-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вера_Лещенко

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2009
Записей: 223
Комментариев: 259
Написано: 558


«Bellacord-Eleсtro» - великолепное звучание

Воскресенье, 05 Февраля 2012 г. 18:50 + в цитатник

ИСТОЧНИК:

http://www.russkije.lv/ru/journalism/read/o-dorogeyeva-gram-records/


Грампластинки в Риге

Ольга Дорофеева


Приглашаю на прогулку по тем местам Риги, 

где  в начале 20 века и в относительно недавние времена записывали 

на грампластинки голоса любимых исполнителей популярных  романсов и песен, 

прекрасные мелодии, классическую музыку .


Черные  шершавые диски грампластинок были в  прошлом веке непременной вещью в каждой семье. Любимые спутники молодости старшего поколения,    казалось, что они были всегда и будут долго радовать.  Но со временем постепенно их вытеснили магнитофонные кассеты,а потом  диски.  На  излете 20 века сотни тысяч людей покидали Латвию и  грампластинки,уже не нужные, стопками выбрасывали в мусорники.  И все же  во многих домах латвийцев они еще сохранились. У кого на антресолях, у кого-то на книжных полках рядом с любимыми книгами.. И мало кто знает, что самое первое производство грампластинок в Российской империи было налажено именно в Риге.

        
  Товарный знак фирмы "Граммофон"                                                  Штаб-квартира "Граммофон".  Лондон                

Произошло это знаменательное событие в 1901 году. Английское акционерное общество «Граммофон» организовало  здесь первую  в царской России фабрику грампластинок. Название рижской фабрики звучало сентиментально— "Пишущий Амур".  Выпускали в Риге и граммофоны. Роскошные граммофоны изготавливали из красного дерева и обильно инкрустировали, а рупоры делали из чистого серебра.   Их стоимость доходила до тысячи рублей. Демократичные граммофоны собирали поточно из недорогих комплектующих деталей. Один из них хранится в коллекциях  рижского городского музея. В экспозиции музее югендстиля , представляющей красивую квартиру начала 20 века, можно увидеть роскошный старинный граммофон. Чтобы послушать любимого певца или певицу слушателю приходилось вращать ручку граммофона. Звукозаписывающие фирмы разработали тогда стандарт, согласно которому скорость вращения пластинки равнялась 78 об/мин. Это обеспечивало оптимальное воспроизведение 3-минутных записей .  Вслед за Ригой вскоре на территории России было открыто  еще 4  представительства фирмы "Gramophone": В Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве,  Тифлисе .  

                                                                                                                                                                                           

Стоили граммофоны недешево, разброс цен был достаточно большим — от 14 до 650 рублей и выше. Разброс цен на грампластинки составлял от 2 рублей до 15 рублей. Первые грампластинки  были довольно тяжелыми. Говорят, что весили до 400 граммов. Они были односторонними . Сначала диски штамповали из целлулоида, эбонита и каучука. Было перепробовано множество различных веществ и субстанций, и в итоге решили остановиться на натуральной смоле, называемой шеллак.  

Точный состав грампластиночной массы и технология записи охранялись как торговый секрет, который разглашению не подлежал. Доступ к тайне имел лишь узкий круг специалистов.  И тем не менее, не успело  рижское руководство Акционерного Общества "Граммофон", подсчитать первые доходы, полученные от реализации дисков в России, как по их деятельности был нанесен серьезный удар – в продаже появились подделки. Многочисленные мелкие фабрики, занимавшиеся почти исключительно подделкой  записей фабрик  акционерного общества «Граммофон» возникли в России. Их появлению способствовал огромный спрос на « говорящие и поющие  машины» и пластинки к ним.

Первое масштабное производство пиратских грампластинок было организовано в Москве компанией "Нэографон" в 1902 году.  Все делалось предельно просто.

В магазине покупались самые новые и популярные грампластинки АО "Граммофон", с них снимали гальванические копии, и спокойно печатали огромными тиражами. Никаких затрат на запись артистов, на рекламу, естественно, не делалось. Пластинки распространялись по московским магазинам и лавкам, отсылались на периферию. Масштабы производства были таковы, что "Нэографон" даже открыл свой собственный филиал в Санкт-Петербурге .

Рижский «Пишущий амур» продолжал успешно работать  и также как фабрика в Ганновере был крупнейшим для того времени производителем пластинок фирмы "Gramophone".

Благополучное производство грампластинок в Риге закрыли в 1914 году из-за событий Первой мировой войны. Фабрику   эвакуировали в Россию.

Производство пластинок в Риге наладили вновь только в  начале   1930-х годов благодаря молодому латышскому предпринимателю  Хелмару Рудзитису  . Было ему тогда 29 лет. Знаменитый композитор Маргер Зариньш в рассказе об  Агенскалне писал, что  Хелмут Рудзитис в 1931 году был еще студентом юридического факультета Латвийского университета.   Благодаря удачной издательской деятельности,начатой им еще в 23 года, Рудзитис сумел заработать  хорошие деньги и пустить их на новое дело — на производство грампластинок и  елочных игрушек. На эти товары был большой спрос.

         
 ↗ Хелмар Рудзитис (Helmārs Rudzītis). 1930 год              ↗ Рижская фабрика грампластинок. 1931 год
 

Он закупил необходимое оборудование  в Берлине у обанкротившейся фабрики «Фокс».  И в 1931 году открыл фабрику   по производству грампластинок и елочных игрушек  на левом берегу Даугавы на улице Калнциема в доме под номером 40.

          

↗ Деревянные постройки по улице Калнциема, 35-37


↗ Улица Калнциема

 Этот участок улицы Калнциема сейчас имеет весьма привлекательный вид. Красиво отреставрированы старинные деревянные дома под номерами 33, 35, 37. Они стали украшением улицы Калнциема. Владельцы земли - наши современники братья Дамбурги могли бы снести эти  поизносившиеся деревянные постройки. Тем более, что их снос был предрешен еще в 80-х годах 20 века. Но братья Мартиньш и Карлис родились и выросли в Задвинье, впитали романтический дух этого предместья. И постепенно восстановили этот квартал своими силами и средствами. 

Дом под номером 40, представляет собой двухэтажное здание с высокой черепичной крышей и по облику напоминает крестьянский жилой дом. Здание было возведено по проекту известного латышского архитектора Константина  Пекшена в 1907 году. Вы наверняка знаете другие его постройки. Например, дом на улице Альберта, где находится Музей югендстиля. Талантливый зодчий Константин Пекшен построил в Риге много прекрасный зданий. Дом  по улице Калнциема 40, где было начато первое латвийское производство грампластинок, тоже симпатичный. До Первой мировой войны там располагалась фабрика про производству электрических лампочек и принадлежала акционерному обществу «Люкс». После Первой мировой войны там были разные производства. Рудзитис назвал свою фабрику «Bellacord-Eleсtro». Первое слово означало, что звучание пластинок будет великолепным, второе — что выпущены они на электронном оборудовании".  Но первым пластинкам Рудзитиса было далеко до совершенства. Они скрипели, пищали. Рудзитис сменил не одного инженера, пока не добился желаемого результата. В 1934 году латвийские пластинки с успехом были представлены на выставке в Стокгольме.

   

"Беллакорд" тиражировал в основном танцевальную музыку. Потому как спрос на нее был самый большой.  На «Беллакорде» записывались Александр Вертинский  и  Петр Лещенко. Пластинки с его записями звучали по всему миру и успех его  был огромен. Популярность пришла не только к Лещенко. Знаменитыми стали и авторы его песен. Например, Оскар Строк. Его  «Лунную сонату» , «Черные глаза» старшее поколение помнит до сих пор.

    

В 1940 году после известных событий фабрику национализировали и передали в распоряжение Латвийского Радио. С 1941 года фабрика стала называться Рижским фабрикой грампластинок и стала самостоятельной. Следующие перемены произошли в 1958 году. Фабрика получила имя «Лиго» и просуществовала с этим именем до знаменательного 1964 года. Тогда была создана всесоюзная фирма «Мелодия». Фирма «Мелодия» стала монополистом на рынке грампластинок в Советском Союзе. Она состояла из четырех фабрик в Москве, Ленинграде,Ташкенте и в Риге. «Лиго» вновь переименовали в рижскую фабрику грампластинок с подчинением фирме «Мелодия». Вскоре заводы грампластинок приступили к выпуску пластинок с 45 оборотами.  Понадобились новые проигрыватели для радиол. Граммофонные блоки, диск которых должен был сделать 78, 33 и 45 оборотов в минуту, первыми в СССР стал выпускать Рижский электромеханический завод. Он же  снабжал этими устройствами радиозавод им. А.С.Попова и завод «ВЭФ».


 РИЖСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД. 

Биография завода изложена в лучших советских традициях, 
но за рапортами и парадной риторикой - образцы изделий завода
и процесс их создания, что делает видеоролик исторической ценностью. 

Рижская студия грамзаписи своего помещения поначалу не имела и записи осуществляла в ауле Латвийского университета.  А с1966 года студия грамзаписи разместилась в национализированной Реформатской церкви. Это в Старом городе на улице Марст

   

 Рига. Улица Марсталю, 10.  Рижская евангелически-лютеранская церковь братьев-реформатов 

 На фото справа - позади танка современное фото церкви   (фото с сайта www.vietas.lv)

Полуразрушенную церковь отремонтировали и Рига получила  отличное помещение для студии потому что у этого здания великолепная акустика. По  утверждению специалистов, такого помещения не было ни в Таллинне, ни в Вильнюсе. Музыкальные вкусы покупателей пластинок советского времени отличались от нынешних. Записи музыки серьезного жанра, как говорили тогда, продавались лучше, чем теперь. Огромным спросом пользовались записи органной музыки Домского собора и не только его. Охотно покупали записи  других исторических органов Латвии. Например, церквей  Айзпуте, Руцавы, Эдоле. Всегда была востребована музыка Раймонда Паулса. Журнал «Легендас»  приводит  следующие цифры -  с1969 года по 1990 рижская фабрика  выпустила 32 пластинки с записями музыки Раймонда Паулса.

В новые времена Второй независимости Латвии реформатскую церковь передали лютер-евангелической общине. Теперь там молодежный центр. А фабрика грампластинок в 1992 году была приватизирована, переименована в RIToni  и к  1999 году обанкротилась.

Но есть еще грампластинки рижской фабрики и со временем они станут раритетом.

А пока всем приятной прогулки по  Задвинью и по Старому городу, где остались еще следы и воспоминания о былой славе первого в Риге и во всей царской России производства грампластинок.

ПРИМЕЧАНИЯ

① Илья Дименштейн. «Bellacord-Eleсtro» - великолепное звучание. "...Сведения об истории этого предприятия я нашел в воспоминаниях его основателя Хелмара Рудзитиса. Написал он их в эмиграции в Америке в 1984 году. В 1920–е имя Рудзитиса гремело по стране — он был владельцем крупнейшего в Латвии книжного издательства "Грамату драугс". Позднее неожиданно решил заняться новым делом. ...Однако вначале пластинкам было далеко до совершенства. Скрипели, пищали. Рудзитис сменил ни одного инженера, пока не получилось то, что он задумывал. В 1934 году на выставке в Стокгольме были представлены и латвийские пластинки. "А не могли бы вы поставить что–нибудь?" — попросил принц Густав Алберт, оказавшийся среди посетителей. "Великолепно", — сказал он после прослушивания и пожал Рудзитису руку. "Я ее неделю не мыл", — говорит глава фабрики. Качество рижских пластинок было отмечено и два года спустя на выставке в Брюсселе. Там предприниматель из Латвии познакомился с известным исполнителем цыганских романсов, эмигрантом из России Морфесси. Всю ночь они просидели в ресторане. На "Беллакорде" в основном тиражировали танцевальную музыку. Она в то время пользовалась самым большим спросом. Что касается песен, то в начале ориентировались на латышскую аудиторию — записывали национальных исполнителей. Позднее, Рудзитис познакомился с Петром Лещенко и предложил записаться на "Беллакорде".
Успех был колоссальный. Пластинки с записями певца вскоре зазвучали по всему миру: в Бухаресте, Берлине, Париже, Нью–Йорке, Шанхае. Специалисты отмечали особо "фоногеничный голос", а завистники стали называть Лещенко "пластиночным певцом".
Популярность пришла не только к нему. Знаменитыми стали и авторы его песен: Оскар Строк, Марк Марьяновский (последний, тоже наш земляк, написавший "Марфушу", "Татьяну", "Кавказ" и другие мелодии, погиб в 1944–м в концлагере Бухенвальд).
Жизнь старого "Беллакорд — Электро" не закончилась и после войны. В советское время на этом предприятии уже под другим названием (Рижская фабрика грампластинок, потом — "Мелодия") вновь выпускали пластинки. Их знали во всей стране — это была одна из лучших пластиночных фабрик в Советском Союзе.
 Хелмар Рудзитис в 1944–м покинул родину. В конце концов осел в США, где и написал воспоминания. В них много язвительных и не всегда справедливых оценок советской Латвии, но понять автора можно — он потерял фабрику.
…Не так давно на улице Калнциема отреставрировали деревянные дома. "Наша визитная карточка", — говорят чиновники. А может, не это визитка города на Калнциема? "Беллакорд — Электро" — вот здание, которое надо показывать гостям. Пока там даже нет мемориальной доски.

 В Российский  государственный  архив   фонодокументов  вошли грампластинки «Bellacord-Eleсtro», записанные до 1940 года. Основной тематический массив составляют записи латышских народных песен и танцев. Такие песни как "Выпьем, братцы”, "Сидела девушка”, "Что ты плачешь”, "Моя матушка”, "Сажала черемуху”, "Прекрасные цветы”, "Дуй ветерок”, "Где ты была, красавица?”, "За речкой блеют ягнята”, "Мой конек”, "За озером белые березки”, "Я девушка как роза”, "Баю-бай, медведь”, "Быстро течет речка”, "Рожь росла”, "Молотись само, Господне добро” и др. звучат в исполнении латышских певцов Р.Зоммера, Х.Лусиса, М.Ветры, В.Озолса, Т.Матисса, Л.Вальдманиса, В.Стоттса и др. Оркестр под управлением А.Винтера исполняет латышские народные танцы: "Овсяный танец”, "Ладонь”, "Круглый месяц”, "Крест на крест” и др.

Есть в фонде грамзаписи оркестрового исполнения классических музыкальных произведений. Этих записей немного. Например, в исполнении оркестра Берлинской государственной оперы под управлением М. фон Шиллинга звучат "Итальянское каприччио” П.И.Чайковского и увертюры из опер Ж.Бизе "Кармен” и Дж.Россини "Севильский цирюльник”; оркестр под управлением О.Кермбаха исполняет музыкальные фрагменты из опер Р.Вагнера "Тангейзер” и П.И.Чайковского "Евгений Онегин”; струнный оркестр фирмы "Беллакорд” исполняет фантазии на темы оперы Дж.Пуччини "Чио-Чио-Сан”.
Большое место в фонде занимает эстрада. В основном, это песни в исполнении П.К.Лещенко (баритон) ("Алеша”, "Андрюша”, "Вернись”, "Возле леса у реки”, "Два сердца”, "Друзья”, "Звуки гитары”, "Лола”, "Любимая”, "Марфуша”, "Метелица”, "Миша”, "Мусенька”, "Настя”, "Не уходи”, "Прошка”, "Рюмка водки”, "Стаканчики граненые”, "Татьяна”, "Уйди”, "Утренний рассвет”, "Цыган” и др.), К.Т.Сокольского (тенор) ("Вино любви”, "Гармошка”, "Голубые глаза”, "И кто его знает”, "Любовь Маруси”, "Палестинское танго”, "Песни моряка”, "Скажите, девушки”, "Я люблю Полли” и др.), хора Дана ("Ванька-встанька”, "Когда Неаполь спит”, "Мариша”, "Спи, мое бедное сердце”, "Что нам осталось от лета”) и ряда латышских эстрадный исполнителей — П.Закса ("Если ты розы рвешь”, "Когда слезы иссякнут”), мужского хора студентов под управлением Т.Рейтера ("Светит месяц”, "Стонет Двина”), джаз-оркестра фирмы "Беллакорд” (танго "Последний танец” и "Флорентийские ночи”) и др.

 Автор явно ошиблась, конечно же, речь идет о "Синей рапсодии".

В Российском  государственном  архиве  фонодокументов хранятся  пластинки Рижской фабрики грампластинок "Ligo” ("Чайка”), которые  были произведены с граморигиналов фирмы "Мелодия” для продажи только в Латвийской республике. Записи сделаны не ранее 1956 года.Основную массу составляют записи зарубежной эстрады: фокстрот "Кенгуру” в исполнении гитариста Леса Пола, пьеса "Не верю” в исполнении танцевального оркестра Венгерского радио под управлением И. Шолдаша, песни "Мама, йо керо” (исполняет Г. Гоуларт), "Не жди громких слов от меня” (поет А.Феди), "Андалузия” (поет М.Мартинес), "Лети, голубка” (поет Д. Фойани), "Ты одна в мире” (поет Р. Матей), "Диги-Дон” (поет вокальный квартет "Чеянда”), "Шармен” (поет вокальный квартет "ДакДанс”) и др.

Из записей советской эстрадной музыки - песни Э.С.Колмановского  "Я люблю тебя жизнь” в исполнении М.Н.Бернеса и  "Двадцать крошечных пальчиков” в исполнении вокально-инструментального ансамбля "Дружба” под управлением А.А. Броневицкого.

 

© http://petrleschenco.ucoz.ru/


 

Метки:  

Процитировано 3 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку