и музыкантов, от местечкового скрипача до играющего на гуслях ветхозаветного царя Давида. Именно художник творит красоту и гармонию и, в некоторых отношениях, сам мир.
Царь Давид
Вечер у окна
La Madonne du village
Искусство Марка Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта
(к «Мертвым душам» Гоголя,
Библии, сказкам Лафонтена и «1001 ночи», к «Дафнису и Хлое» Лонга и др.). Шагал выполнил ряд монументальных росписей (наиболее известная его работа подобного рода — плафон в парижской «Опере»), мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период он в совершенстве овладел языком керамики и скульптуры. Материал и техника во всех этих жанрах как бы трансформируются в неповторимые шагаловские образы, воплощающие его глубокое и гуманистическое видение мира.
Рубрики: | искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |