-Метки

:) апокалиптическое архимандрит андрей конанос афон афонские старцы бог болезни вера воспитание вышивка вышивка бисером вышивка гладью вяз игрушки вяз сумки вяз цветы листья вязание вязание крючком вязание спицами грех дети детское вязание для женщин добродетели домашнее хозяйство духовная борьба духовная жизнь духовное возрастание духовное воспитание духовное очищение жаккард жизнь заготовки зверюшки здоровье игрушки игумен нектарий морозов из бумаги картона интересное интерьер история история россии корчевников борис кошки куклы кулинария лествица лирика любовь любовь божия милосердие митрополит антоний сурожский молитва монастыри монашество музыка новогоднее/рождественское отношения паисий святогорец пасхальное повседневная жизнь христианина покаяние полезное пост постные блюда похудение пресвятая богородица протоиерей андрей ткачев протоиерей игорь фомин размышления россия рукоделие рукодельное видео салфетки святые семья скорби смирение собаки современные духовные проблемы спасение стихи страдания стройные рецепты сумки тайна обретения веры узоры узоры крючком узоры спицами украшение одежды украшения украшения своими руками упражнения уход за собой филейки христос церковный календарь церковь чудеса шитые игрушки шитьё

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Андрусенко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2009
Записей: 40354
Комментариев: 31726
Написано: 88864


«ОБРАЗ КРОТОСТИ» И ПОЩЕЧИНА АРИЮ.Пастыри о ревности по Богу.ч.2

Пятница, 19 Декабря 2014 г. 16:23 + в цитатник

«Нельзя боязливо отмалчиваться, если попирается Истина.
Особенно в интернет-пространстве»

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

 

Священник Валерий ДуханинСвященник Валерий Духанин
– Святитель Николай Чудотворец – святой, в котором совмещались удивительное милосердие к ближним с горячей верностью Богу. А верность Богу – это не просто исполнение нравственных правил, но и чистое исповедание веры, это готовность активно постоять за веру и препятствовать лжи.

                         

Предание о поступке святителя Николая описано святым Димитрием Ростовским, который собирал дошедшие из древности свидетельства. Кроме того, это предание существовало в Никейской Церкви, его описывал известный путешественник по святым местам и духовный писатель А.Н. Муравьев, и даже турки-мусульмане в Никее показывали место заключения святого Николая. Святитель был заключен за то, что поразил Ария. Предание подтверждается самой иконографией святого Николая, на которой Господь протягивает святителю Евангелие, а Божия Матерь омофор – так в видении было показано епископам I Вселенского Собора, что Господь и Божия Матерь восстанавливают святого Николая в его епископском достоинстве. Конечно, мы не имеем такого духовного уровня, как святой Николай, значит, не можем повторить во всей мере и его ревность по истинной вере. У нас совсем не то дерзновение перед Богом. Однако святитель всем нам дает пример вообще отношения к лжеучению. Если мы слышим в какой-либо аудитории, что попирается истина, что кто-то выступает против Православия, то нам нельзя боязливо отмалчиваться и отсиживаться, а следует возразить и дать достойный отпор. Особенно это важно делать в интернет-пространстве, во всех своих контактах и прочих интернет-ресурсах. Нам важно иметь внутреннюю верность Богу, которая поможет в решительный момент исповедать веру, не согласиться с ложью. Зачем нам кого-то трогать руками, если в наш век, век информации, можно умело действовать словом. Господь Иисус Христос говорил – и вообще-то эти слова относятся к каждому настоящему христианину: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» (Лк. 21: 15). То есть не надо бояться, а надо исповедовать истину в тех возможных пределах, которые нам предоставлены. Господь нам, несомненно, поможет, но, конечно, при том условии, что сами мы со Христом.Из жития святителя мы знаем, что по современным меркам он поступал совсем не толерантно: в своей епархии искоренял идолов, разрушал языческие капища, в частности приказал разрушить посвященный Артемиде храм, который, наверное, представлял архитектурную, а для язычников – религиозную и культурную ценность. Вспомним, что это было переломное время – рубеж III–IV веков, язычество еще значительно преобладало в обществе, но уже не насыщало души людей, вера Христова всё больше располагала к себе. А вот идолы привязывали души людей к старым устоям, поэтому такое внешнее искоренение было важно и в духовном смысле, потому что когда нет видимого напоминания, то нет и внутреннего повода возвращаться к язычеству. То есть решительные меры святителя Николая диктовались его ревностью по истинной вере и на самом деле тоже милосердием – к душам людей. Вот эти ревность по вере и милосердие к ближним проявились, как это ни странно, и в жестком отношении святителя Николая к лжеучению Ария. Вспомним, что арианство – это первая масштабная ересь, угрожавшая бытию самого христианства. Арианство разрушало веру в Единосущную Троицу. Арианством увлеклись многие епископы, священники и соблазнились тысячи простых людей. Такого до Ария не было. Пощечина – это было жесткое вразумление Арию, святитель как бы говорил: «Опомнись. Что ты делаешь? Ты же посягнул на самое святое!» Святитель Николай поступил так, как и Господь порой пытается жестко предостеречь людей от увлечения чем-то порочным, ведь Господь посылает удары судьбы, чтобы вразумить человека и отвести от дурного.

