-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Сцены терзания

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 23:19 + в цитатник

Итак, сцены терзанья. Почему они так часто встречаются в искусстве, украшают различные предметы? Почему эти сцены присутствуют в культуре многих народов?
Начнем со звериного стиля.
Звериный стиль- это условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке. Происхождение Звериного стиля. связано с почитанием священного зверя, с тотемизмом. Изображение этого почитаемого племенем животного постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы Звериного стиля известны в Египте и Месопотамии в 3-м тыс. до. н. э., в Передней Азии, Индии и Китае — во 2-м тыс. до н. э. На территории СССР древнейшие образцы Звериного стиля известны в Закавказье и на Северном Кавказе и относятся к 3-му тыс. до н. э. Во 2-м тыс. до н. э. Звериный стиль появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде Звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племён Южной Сибири 1-го тыс. до н. э. и первых веков н. э.
Звериный стиль, помимо чисто эстетической, несет в себе огромную смысловую нагрузку. Это своеобразное отражение мировоззрения кочевников, осмысления своего места в окружающем мире и многообразных связей с ним.
 (591x379, 177Kb)

Самое интересное, что не смотря на весьма слабые торговые и культурные связи между отдаленными друг от друга частями света, все же происходило заимствование особенностей и направлений, сюжетов и символов декоративного искусства различными народами друг у друга.
Звериный стиль является одной из характерных особенностей культуры и искусства скифского периода.
Скифский Звериный стиль сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (грифонов). Приёмы изображений различны: гравировка по металлу и литьё, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в Зверином стиле. Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.).
Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных.
 (400x366, 97Kb)
Скифы явно наследуют традиции азиатские, иранские. В X — VII вв. до н.э. складывается иконография знаменитой скифской звериной «триады» — олень с поджатыми ногами, прыгающая пантера, голова грифона.
Период расцвета и зрелости искусства скифов относится еще к VI - V вв. до н.э. и синхронен расцвету средиземноморского античного искусства.
Фигуры «скифских» животных от их иранских собратьев отличает большая динамичность. Декоративный прием размещения фигуры животного или ее элемента внутри силуэта другой фигуры характерен для южнорусских скифских изделий. Усиление абстрактности и фантастичности в зверином стиле Причерноморья в IV и особенно в III - II вв. до н.э.181 некоторые ученные связывают с экспансией сарматов и, соответственно, «сарматских вкусов», очередной волной «восточного» влияния. Налицо стремление сплетать фигуры в некое подобие абстрактных магических знаков, особо акцентируется тема мощи и грозной силы зверя - хищника (подчеркивание мотива когтей, зубов).
В 1-м тыс. н. э. Звериный стиль постепенно утратил своё значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на Западе и мусульманского на Востоке. Некоторые ученые видят в зверином стиле - интернациональный стиль варварской «элиты», «искусство вождей». Изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов (в частности, Западной и Восточной Европы). Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин и др.).
Примечательной особенностью звериного стиля в ювелирном искусстве ранних сармат является мотив "сцены терзания" - нападение хищника на копытное животное. На одной группе предметов показывается сцена, на которой хищник кошачьей породы заглатывает голову оленя.

 (453x300, 68Kb)
Из древневосточного искусства в индоевропейское переходят образы львов, орлов, грифонов, сфинксов и других могучих животных - стражей, охранявших Древо жизни, олицетворявших стихии, считавшихся «прародителями» племен. Украшая одежду воина, его доспехи и оружие, сбрую боевого коня они становятся не только амулетами, но и своеобразными знаками высокого социального статуса владельца.
В греческую вазопись восточные «звериные» мотивы проникают в VIII - VII вв. до н.э. (в период образования греческих колоний на территории Малой Азии «греческая культура пришла в близкое соприкосновение с Древним Востоком, и прежде всего с Месопотамией».

Если говорить о Зверином стиле в искусстве Европы, то варварский звериный стиль демонстрирует совершенно иной подход к зооморфным мотивам . Для характеристики «варварского» искусства Европы I тысячелетия до н.э. — I тысячелетия н.э., используется понятие «евроазийский звериный стиль». В его формировании важную роль сыграли заимствования из скифского искусства.
Вообще «напряженность» является одним из ключевых качеств евроазийского звериного стиля — она служит выражением динамики не столько внешней (изображение движущегося животного), сколько внутренней — тела зверей напоминают сжатые и готовящиеся распрямиться пружины.
34851997_1225979838_Ste_Marie_Souillac_France copy (213x591, 125 Kb)

Это колонна европейского храма.
Весьма характерен для «варварского» искусства мотив «звериного кольца» (в «кольцо» замыкается фигура зверя, птицы или отдельные части их тел), встречающийся в скифских произведениях
 (300x281, 80Kb)
Местом подлинного расцвета зооморфной плетенки в VII в. становятся земли, населенные кельтскими и германскими племенами, в частности, британские острова. Нельзя недооценивать кельтский многовековой опыт комбинирования сложных абстрактных узоров.

 (542x662, 237Kb)
Вернемся, однако к сценам терзания.
Одной из популярнейших в скифском искусстве является сцена терзания хищником копытного животного. Вопреки распространенному мнению, это отнюдь не зарисовки картин сражений животных, наблюдавшихся скифами в степях, поскольку в них участвуют фантастические грифоны и львы, никогда не водившиеся в Причерноморье.
Чтобы понять содержание сцены, необходимо совершить экскурс в историю Передней Азии III тысячелетия до новой эры.
Месопотамские звездочеты, составляя календарь, заметили циклическую смену некоторых созвездий: весной, во время начала полевых работ, на небосклоне в зените стояло созвездие Льва с яркой звездой Регул (царской), а созвездия Плеяд, называвшееся звездой Быка, и Кассиопеи, называвшееся звездой Оленя, исчезали за горизонтом. Это астральное явление стали изображать в искусстве как сцену победы льва (а позже грифона) над быком или оленем и трактовать композицию как символ весеннего возрождения природы. Из Месопотамии эта сцена была заимствована в искусстве других народов, которыми она была переосмыслена и приспособлена к местным мифам, но сохранила свое основное значение синонима возрождения вообще, весеннего в особенности.

 (520x327, 36Kb)

 (698x338, 32Kb)

 (510x429, 20Kb)
Необычайно популярна эта композиция стала у ираноязычных народов, для которых она была символом главного праздника иранцев Ноуруза (Нового года) - дня весеннего равноденствия. В мировоззрении индоиранцев равновесие, циклическая смена явлений в мире обусловлена борьбой противоположных сил, достигающей своего апогея в день Нового года, праздника ежегодно повторяющейся победы бога или героя-родоначальника, обеспечивающего торжество света над тьмой, плодородия над бесплодием.
Судя по тому, что в Причерноморье сцена терзания чаще всего изображалась на золотых парадных предметах, которые археологи находят в царских курганах, можно полагать, что и здесь эта композиция воспринималась и как символ весеннего возрождения, и как царская эмблема.
Поскольку царь считался воплощением героя, Ноуруз стал и днем коронации. У восточноиранских народов Средней Азии, и в Иране, и в Индии Ноуруз остается и поныне одним из самых веселых праздников года. В Скифии же, по словам Геродота, справлялся весенний праздник, многие детали которого совпадают с иранским Ноурузом.

Примеры сцен терзания можно увидеть на культовых произведениях искусства, в частности, на трехъярусной композиции вазы, найденной в Чертомлыке.
Можно говорить о том, что эта сцена часто присутствует в композициях, где изображается Древо жизни. Образ Древа жизни особенно актуален для архаического искусства, тяготеющего к знакам - символам Вселенной. Часто такие композиции обрамлены изображениями хищников, нападающих на травоядных. В образе Древа жизни или мирового Древа ясно представлена картина мира, картин структуры природного космоса с тремя ярусами. В этой модели мира четко определено место представителей различных животных царств.
Весьма логично распределение живых существ по ярусам: небо - ветви — птицы, земля — ствол - травоядные копытные и хищники, реже пчелы, в поздней традиции человек. Корни — поземное царство, подземные воды - хтонические и связанные с водой существа.
Мотив Древа мог быть дополнен изображениями сцен борьбы животных, охоты, иначе говоря, так называемых «терзаний». Животный мир неотделим от мира древесного и растительного: в них происходит постоянный процесс самоуничтожения (в образе «поедания») и самовозрождения жизни»..

В качестве примера давайте рассмотрим знаменитую Чертомлыкскую вазу-амфору.
Нынешний Чертомлык - небольшая железнодорожная станция, расположенная верстах в двадцати от города Никополя. Около двух с половиной тысяч лет назад в этих краях был погребен скифский царь.
С ним, по бытовавшему у скифов обычаю, зарыли жену, рабов, лошадей и имущество. Над могилой насыпали огромный курган, который много веков спустя был назван Чертомлыкским.
26 мая 1862 года к раскопкам Чертомлыкского кургана приступил выдающийся археолог Иван Забелин.
Самой значительной находкой стала большая серебряная с позолотой ваза, известная сегодня во всем мире как Чертомлыкская амфора.
 (309x500, 137Kb)
Изображения на Чертомлыкской вазе - это сложный рассказ, своеобразная космограмма, представляющая три сферы мироздания, объединенные идеей возрождения жизни и бессмертия царя в день весеннего Нового года. Композиция разделена на три сферы: небо, символизируемое сценой терзания, землю с пышной растительностью и весеннее возрождение в сфере людей и зверей, воплощенное в фигурах молодых животных и сценах, связанных со свадебным и царским культом.
Содержание верхнего регистра нам уже известно: это происходящая в небесах в день весеннего равноденствия битва и победа светлых сил над тьмой, возрождение жизни и плодородия. Легко расшифровывается и нижний ярус: древо жизни с сидящими на нем птицами - это универсальный мифологический символ матери-земли.

 (306x550, 107Kb)
В верхних ярусах вазы битвы зверей заменены изображениями людей — охотящихся и воюющих. По мнению исследователей, эту композицию можно рассматривать как вариант «терзания» и акт жертвоприношения.
«Отличие заключается в антропоморфизации мифа: терзание совершается на уровне «человек - зверь».

Собирая материал для этого поста, я натолкнулась и на такое толкование сцен терзания: «Сцена терзания травоядного хищником всегда изображает противопоставление двух видов животных (иногда животного и человека) и насилии одного другим. В священных сценах терзания сходятся два мира - хищник, как олицетворение силы смерти, преисподней, темноты, и травоядное - как образ силы жизни, Мирового древа, света. При этом символика терзания в определенном контексте перерастает в сцену эротического акта. В этой ситуации хищник олицетворяет собой мужское начало мира - «верх», Отца-небо, а травоядное - женское начало, землю, ее материнскую, порождающую функцию.
Древние верили в то, что каждая смерть вызывает новое рождение, оплодотворяет его. Любопытно, что образ хищника идеологически связывался со скифским мечом-акинаком, что и привносило в его символику кровавый окрас осеменяющей смерти, без которой не породить новую жизнь. По сути, эта идеология знакома всем народам в традиционных обрядах инициации. Именно поэтому скифский меч - акинак - в структуре скифских каменных изваяний идентифицировался с фаллосом, символизируя сексуальную, порождающую силу мужчины - главы рода и воина. Терзание хищником травоядного - это одновременно и акт космического жертвоприношения, и акт изначального порождения космоса из хаоса и, по сути, образ Священного брака, в котором (через который) Мать-земля порождает новую жизнь, молодую энергию мира. Отсюда же проистекает жесткая канонизация образной знаковости, предписывавшей сознанию древнего человека определенное, адекватное мифологической идее, сакральное прочтение".

В древнерусском искусстве сцены терзания мы находим в каменной резьбе древних соборов.
Дмитриевский собор во Владимире, построенный предположительно в 1191—97 гг
Резьба по белому камню драгоценной ризой покрывает главу и верхний ярус храма, основной объем «препоясан» широким резным фризом. Густая резьба и на арках порталов. Всего на фасадах Димитриевского собора размещается более 1 тыс. резных камней.
 (699x485, 383Kb)
Между колончатым поясом, вереницей всадников и рельефами царей с героями представлен весь тварный мир. Звери, птицы, деревья и травы внимают царю Давиду у подножия престола.
Лев, барс, грифон, орел — метафоры царственности и покровительства. На фасадах насчитывается 125 крупных изображений льва. Лань и голубица — воплощенные смирение и кротость христианина.
Также представлены изображения оленя, барана, онагра, кентавров, фазанов, павлинов, гусей. Густая «звериная» резьба гирляндами и фризами оплетает арки порталов.

 (698x320, 234Kb)
В декоре Димитриевского собора современные исследователи видят образец устройства мира, преображенный мир, Небесный град, храм, описанный в Книге пророка Иезекииля райский сад. Пластическое богатство собора воспринимается как обращение к внутреннему миру человека, разговор о духовном смысле человеческой жизни.

Однако символика «звериных» изображений приобретает иной характер. С древней схемой Древа жизни оказывается связан ряд важнейших раннехристианских символических декоративных образов, часто встречающихся в живописи катакомб, на рельефах ламп и саркофагов, в миниатюрах таблиц канонов первых иллюстрированных Евангелий, в богатом декоре мозаик наземных церквей. Раннехристианские писатели, в том числе и апологеты, обращаясь к евангельской притче о растущем семени Царства Божия в душе (Map. 4, 26 - 29), трактовали образ родившегося из горчичного зерна дерева как символ Церкви Христовой. Церковь — это «огромное дерево, ветви которого простираются на весь мир (Бл. Августин Иппонский). «На ветвях его свили себе гнезда птицы небесные, то есть Божий ангелы и возвышенные души» (Св. Климент Александрийский). Теперь дерево могло обозначать рай, птицы символизировали души верующих. Новое толкование получили образы предстоящих Древу травоядных четвероногих, представителей наземного яруса мироздания.
С рельефами на тему власти связаны сцены противоборства: человеко-дракон; Никита, побеждающий беса; лев, когтящий лань; вепрь, терзающий оленя; фигурки двух борцов; львы с переплетенными шеями, гуси в такой же позе. На северном фасаде между лап двух львов с одной головой помещена человеческая личина: это «лев-антропофаг», символизирующий душу грешника в лапах Диавола.
 (500x354, 118Kb)
 (489x591, 276Kb)
http://www.ipdn.ru/rics/doc0/DA/a1/1-tro.htm

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000055/st000.shtml
СЦЕНЫ ТЕРЗАНИЯ В СКИФО-СИБИРСКОМ И ХУННО-САРМАТСКОМ ИСКУССТВЕ
Татьяна Николаевна Троицкая
http://www.sedmitza.ru/text/412193.html
http://www.disserstation.ru/DISS2005/16-5.htm
http://arx.novosibdom.ru/node/447
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000055/st000.shtml
http://www.donnu.edu.ua/hist/archgroup/ru/sem3/resume.php
http://bestreferat.com.ua/referat/detail-29101.html
http://www.bashedu.ru/konkurs/kuzeev/zverw.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C
Большая советская энциклопедия


 

Серия сообщений "исследование":
Часть 1 - профессия: художник
Часть 2 - профессия- художник
...
Часть 4 - реклама и инстинкты
Часть 5 - Сюнга- весенние картинки, или эротика по-японски.
Часть 6 - Сцены терзания
Часть 7 - Жду совета
Часть 8 - А вы как думаете?
Часть 9 - Опять про джед. Меня заклинило.
Часть 10 - Два Ноя

Рубрики:  символика
Метки:  

Процитировано 1 раз

agness214   обратиться по имени Вторник, 27 Ноября 2012 г. 00:08 (ссылка)
узнала много нового, спасибо за урок Посвящения.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку