– почти двести лет. За два века расписано почти два миллиона подносов, но нет среди них двух одинаковых рисунков.
Жостовская фабрика стала известна на весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.
Жостовская роспись— русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
Жостовов настоящее время это деревня в Мытищинском р-не Московской обл. С конца XIX – начала XX в Жостово – центр народно-художественного промысла – декоративной живописи маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком.
Основателями жостовского промысла принято считать братьев Вишняковых. В прейскуранте 1875 года записано «Заведение… лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»
И вот что интересно, технология изготовления подносов с тех пор принципиально не изменилась. Да и живописцы пишут всё также беличьими кисточками, полупрозрачными красками, и букеты их всё так же светятся изнутри. Каждый рисунок подписан, но подпись художника бывает так искусно спрятана в букете, что найти её – настоящая головоломка.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-й век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
Музей Жостовской фабрики. Вывеска. Конец XIX века
Особенности жостовской росписи
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.