***

«Мы учимся у святых самому главному: как нам жить свято»

Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в пос. Кратово в Подмосковье:

 

Священник Николай БулгаковСвященник Николай Булгаков
– Для чего мы читаем жития святых? Для того, чтобы решать, правильно они поступали или неправильно, с нашей точки зрения? Или для того, чтобы учиться у них, как нам жить, как нам решать важнейший вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?

 

Вопрос для смирения – риторический.

Мы учимся у святых прежде всего самому главному: как нам стремиться жить свято. У кого же еще нам этому учиться?! Есть такое высказывание: «Если будете учиться друг у друга, будете хуже неверующих».

А если что-то вызывает в нас недоумение в их житиях, или мы с недоверием относимся к чудесам, которые они совершали, или нам не верится, что они могли претерпеть такие мучения, о которых мы и читать-то без содрогания не можем, то дело – в нас, дело в нашей вере.

Читая Священное Писание, читая жития святых, мы можем получить наибольшую пользу, если будем не недоумевать, а меняться – меняя свои представления о жизни, о самых главных и самых сложных духовных понятиях. Заповедь Спасителя «Будьте, как дети» (ср.: Мф. 18: 3) относится, может быть, прежде всего к нашему доверию ко всему святому.

Доверие это нам очень нужно. Не заведомая решенность важнейших вопросов жизни, но ученическое доверие к учителю, который знает неизмеримо больше нас, от которого мы можем принять некое сокровище – или, увы, не принять.

Если святитель Николай заушил Ария, который посягал на Божественную природу Спасителя, на чистоту нашей веры, то значит, проявление любви к Богу, верность Ему, ревность по вере могут быть в особых случаях даже и такими. И такое смирение перед правдой Божией, такая любовь доброго пастыря к овцам, которая не дает ему равнодушно взирать, как волк похищает словесных овец, были Богу угодны. Наш народ чаще всего так и называет его: Николай Угодник.

С нашим народом у святителя Николая, как известно, давняя и прочная взаимная любовь. Недаром на нашей земле намного больше храмов построено Николаю Угодничку, чем любому другому святому. Он одарил наш народ и одаривает своими милостями как никакой другой. И это духовное родство (святитель Николай упоминается в службе Всем русским святым в числе святых наших сродников) – не случайно. Может быть, искренность, детскость, душевность, нерасчетливость, доброта, размашистость, внутренняя свобода нашего народа стали особенно близки Великому Чудотворцу, а он – своей добротой и щедростью, своей прямотой и простотой – всем нам.


Когда святитель Николай ударил по щеке Ария, ересь которого угрожала всей Церкви, он дал пример того, что теплохладность-толерантность ценой духовной гибели людей, вечной гибели их душ Богу не угодна.Святитель Николай очень добрый святой, но и строгий. Потому что у него настоящая любовь к человеку – то есть прежде всего к его душе.

В любом рассуждении о том, что хорошо и что плохо, на первом месте должен стоять вопрос о спасении. Нас ради человек и нашего ради спасения Господь пришел на землю и пострадал на Кресте. Всё остальное в жизни – второстепенное.

Хотя и остальное важно. Для настоящей любви важно всё, чем живет человек. И всё может послужить его спасению. Мы знаем, как святитель Николай помогает нам в самых простых, обычных наших нуждах. А в конечном итоге все его чудеса служат укреплению нашей веры – то есть делу спасения.

 

Мы знаем, что епископы не одобрили этого деяния святителя Николая, хотели даже лишить его епископства. Но Господь и Матерь Божия явились некоторым из них и открыли Свою волю, одобрив его ревность: мы видим на многих иконах Николая Угодника, как Спаситель передает ему Евангелие, а Матерь Божия – святительский омофор.

 

Это очень поучительно для нас.

Конечно, раздражаться, гневаться, руку поднимать в спорах, даже по самым серьезным вопросам, от нас не требуется. Любовь, смирение – это главные вершины, к которым нам нужно всегда стремиться. Но в живой жизни всё бывает не всегда просто и однозначно. Поэтому-то нам всем и нужно духовное руководство. И один из наших величайших духовных руководителей – конечно же, святитель Николай.

Любовь – да, но какая? К кому, к чему, каковы плоды этой любви для любимого, прежде всего для его души?

Смирение – да, но перед чем? Смирение должно быть и мудрым, и сердечным, и любящим, и верным Богу. Недаром есть понятие: смиренномудрие. Смирение перед «общественным мнением», перед модой, перед тем, как «получается», перед нашими страстями, перед хитрой диавольской волей, а не волей Божией – это не то, что нам заповедано.

В необъятной духовной мудрости нет на самом деле никаких противоречий – они есть лишь в нашей ограниченности.

Да, есть заповедь «не убий». Протестанты, еретики, ссылаясь на нее, говорят: «Всё, оружие брать в руки нельзя, в армию не идем».

Но Спаситель сказал и другое: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15: 13). Где ж будет наша любовь, если придет враг топтать родную землю, осквернять наши святыни, убивать беззащитных людей, – а мы что, сможем спокойно стоять в стороне и на это «со смирением» толерантно взирать?

Вот почему Матерь Божия благословляла наших воинов на справедливую, освободительную войну за Ее Дом – за Святую Русь. Вот почему благословил преподобный Сергий Димитрия Донского на Куликовскую битву, да еще двух монахов дал – святых Пересвета и Ослябю – хотя монахам не положено брать в руки оружие. То есть поступил в духе святителя Николая! И Господь благословил наше воинство победой. И в той брани, и в других битвах, после которых мы благодарили Христа Спасителя, прежде всего строительством храмов, по смирению своему сознавая и исповедуя, что без помощи Божией, без Его благословения эти победы были бы невозможны. В том числе и самая великая Победа, 70-летие которой мы будем праздновать в наступающем году, в день великомученика и победоносца Георгия.

Совсем недавно, осенью Господь сподобил меня поклониться святым и многоцелебным мощам святителя Николая в итальянском городе Бари.


Святитель покоится на краю этого небольшого портового города, среди маленьких старинных узких улочек, в не самой величественной базилике, и к тому же в подвальной ее части, в крипте – так скромно! Несколько человек заходит в будни помолиться, да и то они оказываются нашими, русскими. До этого мечталось о том, чтобы святые мощи святителя Николая приехали бы к нам, в Россию – чудотворец же всё может, – а уж тут мы бы его так почитали! Вот, думал, когда поеду в Бари, попрошу его об этом… Приехал – а об этом как-то и не попросил. Там увиделось, почему святитель пожелал пребывать своими мощами в тишине, благоговейно нарушаемой прежде всего нашими паломниками, – по смирению! Правило веры и образ кротости… Что было бы, если бы рака с его святыми мощами стояла у нас, в каком-нибудь большом соборе? Ко святым мощам блаженной Матроны, например, люди у нас идут непрерывно, стоят к ним часами в очереди. Можно себе представить, как бы шли к мощам святителя Николая! Это были бы непрерывные молебны, горели бы безчисленные свечи, круглые сутки шла бы нескончаемая вереница паломников со всей России! И вот – ему угодна тишина.Да, мы любим нашего всенародного любимца за его великую отзывчивость на наши просьбы, за его щедрость. За то, что у нас есть такой надежный и добрый друг, с которым жить не страшно, потому что, как бы ни было трудно, он не оставит в беде, мгновенно придет на помощь, если его призвать. Но в Бари поразило еще и его величайшее смирение. Впрочем, он потому и помогает нам, что бы с нами ни случалось…

Нынешний день преставления святителя Николая мы встречаем в особенно трудное, тревожное время для нашей Родины. Жизнь учит нас, учит наша великая история, опыт наших предков, что тут особенно нужна горячая молитва. Матерь Божия, спаси Землю Русскую! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Кто может, да молится ныне, чтобы Заступница Усердная, Мирликийский Чудотворец вновь совершили чудо в нашем Отечестве и беда миновала бы нас, как было не раз на нашей многострадальной и счастливой земле.

Подготовила Анна Ерахтина



http://www.pravoslavie.ru/put/75950.htm

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

irinushka_-_oren   обратиться по имени Пятница, 19 Декабря 2014 г. 16:50 (ссылка)
Как тихо, тихо… снежный край.
А там, вдали, как будто
Спешит на помощь Николай
Ко всем, кто верит в чудо.
И ты, мой друг, не унывай.
Придет на помощь Николай!

108172657_250050180 (600x160, 472Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку