-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Колено Леви

Суббота, 26 Мая 2012 г. 13:10 + в цитатник

ЛЕВИ́ (Левий)- третий сын Иакова от Лии (Быт. 29:34), родоначальник одноименного колена.

 леви2 (524x700, 253Kb)

Леви с братом Шимоном жестоко отомстили жителям Шхема за бесчестие, нанесенное сыном местного царя их сестре Дине (Быт. 34).

Убийство жителей и разграбление города навлекли на Леви и Шимона гнев Иакова (Быт. 49:5–7).

Колено Левии – левиты, было единственным, не получившем надел и находилось в зависимости от своих братьев. Это положение не позволяло левитам выродиться в замкнутую, гордую своим богатством жреческую касту, как бывало у других народов древнего Востока. Их материальная зависимость от приношений народа рассматривается в Библии как особый знак отличия (Втор. 10:9; 18:1–2).

"И сказал Господь Аарону: в земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них: Я — твоя доля и твой надел среди сынов Израилевых. А сыновьям Леви, вот, дал Я всякую десятину от Израиля в надел за службу их, которую они несут у соборного шатра... по уставу вечному в роды ваши; а среди сынов Израилевых не получат надела..." (Чис. XVIII, 20-23).

Однако левитам были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать своё священство десятинами и пожертвованиями.
      Аарон – старший брат Моисея. Как представитель рода левитов, был наделен особыми функциями: во время скитаний израильтян в пустыне он выступал в качестве первосвященника.
Согласно легенде, в споре за первенство между 12 коленами Израилевыми, глава каждого принес жезл. На следующий день обнаружилось, что принесенный Ааороном жезл колена левитова расцвел миндальным деревом. Жезл Аарона обладал и другими чудесными способностями. К примеру, он мог превращаться в змею, пожирая прочих змей.

 л2 (263x306, 54Kb)

Священнослужители разделялись на две степени. К первой степени относились священники (коэны, кохены), происходившие исключительно из потомков Аарона по прямой мужской линии. Они имели собственную иерархию (первосвященник, заместитель, ключники, казначеи и т. д.).

Ко второй степени священства относятся те члены колена Левия, которые не являются потомками Аарона, и они называются левитами.

Спустя год после Исхода из Египта было завершено сооружение Скинии. Скиния (еврейск. "шалаш", греч. skeno), место общественного богослужения древних евреев, походный храм, по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае.

Скиния была призвана играть важную роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу.

 л3 (285x293, 52Kb)

Храмовые жертвоприношения совершались коэнами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании Скинии, а впоследствии — Храма.
На левитах лежали обязанности сопровождения хоровым пением с инструментальным аккомпанементом обрядов жертвоприношения, приготовление жертвенных животных, охрана входов в Храм, открытие и закрытие массивных храмовых ворот, надзор за соблюдением порядка на Храмовой горе и т. п.

 л7 (304x394, 75Kb)

В средние века возник обычай, предписывающий левитам возливать воду на руки коэнов перед тем, как те благословляют молящихся.

Как и коэны, все группы левитов  делились на двадцать четыре смены, которые менялись в Храме каждую неделю. Этот порядок просуществовал до разрушения Второго Храма. Сохранилась за левитами. и обязанность обучать Торе.

 «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих» (Числ. 2:1-2).

 л4 (591x411, 129Kb)

Эмблема на знамени Леви: нагрудник первосвященника с двенадцатью драгоценными камнями на фоне белой, черной и красной полосы.

Одной из наиболее важных одежд первосвященника был «хошен» — нагрудник, на котором находились три ряда драгоценных и полудрагоценных по четыре камня в каждом ряду. Всего — двенадцать камней по числу колен Израилевых. На каждом камне было вырезано имя одного из сыновей патриарха Иакова, родоначальников израильских колен. На нагруднике или внутри него помещались урим и туммим (Исх.28:30), при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21). В Библии не упоминается их цвет, поэтому точное определение невозможно.

 л5 (376x480, 97Kb)

Единственный источник, указывающий цвета украшавших эфод камней, — сравнительно поздний Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7):
«…каждый имел знамя особого цвета, соответствовавшего цвету драгоценного камня на груди Аарона…

Камнем Реувена был одем, и цвет его знамени был красным, и на нем была вышита мандрагора.

Камнем Шимона был питда, и его знамя было зеленого (жёлтого) цвета…

Камнем Леви был барекет, и его знамя было на треть белым, на треть черным и на треть красным…

Камнем Иехуды был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба…

Камнем Иссахара был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма…

Камнем Звулуна был яхалом, и цвет его знамени был белым…

Камнем Дана был лешем, и цвет его знамени был похож на саппир…

Камнем Гада был ахлама, и цвет его знамени был… пурпурным…

Камнем Нафтали был шво, и цвет его знамени был… смесью белого и черного цветов… Камнем Ашера был таршиш, и цвет его знамени был подобен цвету драгоценного камня, каким женщины украшают себя…

Камнем Иосифа был шохам, и цвет его знамени был угольно-черным…

Камнем Биньямина был яшфе, и цвет его знамени был… смесью всех двенадцати цветов…»
Однако, даже если считать это описание достоверным, определить эти камни затруднительно, поскольку в древности камни в основном различались по цвету и в какой-то степени по твёрдости, часто под одним и тем же названием подразумевались камни, относящиеся к различным минеральным видам; в то же время камни, являющиеся разновидностями одного минерала, могли считаться разными.

 

Я пересмотрела множество источников, трактующих минералогию камней на нагруднике первосвященника. В большинстве источников утверждается, что колену Леви соответствовал изумруд. 

При рассказе о камнях, украшавших хошен, постоянно упоминаются «урим и туммим». «Урим и туммим» были одним из трёх, наряду со сновидениями (1Цар.28:6) и пророчествами, дозволенных способов предсказания будущего во времена становления еврейского народа.
Наиболее позднее упоминание об «урим и туммим» относится ко времени Давида.  По возвращении из вавилонского пленения, когда использование урим и туммим прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Езд.2:63).

В Библии нет описания ни самих урим и туммим, ни способа их использования, Известно только, что «урим и туммим» вкладывали в наперсник первосвященника (Исх.28:15-30; Лев.8:8).

Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало понятие «жребий».

Зодиак

Я пересмотрела множество источников, пытаясь выяснить, какой же знак зодиака относится к колену левитов.

Мнения самые разнообразные:

«… коэны (и все колено Леви) не входят в число двенадцати колен Израиля, которые, в свою очередь, соответствуют месяцам года. Коэны, представители всего еврейского народа, отражают духовный источник каждого из двенадцати колен Израиля. Особенно это справедливо по отношению к колену Беньямина, ибо в его владении находился Иерусалимский Храм, где служили коэны. В силу этого, взаимосвязь между коэнами и коленом Беньямина можно уподобить взаимоотношениям между телом и душой… Символ месяца кислев — лук войны — происходит от радуги (на иврите слова «лук» и «радуга» пишутся одинаково — «кешет»), символа предшествующего месяца хешван (знак мира между Всевышним и его созданием). Два лука (полукруга) соединяются вместе и образуют полный круг — букву самех, символ месяца кислев».

«…колено Леви занималось обслуживанием Храма и заботой о религиозных нуждах еврейского народа. Вместе с тем, сам Леви, родоначальник колена, сын Яакова, отличался гневливостью. Так в нем проявился двойственный характер Близнецов…»

«В недельном чтении Бемидбар описывается расположение станов сынов Израиля при их странствовании по пустыне. “И Г-сподь сказал Моше и Аарону, говоря: Каждый при знамени своем со значками отчего дома их да стоят сыны Израиля станом; поодаль от шатра соборного стоять им станом вокруг. А стоящие станом впереди, к востоку: знамя стана Йегуды по ополчениям их… А стоящие подле него станом: колено Иссахара… Колено Звулуна… Знамя стана Реувэна к югу, по ополчениям их… Подле него стоять станом колену Шимона… Затем колено Гада… Когда двинется шатер соборный, стан Левитов да будет в середине станов; как они стоят, так и ходить им, каждый на своем месте под знаменами своими… Знамя стана Эфраима, по ополчениям их, к западу… И подле него колено Менаше.. Затем колено Биньямина…Знамя стана Дана к северу, по ополчениям их… Стоящие же станом подле него: колено Ашера… Затем колено Нафтали, и начальник сынов Нафтали… А Левиты не вошли в исчисление среди сынов Израиля, как Г-сподь повелел Моше” (Бемидбар, 2:1-33).

Итак, сыны Израиля располагались четырьмя станами в соответствии с четырьмя сторонами света: на востоке располагался стан Иегуды (Иегуда, Иссахар, Звулун), на юге стан Рувена (Рувен, Шимон, Гад), на западе стан Эфраима (Эфраим, Менаше, Биньямин) и на севере стан Дана (Дан, Ашер, Нафтали). В центре же находился стан колена Леви.

Действительно, порядок перечисления колен Израилевых по тому, как они располагались при своем странствовании в пустыне, был приведен к зодиакальному кругу.

Так месяц Нисан (знак Овна) соответствует Иегуде; Ияр (Бык) - Иссахару, Сиван (Близнецы) - Звулуну; Тамуз (Рак) - Реувену; Ав (Лев) - Шимону, Элул (Дева) - Гаду; Тишрей (Весы) - Эфраиму, Хешван (Скорпион) - Менаше, Кислев (Стрелец) Биньямину; Тевет (Козерог) - Дану, Шват (Водолей) - Ашеру, Адар (Рыба) - Нафтали.

Связь этих месяцев (зодиаков) с временами года и стало быть со сторонами света очевидна.
Однако, закрепленность того или иного месяца за каким-либо из сыновей Иакова  не была обусловлена тем, что каждый из них именно в данный месяц родился. Поскольку корреляция между чертами характера родоначальников колен и зодиакальными характеристиками признаются, нам следует заключить, что каждый из братьев свободно сформировал свой характер, сам задал свой психологический тип, и лишь затем, задним числом сообразно своим достижениям был к тому или иному зодиаку приписан».

 «Зодиак состоит из 12 традиционных знаков. Как есть 12 колен Израилевых, так есть 13-е колено -Левиты. Каждому колену Израилеву соответствует один из 12-и знаков Зодиака.

Но есть 13-е колено - Левиты.

Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен.

Таким образом, как есть 13-е колено Израилево, так есть и 13-знак Зодиака - Змееносец.

Подобно тому, как у Левитов нет своего надела земли в Израиле, так у Змееносца нет своего надела в Зодиаке.

30 градусов Змееносца разбросаны по всему Кругу. Единственный отрезок Зодиака, где градусы Змееносца идут подряд - последние 7 градусов Скорпиона и первые семь Стрельца. Это, так называемый, "Сожженный путь". Остальные градусы разбросаны.

Подобно Левитам, предназначение Змееносца – избранность».

Вопрос изображения какого-то знака зодиака на листе, посвященном колену Леви, пришлось опустить, дабы не совершить ошибку.

 

Лист композиционно построен по аналогии с мизрахом (буквально «восток»)- таблицей, которая вешается на стену в направлении расположения Храмовой горы в Иерусалиме, куда следует обращаться лицом во время молитвы. То же название носят в странах Запада стена синагоги и декоративная табличка, которой отмечается эта стена в некоторых синагогах и частных домах.

"Мизрахи" были одной из самых распространённых форм еврейского народного искусства на Украине и в Польше в ХIХ веке. Их украшали символическими изображениями животных и растений.

Мотивы и символы мизрахов были, вероятно, заимствован из титульных листов еврейских печатных книг ХVI-ХVII вв., изданных в Венеции, Амстердаме, Праге. Титульный лист еврейских книг назывался  «шаар», то есть врата, а внутри декоративных порталов на первой странице помещалось краткое содержание книги.

Шаары европейских издательств стали образцом для титульных листов книг из еврейских типографий Галиции, Волыни, Подолии ХVIII-ХIХ вв. Эта печатная книжная графика оказала, в свою очередь, влияние на оформление шааров еврейских книг, которые изготавливались в Подолии и на Волыни вплоть до двадцатого века.

            Декор мизраха аналогичен декору Арон Кодеша- шкафа для хранения свитков Торы в синагогах.  Арон-Кодеш символизирует Ковчег Завета и является главным художественным элементом интерьера синагоги и находится на ее восточной стене.

Во всех Арон-Кодешах, встречаемых в синагогах, изображениях на ритуальных изделиях из серебра и бронзы,  на вытынанках -вырезках из бумаги, парохетах (занавесах в синагоге), каменных надгробиях, а особенно при украшении титульных листов рукописных и печатных книг мы встречаем изображение портала.

Над изображением портала часто мы видим надпись: "В эти ворота войдут праведники". Вся композиция как бы символизирует вход в Храм, обновление которого есть основная мессианская идея иудаизма. Различные декоративные традиции в изготовлении священного шкафа связаны с влияниями различных культур народов, среди которых проживали евреи.

Например, в Германии XVIII в. были приняты шкафы в барочном стиле: с колоннами, пилястрами, фронтонами и вазами. В восточно-европейских синагогах  на Арон-Кодешах изображались львы, птицы, орлы и олени.

Традиции оформления Арон-Кодешей, титульных листов рукописей и печатных книг, их изобразительный ряд и символика прочно вошли в еврейское искусство.

Образ Храма, память  о Храме, стремление к возрождению, к возвращению к земле предков - неотъемлемая часть еврейской веры, всего еврейского искусства.

Несколько слов о символике.

Популярнейшей гербовая фигура в геральдике многих народов- лев.

 л1 (528x552, 139Kb)

Христианами эта эмблема трактовалась очень широко: он олицетворял и господство, и царское достоинство, и воинскую доблесть, и силу веры, и т.д., и т.п. В еврейской же культуре лев всегда понимался очень конкретно – как лев Иуды, одного из сыновей Иакова. Такое прочтение связано с предсмертным благословением Иуды Иаковом (Быт. 49:8-12). Считалось, что Мессия также будет принадлежать к колену Иудину и роду царя Давида.

Итак, изображение льва на множестве образцов еврейского искусства  может толковаться или как указание на принадлежность к еврейству, или на принадлежность к колену Иуды, или как выражение мессианских чаяний.

Кувшин - принадлежность к роду левитов - их почетная обязанность омывать руки коэнам во время службы. руки, поднятой для священнического благословения (на надгробии коэнов) или держащий

Корона над каким-либо символом подчеркивает его высокое значение.

Потерявшие царство на земле, евреи венчают материальной короной свитки Торы. Форма “Кетер-Торы” строго не определяется. Чаще всего она двух- или трехъярусная, своей концентричностью создающая устремленность вверх.  

В «Законах изучения Торы» Маймонид- выдающийся еврейский философ и богослов — талмудист, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы. пишет: «Народ Израиля украшен тремя коронами — короной Торы, короной первосвященства и короной царственности. Первосвященство было отдано Аарону… царственность дарована царю Давиду… а корона Торы ждет весь народ Израиля… и по своему величию она превосходит две другие».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЭНОВ

 л6 (394x215, 49Kb)
Из всех «еврейских» жестов самыми известными, пожалуй, являются знаки, используемые коэнами во время благословения евреев в синагогах, хотя увидеть их можно лишь несколько раз в году, когда коэны, лица которых в этот момент должны быть прикрыты, вытягивают руки на высоте плеч под талитом (молитвенный плащ), особым образом раздвигают пальцы и благословляют общину, читая специальную молитву. Этот жест, часто изображают на украшениях, сувенирах и надгробных плитах коэнов.

Пальцы должны располагаться так, чтобы оставалось небольшое расстояние между мизинцем и безымянным пальцем, которые вместе отделены от указательного и среднего.
Во время благословения нельзя смотреть в глаза коэну, чтобы не помешать благословению. Чтобы не отвлекаться и сохранить нужное настроение, коэны опускают на лицо край покрывала-талита. И коэны, и молящиеся в определенные моменты слегка поворачиваются лицами вправо или влево чтобы послать благословение всем молящимся, с какой бы стороны от коэнов они ни стояли.

Есть несколько трактовок жеста Благословления коэнов. Если опустить сложные толкования, то смысл жеста коэнов: "признание, что все на ладони Всевышнего".

Колонны – символизируют разрушенный храм, который обязательно будет отстроен.

У входа в Храм Соломона тоже располагались две колонны. «И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз». 

Смысл этих названий так и остался неясным для ученых, однако форма, высота и внешний вид колонн подробно описываются в Библии (в основном в седьмой главе Третьей Книги Царств). Обе колонны, как и "медное море" и др. сосуды, сделаны были из меди, некогда взятой Давидом в добычу в войне с сирийцами (1 Пар XVIII:8).

Венчающие их шарообразные или чашеобразные капители (3Цар 7:41) в др.-евр. языке носят то же название, что и сосуд (чашечка) для елея, расположенный в верхней части светильника (он упоминается в Зах 4:2,3). Поэтому эти колонны можно рассматривать и как огромные светильники или огненные жертвенники.

Стоящие парами колонны напоминают о египетском обычае воздвигать обелиски такой формы в качестве ворот храма.

В Библии не указывается назначение этих колонн, и на этот счет существуют разнообразные теории: от чисто декоративной до символической функции. Две эти колонны могли символизировать весьма разные вещи:

два столпа,  огненный,  который  освещал путь народу Израиля в пустыне, и облачный,  который скрывал их продвижение  от  врагов их;

пассивное и активное начала, добро и зло, свет и тьму;

крепость и силу

биполярность, двойственную природу божества или двуполую природу андрогинных богов;

Древо Жизни и Древо Знания или Смерти;

взаимодополняющие противоположности в двойственном мире явлений и их равновесное напряжение в совместном действии.

мужское и женское начала;

время и пространство,

духовную силу и силу преходящего,

силу и слабость,

напряжение и расслабление,

движение вверх и вниз,

разум и веру,

власть и свободу,

волю и закон,

а также напоминают, что всякое действие подразумевает противодействие,

всякий свет — тень.

Две колонны могут олицетворять опору Небес и Небесные Врата, через которые нужно пройти, чтобы попасть в храм или церковь. Такое прохождение между двумя колоннами символизирует переход к новой жизни, или в иной мир, в вечность. Такой проход разделяет символическое значение двери или врат.

Стоящие у входа в храм каменные колонны встречались в архитектуре Сирии, Финикии и Кипра; позднее этот стиль был воспринят архитектурой Ассирии и финикийских колоний в Западном Средиземноморье.  

 

http://www.svob.narod.ru/bibl/zilberman/zilberman_ishod7.htm

http://levit1144.ru/forum/57-3154-1

 http://eleven.co.il/?mode=article&a...ry=УРИМ+И+ТУМИМ

http://www.judaicaru.org/encycl/encycl.html

http://www.svob.narod.ru/bibl/zilberman/zilberman_ishod7.htm

http://www.liveinternet.ru/users/2655892/post107449344/

http://nataassa.livejournal.com/136477.html

http://www.jewish.ru/tradition/kabbalah/astrology/2005/06/news994179472.php

 

 

 

Серия сообщений "12 колен Израилевых":
Часть 1 - 12 колен Израилевых
Часть 2 - Колено Леви
Часть 3 - Колено Иегуды
Часть 4 - Колено Завулоново (Звулоново, Звулуново)
Часть 5 - Колено Иссахара
Часть 6 - Колено Менаше
Часть 7 - 12 колен Израилевых

Рубрики:  символика
графика
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 2 пользователям

Zinaida_Khugashvili   обратиться по имени Суббота, 26 Мая 2012 г. 15:50 (ссылка)
Благодарю Вас за интересный пост и отличные иллюстрации!
С наступающим праздником Шавуот!
shavuot1 (591x437, 147Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 26 Мая 2012 г. 16:01 (ссылка)
Zinaida_Khugashvili, спасибо! Кстати, картинка "Шавуот"- тоже моя работа
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 26 Мая 2012 г. 16:09ссылка
Татьяна_Зеленченко, Да, я знаю от Александры Пипикиной. Мне очень нравятся Ваши работы. Благословений и дальнейших успехов Вам в Вашем творчестве!
Аноним   обратиться по имени Суббота, 26 Мая 2012 г. 16:53 (ссылка)
А видели ли посетители другие танины работы? Не пропустите
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Суббота, 26 Мая 2012 г. 16:55 (ссылка)
Ой! Извините, забыл прикрепить ссылку: http://www.liveinternet.ru/users/2881321/post220244611/page1.html#BlCom613854176
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку