Четверг, 03 Февраля 2011 г. 16:10
+ в цитатник
в музыке 18 века, в том числе барочной, трагизм, печаль, скорбь и прочие невеселые аффекты совсем не обязательно связывались с минором, а минор, в свою очередь, совсем не обязательно обозначал нечто мрачное. У классиков (после 1750 года) ситуация несколько изменилась, поскольку минор стал особой краской, относительно редко использовавшейся, причем почти всегда "по назначению". А у мастеров барокко сколько угодно музыки минорной, но притом совершенно не трагической и даже не грустной (сюиты, танцы - вспомните хоть оркестровую сюиту h-moll Баха с "Шуткой" в финале!).
Есть еще кое-что. Трагизм, как правило, выражается в том числе и в структуре, и в характере протекающих внутри формы музыкальных процессов. У каждого - по-своему. Так, соль мажор в конце ми-минорного Crucifixus из баховской Мессы просто страшен и действительно глубоко трагичен. Соль-мажорная же ария дона Оттавио из "Дон Жуана" (Dalla sua pace) обнаруживает трагизм по мере своего развития, поскольку и мелодический голос, и гармония буквально обрастают хроматизмами (на словах morte mi da - "несет мне смерть"). Конечно, это и риторика тоже, однако уже не совсем барочная: развитие необратимо устремляется к "распаду" мажора, к разладу и гибели.
Метки:
искусство
музыка
-
Запись понравилась
-
0
Процитировали
-
0
Сохранили
-